Предупреждение фактов поступления в незаконный оборот гражданского оружия

Регистрируемые в настоящее время в Тюменской области, преступления с использованием огнестрельного оружия составляют очень большую цифру (2269 – связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия, 391 – с использованием огнестрельного оружия при совершении преступлений) (Данные ИВЦ ГУВД Тюменской области на 03.10.2002г.). Количество их в последнее время снижается. Но, данный факт не уменьшает значимости данной проблемы (прекращение незаконного оборота огнестрельного оружия) не только перед органами внутренних дел, но и перед государством и обществом в целом.

Источниками пополнения преступных арсеналов стали прежде всего регионы вооруженных межнациональных конфликтов, контрабандный ввоз оружия из-за рубежа, кражи на оружейных заводах, оружейных магазинах, в воинских частях, органах внутренних дел и внутренних войсках.

Но основным источником получения преступными элементами стрелкового ручного огнестрельного оружия продолжает оставаться армия, причем вал таких хищений не уменьшается, гражданского огнестрельного оружия – кражи у владельцев данного оружия, в оружейных магазинах и желание владельцев этих оружейных магазинов обогатиться.

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что в настоящее время в криминалистике, да и практике правоохранительных органов данная проблема изучена слабо. Соответственно серьезными недостатками страдают имеющиеся рекомендации по предупреждению фактов поступления в незаконный оборот гражданского оружия и его розыску, а также совершенствованию деятельности в данном направлении органов предварительного следствия и дознания.

Изучение практических материалов практики органов внутренних дел по предупреждению фактов поступления в незаконный оборот гражданского оружия, а также его розыск, показывает, что в ряде случаев практические работники допускают серьезные ошибки при проведении первоначальных и последующих следственных действий, работе с криминалистическими учетами, взаимодействии между собой и т.д.

Авторами рассматриваются некоторые факты предупреждения и розыска похищенного оружия, его организационные основы.

Теоретическая и практическая значимость данной темы и недостаточная научная разработанность темы и обусловили написание данных методических рекомендаций.

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА ГРАЖДАНСКОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И СОСТОЯНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ЕГО ОБОРОТОМ

В существующем законодательстве имеется широкий спектр законодательных, нормативно-правовых, ведомственных актов, регулирующих оборот гражданского огнестрельного оружия в масштабах страны и в рамках конкретных министерств и ведомств, охватывающих все его стороны. Прежде всего, это федеральные законы «Об оружии» и «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Кроме того, деятельность органов внутренних дел по организации контроля за оборотом оружия регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2000 г. № 814 и приказами МВД России № 292-92 г., № 288-99 г., № 752-2000 г.

Система организации контроля за оборотом оружия в ОВД состоит из следующих элементов:

  1. картотеки владельцев оружия;
  2. наблюдательные дела на предприятия по торговле оружием и боеприпасами (далее – предприятия-поставщики);
  3. система мероприятий по организации действенного контроля;
  4. электронные базы данных владельцев оружия, имеющегося оружия, в т.ч. похищенного, утерянного.

 В картотеках владельцев оружия отслеживается передвижение владельцев и имеющегося у них оружия. Основная часть владельцев оружия, стоящих на учете в ОВД юга области, проживает в областном центре. Практически во всех ОВД имеются электронные варианты картотек, но не во всех отделах они выведены на дежурные части. Нет также единой базы данных владельцев оружия, хотя бы в пределах областного центра, что значительно снижает оперативность их использования.

За последнее десятилетие на юге области возросло количество предприятий-поставщиков. Устоявшийся рынок гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов представлен в основном предприятиями, работающими в данной сфере не один год, не допускающими в своей деятельности каких-либо серьезных нарушений. Всего за 9 месяцев текущего года проведено 287 % проверок объектов хранения и использования оружия (АППГ1 — 286%). Контроль деятельностью предприятий осуществляется в основном сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений, что несколько снижает качественную сторону проверок.

В августе 1997 года сотрудниками ОЛРР УВД Калининского АТО г. Тюмени была получена информация от доверенного лица о нарушениях в организации транспортировки боеприпасов, приобретенных ООО «Грандифенс». При проверке предприятия было установлено, что перевозка боеприпасов, приобретенных по лицензии в г. Бийске, осуществлялась в железнодорожных контейнерах. В накладных в графе «Груз» указывалось «Стекло». В бухгалтерии предприятия по документам было оприходовано 50000 шт. патронов к огнестрельному охотничьему оружия. Вся партия передана на реализацию в магазин. Но в магазине по книгам учета прошло только 2000 шт. патрон из поступившей партии. Куда «исчезли» 48000 шт. патронов сотрудники предприятия пояснить не смогли.

