Регистрация

http://konsar.ru - Стружкоотсос, пылеуловители КОНСАР САРОВ УВП-1200, УВП-2000, УВП-3000, УВП-5000, УВП-7000, УВП-1200А, УВП-2000А

Электронная запись изображения в криминалистической практике

 Применение судебной фотографии при производстве процессуальных действий предусматривается уголовно-процессуальном законодательством. В ст. 166 п.2 УПК РФ указывается, что «при производстве следственного действия могут также применяться… фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и. фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле. Протокол предъявляется всем лицам, участвовавшим в следственном действии. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки … носители компьютерной информации … выполненные при производстве следственного действия».

 

Под словом фотография («светопись», фото — «свет», графо — «пишу») понимают совокупность всех методов получения изображений при помощи света. Все эти методы основаны на способности некоторых веществ, называемых светочувствительными, претерпевать изменения в составе и свойствах под влиянием освещения. В настоящее время нет ни одного отдела науки, который не пользовался бы широко услугами фотографии, и трудно даже оценить то, что дала фотография науке. Прежде всего, фотография в науке является объективным свидетелем явлений, зарисовывающим их в виде беспристрастных документальных данных. Проблема замены серебра в фотоматериалах на менее дефицитные элементы достаточно долго занимала умы ученых. Поиск различных бессеребряных фотоматериалов, в том числе на основе полупроводников, велся более полувека. Отдельные разработки получили лишь частное применение в некоторых сферах науки и техники, например электрофотографические слои для копирования.

 

Ситуация медленно стала изменяться в пользу полупроводниковых регистраторов изображения в 70-х гг. прошлого столетия. Появлению и интенсивному развитию цифровых фотокамер способствовали разработки светочувствительных твердотельных структур ПЗС (прибор с зарядовой связью) и МОП (металл-оксид-полупроводник). Уже в 1972 г. выпускается ПЗС со 100 тыс. пикселов, преимущественно для военных целей. Среди возможных направлений применения ПЗС, обозначенных разработчиками, наиболее перспективным оказалось преобразование оптического излучения в электрические сигналы. Светочувствительные ПЗС нашли применение в телевизионных твердотельных системах, видеокамерах и цифровых фотокамерах. ПЗС-приемниками, способными преобразовывать излучение в видеосигнал, стали заменять вакуумные электронно-лучевые трубки к началу 1980-х гг. К середине 1980-х матричные ПЗС стали успешно применять в телескопах наземного и бортового базирования и системах космического наблюдения. Первый в мире прототип цифровой фотокамеры «увидел свет» еще в 1981 г. задолго до ее массового распространения. Тогда фирма «Sony» объявила о создании электронной модели фотоаппарата «Mavica» (аббревиатура «Magnetic Video Camera»). Эта модель была создана на базе зеркальной камеры со сменными объективами и позволяла зафиксировать около 50 цветных кадров на двухдюймовой дискете под названием «Mavipak». Светоприемная матрица этой «беспленочной камеры» с электронной записью изображения содержала около 280 тыс. элементов, а ее светочувствительность была эквивалентна 200 единицам ISO. Впервые в бытовой фотокамере приемником изображения служила полупроводниковая матрица — прибор с зарядовой связью размером 10×14 мм с разрешением 570×490 точек (пикселов).

 

Magnetic Video Camera

 

Ведущие фирмы фотоиндустрии лишь постепенно начали претворять в реальность идею создания электронной фотокамеры. В середине 1983 г. появились сообщения фирмы «Pentax» о готовности представить первую электронную фотокамеру массового производства. Годом позже компанией «Canon» была создана видеофотокамера «Canon D-413» с улучшенной вдвое по сравнению с камерой «Mavica» разрешающей способностью. Но это также была лишь предпосылка появления цифрового чуда.

 

Соперничество в сфере цифровых технологий развернулось в основном между известными фирмами-разработчиками фотоаппаратуры: «Kodak», «Canon», «Pentax», «Nikon».

