Регистрация

http://konsar.ru - Стружкоотсос, пылеуловители КОНСАР САРОВ УВП-1200, УВП-2000, УВП-3000, УВП-5000, УВП-7000, УВП-1200А, УВП-2000А

Реализация метода Е. Ф. Буринского с помощью цифровой техники

 Проблема выявления содержания визуально неразличимых (слабовидимых) реквизитов документов затрагивает нужды уголовного (прочтение смытых, вытравленных реквизитов документов), гражданского и арбитражного (прочтение слабовидимых реквизитов на почтовых отправлениях и фискальных чеках, отпечатанных термографическим способом) судопроизводства, а также внесудебной общественно полезной деятельности (восстановление угасших записей на вкладышах солдатских медальонов [1]). Специалистами в области криминалистической техники, а именно, её раздела – технико-криминалистического исследования документов разработан ряд методов решения этой проблемы.

 

Некоторые методы технический прогресс вытесняет из экспертной практики. Одним из таких ныне утраченных явился метод выявления слаборазличимых реквизитов, созданный Е. Ф. Буринским [2]. Смысл метода состоял в увеличении контраста между слабовидимыми реквизитами документа и фоном посредством точного совмещения малоконтрастных фотоснимков, полученных мокроколлодионным способом. С заменой мокроколлодионных пластин сухими бромсеребряными слоями метод Е. Ф. Буринского перестал использоваться.

 

В дальнейшем для установления содержания слабовидимых изображений были разработаны методы, основанные на контрастирующей фотосъёмке [3, 4], фотосъёмке на сухих галогенид-серебряных слоях с использованием контрастных и сверхконтрастных слоёв, проявителей типа «лит» и технологии инфекционного проявления [5].

 

Тотальное внедрение цифровой техники практически во все сферы жизни общества, в том числе в фотографию, привело к резкому сокращению производства фотоматериалов на основе галогенида серебра. Эти материалы стали дефицитными. Зато в область судебной фотографии стала активно внедряться цифровая техника на основе ПЗС- и КМОП-матриц, а также программное обеспечение для обработки электронных версий фотоизображений.

 

Одним из таких программных средств, всегда находящихся под рукой у эксперта, является графический редактор Adobe  Photoshop, возможности которого весьма разнообразны и год от года совершенствуются. В широком смысле графический редактор – это программа (точнее – пакет программ) для работы с графикой. Существует более десятка форматов графических файлов, в которых можно сохранять изображение. Также с помощью редактора можно пересохранить изображение в другом формате, в зависимости от потребностей.

 

Используемый в настоящее время экспертами графический редактор Adobe Photoshop позволяет визуализировать слабовидимые изображения, используя от наиболее простых опций в режиме Image→Adjustments→Brightness/Contrast [6] до сложного метода, включающего представление электронной версии изображения в колориметрической системе Lab, варьирование параметров L, a и b, дифференциацию полезного сигнала и шума [7, 8].

 

В 1993 году при создании версии Photoshop CS3.0 был сделан огромный шаг в развитии программы – разработана поддержка слоёв.

 

Наложение слоёв в Adobe Photoshop CS3 друг на друга, или смешивание, является важнейшей операцией в Photoshop. Именно смешивание позволяет добиться визуальных эффектов, вряд ли достижимых любыми другими способами. Кроме того, в некоторых случаях наложение слоёв работает быстрее и эффективнее, чем альтернативные методы, что несомненно имеет огромное преимущество.

 

Работа со слоями – одна из мощнейших возможностей Adobe Photoshop.

Программа использования этой функции широка: слои можно создавать, дублировать, удалять, слоями можно управлять, задавать им определённые параметры и стили оформления, менять содержимое любого из слоёв, добавлять текст, связывать слои между собой, а также объединять, разъединять или сводить, тем самым делая любую графику единой с задним планом по умолчанию.

