Регистрация

http://konsar.ru - Стружкоотсос, пылеуловители КОНСАР САРОВ УВП-1200, УВП-2000, УВП-3000, УВП-5000, УВП-7000, УВП-1200А, УВП-2000А

Методические рекомендации по проведению проверочных закупок наркотических средств сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел

Проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и злоупотребления ими приобретает в России все более серьезный характер и в ближайшие годы, по прогностическим оценкам, будет обостряться. По экспертным оценкам, на регулярной основе наркотики употребляют до 2 млн. граждан (в основном молодежь). Не менее 200 тыс. из них можно признать наркоманами, т.е. хронически зависимыми от приема наркотических средств. Данные статистики, а также результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что удельный вес этого вида тяжких преступлений имеет заметную тенденцию роста, за последнее десятилетие темпы прироста количества наркопреступлений опережают многие другие виды преступности. Изучение форм и методов борьбы с наркодельцами, используемых отечественными и зарубежными правоохранительными органами показывает высокую эффективность в применении проверочной закупки наркотиков. 

 

 Среди важных направлений борьбы с незаконным оборотом наркотиков, где наиболее успешно могла бы применяться проверочная закупка, опрошенные сотрудники подразделений с незаконным оборотом наркотиков выделили:

 а) разоблачение оптовых сбытчиков наркотиков (67%)

 б) пресечение противоправной деятельности мелких торговцев наркотиками (78%)

 в) реализацию материалов оперативной разработки в отношении      преступных групп наркодельцов (48%)

 

Среди мест, в которых, по мнению опрошенных,  наиболее целесообразно использовать проверочную закупку наркотических средств, наибольшее количество респондентов (75%) назвали квартиры и личные домовладения. Далее в порядке убывания следуют: продовольственные и вещевые рынки – 74%;  кафе, рестораны, бары – 57%;  дискотеки и танцплощадки – 40 %; парки – 37 %; учебные заведения – 27 %; войсковые части – 20 %.

 

На вопрос: У какой категории наркодельцов целесообразно осуществлять проверочные закупки? - , 80%  респондентов  назвали  цыган  и лиц кавказских национальностей. Кроме того,  были  названы  медицинские работники – 61%;  асоциальный  контингент  (ранее  судимые,  проститутки, наркоманы) –  49%,  бизнесмены – 39%; представители театральной «богемы»  и  шоу -  бизнеса – 15 %;  учащиеся – 13%.

 

Проведенные результаты исследования свидетельствуют, что проверочная закупка как оперативно – розыскное мероприятие  имеет достаточно широкую сферу для своего применения и может стать  действенным средством в решении задач борьбы с криминальным наркобизнесом.  В частности, абсолютное большинство опрошенных (95%) рассматривают проверочную закупку как эффективное оружие борьбы  с  незаконным  оборотом  наркотиков и лишь 4 % придерживаются противоположного мнения. В то же время ответы респондентов на более конкретный вопрос:  Какое  место  занял  метод проверочной закупки наркотических средств в деятельности вашего подразделения? -  распределилось  несколько  иначе:  нашел  широкое применения – 14 %;  применяется в отдельных случаях – 42%;  не применяется – 44 %. Таким образом, в практической деятельности подразделений  криминальной  милиции  проверочная  закупка  еще  не  получила должного распространения  и  пока  не  достаточно активно  используется   в   раскрытии  преступлений.

 

Тем  не  менее, это  оперативно – розыскное мероприятие приобретает все большее значение в деятельности подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков российских органов внутренних  дел,  для которых проверочная закупка является относительно  новым и  вместе  с  тем  весьма  важным  методом  борьбы  с незаконным оборотом наркотиков. В практике его применения возникает ряд трудностей, обусловленных, прежде всего, отсутствием достаточного опыта и методического обеспечения.

 

Данные методические рекомендации подготовлены на основе обобщения  результатов  научных  исследований  правовых и организационно – тактических  основ проведения проверочных закупок наркотических средств, а также соответствующего отечественного и зарубежного опыта.

  

1.     Понятие и основные направления использования проверочной закупки наркотических средств

 

Проверочная закупка наркотических средств – оперативно- розыскное мероприятие, связанное с затратным приобретением наркотических   средств   (предметов,   веществ, изделий, продукции, услуг      в      незаконном     обороте   наркотиков)    с  целью   выявления,  предупреждения,  пресечения  и  документирования  преступных действий, задержания с поличным лиц, причастных к совершению наркопреступлений, а также установления  других  обстоятельств,  имеющих  значение  для решения задач оперативно – розыскной деятельности. Проверочная закупка проводится  зашифрованным способом (см.  п. 4.18 Наставления об основах организации и тактики оперативно – розыскной деятельности в органах внутренних дел).