 

Первую цифровую фотокамеру, т.е. камеру с электронным светочувствительным приемником и цифровой записью изображения, выпустила на рынок в 1988 г. компания «Canon». Называлась она Q-PIC (или ION RC-250). В том же году компания «Nikon» разработала свой прототип QV1000C с записью данных в аналоговом виде. Осенью 1988 г. и другие ведущие фотофирмы представили на фотовыставке «Photokina» в Кельне прототипы цифровых фотокамер с записью изображения на дискеты. Компания «Pentax» продемонстрировала прототип цифровой камеры под названием «PENTAX Nexa» с трехкратным зум-объективом. У этой камеры ПЗС-приемник выполнял попутно функции датчика экспозиционного замера. Кроме того, обеспечивалась возможность записи звукового комментария к снимку длительностью до 10 с. Это был все еще лишь прототип цифровых камер первого поколения.

 

На этой же выставке компания «Fuji» заявила о создании камеры «Fujix DS-1P», в которой запись изображения осуществлялась уже в ОЗУ (а не на дискету) емкостью 2 Мбайт. Эта камера определила появление второго поколения цифровых фотографических камер с записью информации на носители с полупроводниковой памятью.

 

 

 

В 1990 г. компания «Olympus» представила прототип цифровой камеры IS класса DSC, а компания «Pentax» — усовершенствованную камеру с возможностью видеосъемки «PENAX EI-C70». Новинка была оснащена активной системой автофокуса, системой экспозиционной коррекции и позволяла снимать до 5 кадров в секунду.
В 1992 г. появилась камера «Kodak DSC200», разработанная на базе камеры «Nikon N8008s (F801s)». В будущем компания «Kodak» продолжила создавать ЦФК на базе пленочных камер «Nikon» и «Canon». В 1995 г. компания «Minolta» совместно с «Agfa» изготовила цифровую фотографическую камеру RD175 (ПЗС-матрица размером 1528×1146 пикселов) на базе пленочной модели «Dynax 500si Super». Таким образом, цифровая фотография в начале своего пути была рассчитана скорее на профессионалов.

 

Первая серийная любительская цифровая фотографическая камера — «Digicam» — появилась на рынке лишь в 1991 г. Она формировала только черно-белое изображение с разрешением 376×240 пикселов. Год спустя известные фирмы «Sony», «Kodak», «Rollei» и другие представили камеры высокого разрешения, которые можно было отнести к профессиональным камерам. Так, фирма «Sony» в 1992 г. демонстрировала «Seps-1000». Ее светочувствительный элемент из трех ПЗС обеспечивал разрешение 1,3 мегапиксела.

 

Разработки упомянутых выше фирм «Kodak» и «Rollei» были представлены студийными цифровыми фотокамерами с линейной матрицей. Сканирование всего изображения выполнялось путем механического перемещения матрицы параллельно одной из сторон кадра. Их цена составляла десятки тысяч долларов. Применялись они в студийных условиях, так как время фиксации одного кадра исчислялось десятками секунд. В 1994 г. на выставке «Photokina» была анонсирована профессиональная высокоразрешающая цифровая фотокамера «Kodak DCS 460» с ПЗС-матрицей, содержащей 6,2 мегапикселов. Она была разработана на базе профессиональной пленочной зеркальной фотокамеры «Nikon N90». Ее ПЗС-матрица размером 18,4×27,6 мм была встроена в электронный адаптер, который пристыковывался к корпусу фотокамеры. Выпускались три варианта таких камер — для черно-белой, цветной и инфракрасной съемки.