Ранее, в мае 1997 г., от доверенного лица в ОЛРР УВД округа поступила информация о том, что на пристани в г. Тобольск время от времени наблюдается перегрузка из железнодорожных контейнеров на баржи ящиков, внешним видом напоминающих патронные. После погрузки баржи уходили на юг, в сторону Казахстана. К этому же времени относится заявление в СМИ полевого командира чеченских боевиков С. Радуева о том, что Тюменская область является для чеченских боевиков традиционным поставщиком боеприпасов. Так как проверка проводилась сотрудниками ОЛРР, а полученные результаты и информация выходили за рамки компетенции сотрудников данного подразделения, то они были направлены в заинтересованные подразделения и службы УВД округа и ОВД по маршруту: Тюмень-Тобольск-Бийск. Сотрудниками МВД Р. Алтай при проверке полученных материалов было установлено, что в Бийске сделка по боеприпасам осуществлялась сотрудниками двух фирм, не имеющих соответствующих лицензии, а проданные патроны заводом-изготовителем не отпускались. Не своевременное подключение к рассмотрению выявленных обстоятельств сотрудников ОУР и ОБЭП не позволило проследить весь путь незаконного оборота боеприпасов, удалось только перекрыть канал незаконного оборота боеприпасов и прекратить незаконную деятельность предприятий.

Выборочный просмотр карточек учета владельцев оружия показал, что контроль за владельцами осуществляется на должном уровне в соответствии с существующими требованиями. Для решения задач привлечены практически все службы и подразделения ОВД. Имеющаяся система контроля позволяет охватить всех владельцев оружия. По итогам 9 месяцев 2003 г. ОВД юга области проверено 75% владельцев. В результате проверок выявлено 2892 (АППГ – 2889) нарушений, допущенных владельцами оружия, привлечено к административной ответственности 2071 (АППГ – 2320) человек, аннулировано 867 (АППГ – 659) лицензий и разрешений на право использования оружия.

Эффективная система контроля оказывает положительное влияние на снижение нарушений допускаемых владельцами оружия. Большую роль при этом оказывает введение нового административного кодекса с более жесткими санкциями за нарушение правил оборота оружия. Новый Кодекс об административных нарушениях, кроме всего прочего, предусматривает ответственность и за нарушение правил оборота газового оружия.

Большое внимание уделяется сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений профилактической работе среди владельцев оружия. Для разъяснения гражданам основных положений и требований законодательства в сфере оборота оружия, прав и обязанностей владельцев оружия, степень ответственности за нарушение правил хранения и использования оружия и боеприпасов, на базе одного из предприятий-поставщиков проводятся курсы для лиц, впервые приобретающих оружие. Для ведения разъяснительной работы широко используются возможности СМИ. Активная работа ООЛРР МОБ ГУВД области оказывает положительное влияние на тенденцию роста добровольно сданного в ОВД оружия (ежегодно сдается свыше 200 ед.), что было отмечено в обзоре УЛРР ГУООП СОБ МВД России по итогам 2002 г.

РАЗДЕЛ 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ, РОЗЫСК ПОХИЩЕННОГО, УТРАЧЕННОГО ОРУЖИЯ

Оружие всегда представляло особый интерес для криминальных слоев общества. В последние годы на территории области имеет место тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (за 9 месяцев 2003 г. — на 28,2% меньше АППГ) и использованием огнестрельного оружия (на 1,6%). В тоже время количество оружия утраченного гражданами или похищенного у них остается высоким. В среднем за год по югу области владельцами теряется 76 (69,1% от общего среднего количества) и похищается у них — 34 (30,9%) единиц оружия. Объектами преступного посягательства являются предприятия и организации, имеющим законное право использовать в своей деятельности оружие, в том числе, магазины. Так, например, в 2001 г. в результате разбойного нападения было похищено из магазина «Охота Сибири» 26 единиц.

Если с похищенным оружием ситуация проста и понятна: есть уголовное дело и по нему ведется работы. А каковы обстоятельства утраты оружия? Как организована работа по розыску утраченного оружия? Еще больший интерес представляют обстоятельства обнаружения.

2.1. Источники поступления гражданского огнестрельного оружия в незаконный оборот     

При изучении данной проблемы, авторы работы исходили из того, что любая единица оружия, местоположение которой неизвестно, находится вне рамок установленного законом оборота.

Приведенные примеры и анализ материалов по фактам утраты и хищения гражданского оружия из законного оборота позволяют определить следующие источники поступления оружия в незаконный оборот.