 

Данное оперативно – розыскное мероприятие может осуществляться в вышеназванных целях и решать следующие тактические задачи:

 -  немедленного задержания подозреваемого после получения наркотика «покупателем»;

 - проверки информации о сбыте и т.д. наркотиков и дальнейшей глубокой разработки наркодельцов.

 

От оперативного эксперимента  проверочная  закупка  отличается тем, что последний предполагает создание негласно контролируемых условий и объектов для преступных посягательств в целях выявления и задержания лиц, подготавливающих, совершающих или  совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Разрабатываемый  находится   перед добровольным выбором: совершать или  не совершать преступление, а сотрудник оперативного подразделения использует методы пассивного наблюдения или ненавязчивого предложения. Как при проведении оперативного эксперимента, так и проведении проверочной закупки не допускаются провокационные  действия, направленные на принуждение в любых формах лица на совершение преступления.

 

Проверочную закупку следует планировать и проводить как операцию, основными  структурными  элементами  которой  являются:

· подбор и внедрение лица под видом «покупателя» наркотических средств  (в дальнейшем «покупатель»)  к  наркоторговцу;

· наблюдение за действиями наркоторговца и осуществление постоянной  связи  с  внедренным  «покупателем»;

· документирование   преступной  деятельности  наркоторговца в  ходе  приобретения  у  него наркотиков.

 

 

2.     Правовые основания, цели и условия проведения проверочной закупки наркотических средств

 

Правовыми основаниями для проведения проверочной закупки наркотических средств являются:

· Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года;

· Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 года;

· Приказ МВД России № 004 от 22 мая 1996  года «О мерах по совершенствованию оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел».

 

Статья   6  Закона  «Об оперативно – розыскной  деятельности» относит проверочную закупку к перечню оперативно – розыскных мероприятий и предоставляет возможность сотрудникам органов, осуществляющих  оперативно – розыскную  деятельность, использовать  ее  в целях пресечения и раскрытия преступлений. При этом Закон не предусматривает  необходимость  согласования  с  органами прокуратуры или  судом  правовых  и  организационных вопросов проведения проверочной  закупки.

 

Статья  11  Закона  «О милиции»  предоставляет  право  сотрудникам милиции проводить проверочную закупку для выявления и привлечения к предусмотренной законодательством  ответственности  лиц, занимающихся  противоправной  деятельностью.

 

Наставление об основах ОРД в органах внутренних дел регламентирует основания и общий порядок проведения проверочной закупки  и  расходования  средств  на  эти цели; круг субъектов, участвующих  в  ее  проведении.

 

Основными условиями проведения проверочной закупки являются:

 

1. Получение  достоверной информации о фактах незаконного сбыта наркотических средств. Проверочную закупку рекомендуется проводить в случае, когда информация о сбыте   наркотиков  подтверждена источниками, заслуживающими доверия (например, материалами работы оперативно – поисковых или оперативно -  технических подразделений).

2. Наличие дела оперативного учета для накопления материалов оперативного  характера – агентурных  сообщений, материалов оперативно – поисковых и оперативно -  технических подразделений.

3. Реальность обеспечения конспирации, защиты от утечки информации, сохранения при необходимости в тайне сведений о подготовке  и  проведении  оперативно – розыскных  мероприятий.

4. Надлежащее финансовое и техническое обеспечение проверочной закупки.

5. Достаточность сил для проведения операции, соответствующий уровень подготовки ее участников, наличие разведывательных возможностей и деловых качеств кандидатов, подбираемых на роль «покупателей».

6. Обеспечение безопасности «покупателя» и других участников операции на всех этапах ее проведения.

7. Соблюдение законности при проведении проверочной закупки.     

 

Необходимо иметь в виду, что проверочная  закупка  является по существу мнимой сделкой купли – продажи, совершаемой со стороны правоохранительных органов лишь для вида, без намерения создавать  соответствующие  ей  правовые  последствия (см. ст. 170 и гл. 30 ГК РФ).

Это обстоятельство следует учитывать  при  планировании данной операции и  гражданско – правовой  оценке  возможных  последствий,  т.к.  ее проведение в ряде случаев требует значительных финансовых средств, которые  необходимо  возмещать.

 

3. Организация   проведения   закупки наркотических  средств,  подбор  и  ввод «покупателей»  в  преступную  среду

 

Приступая  к  подготовке  проверочной  закупки  наркотиков,  следует принять меры к предотвращению ситуаций, могущих снизить эффективность  операции  либо вообще  ее сорвать. Практика показывает, что в целях устранения возможности утечки оперативной информации о замысле, сроках проведения и содержании операции должны знать только лица, непосредственно принимающие в ней участие. Не рекомендуется совмещать по месту и времени реализацию проверочной закупки и проведение общих профилактических мероприятий или иных операций другими  службами  милиции, так как это может насторожить наркоторговцев  и  побудить  их  к  отказу  от  сделки.

