Первоначальный этап расследования массовых беспорядков. Преодоление противодействия расследованию преступлений (ВАК, Краснодар, 2021)

Аннотация

Предметом настоящего исследования является описание и исследование первоначального этапа расследования массовых беспорядков, формирование и описание механизма преступлений, описаны структурные элементы и рассмотрены модели механизма преступлений и следственные ситуации, определены виды противодействия расследованию преступлений и классификация способов противодействия и методы преодоления.

Политические и социально-экономические изменения в нашей стране в конце восьмидесятых и начале девяностых годов ХХ в. очень резко увеличили количество совершаемых преступлений. Наряду с преступлениями против жизни и здоровья граждан серьезнейшую угрозу стали представлять преступления против общественного порядка и безопасности. С подобным в нашей стране практически никогда не сталкивались, а если это и происходило, это были единичные случаи, и они точно не носили повсеместного и массового характера. Начали совершаться преступления на национальной и религиозной вражде.

Только в начале ХХI в. за преступления на почве национальной и религиозной вражды, за организацию массовых беспорядков было возбуждено и рассмотрено судами более 3 тысяч уголовных дел, привлечено к уголовной и административной ответственности около 20 тысяч человек, что безусловно является актуальной проблемой для государства и общества и ставит перед научным сообществом задачи исследования данных фактов, исследования специфики используемых приемов подготовки, непосредственного совершения, сокрытия таких преступлений, изучения механизмов и форм противодействия расследования преступлений, и соответственно разработки и применения способов преодоления противодействия расследования преступлений.

Массовые беспорядки — это преступное деяние против общественной безопасности. Их стихийность, непредсказуемость, нанесение материального ущерба различным субъектам права и государства обращают на себя особое внимание. Преступления против общественной безопасности направлены против огромного количества людей, граждан, государственного устройства и имущества. Именно это и определяет важность для правоохранительной системы установления всех элементов составов преступления, этапов формирования механизма совершения массовых беспорядков, способов сокрытия преступлений, механизмов и форм противодействия расследованию преступлений и применения способов преодоления противодействия расследованию данных противоправных деяний.

В Российском уголовном законодательстве отсутствует термин «массовые беспорядки», но, тем не менее, можно обнаружить характеризующие их признаки. Это — нарушение общественной безопасности большой группой людей (толпой), применение насилия против граждан, порча государственного или иного имущества, оказание различного рода (в том числе вооруженного) сопротивления правоохранительным органам, органам государственной власти и управления.

Уголовный Кодекс РФ не определяет понятие или количественный состав толпы, просто даёт характеристику как большой группы людей, что само по себе вызывает вопросы. Что касается законодательства других стран, то следует обратить внимание на США, Великобританию, Францию, Италию.

Так, Федеральный кодекс США, раздел 18, параграф 2101-2102 [13] определяет массовые беспорядки как нарушение общественного спокойствия с применением или угрозой применения насилия группой лиц не менее трех участников. Закон об общественном порядке Соединённого Королевства Великобритания и Северной Ирландии [14] фиксирует количество лиц — двенадцать и более физических лиц, которые не только реализуют насилие, а даже угрожают применением такового. Статья 431-9 Уголовного кодекса Французской Республики [15] определяет  уголовным преступлением организацию акции на любой общественной улице без заявки. Законодательство Итальянской республики [16] фиксирует «нежелательное скопление народа» как несогласованное собрание людей более чем 10 человек.

Применение или не применение уголовного преследования в различных странах и в нашем государстве согласно ст. 212 УК РФ не является предметом нашего исследования. Нас интересует анализ формирования механизма массовых беспорядков, рассмотрение следственных ситуаций, противодействие расследованию данных преступлений и его преодоление.

Несмотря на позицию Администрации Президента РФ, согласно которой зафиксированный рост протестов в РФ «является обычным фоном» и рассматривается как «определенная общественная реакция на те или иные события», следует заметить, что число протестов за последние годы достигли рекордного уровня. По текущим данным ежегодно в России проходит от 1,2 до 1,5 тысяч уличных протестов, за девять месяцев 2019 г. зафиксировано 1443 акции протеста [12].

Необходимо чётко понимать и различать мирные и в установленные законным порядком согласованные к проведению акции протестов и протесты, которые по тем или иным причинам перерастают в массовые беспорядки, несущие за собой тяжёлые последствия для граждан и для страны в целом.