1. Прежде всего, это, как ни странно, предприятия-поставщики, находящиеся под жестким милицейским контролем. Приведенные примеры позволяют говорить о том, что магазины по продаже оружия и боеприпасов в своем стремлении снизить накладные расходы (на транспортировку и хранение оружия и боеприпасов) всегда готовы пойти на нарушение установленных правил. Приведенный пример с ООО «Грандифенс», даже если не принимать во внимание заявление С. Радуева, очень показателен как примерный способ ухода от уплаты налогов. Проверка бухгалтерии предприятия показала, что приобретение 1 патрона на заводе-изготовителе, обходилось магазину по 0,8 руб., в г. Тюмени патрон продавался по 2-3 руб., в то время как его стоимость на Севере области — 4-5 руб.

2. Вторым вероятностным источником являются сами владельцы. Интересную информацию представляют материалы по утрате оружия, представленные сотрудниками ОЛРР УВД Калининского АО г. Тюмени.

На территории округа проживает 110-120 тыс. населения. На учете в ОЛРР УВД округа – около 10 тыс. владельцев оружия. В среднем за год владельцами теряется около 30 единиц оружия. Всего рассмотрено 13 (100% от общего количества заявлений) материалов по утрате за 9 месяцев 2003 г., 13 (43,3%) материалов за 9 месяцев 2002 г., 15 (78,9%) материалов за 9 месяцев 2001 г.

Основной причиной утраты оружия владельцами является халатное отношение к соблюдению условий хранения: 12 (80% от общего числа рассмотренных материалов) случаев в 2001 г., 4 (30,8%) случая в 2002 г., 6 (46,2%) случаев в 2003 г. Обращает внимание то обстоятельство, что больше всего теряется газовых пистолетов и револьверов.

Утрата оружия происходит в различных условиях: в лесу, на рыбалке, на охоте, на дачах, в общественном транспорте. Например, основная масса огнестрельного охотничьего оружия «тонет» во время охоты, рыбалки.

В 1997 г. гражданин Н., при проверке сотрудниками ЛРР ОВД Тюменского района, представил объяснение о том, что имевшееся у него охотничье ружье утоплено в озере во время охоты. Сотрудниками ЛРР на данное ружье была выставлена ИК «Оружие». В 1998 году ружье «всплыло» в Красноярском крае как орудие убийства. При выяснении обстоятельств такой метаморфозы, было установлено, что владелец просто отдал ружье за бутылку водки родственнику, проживающему на территории Красноярского края.

22.02.2002 г. гражданин Ф., проживающий в г. Тюмени д. 7 по ул. Моторостроителей совершил убийство из незарегистрированного охотничьего ружья. На допросе Ф. показал, что ружье он нашел около 25 лет назад во время рыбалки на берегу реки.

3. Третьим источником является оружие умерших владельцев. Это практически каждая четвертая-шестая единица оружия: 3 (23% от общего числа представленных материалов) факта в 2001 г., 2 (15,3%) факта в 2002 г.

4. Четвертый источник – похищенное у граждан и на предприятиях оружие. Среднее годовое количество похищаемого оружия составляет 22,2% от общего числа утраченного оружия, практически каждая 5 единица. Как видно цифра не маленькая, но есть основания предполагать, что она несколько больше.

В 1998 г. сотрудниками ОУР ГОМ-1 был изъят газовый пистолет. По данным ИЦ УВД области с 1995 г., пистолет находился в розыске за УВД Калининского АТО, как утерянное. В тоже время гражданин А., задержанный с газовым пистолетом пояснил, что оружие попало к нему в 1995 г. в результате кражи из автомашины. При повторном рассмотрении всех материалов по факту утраты истинные причины случившегося установить не удалось, так как сам заявитель умер в 1997 г.

2.2. Особенности розыска похищенного и утраченного гражданского огнестрельного оружя

Розыск похищенного и утраченного гражданского огнестрельного оружия проводится организованно и в соответствии с существующими требованиями.

Анализ следственной и экспертной практики позволил выделить для начального этапа расследования, в ходе которого и осуществляется розыск похищенного гражданского огнестрельного оружия, следующие типичные задачи:

1. Выявление фактических данных, на основе которых можно было бы построить обоснованные следственные версии о факте хищения данного оружия и планировать его розыск:

а) собирание доказательств, и в первую очередь тех, которые в случае их несвоевременного закрепления могут быть в последующем безвозвратно утеряны;

б) собирание оперативно-розыскной информации по факту хищения оружия о лицах, которые могли бы совершить данное преступление, и у которых может находиться похищенное оружие, их связях и т.п.

2. Организация поиска по «горячим следам» похищенного оружия и лиц, его хранивших.

3. Выявление причин и условий, способствовавших совер­шению хищения оружия и его незаконному обращению.