 

При принятии решения о проведении проверочной закупки сотрудник  оперативного  подразделения  готовит  мотивированный   рапорт  и  постановление (Приложение №1), утверждаемое  руководителем органа внутренних  дел, уполномоченного на осуществление оперативно - розыскной деятельности. В  рапорте  и  описательной   части  постановления   указываются  полученные  сведения и  краткое содержание имеющихся материалов о преступной деятельности наркоторговца, обосновывается со ссылкой на законные основания  (нормативные правовые акты) необходимость проведения данного оперативно - розыскного мероприятия, приводятся расчет привлекаемых сил и средств, данные о «покупателе», наименование подразделения, которому поручается проведение оперативно – технических  мероприятий,  размеры  денежных средств, необходимых для  проверочной закупки наркотиков. Утвержденные рапорт и постановление являются основанием для проведения проверочной закупки  наркотических  средств.

 

Руководитель  органа  внутренних  дел, уполномоченного на осуществление  оперативно – розыскной  деятельности, после изучения данных, изложенных в указанных рапорте и постановлении,  а  также материалов, собранных сотрудником оперативного подразделения, утверждает постановление о проведении проверочной закупки и в установленном  порядке  разрешает  выделение  на  эти  цели денежных средств  со  статьи    9   Сметы   органов   МВД  России.

 

Учитывая определенную тактическую сложность проверочных закупок и возможности наступления опасных последствий для «покупателя», проводимые оперативно – розыскные мероприятия рекомендуется  тщательно  планировать. Поэтому после принятия решения о проведении  проверочной закупки, сотруднику оперативного подразделения  следует  составить  план,  в  котором  определить:

 

· место и время проведения оперативно – розыскного мероприятия;

· лицо (лиц), играющее роль «покупателя», мероприятия по обеспечению его (их) безопасности,  легендированию, соблюдению конспирации, оснащению автотранспортом, техническими средствами (вооружение,  средства  связи,  наблюдения,  звуко – и  видеозаписи) и документами  прикрытия;

· способ  ввода  «покупателя»   в  операцию;

· расчет  состава  групп  прикрытия,  наблюдения  и  задержания;

· меры по обеспечению сохранности денежных средств, выделенных  для  проведения  проверочной  закупки;

· мероприятия по выводу из операции источника оперативной информации;  

· формы  и  порядок взаимодействия с оперативно – поисковыми, оперативно – техническими и другими подразделениями;

· способы оперативной связи между участниками операции;

· последовательность действий групп прикрытия, наблюдения и задержания с учетом возможности экстренного вмешательства в ход операции.

 

Получив разрешение и денежные средства, разработав план проведения проверочной закупки, оперативный сотрудник приступает к непосредственной подготовке операции.                  

Производится пометка специальными средствами денежных купюр, которые предназначены к использованию для оплаты партии наркотиков при проведении проверочной закупки. Пометка денежных средств и их передача «покупателю» происходит в присутствии «понятых», от которых в случае необходимости берется подписка о неразглашении ставших им известными сведений. О произведенных действиях составляется протокол пометки денежных купюр (Приложение №2). В протоколе указывается достоинство (номинал), серия, номер каждой помеченной купюры, вид произведенной пометки, использованное спецсредство, для какой цели предназначены деньги, кому, когда и где переданы для проведения проверочной закупки.

В качестве средств платежа при проверочной закупке могут использоваться рубли, иностранная валюта, другие валютные ценности, предметы, вещества или продукция.

При проведении проверочной закупки в качестве «покупателя» может привлекаться как сотрудник милиции, так и любой другой гражданин, давший согласие сотрудничать с оперативным подразделением при проведении конкретной операции.

В случае привлечения граждан к проведению проверочной закупки в качестве «покупателей», а также очевидцев, специалистов или лиц, оказывающих помощь при вводе «покупателей» к сбытчику наркотиков, проводится их подробный инструктаж.

«Покупатель»  должен  обладать следующими разведывательными возможностями  и  деловыми  качествами:  знать привычки и наклонности, неформальные правила общения сбытчиков наркотиков и наркоманов; разбираться в фармакологических свойствах наркотиков; ориентироваться в коньюнктуре цен «черного рынка» наркотиков; обладать определенными актерскими способностями; уметь быстро заводить  знакомства,  входить  в доверие  к  окружающим;  иметь               в      наличии свободные    денежные   средства; иметь соответствующий внешний вид; располагать автотранспортом и временным жильем (желательно с телефоном).