 

Наличие в графическом редакторе Adobe Photoshop палитры Layers (Слои) позволило выдвинуть предположение о возможности реализации метода, предложенного Е. Ф. Буринским, но уже на более высоком уровне – с помощью цифровых технологий. Для доказательства этого утверждения нами были проведены исследования согласно приведённому ниже алгоритму.

 

Целью эксперимента явилось изучение особенностей и визуализация зрительно неразличимых изображений с использованием функции «слои» графического редактора Adobe Photoshop CS3, а именно, использование наложения слоёв с целью повышения контрастности зрительно неразличимых изображений.

Для эксперимента были взяты фискальные чеки, реквизиты на которых выполнены способом термографии на термореактивной бумаге и утратившие вследствие ненадлежащего хранения внешне воспринимаемый облик и читаемые реквизиты[1]. Они были сканированы с помощью планшетного сканера Epson Perfektion 4490 в двух вариациях по типу изображения: чёрно-белое изображение (8 бит) и цветное (24 бита), а также в четырёх вариациях по разрешению полученного изображения: 300; 600; 800 и 1200 dpi.[2]

Это сделано для оптимизации процесса получения необходимого результата.

Для пошагового представления операций с документом и его сканированным изображением с экрана монитора были сделаны снимки – скриншоты[3].

Первоначальная попытка обработки приведённых выше изображений в Adobe Photoshop с помощью функций Image (Изображение)→Adjustments (Коррекция)→Levels (Уровни) или Image→Adjustments→Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность), а именно, для достижения увеличения их контрастности и яркости, не увенчалась успехом, поэтому был проведён эксперимент по наложению слоёв.

С учётом того, что наложение слоёв (в нашем случае изображений, представляющих собой закреплённый задний и единственный в одном открытом окне слой) как изображений полученных в типе разрешения 8-битовой (так и в 24-битовой) вариации предполагает одинаковые по сути действия, ниже приведена единая техника наложения слоёв для обоих вариантов сканированных изображений фискального чека, утратившего вследствие ненадлежащего хранения внешне воспринимаемый облик и читаемые реквизиты.

 


Рис. 1. Снимок с экрана, показывающий процесс импортирования с планшетного сканера Epson Perfektion 4490 изображений исследуемого документа: а) по типу изображения в 8 или 24 битах и б) разрешением 300 dpi.

 

Для дальнейшего осуществления проекта наложения сканированных изображений фискального чека с целью визуального различения его реквизитов открывали первое оригинальное изображение, следом открывали сделанную заранее копию этого же изображения, с которой проводились следующие изменения:

1) «Из заднего плана» – контекстное меню, вызываемое при щелчке правой кнопкой мыши по находящемуся в программе Adobe Photoshop CS3 изображению в разделе «Слои», создавали новый слой под именем «Слой 1»;

2) перемещение «Слоя 1» на открытый оригинал изображения с помощью инструмента Adobe Photoshop CS3 «Перемещение» (так называемое «перетаскивание» изображения);

3) «Параметры наложения слоёв» – команда, также вызываемая щелчком правой кнопки мыши по «Слою 1», которая открывает окно параметров с широким спектром функций. Среди основных параметров выбирали функцию «Непрозрачность» и курсор устанавливали в положение «50 %» (рис. 2, 3).

 

 

Рис. 2. Фрагмент скриншота: меню «Свойства слоёв».

 

 

 

Рис. 3. Фрагмент скриншота: меню «Стиль слоя».

 

4) производили дальнейшее перемещение «Слоя 1» по оригинальному изображению до полного совпадения визуально видимых признаков;

5) повторное применение команд 1–4 с целью последующего наложения слоёв на оригинальное изображение.

Последовательность вышеописанных команд представляет собой упорядоченную систему действий, выполняемых одно за другим, не представляет сложности по их реализации и уверенным пользователем программы Adobe Photoshop производится за короткое время.