При определении направлений розыска похищенного гражданского огнестрельного оружия, исходя из этих типичных задач, субъектам розыска рекомендуется учитывать необходимость планирования всех первоначальных, неотложных действий, обеспечивающих быстрое уста­новление способа хищения оружия, установление похитителя, предотвращение использования оружия в преступных целях. К таким следственным действиям относятся осмотр места хищения оружия (места преступления), допросы очевидцев-свидетелей и потерпевших, задержание подозреваемого, обыск по месту его работы и жительства и выемка похищенного оружия, назначение идентификационных экспертиз.

К последующим следственным действиям могут быть отнесены: 1) допрос обвиняемого; 2) предъявление для опознания; 3) следственный эксперимент; 4) контроль и запись телефонных и иных переговоров; 5) проверка и уточнение показаний на месте; 6) назначение различных экспертиз (трасологических, баллистических и т.д.).

При планировании розыска в ходе расследования хищений оружия необходи­мо соблюдать общие принципы планирования расследования (индивидуальность, конкретность, динамичность и реальность). К сожалению, как видно из материалов изученных дел, на практике эти требования соблюдаются далеко не всегда.

План розыска похищенного оружия может быть устным и письменным. Чаще применяется письменная форма планирования, как наиболее эффективная и не требующая от субъекта розыска удержания в памяти всего комплекса проводимых действий. Устный план применяется только в начале расследо­вания, при организации розыска по «горячим следам», когда в распоряжении субъектов розыска небольшой объем исходной кри­миналистически значимой информации. Но после выполнения первоначальных, неотложных действий рекомендуется сос­тавить письменный план розыска.

Из этого следует, что планирование розыска похищенного оружия необходимо как на первоначальном, так и на последующем этапе расследования.

На первоначальное этапе планирование должно обеспечить субъектам розыска: 1) обнаружение, фиксацию, сохранность следов и других вещественных доказательств; 2) установление и допрос свидетелей по делу о хищении; 3) допрос потерпевшего – владельца оружия и материаль­но-ответ­ственного за него лица; 4) розыск оружия и задержание преступников по «горячим следам»: а) назначение неотложных экспертиз по обнаруженным следам и другим вещественным доказательствам; б) проверку по криминалистическим учетам.

Действия субъектов розыска на данном этапе должны но­сить поисковый характер и быть направлены как на получение доказательств, так и на оперативное вы­явление свидетелей, следов, других носителей криминалисти­чески значимой информации, обеспечивающих поиск лиц, похи­тивших оружие, а от них – самого похищенного оружия. В соот­ветствии с принципом динамичности план изменяется, дополня­ется с получением новой информации.

Практика показывает, что изменение плана розыска похи­щенного оружия проходило как на первоначальном, так и на последующем этапе расследования – в 92% случаев, и только в 8% случаев план оставался неизменным.

На этих этапах, на наш взгляд, необходимо предусматри­вать сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, взаимный обмен полученной криминалистически значимой информацией и полное использование возможностей экспертно-криминалистических подразделений (криминалистичес­кие учеты, справочная информация, криминалистическая техника и т.д.).

Планирование на последующем этапе дает возможность: 1) проверить показания подозреваемого (обвиняемого) о судьбе оружия, пока оно еще не обнаружено; 2) проверить правильность выдвинутых ранее версий о его местонахождении; 3) установить дополнительные источники криминалистичес­ки значимой информации о возможных местах его укрытия; 4) провести при обнаружении оружия комплекс мер по его иденти­фикации.

К типичным поисковым мероприятиям по розыску, включаемым в план розыска, на наш взгляд, можно отнести: 1) прочесывание местности (для отыскания следов прес­тупника, уточнения путей подхода и ухода от объекта, где хра­нилось оружие, обнаружения брошенного транспорта, на котором вывозилось оружие, и орудий преступления, оставленных преступ­никами, упаковки похищенного оружия, боевых припасов и т.п.); 2) блокирование района (перекрытие возможных путей от­хода и последующего перемещения преступника); 3) применение служебно-разыскной собаки; 4) опрос очевидцев и лиц, проживающих, работающих вблизи и на объекте хранения оружия; 5) поиск лица, похитившего оружие, с помощью потерпев­шего; 6) создание и использование субъективных портретов; 7) рассылка запросов и ориентировок в близлежащие орга­ны внутренних дел; 8) проверка мест возможного сбыта и хранения похищенно­го оружия и боевых припасов1.

Внесение в план и проведение данных разыскных мероприя­тий позволяет следователю проверить выдвинутые версии, найти правильные направления розыска похищенного оружия, а также обнаружить похитителей и похищенное оружие.

На последующем этапе расследования в качестве приложений к плану могут быть составлены: а) схема связей подозреваемых (обвиняемых), б) схема структуры преступной группировки; в) схема каналов распрост­ранения похищенного оружия по территории страны.