 

В  преступную  среду  наркодельцов  «покупатель» может вводиться  как самостоятельно, так и с помощью доверенного лица, агента, оперативного сотрудника, внештатного сотрудника милиции, а также любого гражданина, заслуживающего доверия и изъявившего желание  оказать  такую  помощь.

При непосредственном вводе «покупатель» самостоятельно без посторонней помощи, используя свои деловые качества и разведывательные возможности, знакомится и устанавливает доверительные отношения со сбытчиками наркотиков.

Сотрудник оперативного подразделения разрабатывает для «покупателя» соответствующую легенду, как правило, с учетом его биографических данных, личных качеств, интересов, образа жизни и поведения.  Важно, чтобы вымышленные сведения  о «покупателе» были правдоподобны, отвечали потребностям и интересам разрабатываемых, характеризовали  его  как человека нужного этим лицам для реализации их преступных намерений. Для подтверждения легенды «покупателю» могут быть вручены соответствующие документы прикрытия, денежные средства,  различные  предметы,  инструменты  и  т.п.

Ввод «покупателя» с помощью другого лица предполагает содействие в установлении первого контакта со сбытчиком наркотиков. Обычно роль лица, оказывающего помощь при вводе к сбытчику наркотиков, ограничивается представлением «покупателя» наркоторговцу. Как  правило, сразу  же  после  установления   знакомства   указанное  лицо  под  благовидным  предлогом  выводится  из  операции.

На  первоначальном этапе после ввода задача «покупателя» сводится  к  тому, чтобы  войти  в  доверие к наркоторговцу и договориться  о  приобретение  у  него наркотиков.

Затем «покупатель» подробно опрашивается о  достигнутой договоренности  на совершение «сделки купли-продажи»  наркотиков, участвующих  в ней  лицах, условиях  ее  совершения  (время,  место,  вид, цена, количество  наркотика).  Для подкрепления доказательственной базы, по возможности,  надо организовать контрольный звонок  «покупателя» наркоторговцу, в ходе которого обсудить качество и количество наркотика, утонить цену, время и место встречи. Этот разговор зафиксировать с помощью аудиозаписывающей аппаратуры. Если  имеется  возможность, то  на  этом  этапе  операции  целесообразно провести ПТП.

Перед  направлением «покупателя»  для  проверочной закупки наркотиков,  он   досматривается   в  присутствии  понятых  и  в  протоколе     досмотра  (Приложение  №2)   фиксируется  отсутствие у него наркотических   средств,  иных  предметов, оборот которых запрещен. Если «покупатель» отправляется  на  сделку  автомашине, то проводится   аналогичный  досмотр  автомобиля.

Чтобы обеспечить прослушивание и фиксацию разговора с наркоторговцем в ходе сделки, «покупатель» снабжается соответствующими спецсредствами (радиомикрофон, диктофон, видеомагнитофон). В этом случае в присутствии понятых производится пометка  аудио - видеокассеты, на которую будет производиться запись переговоров «покупателя» с наркоторговцем. Факт и процесс пометки кассеты протоколируется с указанием в протоколе (Приложение №2) наименования, фирмы – производителя и серийного номера кассеты и записывающей аппаратуры. При этом необходимо учитывать степень риска обнаружения наркосбытчиком у «покупателя»  записывающей аппаратуры  и  предусмотреть  варианты   действий участников операции в  подобном  случае.

 

При выборе места совершения сделки, где планируется произвести задержание наркоторговца с поличным, рекомендуется придерживаться нескольких правил, способствующих успешному проведению   операции.  В частности желательно, чтобы такое место было:

 

· хорошо просматриваемым и не слишком зашумленным для фиксации (фото- видео – аудиоаппаратурой) обстоятельств совершения сделки;

· труднодоступным для посторонних лиц (случайных прохожих), которые могут спугнуть преступника и сорвать проведение операции;

· максимально затрудняющим контрнаблюдение со стороны преступников и возможности их отхода, когда предполагается задержание указанных лиц в момент сделки или сразу после ее совершения.

 

Время  и  место, в которые предполагается передача «покупателем»  денег  наркоторговцу  и  его  задержание, по возможности, нужно выбирать с учетом обеспечения благоприятных условий для вывода «покупателя» из операции, Например, «покупателю» обеспечивается   возможность   скрыться  в  толпе, в  зарослях кустарника и т.п.  Вместе с тем, выбранные время и место должны также благоприятствовать   беспрепятственному задержанию  наркосбытчика  и учитывать его вооруженность, возможность активного сопротивления, попытки скрыться, уничтожить наркотики и помеченные денежные средства.

