В теории криминалистики участие граждан в процессе раскрытия и расследования преступлений рассматривалось достаточно давно и напрямую относилось к иным формам взаимодействия следователя. Традиционно этот вопрос рассматривается в разделе криминалистики «Вопросы организации процесса раскрытия и расследования преступлений».
Участие население в охране общественного порядка и борьбе с преступностью не только многократно увеличивает возможности государственных органов, непосредственно решающих эту задачу, но и одновременно является важной формой воспитания населения. Когда общественность самостоятельно и организованно, используя законные средства, выступает в защиту своего права жить без постоянной угрозы со стороны преступников – это проявление зрелости общества.
За всю историю Российского государства имели место самые различные формы организации населения для оказания помощи правоохранительным органам – службы друзей милиции, общество содействия милиции, добровольные народные дружины, опорные пункты охраны порядка и т.д.; наряду с этим использовались общественные помощники следователей, сотрудников уголовного розыска и ОБЭП, общественные автоинспектора и т.д. Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что с помощью граждан раскрывается и расследуется лишь незначительное число преступлений, более того, за последние годы отмечается заметный спад активности общественных объединений в правоохранительной деятельности.
К сожалению, работники правоохранительных органов стали значительно реже использовать помощь граждан даже в тех формах, которые зарекомендовали себя только с положительной стороны, например общественные помощники следователя.
В сложных условиях формирования правового государства, роста преступности в стране и возрастания нетерпимости граждан к антисоциальным проявлениям возникает необходимость глубокого переосмысления сложившейся практики взаимодействия органов правоохранительных органов с гражданами. Следует констатировать, что перечень причин, по которым население не хочет оказывать помощь правоохранительным органам в процессе раскрытия и расследования преступлений, известен достаточно хорошо. Среди наиболее значимых можно выделить в целом негативное отношение к деятельности правоохранительных органов, насаждаемое средствами массовой информации, электронными ресурсами и сети интернет. Такое отношение со стороны граждан формирует в целом негативное поведение и сотрудников правоохранительных органов. Милиционеры жалуются: «Нет авторитета у населения, люди не помогают милиции, отказываются сотрудничать»[1]. Или: «На милицию со всех сторон давят. Народ их не считает за людей»[2]. Точнее оценить степень недовольства граждан правоохранителями позволяют результаты опросов общественного мнения. По данным Аналитического центра Юрия Левады, на протяжении последних десяти лет доля россиян, полностью доверяющих милиции, колеблется около 10%, тогда как доля ей полностью не доверяющих превышает 35%, а в большинстве случае и 40%[3]. Исследования Фонда «Общественное мнение» и Центра РОМИР дают схожие показатели.
Этот процесс не мог продолжаться долгое время. На страницы интернет-форумов, социальных сетей, блогов и видехостингов стали выкладываться материалы разоблачительного характера негативных процессов, которые протекают внутри системы МВД. Такая ситуация привела к тому, что возникла реальная необходимость реформирования системы МВД в целом. Не останавливаясь подробно на анализе происходящих перемен в правоохранительных органах, в частности системы МВД, хотелось бы отметить, что на наш взгляд, изменения не должны происходить без участия граждан в этом процессе. Изменение вывесок, сокращение штатного расписания или кадровые перестановки в системе правоохранительных органов не изменят ничего, если в этом процессе не будут участвовать те, на страже интересов которых и стоят правоохранительные органы в целом – граждане российского государства.
Формирование доверия к государственным органам в обязанности которых входят охрана прав и законных интересов граждан процесс долгий и требующий значительных затрат сил и средств.
Парадокс, на наш взгляд, заключается в том, что для укрепления доверия и повышения рейтинга правоохранительных органов необходимо активно и открыто привлекать законопослушных граждан в те процессы, которые, оказывают влияние не только на работу правоохранительных органов в целом, но и влияющие на раскрытие и расследование преступлений. Возникает вопрос, а в чем собственно дело, есть формы взаимодействия с населением, они известны, кто мешает их применять на практике? Вот здесь есть проблемы о которых и пойдет речь далее.
Как уже отмечалось, формы взаимодействия с населением давно известны. Анализ практики и литературных источников[4] позволяет сделать вывод о том, что в практической деятельности правоохранительных органов помощь населения может использоваться в следующих формах:
- обнаружение совершенных или готовящихся преступлений;
- розыск и задержание лиц, совершивших преступление;
- выявление свидетелей и потерпевших;
- розыск похищенного имущества, орудий преступления и иных вещественных доказательств, документов, относящихся к делу;
- собирание сведений, характеризующих лиц, совершавших преступление;
- выявление обстоятельств, имеющих значение для дела, особенно обстоятельств, относящихся к причинам и условиям, способствующим совершению преступлений;
- участие в устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
В практике органов расследования сложилось и развилось несколько форм участия общественности в расследовании преступлений. Наиболее распространенными из них следует считать:
а) привлечение представителей общественности к непосредственному участию в проведении следственных действий;
б) выполнение силами общественности действий, имеющих не процессуальный характер (например, направленных на подготовку следственных действий, проведение проверок и обследований и др.);
в) получение от общественных организаций и отдельных граждан информации о случаях совершения противоправных действий и лицах, их совершивших, о подготавливаемых преступлениях, о срывающихся от следствия и суда лицах;
г) информирование общественности через средства массовой информации о совершенных преступлениях.