Количество проводимых на данный момент протестов, особенно перерастающих в массовые беспорядки, требует от ученых разработки данных вопросов, из детального исследования и изучения, разработки и применения частных криминалистических методик для расследования преступлений против общественной безопасности.

Криминалистическая методика расследования преступлений массовых беспорядков, её структура в большинстве случаев включает в себя: «обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по конкретному виду преступлений; типовые модели механизма преступления; криминалистическую характеристику массовых беспорядков; особенности первоначального этапа расследования преступлений и тактику неотложных следственных действий; типичные исходные следственные ситуации, типичные криминалистические версии и программы по их разрешению и проверке; особенности последующего этапа расследования преступлений и тактику иных следственных действий; типичные дальнейшие следственные ситуации, следственные версии и программы по их разрешению и проверки; особенности заключительного этапа расследования преступлений» [6].

Анализ следственной практики позволяет обобщить и описать структурные элементы криминалистической методики.

При производстве предварительного расследования массовых беспорядков подлежат установлению и доказыванию следующие обстоятельства: время, место и способ совершения преступления; характер и размер нанесенного  материального ущерба; личность потерпевшего, личность виновного; обстоятельства, связанные с крайней необходимостью и обороной, а также действия, связанные с причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление; обстоятельства, характеризующие физическое или психическое принуждение, а также стадию осуществления преступления; внутренние и внешние обстоятельства соучастия; формы вины, обстоятельства невиновного причинения вреда; мотивы преступления; вменяемость, невменяемость, психические расстройства, не исключающие уголовную ответственность; обстоятельства, индивидуализирующие виновность субъекта; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъекта; обстоятельства, характеризующие личность субъекта; обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений; обстоятельства сокрытия преступления; приёмы и способы сокрытия преступления; приёмы и способы противодействия расследования преступлений; субъекты и объекты противодействия расследования преступлений и т.д.

С конца 80-х-начала 90-х годов прошлого века массовые беспорядки, как общественно опасное явление, стали представлять интерес не только с точки зрения теоретического изучения, но и с точки зрения практического применения разработанных криминалистических методик для правоохранительной и судебной системы в целом. С целью улучшению расследования совершенных преступлений в структуру методики расследования криминальных событий ученые-криминалисты включили криминалистическую характеристику преступлений.

«Криминалистическая характеристика преступлений – это научно разработанная на основе изучения и обобщения следственной и судебной практики система сведений об устойчивых (типичных) и взаимосвязанных криминалистически значимых свойствах (признаках), присущих преступлениям определенного вида» [11].

Криминалистическая характеристика преступлений и типовая модель механизма массовых беспорядков содержит в себе значительный объём сведений и информации о способах совершения преступлений, орудиях преступлений, средствах совершения, субъекта и объектах преступлений, их действия и взаимодействия с окружающей средой и обстановкой и т.д. Расследование преступлений имеет максимально результативный вариант, когда  у следователя есть чёткое понимание механизма совершённого преступления.

Рассмотрение типовых моделей механизмов преступлений, уже на начальной стадии расследования, даёт возможность проработать и определить модель механизма совершенного преступления, особо необходимо акцентировать внимание на этапах формирования данного вида преступлений.

Модель механизма преступлений массовых беспорядков опишем следующим образом:

На начальном этапе определяются причины и условия, которые могли способствовать формированию массовых беспорядков. В недалеком прошлом для донесения определенной информации для своей целевой аудитории организаторы, как правило, использовали все возможные на тот момент средства массовых коммуникаций, такие как листовки, газеты, журналы, телевидение, особенно это касалось телевидения регионального или местного (кабельного) значения, в том числе активно использовалась телефонная и радиосвязь на определенных частотах. В настоящее же время, в связи с ускоренным развитием цифровых технологий, используются интернет-ресурсы, социальные сети (Facebook, Twitter, Instagram, Telegram, TikTok, ВКонтакте, «Одноклассники» и т.д.), а также созданные для определенных целей и целевой аудитории закрытые аккаунты. Если раньше для донесения определенных мыслей, целей и задач, используя средства печатных изданий и всякого рода коммуникации (радиовещание, телевидение), приходилось прилагать немалые силы и средства в виде подкупов, шантажей, угроз, захватов и т.д., то в настоящее время нужную информацию организационного характера для своей аудитории возможно донести мгновенно посредством интернет-ресурсов и социальных сетей. Более того, далее эта информация за очень короткое время распространяется практически в неконтролируемом порядке: друзьям, подписчикам, группам, сообществам, регионам, странам.