 

4. Взаимодействие с другими службами и подразделениями ОВД при проведении проверочной закупки наркотических средств

 

 

При проведении проверочной закупки наркотических средств силами подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков  зачастую  бывает  целесообразно  организовать   взаимодействие с другими службами и подразделениями органов внутренних дел для использования их возможностей в ходе подготовки и осуществления операции.  К  участию  в  проверочной закупке, как правило, привлекаются оперативно – технические, оперативно – поисковые, следственные  и  экспертно – криминалистические подразделения,  ОМОН.

 

Оперативно – техническое подразделение привлекается для организации  технического обеспечения скрытого наблюдения и документирования незаконных действий разрабатываемых, выявления их преступных связей.

Оперативно – поисковое подразделение осуществляет скрытое наблюдение и документирование противоправных действий разрабатываемых, выявление их преступных связей, а также обеспечивает оперативное прикрытие «покупателя».

Задача следователей состоит в сборе доказательственных материалов для возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий на основе согласованного с оперативным подразделением плана.

Экспертно – криминалистические подразделения привлекаются для осуществления технико – криминалистического обеспечения оперативно – розыскных мероприятий,  проведения исследований и экспертиз изъятых наркотиков и иных вещественных доказательств.

Подразделения ОМОН используются для блокирования места проведения операции и физического задержания преступников.

В зависимости от конкретной ситуации к проведению операции могут привлекаться сотрудники аппаратов ГАИ, паспортно – визовой службы,  УР,  БЭП,  участковые   инспекторы  и  т.д.

    

5. Некоторые тактические особенности проведения проверочной закупки наркотиков

 

Тактика  проведения  проверочной  закупки  наркотических  средств может в определенной степени видоизменяться в зависимости от конкретных  обстоятельств  совершения  преступления, личности сбытчика наркотиков, целей проводимых оперативно – розыскных мероприятий  и  т.д.  Однако всегда следует помнить, что Наставлением об основах организации и тактики ОРД в органах внутренних дел установлен  зашифрованный  характер ее  проведении  (п.4.18).

Проверочная закупка  может  использоваться  как в сфере законного, так и незаконного оборота наркотиков. В первом случае приобретение наркотических средств осуществляется у подозреваемых лиц, которые в силу своей служебной деятельности заняты их производством,  хранением,  отпуском  и  т.п.  Такими  лицами могут быть, например, врачи, медсестры, фармацевты. Обычно проверочная закупка наркотических средств в сфере их легального оборота проводится в присутствии третьих лиц и сразу же после ее окончания факт проведения закупки объявляется подозреваемым лицам. Поэтому при проведении таких мероприятий могут отсутствовать  некоторые тактические структурные элементы, характерные для осуществления проверочных

После проведения такой проверочной закупки ее результаты не скрываются от подозреваемых.» Покупатели» в этом случае выступают свидетелями по уголовному делу, допрашиваются об известных им обстоятельствах совершения преступления, могут участвовать при проведении других следственных действий, где присутствует подозреваемый  (например, очной ставки,  предъявления для опознания). Результаты в случае успешного ее проведения могут быть непосредственно использованы в процессе доказывания, а наркотики, приобретенные «покупателями», в установленном процессуальном порядке  рассматриваются  в  качестве  вещественных  доказательств.

 

При проверочной закупке, которая осуществляется в сфере незаконного оборота наркотиков, от наркоторговца могут быть скрыты как  сам факт ее осуществления, так и зафиксированные в ходе проведения  оперативно – розыскных   мероприятий сведения.

 

При этом негласная проверочная закупка проводится с целью решения следующих оперативно – тактических задач:

 

1. получения для проведения криминалистического исследования образца наркотического средства, появившегося в незаконном обороте, с целью установления его видовой принадлежности;

2. необходимости проверки информации, свидетельствующей, что разрабатываемый под видом наркотиков сбывает иные вещества с целью завладения путем обмана  деньгами или имуществом граждан;

3. возможности ввода источника оперативной информации  в преступную среду наркодельцов  под благовидным предлогом приобретения партии наркотиков.

 

После  завершения  подготовительных  мероприятий  к  проведению такой проверочной закупки «покупатель»  направляется к заранее установленному с наркоторговцем месту, где предполагается совершение сделки  с  наркотиками.  Движение  «покупателя»   до  момента  передачи  им  денег наркоторговцу и предъявления  последним  партии  наркотиков рекомендуется фиксировать на видеопленку. Все переговоры  «покупателя»  с    наркоторговцем  следует записать  на  аудио – пленку (во всяком  случае -  телефонные переговоры).    Участники оперативных групп прикрытия, наблюдения и задержания прибывают на место проведения  проверочной  закупки  заранее, маскируются, устанавливают скрытое   наблюдение  и  связь  между  собой.

 

Важное  доказательственное   значение  могут  иметь  легализованные  материалы  работы оперативно – поисковых и оперативно – технических  подразделений,   результаты  негласной видео – и аудиозаписи в том случае, если  произошла  бесконтактная  передача сбытчиком  наркотических  средств  «покупателю»  (идти  на  такой способ  передачи  наркотиков  без  крайней  необходимости  не  следует).