На основании изучения уголовных дел, связанных с расследованием хищений оружия и с последующим его розыском, нами рекомендуется проведение следующих действий следователя на стадии предварительной проверки (в зависимости от исходной ситуации): 1) осмотр места происшествия; 2) опрос потерпевшего и иных лиц, располагающих необходимой для возбуждения дела информацией; 3) истребование необходимых документов об оружии и условиях его хранения, в том числе запросы в подразделения лицензионно-разрешительной системы – об обстоятельствах приобретения и регистрации оружия, в магазины – о времени продажи, количестве, марке приобретенного оружия и т.п.); 4) постановка похищенного или изъятого оружия на учет.

На стадии предварительной проверки каждый из ее участников выполняет свою работу: следователь производит проверочные действия, осуществляет организационные мероприятия; оперативный работник проводит оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление лиц, похитивших оружие, и обнаружение самого оружия.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6) определен перечень оперативно-разыскных мероприятий1, которые можно применить и для выявления и пресечения фактов хищения оружия, его незаконного оборота и раскрытия преступлений, совершенных с его использованием, и, конечно, розыска самого похищенного оружия. В целях розыска оружия могут быть использованы мероприятия всех 14 видов, перечисленных в ст. 6 Закона. Однако наиболее типичными, по нашему мнению, являются те, которые названы в п.п. 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 14.

При проведении данных мероприятий оперативных работников будут интересовать данные: 1) о похищенном оружии, боевых припасах, изъятых номерных узлах и деталях оружия; 2) о лицах, участвующих в обращении оружия и боевых припасов – (законном и нелегальном); 3) преступлениях, совершенных с применением оружия.

Следователь после возбуждения уголовного дела проводит в целях розыска оружия допросы, осмотр места преступления и иные следственные действия.

Специалист-криминалист помогает следователю в обнаружении, изъятии, тех вещественных доказательств, которые подтвердили бы как сам факт хищения оружия, так и совершение его конкретным лицом; проводит предварительное исследование изъятых следов, предметов, документов, обеспечивая как поиск оружия, так и возможность его последующей идентификации.

Можно сформулировать типичный перечень вопросов о ра­зыскиваемом оружии, которые необходимо выяснить при проведении следственных действий:

  1. количество экземпляров похищенного оружия;
  2. их вид и характерные особенности;
  3. наличие неучтенного или незарегистрированного ору­жия;
  4. где находилось похищенное оружие;
  5. при каких обстоятельствах оно было приобретено или передано во владение;
  6. документы, подтверждающие факт приобретения оружия, владе­ния им;
  7. круг лиц, которым известно о похищенном оружии, его приобретении, или же имеющих отношение к нему;
  8. что было сделано похитителем или покупателем для ре­гистрации похищенного оружия.

К числу типичных первоначальных и последующих следс­твенных действий, кроме осмотра, как показывает изучение уголовных дел и анализ литературы, относятся: 1) допросы свидетелей; 2) задержание подозреваемых в хищении оружия; 3) обыск и выемка похищенного оружия по месту работы, жительства; 4) осмотр этого оружия; 5) осмотр документов; 6) допросы подозреваемых (обвиняемых); 7) очные ставки; 8) проверка обнаруженного и изъятого оружия по кримина­листическим учетам; 9) получение образцов (пуль, гильз, патронов с осечкой и т.п.) для сравнительного исследования; 10) назначение экспертиз.

Данный перечень следственных действий и оперативно-ра­зыскных мероприятий расширяется либо сужается в зависимости от следственных ситуаций.

Несколько иначе дело обстоит с утраченным оружием. Обычно этими материалами занимаются сотрудники подразделений по лицензионно-разрешительной работе. Часто работа сводится к приему заявления по факту утраты, выяснения всех обстоятельств, выставление оружия в розыск. Целенаправленной работы по розыску утраченного оружия не ведется.

Основные причины такому положению дел следующие: 1) несогласованность действий сотрудников оперативных и лицензионно-разрешительных подразделений; 2) прямая не заинтересованность сотрудников оперативных подразделений заниматься розыском утраченного оружия (времени занимает много, а ожидать результата приходится долго); 3) отсутствие методик розыска утраченного оружия (имеющиеся по розыску похищенного не совсем подходят); 4) ограниченность прав сотрудников по лицензионно-разрешительной работе в проведении соответствующих мероприятий (не являются субъектами оперативно-розыскной работы).