С целью организации массовых беспорядков используется информация различного характера: с  обвинениями в адрес местной, региональной или федеральной власти, информация относительно определенных действий или бездействия органов управления и власти, отсутствия реагирования на факты, унижения достоинств человека, нарушения равноправия граждан в различных вопросах; возникновение стихийных собраний, митингов, шествий и иных сборищ людей, не согласованных в установленном законном порядке; распространение провокационных листовок, статей и иной нелегальной литературы, направленные на призывы к изменению или даже свержению существующего порядка или власти; распространение призывов к национальной вражде, вражде к людям другого вероисповедания и т.д. Все данные действия в любом случаем формируют негативную обстановку и эмоциональное напряжение, способствуют подстрекательству, призыву к насильственным действиям, реализации в том или ином виде данных действий. Всё это способствует возбуждению ненависти друг к другу и вражды против законной власти, определенного территориального устройства или группы людей.

Примечательно, что на начальном этапе формирования механизма массовых беспорядков практически всегда организаторы выставляют всё под благовидным предлогом, всегда находят правильные и нужные для толпы моменты недовольства. Недовольство растёт и вбирает в массы толпы всё новых и недовольных даже другими вопросами людей, к ним присоединяются всякие общественные движения, некоммерческие автономные организации, различного рода мизерные партии, недовольная и негативно настроенная молодёжь, криминальные элементы, посторонние люди, прохожие и вообще зеваки. Каждый под общими лозунгами преследует исключительно свои цели. Характер поведения такого скопления людей непредсказуем.

Результаты проведенных исследований показывают, что субъектами данных массовых беспорядков могут быть лица, которые организовывают провокацию противоправных действий и не согласованных в установленном законном порядке собраний, лица, которые готовы противоправным действиям, лица, так называемые наблюдающие и сочувствующие, лица участвующие, в той или иной степени и т.д.

Организаторы и, в последующем, участники массовых беспорядков на начальном этапе своих действий указывают на всякого рода конкретные ошибки или замечания, сделанные органами государственной власти или управленческой деятельности для большего убеждения толпы. Разжигают ненависть к власти, к какой-либо иной группе людей, лиц другой национальности, иного вероисповедания, ведут провокационные действия нарушения общественного порядка, призывают к массовым беспорядкам.

На основном этапе формирования данного вида преступлений действия всех участников переходят от призывов к непосредственным беспорядкам. Зачастую массовые беспорядки сопровождаются погромами, грабежами, нанесением тяжкого вреда здоровью гражданам, кровопролитием, другими жестокими преступлениями. Всё это сопровождается активным противодействием органам государственной власти и силам правопорядка.  Провокаторы и особо активные участники массовых беспорядков «раскачивают» обстановку, разбрасывают предметы, камни, применяют против органов правопорядка заранее подготовленные бутылки с зажигательной смесью, различного рода «коктейли Молотова», в ход идёт огнестрельное оружие и даже взрывчатые вещества. Практически всегда осуществляется захват помещений, следственных изоляторов и тюрем, отделов, территориальных управлений и подразделений органов правопорядка. Большинство указанных преступлений для достижения поставленных целей совершаются публично, открыто и демонстративно.

Именно на основном этапе формирования механизма массовых беспорядков, с применением различного рода противозаконных действий и правонарушений, формируются механизмы других преступлений. На основном этапе одновременно и параллельно могут совершаться следующие преступления: «физическое насилие (нанесение телесных повреждений, побои и др.) в отношении представителей местной власти; самоуправство и т.д. [11].

На данном этапе формирования механизма преступления активно осуществляются меры по сокрытию субъектов криминальных действий: заказчиков, организаторов, посредников, исполнителей, при этом сокрытие орудий преступлений и результатов негативных последствий массовых беспорядков в большинстве случаев не имеет никакого значения, даже наоборот, в данном случае преследуются абсолютно другие цели.

В любом преступном замысле всегда есть определенная цель и задачи. На завершающем этапе механизма совершения массовых беспорядков осуществляется фактическое сопротивление установленному порядку, государственной власти и гражданам с использованием различных средств и способов нанесения вреда, ущерба, однако, самое главное заключается в том, что это — открытый и демонстративный вызов общественной безопасности страны. Таким образом, отличительным признаком данных преступлений на третьем этапе является то, что сокрытие следов преступлений и его последствий не осуществляется, поскольку должен быть виден результат нанесения вреда и ущерба для физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти и общественности. С полной уверенностью можно констатировать факт организации и реализации противодействия последующему расследованию преступлений.