 

В  зависимости от решаемых оперативно – тактических задач в каждом  конкретном случае  могут  применяться некоторые разновидности   проверочной  закупки. В  одном случае, когда необходимо быстро пресечь источник  поступления  наркотиков в незаконный оборот и сразу же после ее осуществления задержать распространителя наркотических средств, используется «закупка – задержание».  Ее  применение,  как  правило,  не  требует    расходования больших   денежных  средств, поскольку производится только одноразовое  приобретение  наркотиков. Задержание  проводится сразу же после приобретения наркотиков и получения меченых денег разрабатываемым. Этот вид проверочной закупки целесообразно использовать для разоблачения розничных и мелкооптовых торговцев наркотиками.

 

В другом случае, когда требуется установить источник поставки наркотиков, выявить организованную преступную группу лиц, причастных  к  их  незаконному  обороту,  а  также  задержать наркодельца  с крупной партией наркотиков,  используется «многоразовая закупка с последующим задержанием». При ее осуществлении «покупатель»  приобретает  у  наркоторговца  вначале  одну или несколько так называемых «партий доверия» в количестве одной или нескольких доз наркотика, и сразу договаривается с ним о покупке наркотиков в большом количестве. Первоначально зачастую бывает целесообразно произвести закупку небольшого количества наркотика («партии доверия»)  под  видом  проверки  качества  «товара» и            сразу обговорить с наркоторговцем условия и время приобретения крупной    партии    наркотических     средств.    В  тех   случаях,    когда  удается  договориться  со  сбытчиком  наркотиков о приобретении крупной партии «товара» сразу и при этом полученные оперативные данные  дают  уверенность в успехе операции, возможно ее проведение без предварительной  закупки  небольшой  «партии  доверия».

 

После  того, как «покупатель», произведя закупку «партии доверия», договорился о  приобретении  крупной  партии  наркотиков,     за дальнейшими действиями наркоторговца целесообразно установить (или продолжить) оперативное наблюдение с фиксацией преступных действий.

 

По результатам проведенной проверочной закупки «партии доверия»  «покупатель»   составляет  рапорт или заявление о добровольной выдаче наркотических средств. Процесс добровольной выдачи наркотиков должен происходить в присутствии понятых. Сотрудник оперативного подразделения, организовавший проверочную закупку, составляет протокол добровольной выдачи наркотических средств, в котором фиксирует факт их добровольной выдачи «покупателем» и обстоятельства приобретения наркотиков в ходе проведения  проверочной  закупки. Указанные наркотические средства незамедлительно направляются на исследование в экспертно – криминалистическое подразделение.

 

В присутствии понятых производится прослушивание  аудиозаписи разговора «покупателя» с наркоторговцем, после чего наговаривается  фраза  об   окончании   негласной  звукозаписи.  В  случае необходимости продолжения данного оперативно-технического мероприятия, на  пленку  производится  соответствующая  запись.

 

В том случае, если при проведении проверочной закупки планируется  задержание  наркоторговца  с  поличным,  то  момент        для  задержания  обычно  выбирается  сразу   после  завершения   расчета за  проданные наркотики, но  перед  получением  или  немедленно               после  получения   «покупателем»    наркотиков    у наркоторговца. Момент   задержания  наркоторговца  должен  быть  точно  рассчитан.  Для  выбора   такого   момента  могут быть использованы данные скрытого наблюдения или условные сигналы «покупателя». Непосредственное задержание наркодельца  производится  после  поступления  информации  о  наличии у него партии наркотиков. Операция   по  задержанию  наркоторговца   планируется с учетом времени поступления наркотиков, места совершения  сделки, особенностей  личности  преступника.  Весьма  часто данный вид проверочной закупки осуществляется без фактической передачи денег сбытчику наркотиков (деньги лишь предъявляются), чтобы исключить  возможную  утрату  крупной  суммы  денежных средств,  выделяемой  для  производства подобной  закупки.

 

В  том  случае,  когда  нельзя   расшифровывать «покупателя», или имеется реальная опасность расшифровки другого источника оперативной  информации (например, лица, оказавшего помощь при внедрении «покупателя»  к наркоторговцу) «покупатель» с использованием легенды выводится из операции до задержания наркоторговца с поличным или в ходе такого задержания. В такой ситуации  не все результаты оперативной работы могут быть использованы в качестве доказательств преступной деятельности задержанного  наркоторговца.