2.2.1. Некоторые факты обнаружения и изъятия из незаконного оборота гражданского огнестрельного оружия

Анализ материалов (всего 18) служебной проверки за 2002 г. по фактам хищения и обнаружения оружия, предоставленных ООЛРР МОБ ГУВД области, показал, что все обстоятельства хищения отрабатывается в полном объеме. В материалах присутствуют копии протоколов осмотра места происшествия, допросов потерпевших, свидетелей, ИК «Оружие». Но обращает на себя внимание тот факт, что следователи не принимают действенных мер по выяснению источников поступления изъятого незарегистрированного оружия. По 3 уголовным делам проходили незарегистрированные в ОВД ружья, только в 1 случае источник поступления оружия в незаконный оборот выяснен. Часто именно установление источника поступления оружия в незаконный оборот дает возможность раскрыть преступление.

Весной 1995 года на крыше одного из домов по ул. 30 лет Победы были обнаружены трупы двух молодых людей. Изъятые с места происшествия пыжи позволили предположить, убийство совершено с использованием двуствольного гладкоствольного ружья (или обреза) 20 или 12 калибра. Неделею позже сотрудниками ОМОНа, при проверке информации о наркопритонах, в одной из квартир в этом же доме было обнаружено и изъято ружье ТОЗ-34 20 калибра, предположительно изготовленного на заказ (серебряная насечка на металлических частях, золоченные спусковые крючки, резное ложе, укороченный ствол). Проверка по всем имеющимся учетам не дала результатов. Формально у сотрудников ЛРР ГОМ-1 было право направить изъятое ружье на уничтожение. Кропотливая работа инспекторов ЛРР и сотрудников уголовного розыска по выяснению обстоятельств появления ружья у наркоманов позволило установить, что оно является орудием убийства.

При сборе материалов уголовного дела по фактам кражи следователями не всегда выясняются характерные особенности пропавшего оружия. К материалам только 1 уголовного дела приложены копии паспорта на похищенное оружие с подробным описанием всех особенностей и повреждений. Не учитывается то обстоятельство, что преступники всегда стараются уничтожить номера, попавшего в их руки оружия. Поэтому именно сведения о тех или иных особенностях оружия могут его идентифицировать.

Весной 1995 года в одной из квартир в доме на территории 3 микрорайона г. Тюмени было совершено зверское убийство двух несовершеннолетних девушек. Преступники, уходя с места преступления, захватили с собой ружье ТОЗ-34 12 калибра, принадлежащее отцу одной из убитых девушек. Через несколько дней экипажем ОВО ГОМ-1 была задержана автомашина, в которой находились подозреваемые в совершении разбойного нападения на торговую палатку, расположенную по ул. 9 Мая. В машине находились двое молодых людей, у которых был изъят обрез ТОЗ-34 калибра 12. Номера на изъятом оружии отсутствовали. Инспектором ЛРР ГОМ-1 при осмотре изъятого обреза на внутренней стороне деревянного цевья был обнаружен номер, полностью совпадавший с номером ружья, похищенного из квартиры, где было совершенно убийство.

В представленных материалах (всего 45 материалов за период с 2001 по 2003 гг.) служебных проверок по фактам утери оружия имеются следующие документы: заявление об утрате, объяснение владельца и других лиц, копия ИК «Оружие». В большинстве случаев на этом работа по розыску оружия прекращается.

Анализ обстоятельств утраты оружия позволяет сказать, что в ряде случаев они не были выяснены до конца. Процент таких материалов довольно высок: в разные годы он колебался от 20% (по отношению ко всем представленным материалам) от 46,2%. Чаще всего не удается выяснить какие-либо обстоятельства в результате смерти владельца. Как правило, сотрудникам подразделений по лицензионно-разрешительной работе приходится потратить массу времени вначале на выяснение причин не явки владельца на перерегистрацию оружия, а затем на розыск его родственников и выяснения обстоятельств утраты оружия. При этом не устанавливается, в каком охотничьем обществе состоял владелец, где обычно охотился, с кем ездил на охоту.

Не практикуется сотрудниками ОВД при сборе первоначального материала составление схем вероятного места пропажи (хотя бы со слов потерявшего и свидетелей утраты).

Имеют место факты нежелания владельцев давать подробные объяснения – «потерял и все тут». Но здесь могут оказать помощь меры уголовной и административной ответственности, предусмотренные законодательством в отношении лиц, халатно относящихся к сбережению оружия.

Весной 1998 г. сотрудниками ОЛРР УВД Калининского АТО г. Тюмени при проведении ОПМ «Арсенал» от гражданина Л., не представившего на перерегистрацию охотничье ружье, было получено заявление об его утрате. Обстоятельства утраты владелец пояснить не смог. Ознакомленный с уголовной ответственностью, которую несет лицо ответственное за хранение, если использование утраченного в результате халатного сбережения оружия повлечет тяжкие последствия, гражданин Л. резко поменял свои показания и подал заявление о краже ружья, указав при этом конкретных лиц, причастных к этому. По заявлению была проведена соответствующая работа. Опрошены все установленные лица. В результате было установлено, что гражданин Л. долгое время проживал по принципу «открытых дверей», злоупотреблял спиртными напитками. Свое ружье гражданина Л. продал за бутылку водки неизвестному, останавливающегося у него проездом в Н. Уренгой.