Kodak DCS 460 

Постепенно нарастает интенсивность разработок потребительских цифровых фотокамер. На различных выставках 1994-1995 гг. (например, на выставке в Лас-Вегасе осенью 1995 г.) демонстрировалось уже около 20 моделей любительских цифровых фотографических камер. Стоимость их и технические параметры различались весьма существенно. Так, любительская малогабаритная цифровая фотокамера фирмы «Kodak» стоила 499 дол. Ее разрешение составляло 768×512 точек, а глубина цвета — 24 бита. Встроенная память — твердотельный носитель информации — позволяла записать до 20 снимков. В карманной цифровой фотокамере ES-3000 фирмы «Canon» с разрешением 640×480 точек использовались уже сменные карты памяти, что позволило заметно увеличить ресурс съемки. Можно упомянуть малогабаритные аппараты «Photo PC» фирмы «Epson» с двумя степенями разрешения — 640×480 и 320×240 точек, а также цифровую фотографическую камеру «Fuji XDS-220» с разрешением 640×480 точек (ставшим уже стандартным) и камеру RDC-1 фирмы «Ricoh», позволявшую вести, кроме покадровой, еще и видеосъемку разрешением 768×480 точек (формат Super VHS). Камера RDC-1 была оснащена трехкратным зум-объективом с фокусным расстоянием 50-150 мм (в 35-миллиметровом эквиваленте). В ней были автоматизированы функции фокусировки, определения экспозиции и настройки баланса белого, а также имелся жидкокристаллический дисплей для оперативного просмотра отснятых кадров.

 

Таким образом, простейшие компактные цифровые фотокамеры «цифровые мыльницы» с тремя-пятью сотнями элементов разрешения постепенно стали пополнять фоторынок стран Запада в 1994-1996 гг. Полученные изображения не годились для полиграфии, но, распечатанные на принтере, обеспечивали приемлемое качество изображения при размерах отпечатков, не превышающих 4×6 или 9×12 см. Скопированные в компьютер, изображения были пригодны для создания веб-страниц. Очевидно, что развитие электронной коммуникации в большой степени стимулировало создание цифровых фотографических камер.

 

Отечественный рынок цифровые фотокамеры начали интенсивно завоевывать в последние десять лет. Первые любительские цифровые фотокамеры появились в России в 1996 г. Их разрешающая способность составляла 80 тыс. пикселов, а цена — около 500 дол. В том же году в Москве продавалась цифровая камера и более высокого разрешения — 300 тыс. пикселов (производитель «Casio»).

 

Начиная с 1997-1998 гг. в создании новых моделей цифровых фотографических камер наблюдается настоящий бум. В 1997 г. был преодолен символический рубеж разрешения в 1 мегапиксел. В сентябре 1997 г. на российском рынке появилась первая зеркальная однообъективная камера «Olympus C-1400 XL» (1,4 мегапиксела). Справедливости ради заметим, что месяцем раньше была разработана камера «Fuji Film DS-300» с разрешением 1,2 мегапиксела. В 1998 г. создаются 2-мегапиксельные, а в 1999 г. — 3-мега- пиксельные любительские цифровые фотокамеры. Оснащенные многими пользовательскими функциями и богатые сервисными возможностями отдельные 3-мегапиксельные модели можно было отнести уже к классу полупрофессиональных.

 

На рубеже двух веков новые модели цифровых фотокамер появлялись накануне серьезных выставок (например, в феврале 2001 и 2002 гг. или в сентябре 2002 г.) чуть ли не ежедневно. В 2000-2001 гг. уже радовали массового пользователя 4-5-мегапиксельные камеры любительского и полупрофессиональных классов. Одной из первых на российском рынке появилась 4-мегапиксельная модель «Olympus Camedia E-10». Позже ее сменила популярная среди фоторепортеров 5-мегапикельная камера «Olympus Camedia E-20». Заметим, что заветного 5-мегапиксельного рубежа первым достиг другой аппарат — «Minolta Dimage 7» (в феврале 2001 г.).