 

Перед задержанием наркоторговца рекомендуется организовать задержание  с  поличным  одного  или  несколько  лиц,  которые приобрели у него наркотики. Такой маневр, во - первых, облегчит доказывание  факта  неоднократного  сбыта  наркотиков (с квалификацией деяний по ч.ч. 3 или 4 ст.228 УК) и, во – вторых, облегчит при необходимости  вывод  из  операции  источника оперативной информации.

 

Нецелесообразно  задерживать   наркоторговца    сразу    же  после его  прихода на место встречи, так  как  в  этом случае, вероятнее всего, удастся доказать  лишь незаконное хранение  им  наркотических средств   (ч.1  ст. 228 УК РФ).   В   то   же   время  не следует      слишком затягивать задержание, поскольку наркоторговец может принять меры для сокрытия следов преступления, что значительно усложнит или сделает невозможным доказывание незаконного сбыта наркотических средств.

 

Непосредственно после задержания наркоторговца оперативные сотрудники принимают меры, направленные на предупреждение возможного сокрытия или уничтожения им наркотических средств, меченых  денежных купюр и других вещественных доказательств. Каждый предмет, обнаруженный при досмотре наркосбытчика, необходимо предъявлять понятым с тем, чтобы впоследствии подозреваемый не мог отрицать факта принадлежности ему изобличающих предметов. Понятым следует наглядно продемонстрировать, что изъятые у наркоторговца денежные купюры имеют специальные метки. Предпринимается все возможное для сохранения следов рук на упаковке изъятых наркотиков (это особенно важно при бесконтактном способе сбыта наркотиков) и немедленного направления   их  на  экспертное  исследование.  Взвешивание,  упаковку и опечатывание обнаруженных наркотиков следует производить безотлагательно и также в присутствии понятых с составлением соответствующего протокола.

 

Изъятые у наркоторговца наркотические средства незамедлительно направляются на исследование в экспертное подразделение, а при наличии уголовного дела назначается криминалистическая   экспертиза.   При  направлении на исследование или экспертизу   перед  экспертом нужно поставить в числе прочих вопрос  об  идентичности   наркотических средств, закупленных в качестве   «партии   доверия» и изъятых  при задержании  наркоторговца (за исключением случаев, когда нецелесообразно расшифровывать «покупателя»  приобретенной    «партии  доверия»).

 

После получения справки эксперта желательно возбудить уголовное  дело  по факту сбыта наркотиков, так как в этом случае имеется  возможность  непосредственного  процессуального  закрепления полученных  данных.

 

Собранные в ходе проведения проверочной закупки материалы негласных видео – и   аудиозаписи  или  фотографирования оформляются в соответствии с требованиями уголовно – процессуального законодательства.  В случае, если оперативно – технические мероприятия проводились сотрудниками оперативно – поисковых или оперативно – технических подразделений, то совместно с этими подразделениями прорабатываются  возможности  для  легализации  результатов  их работы.

 

Сразу  же  после личного досмотра, досмотра вещей и автомашины производится опрос, а при наличии возбужденного уголовного  дела соответственно – личный обыск и допрос подозреваемого задержанного наркоторговца, принимаются меры, исключающие  его  общение  с  сообщниками,  а  также   уничтожение ими  вещественных  доказательств.

 

Как  показывает  практика, допрос (опрос) задержанных следует проводить немедленно после задержания и поодиночке. При этом в первую  очередь  у  задержанных  выясняются  следующие  факты:

1)   кому изъятые наркотики принадлежат, при каких обстоятельствах они оказались у опрашиваемого (допрашиваемого); каковы  источники  приобретения  наркотиков;

2)   кто участвовал в сбыте наркотиков, кроме опрашиваемого (допрашиваемого), кому  еще  известно  об  этом факте;

3)   где осуществлялись приобретение (изготовление, заготовка), перепродажа  наркотических средств; в  каком  количестве, когда, сколько раз, по какой цене, у каких лиц они покупались и кому перепродавались (имена, клички, адреса, телефоны, условные сигналы, средства оповещения  о наличии «товара», сигналы опасности, способы  маскировки  и  др.);

4)   каким способом получены наркотики опрашиваемым (допрашиваемым) – из рук в руки или бесконтактным способом; каково местонахождение  тайников;  в  какой  упаковке  находились  наркотики;

5)   по  какой  цене  задержанный  планировал  сбыть  наркотики;

 

Кроме  перечисленных,  задержанным  из числа розничных (мелких) сбытчиков наркотиков целесообразно задавать следующие дополнительные  вопросы:

1)   кто является организатором преступной группы; кто является поставщиком наркотиков; каким образом осуществлялась доставка наркотиков;

2)   где получался «товар», если в квартире, то каково расположение комнат,  какая  в  них  обстановка, наличие  соседей; кто вручал наркотики, присутствовал ли кто – нибудь при этом, когда это происходило;

3)   в каком количестве и в какой упаковке  были получены наркотики,  подвергались  ли  они  расфасовке  с  целью  замаскировать или  облегчить  транспортировку;   кто  расплачивался   за     доставленные наркотики; каковы имена, фамилии, клички  и приметы других посредников по сбыту.