РАЗДЕЛ 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ГРАЖДАНСКОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Проведенный анализ проблемы использования оружия в преступных целях, позволяет сделать вывод о том, что поступление гражданского оружия в незаконный оборот обусловлено следующими факторами:

  1. недостатками в организации работы по учету похищенного, утраченного оружия;
  2. несовершенством системы учета и обмена информации по фактам хищения, утраты или обнаружения оружия;
  3. отсутствием системы целенаправленной оперативного обслуживание и прикрытия объектов оборота оружия;
  4. недостатками в организации взаимодействия сотрудников следственных, оперативных подразделений и по лицензионно-разрешительной работе.

3.1. Особенности и последовательность проводимых мероприятий

Прежде чем говорить об организации проведения работы по розыску оружия, хотелось указать на отсутствие в штате ОЛРР сотрудников по розыску оружия. Те сотрудники уголовного розыска и лицензионно-разрешительных подразделений, на которых возложены такие обязанности, часто в своей деятельности ограничиваются сбором первичного материала, выставлением оружия в розыск и ведением накопительных дел. Такое положение дел говорит не о недобросовестности сотрудников, а об их не подготовленности. Сотрудники уголовного розыска проводят оперативные мероприятия, не зная в полном объеме специфики гражданского оборота оружия, а сотрудники по лицензионно-разрешительной работе не владеют навыками оперативно-разыскной работы. Подобную дилемму можно разрешить путем: создания долговременных оперативных групп из числа представителей обеих служб; организацией совместных занятий в системе боевой подготовки; проведения семинаров, сборов по обмену опытом и совершенствованию способов и методов работы.

Рассмотрим действия, которые должны совершать сотрудники ОВД при проведении мероприятий по розыску оружия.

3.1.1. Сбор первоначального материала

При поступлении заявления по факту кражи либо утраты оружия необходимо провести следующие мероприятия.

1) Опрос заявителя, владельца оружия и свидетелей. При опросе выяснить следующее:

  • — имело ли место преступление;
  • — законность владения оружием, если заявитель не является владельцем, то установить, как оно к нему попало;
  • — обстоятельства хищения (утраты) оружия (время обнаружения, в период какого времени могло произойти событие, место происшествия);
  • делалось ли заявление в ОВД по месту происшествия;
  • условия хранения оружия на момент произошедшего;
  • кто, кроме владельца имел доступ к оружию;
  • круг лиц, обладавших информацией об оружии;
  • — каковы отношения с данным кругом лиц (если говорить о владельцах газовых пистолетов и револьверов, то среди молодежи не редки случаи передачи оружия друзьям – просто так, «погонять»);
  • — полную информацию о том, кому владелец мог доверить хранение оружия (довольно часто владельцы охотничьего оружия, доверяют хранение последнего родственникам, знакомым, лесникам по месту постоянной охоты);
  • — в каком охотообществе состоял владелец, где обычно охотился, с кем ездил на охоту.

Выяснение последние двух обстоятельств может оказать большую помощь при розыске оружия умерших владельцев.

2) Осмотр место происшествия. Составление схемы.

Составление схемы обязательно не только при расследовании преступлений связанных с хищением оружия, но и при утрате и обнаружении оружия. В случае, когда нет возможности сделать это непосредственно на месте происшествия (например, владелец утопил ружье во время охоты, или с заявлением обратился не сразу, а через какое-то время и т.д.), то схему следует составлять со слов заявителя.

В тех случаях, когда владелец оружия не может пояснить обстоятельства исчезновения оружия (например, обнаружил отсутствие через какое-то время), то следует, как можно точнее, установить промежуток времени, в котором произошла пропажа и действия владельца (что делал, куда уезжал, кто имел доступ к оружию и т.д.).

3) Осмотр и описание оружия и боеприпасов. При проведении осмотра изъятого или найденного (или описании пропавшего) оружия необходимо указать следующее:

  • — номера (при наличии таковых);
  • — подробное описание особенностей, видимых и скрытых дефектов;
  • — приобщение копий с техпаспорта, где дается полное описание особенностей оружия и номеров изделия;

— по мере возможности производить изъятие стрелянных гильз для направления в гильзопулетеки (одним из требований к производству отечественного оружия является то, что каждая единица должна иметь свои особенности, позволяющие ее идентифицировать: у нарезного оружия – это следы от нарезов на пуле, у гладкоствольного – следы на гильзе).

