Осмотр места происшествия, как источник доказательств фальсификации обстоятельств и инсценировки ДТП

Осмотр места происшествия, как источник доказательств фальсификации обстоятельств и инсценировки ДТП

Правоохранительные органы в последнее время отмечают тенденцию увеличения нетрадиционных способов совершения тех или иных видов преступлений. Так, получил распространение способ совершения вымогательства и мошенничества посредством фальсификации обстоятельств или инсценировки дорожно-транс­портных происшествий (ДТП). Целью преступников является получение незаконного страхового возмещения по гражданской ответственности владельцев транспортных средств или получе­ние материальной выгоды с физических лиц, путем совершения преднамеренных ДТП.
При расследовании таких преступлений необходимо в каче­стве первоначального следственного действия осуществлять ос­мотр места происшествия (ОМП). Значение осмотра в ходе рас­следования исключительно велико, так как он является важней­шим источником информации об обстоятельствах совершения преступления. 

В процессе осмотра обнаруживается и исследуется значительная часть важнейших следов преступления и преступ­ника и иных вещественных доказательств.

ОМП наиболее целесообразен и информативен при непос­редственном уличении мошенников или вымогателей на месте фальсификации обстоятельств или инсценировки ДТП.

При ОМП и его обстановки обязательному изучению и фиксации подлежат также: отсутствие необходимых в данной обстановке предметов и следов (например, следов торможения или следов осыпи грунта при ДТП); наличие предметов или сле­дов, сам факт обнаружения которых в данной обстановке нео­бычен. Такие фактические данные относятся к категории так называемых негативных обстоятельств, под которыми понима­ются обстоятельства, противоречащие представлению об обыч­ном для подобной ситуации ходе вещей. Эти данные могут по­зволить выдвинуть версию об инсценировке происшествия (со­бытия) или фальсификации некоторых его обстоятельств. Нега­тивные обстоятельства иногда обладают большой доказательствен­ной силой, поэтому их выявление при осмотре весьма важно.

Эффективность ОМП будет определяться в первую очередь знанием признаков данного конкретного способа совершения преступления, а также применением всего арсенала современных технико-криминалистических средств. При этом каждый отдель­но взятый признак свидетельствует только о возможности со­вершения преступления, но не о его совершении. Поэтому выяв­ленные признаки проверяются в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, когда уста­навливаются причины их возникновения.

Признаками инсценировки и фальсификации обстоятельств ДТП могут быть как материальные, так и идеальные следы. Ма­териальные следы (признаки), свидетельствующие о фальсифи­кации обстоятельств или инсценировке ДТП, по нашему мне­нию, целесообразно объединить по месту локализации в 4 ос­новные группы: комплекс следов на проезжей части, комплекс следов на придорожных объектах, комплекс следов на транспор­тных средствах и отделившихся от них частях транспортных средств и следы повреждения на пострадавших в ДТП.

Проведенные нами исследования позволили выявить основ­ные признаки рассматриваемых в работе способов совершения преступлений, которые обнаруживаются как в ходе ОМП, так и при осмотре транспортных средств. К таким признакам мы отно­сим следующие:

1. Наличие следов взаимодействия автомобиля с преграда­ми, при отсутствии преград на месте происшествия или несоот­ветствие повреждений преграде;
2. Отсутствие следов контактного взаимодействия на об­наруженных на месте происшествия автомобилях;
3. Отсутствие или не соответствие следов наслоения лако­красочных покрытий (ЛКП) на автомобилях, участвовавших в ДТП;
4. Наличие на поврежденной части автомобиля следов не­качественного ремонта (в ряде случаев, многократного некаче­ственного ремонта);
5. Наличие на поврежденной части автомобиля (в месте повреждений) следов коррозии;
6. Несоответствие масштабов, локализации и топографии по­вреждений на автомобилях, обнаруженных на месте происшествия;
7. Наличие следов — повреждений на придорожных объек­тах, которые удалены на некотором расстоянии от места столк­новения и возникших в результате столкновения с ними транс­портного средства;
8. Несовпадение направления движения автомобиля и от­делившихся фрагментов деталей и следов, а также тормозного пути реальному направлению движения автомобиля;
9. Отсутствие следов осыпи грунта, указывающих на не­посредственное место столкновения;

10. Несовпадение по количеству и элементному составу фраг­ментов деталей, осколков светотехнической арматуры и т. д., обнаруженных на месте происшествия, тем, которые изъяты при осмотре автомобилей;
11. Отсутствие следов подтекания горюче-смазочных мате­риалов (ГСМ) (бензина, солярки, охлаждающей жидкости, тор­мозной жидкости, смазочного масла из пробитого при ДТП кар­тера двигателя, коробки передач, трансмиссии и т. п.) при по­вреждении соответствующих узлов автомобиля;
12. Несоответствие или отсутствие телесных повреждений участника ДТП характерным повреждениям для его расположе­ния в автомобиле, а также отсутствие следов нахождения данно­го лица за рулем во время ДТП или наличие следов нахождения там другого лица.

Таким образом, проанализированные признаки, выявляе­мые при ОМП и свидетельствующие о совершении рассматрива­емых в работе преступлений, будут способствовать выработке новых следственных версий, а также тактических комбинаций при расследовании.

Из материалов сборника статей молодых ученых, аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.

Статьи по теме:

Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев
X
X