 

 После проведения опроса (допроса) оформляется задержание наркоторговца  в  соответствии со ст. 122   УПК  РСФСР и  организуется внутрикамерная  разработка   с  целью  установления  канала  поступления наркотиков.

 

При условии допустимости расшифровки «покупателя» производится  его  опрос  (допрос свидетеля), в ходе которого особый упор  делается  на  следующие  вопросы:

1)  где, когда и при каких обстоятельствах производилась проверочная закупка, кто присутствовал при ее совершении, кому передавались деньги;

2)   у кого приобретены наркотики, в какой упаковке, какое количество и по какой цене;

3)  на какие средства приобретены наркотики, у кого были получены средства на приобретение наркотиков, кто при этом присутствовал,  помечались ли (переписывались ли по номерам) денежные купюры, каким образом фиксировался процесс проверочной закупки.

 

6.   Оформление результатов проверочной закупки

 

Результаты  зашифрованной  проверочной  закупки  оформляются  справкой  сотрудника  оперативного  подразделения  о  ходе и результатах проверочной закупки наркотиков и произведенных расходах денежных средств по ст. 9 Сметы органов МВД России, где конкретно  указывается,  на  что израсходованы  отпущенные  деньги.

 

При необходимости к справке приобщаются объяснения привлеченных  к ее проведению граждан, сообщения лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, и иные добытые негласным путем  материалы, имеющие отношение к проведению закупки. Указанные материалы анализируются  и приобщаются к делу предварительной  оперативной  проверки,  делу оперативного  учета     или  уголовному делу (в  установленном  процессуальном  порядке            в  соответствии с частью третьей ст. 11, пунктом  вторым ст. 14 Федерального  закона  «Об  оперативно – розыскной   деятельности», части  второй ст. 70 или ст. 127 УПК РСФСР и без расшифровки источника    информации,    методов    работы    оперативно  –  поисковых, оперативно – технических подразделений и других секретных сведений).

 

Кроме того, результаты проверочной закупки  в зависимости от тактических задач  могут оформляться в виде акта проверочной (контрольной) закупки с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными правовыми актами контролирующих органов. По материалам проверочной закупки, содержащим признаки преступления или административного правонарушения, сотрудником оперативного подразделения принимается решение в порядке, предусмотренном уголовно – процессуальным или административным законодательством.  В  частности,  собранные  материалы о преступлении, по которому обязательно производство предварительного следствия, в установленном  порядке направляются следователю для принятия решения о возбуждении уголовного дела и проведения дальнейшего расследования.

 

Приобретенные в ходе проверочной закупки наркотические средства  учитываются  и  хранятся в установленном порядке в упакованном  и  опечатанном  в  соответствии с частью второй ст. 171 УПК  РСФСР  в  органах  внутренних дел в специальных камерах хранения вещественных доказательств с соблюдением условий их сохранения  без потери количества и ухудшения качества. Приобретенные наркотические  средства, не подлежащие использованию в уголовном процессе  или  административном производстве, по миновании надобности  подлежат  уничтожению  с  составлением  комиссионного акта  по  причине  нецелесообразности  дальнейшего использования,  или направлению в коллекции наркотических средств экспертно – криминалистических  подразделений   органов   внутренних  дел.

 

Если денежные средства, выделенные на проведение проверочной закупки, удалось изъять у наркосбытчика, то после проведения  операции  они  восстанавливаются на статью 9 Сметы органов  МВД  России. В  случае необходимости использования в качестве  вещественных  доказательств  денежных  купюр (меченных или с переписанными номерами), использованных при проведении проверочной закупки, указанные купюры хранятся в установленном порядке  в  органе  внутренних  дел  до  рассмотрения  дела  в  суде,   после  чего  также  восстанавливаются  на  статью  9  Сметы органов  МВД России.

 

Списание   не   восстановленных  на    статью   9    Сметы   органов   МВД   России  денежных  средств,  выделенных  для  проведения проверочной закупки, осуществляется по мотивированному рапорту сотрудника  оперативного  подразделения, утвержденному руководителем органа внутренних дел, уполномоченного на осуществление  оперативно  -   розыскной    деятельности.

 

УНОН МВД России         

Академия Управления               

ВНИИ  МВД   России

 

 Исполнитель:

адъюнкт кафедры  ООРД  Академии управления МВД России

полковник милиции А.Н.  Мусаев

 

Статьи по теме:

Характерные группы следов, выявляемые при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

Исследование объектов растительного происхождения

Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3752 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Навигация

Библиотека