Регистрация

http://konsar.ru - Стружкоотсос, пылеуловители КОНСАР САРОВ УВП-1200, УВП-2000, УВП-3000, УВП-5000, УВП-7000, УВП-1200А, УВП-2000А

Основные направления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Актуальность данной темы обусловлена тем, что глобальные процессы интеграции различных сфер жизнедеятельности общества являются причиной не только значительного роста преступности, но и приобретением ею интернационального характера. В данной обстановке борьба с преступностью является важной социальной проблемой всего мира в целом, а не только отдельного государства. Успешно решить данную проблему можно только совместными усилиями различных государств в рамках международного сотрудничества.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является как условием, так и средством для укрепления и обеспечения национальной и международно - правовой законности и правопорядка. Основная цель данного сотрудничества – это разработка единой стратегии борьбы с преступностью и координации комплекса мер профилактического характера и исполнения наказаний. [1]

 

Взаимодействие государств, оказание друг другу правовой помощи по уголовным делам занимает одно из первых мест в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью. Необходимость в международной правовой помощи возникает в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, которое возбуждено на территории одного государства, скрывается на территории другого государства, а также когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного судопроизводства либо необходимые для осуществления расследования документы находятся на территории иного государства. Также и в целях выполнения задач уголовного процесса государства обращаются друг к другу за помощью в осуществлении розыска, ареста или заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого, а затем о его выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности.

 

Кроме того, необходимость осуществления взаимодействия международного характера возникает при осуществлении оперативно – розыскных мероприятий при отправлении различного рода запросов, информационного обеспечения, а также обмена практическим опытом правоохранительных органов. Тесное международное сотрудничество является необходимым и при разработке международно – правовых актов, регулирующих деятельность и работу государств в области борьбы с преступностью, а также координации деятельности по расследованию, раскрытию, предотвращению преступлений, затрагивающих межнациональные интересы.

 

Первоочередной задачей международного сотрудничества является объединение усилий государств в борьбе с преступностью, оказание друг другу содействия в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений, изобличение виновных и вынесение в отношении них справедливого приговора, исполнение судебных решений, а также компенсации пострадавшим, независимо от территориальных границ, различий национального законодательства и правоприменительной практики государств.

Данный вид деятельности регламентируются международными соглашениями и национальным законодательством.[2] На федеральном и региональном уровнях определяются цели, задачи, средства, формы и методы совместной борьбы с преступностью. Национальная уголовная политика государств выполняется на основании требований и рекомендаций международного права. Взаимосвязь норм международного и национального права регулируется стандартами в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, которые разработаны Организацией Объединенных Наций и содержатся в документах других международных организаций, таких как Совет Европы, Содружество Независимых Государств. Запросы о помощи направляются государству на основании международных договоров и оформляются в порядке ст. 453 и 454 УПК РФ. Таким образом, особенностью международного сотрудничества по уголовным делам является смешанная отраслевая принадлежность, которая регулируется как УПК РФ, УК РФ, так и международным правом.

 

Оказание правовой помощи по уголовным делам возможно только за преступления, которые на момент просьбы о помощи подпадают под юрисдикцию органов другого государства.

 

Выполнение объема и процедуры следственных действий и оперативно – розыскных мероприятий органами расследования РФ, прокуратурой и судом зависит от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или к Содружеству Независимых Государств. [3] В случае если государство является членом Содружества Независимых Государств, то правовая помощь осуществляется в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также на основании двустороннего международного договора России с государствами - членами СНГ и в соответствии с разделом 8 УПК РФ.

 

В правовой помощи по уголовным делам может быть отказано:

  1. государствам, которые являются членами Совета Европы в том случае, если в запросе указано о политическом преступлении, или выполнение данного запроса может каким – либо образом может затронуть суверенитет, безопасность, общественный порядок и особо важные интересы другого государства;
  2. если запрос был направлен о выдаче лица, которое подозревается, обвиняется в совершении преступления или находится под судом, но данное лицо было осуждено или оправдано в связи с этим преступлением в Российской Федерации или третьем государстве, а также, если вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, по поводу которого поступил данный запрос;
  3. при истечении срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

Для стран - участниц СНГ в правовой помощи может быть отказано, если оказание помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.

Причины отказа в предоставлении взаимной помощи должны быть сообщены запрашивающему государству.

 

Таким образом, необходимость совершенствования процесса международного взаимодействия в процессе выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступления является очевидной. И эта необходимость с течением времени будет лишь возрастать, что обусловлено транснациональным характером основных наиболее опасных проявлений преступной деятельности.

 

Примечание:

  1. Конституция Российской Федерации : от 12 декабря 1993 г. // Российская газета - № 237. – 1993 г. – 25 декабря.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в ред. от 26 апреля 2013 г.) // СЗ РФ. – 2001. - № 52 (ч.1) – Ст. 4921.
  3. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS N 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)//СЗ РФ.- 2000.- N23. - Ст.2349

 

Шишмарева Екатерина Владимировна

канд. юрид. наук, доцент

ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России

 

Неявко Анастасия Олеговна

Слушатель 5 курса ФПС и СЭ

младший лейтенант полиции

 

Статьи по теме:

Криминалистика в странах СНГ

Деятельность правоохранительных органов зарубежных стран. Э.Р. Костылева, Т.Н. Чикинова

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 671 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Навигация

Библиотека