 

В сентябре 2002 г. произошел существенный скачок в разрешении профессиональных зеркальных моделей. Компании «Canon» и «Kodak» представили на рынок профессиональные модели «EOS IDs» и «Kodak Pro 14» (11,2 и 13,5 мегапиксела соответственно). Обе камеры выполнены на базе профессиональных узкопленочных фотоаппаратов. Этот факт знаменателен хотя бы потому, что по качеству изображения (прежде всего по детализации) данные камеры сопоставимы с пленочными. Можно обратить внимание, что в модели «EOS IDs» роль фоточувствительного элемента играет КМОП-матрица. Ранее КМОП-матрицы использовались обычно в цифровых камерах начального уровня или веб-камерах, что было связано с невысоким качеством изображения. Однако компания «Canon» смогла исправить ситуацию, выпустив профессиональную «EOS D30» с КМОП-матрицей в 2000 г.

 

 

 

Заметным событием 2004 г. явилось создание компаниями «Olympus», «Kodak» и «Fuji Film» первой ЦФК нового стандарта 4:3 (отношение сторон кадра). Размер матрицы новой камеры Е-1 составляет 13,1×17,4 мм. Это, пожалуй, один из первых стандартов в многочисленном разнообразии моделей цифровых фотокамер, рассчитанный именно на цифровой фотоаппарат, в частности специально под него рассчитывался объектив в Е-1[1].

В настоящее время в ЭКЦ МВД России эксплуатируется цифровая фотокамера на базе фотоаппарата «Hasselblad», размер матрицы которой составляет 36,9×49 мм, разрешение — 22 мегапиксела.

 

Цифровая фотография широко используется при производстве следственных действий, экспертных исследований, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Практически все подразделения ЭКП ОВД оснащены цифровой фотоаппаратурой, а с 2005 г. цифровыми фотоаппаратами оснащаются унифицированные чемоданы. Снимки, полученные с помощью цифровых фотоаппаратов, являются приложениями к протоколам следственных действий, главным образом осмотров мест происшествий. Просмотр изображения на экране ЖК монитора фотоаппарата позволяет оценить его качество и сделать, если это потребуется, повторную съемку. Контроль качества изображения до его вывода на носитель уменьшает объем расходных материалов и, следовательно, снижает стоимость одного отпечатка.

 

Появление цифровых фото- и видеокамер с полупроводниковыми световоспринимающими устройствами значительно расширило возможность запечатлевающей криминалистической фотографии. Они позволяют получать изображения объектов на широком круге носителей: магнитных носителях (дискетах), компакт-дисках, жестких дисках, фотографической бумаге и др. Современные средства печати позволяют воспроизводить изображения с хорошей передачей полутонов и с высоким разрешением. Из изображений, записанных в цифровом виде, можно формировать массивы коллекций лиц, представляющих оперативный интерес, без вести пропавших лиц, следотеки для различных криминалистических учетов и т.д.

 

Для решения задач, стоящих перед экспертно-криминалистическими подразделениями, подходят цифровые фотокамеры с разрешением матрицы 6-8 МП и выше, желательно оснащенные системой стабилизации изображения, возможностью смены объектива или изменения фокусного расстояния (встроенный зум-объектив) от 28 до140 мм и более, чувствительностью матрицы 64-800 ISO и более, с возможностью ручной и автоматической фокусировки, наличием макрорежима, позволяющего, например, фиксировать след пальца руки в масштабе 1:1, с диапазоном выдержек 1/2000-16 сек и более, универсальным питанием (доступные аккумуляторы типа АА), штатной встроенной фотовспышкой и возможностью использования внешней вспышки «горячий башмак».

 