3) Выставление оружия в розыск.

4) Привлечение к ответственности или предупреждение о ней.

Как мы рассмотрели выше мера совершенно не лишняя. Речь идет не только о профилактике нарушений правил оборота оружия. Своевременное выделение из дела, и направление в лицензионно-разрешительные подразделения по месту регистрации владельца, материалов по факту нарушения правил хранения и использования оружия, не только позволяет применить к недобросовестным гражданам меры профилактического характера (а в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, ограничить право владения), но и получить дополнительную информацию.

Работа по сбору первоначального материала имеет важное значение, не только для организации дальнейшего розыска оружия и установления источников его поступления в незаконный оборот, но и при расследовании уголовных дел.

3.1.2. Последующие действия

Последующие действия проводятся в зависимости оттого, что имеет место: хищение оружия, его утрата или обнаружение. Как было указано ранее, что в различных случаях розыск оружия осуществляется различными службами и подразделениями. Поэтому одним из главных условий розыска является полное взаимодействие и обмен информацией между всеми кто его осуществляет.

К числу основных мероприятий, которые должны осуществляться всеми кто занимается розыском, следует отнести следующее.

  1. Анализ собранного материала.
  2. Составление плана проведения дальнейших мероприятий.
  3. Направление информации в ОВД по месту возможной утраты (хищения), возможного нахождения или обнаружения.
  4. Организация работы по выявлению источников информации и проверке полученной информации.
  5. Организация учета и хранения собранного материала.

По мнению авторов данного исследования, материалы по каждой утраченной, похищенной, найденной единице оружия должны храниться в виде отдельных накопительных дел, к которым приобщается вся полученная информация, результаты ее проверки и проведенных мероприятий. Прекращение работы и закрытие накопительного дела должно осуществляться по одному из следующих оснований:

решение суда в отношении обнаруженного (изъятого) оружия;

  • — возвращение оружия владельцу и прекращение проведения всех мероприятий по розыску;
  • — направление оружия на уничтожение или реализацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация работы по розыску оружия и установлению источников возможного поступления его в незаконный оборот требует серьезной, постоянной и кропотливой работы, эффективность которой зависит от профессионализма сотрудников исполняющих ее. Одним из главных выводов из проведенного исследования, по мнению авторов, следует считать то, чтобы привести систему розыска оружия в желаемое состояние возможно только при условии полного взаимодействия между всеми кто им занимается. Выявление источников поступления оружия в незаконный оборот предполагает наличие различных навыков у сотрудников, занимающихся данной работой. Это, как видно из изложенного материала и знание бухгалтерии предприятий-поставщиков, и особенностей оборота гражданского оружия, и наличие навыков оперативно-розыскной работы. Решение такой задачи возможно только при условии решении задач взаимодействия между следователями, сотрудниками ОУР, ЭП, лицензионно-разрешительных подразделений.

Повысить оперативность работы может должное информационное обеспечение. Улучшить качество обмена информацией можно несколькими способами. В первую очередь созданием и совершенствованием информационных систем, по примеру существующей системы учета и розыска автотранспорта в ГИБДД. Не маловажное значение имеет организация постоянного обмена информации между различными службами и подразделениями. Последнего можно добиться путем создания групп по розыску оружия из представителей всех заинтересованных служб и подразделений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Втюрин, А.В., Букаев, Н.М. Тактические особенности розыска похищенного огнестрельного оружия: Учебное пособие. – Сургут: Сургутский государственный университет, 2000. – 89 с.
  2. Втюрин, А.В. Розыск похищенного оружия с использованием специальных познаний: Учебное пособие / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ проф. В.П. Лаврова. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2002. – 119 с.
  3. Статистические данные ИЦ ГУВД Тюменской области за 2002-2003 гг. – 14 с.
  4. Обзор «Об организации работы органов внутренних дел по добровольной сдаче населением незаконно хранящегося оружия, боеприпасов взрывчатых веществ» УЛРР ГУООП СОБ МВД России. – 3 с.
  5. Сведения о результатах работы лицензионно-разрешительных подразделений ГУВД Тюменской области за 2001-2003 гг. – 4 с.
  6. Материалы служебных проверок по фактам хищения, утраты и обнаружения оружия ООЛРР и КЧДОД МОБ ГУВД Тюменской области. – 250 с.
  7. Материалы проверок по фактам хищения, утраты и обнаружения оружия ОЛРР УВД Калининского АО г. Тюмени. – 750 с.
  8. Материалы проверок по фактам хищения, утраты и обнаружения оружия ОЛРР ГОМ-1 УВД Ленинского АО г. Тюмени. – 250 с.

Статьи по теме:

Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев
X
X