Проследить картину визуального восприятия реквизитов фискального чека можно на примере 8-битового изображения, сканированного с разрешением в 300 dpi. Считая оригинальное изображение за первый слой, проведён эксперимент с последующим наложением копий оригинального сканированного изображения (рис. 4).

В процессе эксперимента наблюдали следующую картину. При выполнении первого наложения визуальных различий не наблюдалось. Незначительные штрихи, наиболее ярко отображавшиеся на оригинальном изображении стали на долю процента контрастнее, но прочитать текст или разобрать реквизиты документа по-прежнему не представилось возможным.

Охарактеризовать точно данное изображение также не удаётся, в связи с тем, что значительные части общего изображения ещё не совсем заметны при визуальном исследовании. Отдельно читаемые фразы не могут дать общего представления о типе и виде документа, что также затрудняет визуальное восприятие исследуемого изображения и опосредованно документа в целом.

Третье по счёту наложение копии оригинального изображения позволило более отчётливо выявить и получить информацию с исследуемого документа, выделяя более контрастным очертания букв и реквизитов на документе, что предоставило возможность при некотором напряжении зрения рассмотреть отдельно читаемые фразы.

Полученный после четырёх наложений на задний план оригинального изображения файл на данном этапе эксперимента в полном объёме отвечает всем требованиям к качеству, что позволяет на этом остановить дальнейшее наложение копий оригинального изображения сканированного в разрешении 300 dpiи в типе изображения 8 бит.

Последующий этап работы с полученным путём многократного наложения изображением состоит в его обработке с помощью команд «Изображение»→«Коррекция», а далее опции «Уровни». Подобным же образом можно обработать вышеуказанное изображение такими опциями, как Curves («Кривые») и «Яркость/Контрастность».

 

Рис. 4. Снимок с части экрана с открытой программой Adobe Photoshop CS3, указывающей на окно работы со слоями.

 

Результаты обработки конечного изображения проиллюстрированы на рис. 5.

 

Рис. 5. Обработка изображения № 4, полученного при наложении на изображение четырёх слоёв копий оригинального изображения, с помощью опции «Уровни».

 

В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что программа Adobe Photoshop CS3 в достаточно полном объёме отвечает требованиям экспертной теории и практики в целях визуализации слабовидимых реквизитов документов.

Подобным же образом, наряду с фискальными чеками, были сканированы билеты на проезд пассажирским железно-дорожным транспортом пригородного сообщения, утратившие вследствие ненадлежащего хранения внешне воспринимаемый облик и читаемые реквизиты. Сканирование проходило в тех же условиях, процесс наложения слоёв и дальнейшей обработки не отличался от предыдущих экспериментов.

Как бы ни было широко разнообразие предлагаемых на современном рынке графических редакторов и услуг со всеми новшествами и дополнениями – Adobe Photoshop является наиболее часто используемым редактором и практически незаменимым вследствие своей простоты работы и доступности в экспертной практике.

 

Заключение:

 

Проведённые исследования показали, что повышение уровня разрешения до 1200 dpi не оказывает существенного влияния на процесс восстановления зрительно неразличимых реквизитов документов. С другой стороны, при использовании разрешения высокого уровня получаются файлы большого объёма, который затрудняет их обработку.

Тип изображения в 24 бита также не выявил преимуществ по сравнению с типом изображения в 8 бит.

Проведённые исследования являют собой типичный пример приложения законов диалектики, рассматривающих развитие как поступательное движение от низшей ступени к высшей, как движение по восходящей линии: метод, разработанный в 80-х годах XIX века Е. Ф. Буринским и основанный на технологии мокроколлодионного процесса, утративший в конце XIX века своё значение в связи с внедрением промышленно изготавливаемых сухих бромжелатиновых слоёв, получает своё второе рождение при использовании цифровых технологий, и может служить одним из методов, позволяющих в конкретных случаях восстановить содержание документа со зрительно неразличимыми реквизитами.