В то же время вопрос о правомерности использования того или иного технического средства в доказывании должен решаться с учетом эффективности, степени защищенности результатов применения тех или иных технических средств. Оценка доказательств связана с собиранием и проверкой доказательств, служит предпосылкой для формирования выводов и принятия процессуальных решений, а также является итогом доказывания. Главное, чтобы соблюдались требования, предъявляемые к доказательствам: относимость, допустимость, достоверность. Совокупная оценка доказательств позволяет судить об их достаточности. Относимость доказательств — признак их содержания, указывающий на наличие связи между доказательственными сведениями и обстоятельствами, входящими в предмет доказывания (УПК РФ ст. 73). Допустимость — это признак содержания и формы, свидетельствующий о соблюдении всех требований процессуального закона, связанных с получением и фиксацией доказательств (получение из регламентированного источника, правомочным субъектом доказывания, с использованием разрешенных законом средств). Достоверность — признак содержания, указывающий на соответствие сведений о фактах, обстоятельствах, имеющих значение для дела, объективной действительности. Достаточность — признак совокупности доказательств, позволяющий сделать вывод о наличии или отсутствии события преступления, о виновности или невиновности лица и иных обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Подход к оценке доказательств на любой стадии процесса должен быть непредвзятым, независимым, без выделения доказательств, имеющих большее значение, чем другие.

 

Цифровое изображение — это последовательность цифровых данных, записанных на носитель электронной информации. Файл содержит не только само изображение, но и техническую информацию, записанную цифровой камерой, о режимах съемки, настройках самой камеры, сведения о производителе и модели, серийный номер камеры, порядковый номер снимка по внутреннему счетчику, дату и время съемки.

 

Для того чтобы контролировать внесение изменений в цифровые данные, а точнее — не допустить их, существует несколько способов. Первый из них — это использование устройств (программно-аппаратных комплексов), работающих по принципу «после съемки — сразу на печать» или соединенных только с принтером, без компьютера. Положительной стороной этого варианта является то, что понятые могут сразу же поставить свои подписи под фотографиями, что подтвердит достоверность фотоснимков и снимет вопрос о возможности каких-то манипуляций с цифровыми изображениями. Однако, учитывая отдаленность некоторых ЭКП, дороговизну фотобумаги и недостаточное финансирование, этот вариант представляется недостаточно эффективным.

 

Вторым способом сохранения цифровых изображений может быть признан способ, при котором после фиксации цифровые изображения записываются на компакт-диск однократной записи с помощью переносного персонального компьютера (notebook) или устройства записи на компакт-диск (CD-writer). Компакт-диск опечатывается следователем, и на конверте расписываются все участники процессуальных действий. Изображение, зафиксированное цифровой камерой на карте памяти, будет выполнять ту же роль, что и негатив в обычной фотографии. Этот электронный носитель (компакт-диск, флэш-карта) с находящейся на нем информацией и будет тем материальным носителем базовой информации, которую можно проверить и неоднократно использовать для изготовления иллюстраций. При необходимости в подтверждение достоверности иллюстраций в фототаблицах информацию можно просмотреть как на предварительном следствии, так и в суде. Каждый факт обращения к электронному носителю (компакт-диску, флэш-карте) должен быть отражен в материалах дела. Такими фактами являются: установка носителя и его извлечение по окончании съемки; просмотр участниками процессуального действия результатов съемки; дальнейшие обращения участников процесса к магнитным носителям. В случае, если в ходе судебного разбирательства возникнет вопрос о возможной фальсификации полученных доказательств, он разрешается посредством экспертного исследования или судебной экспертизы.

 

При рассмотрении других способов контроля над внесением изменений в цифровые данные при фотосъемке, заметим, что при любом изменении файла эта информация пропадает и заменяется технической информацией программы, которая замещала этот файл. Однако информация о дате, времени создания (редактирования, просмотра, печати MS Office,), содержащаяся внутри файла, легко подвергается изменениям извне при использовании как программ общего назначения (программы просмотра графических изображений, например «ACDSee» и др.), так и специализированных программ, обрабатывающих файлы как последовательности шестнадцатиричных символов (например, «WinHex», «Hex Workshop» и др.). Также при ссылках на дату и время, отмеченные внутри файла, необходимо принимать во внимание, что при исследовании неизвестно состояние системы, порождающей файл на момент его создания, т.е. неизвестны установленные дата и время в фотокамере на момент производства съемки конкретного кадра. Таким образом, данные о дате и времени создания файла являются справочно-ориентирующими и без совокупности с другими данными не могут служить основанием для построения дальнейших выводов. Следовательно, наличие соответствующего программного обеспечения, не позволяющего каким-либо образом вторгаться в полученные при съемке данные (так называемой сугубо программной защиты) — первая возможность, позволяющая привести цифровую фотографию в соответствие с требованиями, предъявляемыми законодательством к доказательствам.