Ранее в своих работах мы указывали что в данную систему действий в виде противодействия входят: «угрозы возможной расправы над следователем, судей или членов их семей; угрозы или подкуп свидетелей или потерпевшего; шантаж или распространение ложных, порочащих слухов; организация негативных публикаций в печати, создание отрицательного общественного мнения и т.д.» [5, C.47].

Некоторые авторы предлагают следующие классификации способов противодействия: «по направленности на воспрепятствование решению тех или иных задач предварительного расследования, по содержанию, по субъектам, по участию в процессе расследования, в зависимости от должного положения субъекта противодействия, по структуре, по времени реализации, по уголовно правовой наказуемости» [10, C.21-31].

«Самыми распространенными методами преодоления противодействия расследованию преступлений следователем на наш взгляд, могут быть: метод убеждения с использованием положительных качеств личности; метод внушения через управление следователем поведением лица; метод изобличения через логическое воздействие следователем на лицо и др» [5, c.34-38].

Анализ следственно-судебной практики указывает, что преодоление противодействия расследованию преступлений необходимо классифицировать на уровне следователя (дознавателя), на уровне руководителей следственных подразделений и руководителей подразделений органов дознания, на уровне законодательных органов, на уровне научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.

Особая важность недопущения преступлений против общественной безопасности, недопущения массовых беспорядков, детальное рассмотрение вопросов механизма данных преступлений, вопросов преодоления противодействия расследованию преступлений, методики криминалистического обеспечения первоначального этапа расследования позволит быстро и эффективно планировать первоначальный этап расследования, организовывать и осуществлять досудебное производство уголовного дела, изобличить преступников и квалифицированно предъявить им обвинения.

 

Список литературы:

  1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987, 1997.
  2. Белкин Р.С. Криминалистика. История, общая и частные теории. Т. 1, М., 1978, 1995.
  3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Учебное пособие. М.: Закон и право, 2001.
  4. Веренич И.В. Методы и средства преодоления и нейтрализации противодействия расследованию преступлений. / Сборник материалов международной научно-практической конференции «Наука и новация: современные проблемы теории и практики права» в рамках IV Международного Фестиваля науки. Издательство: Московский государственный областной университет. Москва, 2019. С.34-38.
  5. Веренич И.В., Кустов А.М., Прошин В.М. Криминалистическая теория механизма преступления. М.: Юрлитинформ, 2014.
  6. Веренич И.В., Кустов А.М., Прошин В.М. Криминалистическая наука и теория механизма преступления. М.: Юрлитинформ, 2016.
  7. Винберг А.И., Шавер Б.М. Криминалистика. IV издание. М.,1950.
  8. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. — Грац., 1882. /Пер. с нем./ — Смоленск, 1896, М., 2002.
  9. Енгибарян В.Г. Расследование массовых беспорядков: теоретические, организационные и методико-криминалистические основы. Дисс…док. наук. – М.: Академия управления МВД РФ, 2012.
  10. Кустов А.М. История криминалистической практики и науки. — М.: Юрлитинформ, 2019.
  11. Кустов А.М. Криминалистическое учение о механизме преступления : диссертация … доктора юридических наук : 12.00.09. — Москва, 1997.
  12. «Кремль назвал «обычным фоном» зафиксированный в России рост протестов» [электронный ресурс] / URL: https://www.rbc.ru/society/25/11/2019/5ddba1e29a7947a64cfd76e1 (дата обращения 10.12.2020).
  13. Title 18 of the United States Code [электронный ресурс] / URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/part-I/chapter-102 (дата обращения12.2020).
  14. The official home of revised enacted UK legislation [электронный ресурс] / URL: http://legislation.gov.uk.meyu.eu/ (дата обращения12.2020).
  15. République Française droit national [электронный ресурс] / URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения12.2020).
  16. Codice penale [электронный ресурс] / URL:https://www.polpenuil.it/ (дата обращения 10.12.2020).
Автор текста: Веренич И.В., Кустов А.М.

Автор публикации

Кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Северо-Западный институт Управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
Комментарии: 0Публикации: 24Регистрация: 10-06-2020
Веренич Игорь Васильевич
Кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия) Северо-Западный институт Управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев
X
X