Предлагаемый метод накопления полезной информации путём сложения малоконтрастных, слабовидимых оцифрованных изображений, как и иные методы в технико-криминалистической экспертизе документов, не является универсальным, но в отличие от других методов, исследование по этому методу занимает значительно меньшее время.

Несомненным достоинством метода является тот факт, что он неразрушающий и позволяет многократно воспроизводить его, в том числе комбинировать с другими родственными методами. При этом он может выступать в качестве самостоятельного метода выявления визуально неразличимых реквизитов документов либо вспомогательного подготовительного этапа реализации иных методов, преследующих те же цели.

В перспективе перед экспертами, естественно, возникает задача определения сферы применимости данного метода в технико-криминалистической экспертизе документов.

 

С. А. Кругляк,
эксперт-криминалист

В. П. Лютов,
кандидат технических наук
старший научный сотрудник

Научно-практический журнал "Энциклопедия судебной экспертизы" http://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/ted/613/

 

Литература:

1. Шелупахин В. О работе с документами на бумажной основе: Заметки эксперта // Военная археология. 2010. № 5 (8). – С. 62–64.

2. Кругляк С. А. Роль Е. Ф. Буринского в становлении и развитии отечественного технико-криминалистического исследования документов // Научно-практический журнал «Энциклопедия судебной экспертизы». 2013. № 2. [Электронный ресурс. Рег. номер в Роскомнадзоре ЭЛ № ФС-77–51827]. URL: http:www.proexpertizu.ru

3. Зуев В. Д., Коробочкина Т. А., Моисеев А. П. Восстановление содержания документов. – М.: ВНИИ МВД СССР, 1974.

4. Силкин П. Ф. Судебно-исследовательская фотография. – Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979.

5. Шашлов Б. А. Теория фотографического процесса. – М.: Книга, 1971.

6. Демидова Т. В., Лютов В. П. Судебно-техническая экспертиза фискальных чеков // Актуальные проблемы современной криминалистики: Сборник научных трудов. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2010. – С. 100–112.

7. Четвёркин П. А. Методы цифровой обработки слабовидимых изображений при технико-криминалистическом исследовании документов. – М.: Юрлитинформ, 2009.

8. Цветоведение с основами колориметрии: Учебник для судебных экспертов. / В. П. Лютов, П. А. Четвёркин, Г. Ю. Головастиков и др. – М.: Щит-м, 2011.

9. Разрешение: Материал из Википедии – свободной энциклопедии [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5) (дата обращения 16.05.2014).



[1]
В настоящее время документы, выполненные термографическим способом на термореактивной бумаге, представляют весьма внушительный массив по сравнению с иными документами. В этот массив входят фискальные чеки, платёжные квитанции с терминалов, талоны электронных очередей и пр. В условиях неблагоприятного хранения на этих документах утрачиваются реквизиты. Как доказать ФНС, ФСС, ФОМС России о том, что платёж осуществлён и вина не плательщика, а банка в том, что денежные средства не поступили вовремя на счёт, если в результате воздействия агрессивных сред реквизиты на документах утрачены? Из этой проблемы есть только один выход – применить экспертный метод восстановления зрительно неразличимых реквизитов.

[2]dpi (англ. dots per inch точек-пикселей на дюйм) – применяется для указания разрешения оптической системы или выводного устройства ЭВМ. В Википедии приведено определение: «Аббревиатура dpi (Dots per inch) – применяется для указания величины, определяющей количество точек (элементов растрового изображения) на единицу площади (единицу длины) изображения» [9]. С этим определением нельзя согласиться, ибо растровое изображение характеризуется линеатурой и измеряется в Lpi. Между dpiи Lpi, как показано в [8, с. 112–113] не существует непосредственной связи.

[3]Скри́ншот – снимок с экрана, изображение, полученное с помощью компьютера и отражающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора или другого устройства визуализации.

 

Статьи по теме:

Экспертиза видео- и звукозаписей

Установление относительной давности выполнения реквизитов в документах 

Техническая экспертиза документов 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1210 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Навигация

Библиотека