 

Анализ экспертных исследований, проведенных в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России, показал, что достаточно часто электронные изображения следов и объектов, полученные в ходе исследований, используются как материалы, иллюстрирующие заключение эксперта. При использовании изображений в цифровой форме исследование объектов криминалистических экспертиз возможно не только фотографическими методами и средствами, но и программными средствами, предназначенными для работы с изображениями. Фиксация объектов предполагает использование традиционных фотографических методов с применением современных фотографических средств (цифровой фотографии). Цифровые технологии расширяют исследовательские возможности судебной фотографии за счет появления новых методов исследования — методов цифровой обработки и улучшения изображений. Под улучшением изображения (image enhancement) понимается процесс повышения качества изображения. Для этого используются изменение контраста между яркими и темными областями, коррекция цвета, уменьшение шумов, вызванных условиями съемки или особенностями фотоаппаратуры, сглаживание неровных линий, очерчивание смазанного контура, коррекция искажений, вызванных оптическим или отображающим оборудованием. Выявление невидимых и слабовидимых признаков возможно с помощью цветовой, тоновой коррекции, фильтрации и использование прикладных программ. Используемое программное обеспечение должно быть лицензионным и сертифицированным.

 

Так, для проведения экспертизы по факту хищения из астраханской картинной галереи картины Айвазовского «Восход» с помощью цифровой графической станции и программы «Adobe Photoshop» были оцифрованы фрагменты видеофильма «Стражи столетий», предоставленного телерадиокомпанией «Лотос», и цветная фоторепродукция картины «Восход», представленная Государственной Третьяковской галереей. При проведении экспертного исследования методом сопоставления и цифрового совмещения указанных изображений посредством изменения яркости и контраста, были установлены различия по форме, размеру, расположению и взаиморасположению отдельных элементов представленных изображений. Признаки были устойчивы, достаточны и в своей совокупности позволили сделать вывод о том, что изображение на цветной репродукции не соответствовало изображению, полученному при оцифровке фрагмента предоставленного видеофильма. Методы цифровой фотофиксации и обработки изображений в значительной степени сократили время необходимое, для получения конечного результата.

 

При оформлении иллюстративного материала допускается размещение иллюстраций по тексту заключения эксперта. При этом в исследовательской части заключения приводится краткая характеристика использовавшихся устройств цифровой фотографии (вид, модель, производитель), программного обеспечения (вид, наименование, версия), режим получения и печати изображений. В случае использования экспертом методов цифровой обработки изображений в исследовательской части также указываются названия процедур обработки и их параметры. Снимки оформляются по правилам оформления фототаблиц.

 

Высокий уровень оснащенности компьютерной техникой правоохранительных органов, достаточная подготовленность кадров, значительный экономический эффект от снижения стоимости и сокращения времени изготовления иллюстраций говорят об объективной возможности и целесообразности перехода экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на качественно новый уровень иллюстративного сопровождения процесса раскрытия и расследования преступлений с использованием цифровой фотографии и современных компьютерных технологий[2].

 

Кулаковский Ю. А.
Зам. начальника отдела ЭКЦ МВД России.

  

  1. Семенов Б. Мир ПК#041. М. 2004 г.
  2. Дмитриев Е.Н., Иванов П.Ю. Применение методов цифровой фотографии для фиксации объектов криминалистических экспертиз. М.: ЭКЦ МВД России, 1997.

  

Статьи по теме:

Портретная экспертиза 

Криминалистическая (судебная) фотография

Использование цифровой фотографии

Автоматизированная система составления портрета лиц «Каскад-Фоторобот»

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 899 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Навигация

Библиотека