Последнее можно отнести к привлечению с большой натяжкой, поскольку здесь не усматривается взаимодействия. Иными словами отсутствует обратная связь с теми, кому адресовалось обращение.
Что говорит законодательство по этому вопросу? Глава IV Закона об ОРД, которая регламентирует содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в ст. 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность гласит: «…Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Статьей 18 Закона «Об ОРД» установлены социальные и правовые защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность[5].
Если в области оперативно-розыскной деятельности все более-менее понятно, то в процессуальной, иными словами в гласной деятельности правоохранительных органов есть проблемы.
В УПК РСФСР ранее существовала норма о привлечении общественности.
Статья 128. Привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений. «…Производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия преступлений и для розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
Сегодня, какое либо упоминание в УПК РФ на помощь населения в той или иной форме полностью отсутствует. Таким образом, следует признать, что привлечение общественности или населения в процесс раскрытия и расследования преступлений не является обязанностью следователя, оперуполномоченного или дознавателя.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» принятый Государственной Думой 28 января 2011 года[6] также не раскрывает особенностей взаимодействия полиции с населением. В п.1 статьи 9 сказано, что — полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Здесь речь идет в первую очередь о формировании положительного имиджа службы, нежели о каком либо взаимодействии полиции и граждан в тех или иных формах.
Каким образом выглядит процесс привлечения населения к процессу раскрытия и расследования преступлений, какие гласные формы следователем используются сегодня? Анализ практики и интервьюирование сотрудников правоохранительных органов показывает, что единственной формой использования населения осталось лишь участие в проведении отдельных следственных действий в качестве понятых и статистов. Часть преступлений раскрывается после обращения к населению через средства массовой информации. Статистики, сколько раскрыто таких преступлений в прямом доступе нет, поэтому остается только догадываться о результатах данной формы взаимодействия.
Исследуя зарубежный опыт взаимодействия граждан и полиции можно прийти к выводу, что, например, в США, на основании Закона о борьбе с насильственной преступностью 1994 г., федеральным правительством были введены должности сотрудников полиции, основынми функциями которых является стимулирование и организационное оформление активности граждан в рамках типовых программ, таких как «Безопасный дом», «Соседский надзор», «Останови преступность» и т.п., организация добровольных полицейских отрядов. Образцовым примером взаимодействия полиции с местным населением является опыт Японии. Основа работы патрульного и всей японской полицейской системы в целом – тесное взаимодействие с местным населением, традиционно проявляющим высокую внимательность и активно сотрудничающим с полицией. Население Японии сотрудничает с полицией особенно охотно и не скрывает совершенные преступления, поскольку жертвы преступлений получают в соответствии с законом денежные компенсации. В результате японская полицейская система имеет высочайшую эффективность, доказательством чего является один из самых высоких в мире процент раскрываемости совершенных преступлений[7].
Отрадно отметить тот факт, что в сфере взаимодействия с гражданами наметились позитивные перемены. Так, МВД Татарстана объявило о начале широкомасштабного взаимодействия с жителями региона. Новая республиканская инициатива направлена на изменение ситуации с преступностью. В городах и районах появятся офицеры милиции, отвечающие за работу с населением. При этом милиционеры будут опираться на опыт ведущих стран мира, где сограждане активно сотрудничают с полицией.
Старт акции «Через понимание — к сотрудничеству с населением» был дан на расширенной коллегии министерства.
— Наша конечная цель — довести до граждан, что только сообща, только доверяя друг другу, мы сможем достичь коренного перелома криминогенной обстановки в республике и в целом по стране, — сказал глава МВД Республики Асгат Сафаров. Задача, по его словам, очень сложная, но вполне решаемая: во многих ведущих странах уже давно привлекают соотечественников к сотрудничеству с полицией.
— Так, в большинстве стран Европы реализуется программа «Соседский присмотр», — сообщил министр.
— В Великобритании практикуется совместное патрулирование с населением в наиболее криминогенных районах. В США участие граждан в подобных программах хорошо финансируется, и в ряде штатов эти меры позволили снизить число преступлений на треть[8]. Как показывает практика, к большому сожалению, подобные акции чаще всего заканчиваются ничем, так и не став системой.
Интересен опыт г.Новосибирска С 2011 года руководители районных отделов милиции Новосибирска и области будут регулярно проводить встречи с представителями общественности – такую задачу поставил своим подчиненным начальник областного ГУВД Сергей Глушков. В ходе таких встреч правоохранители будут отчитываться о проделанной работе и обсуждать пути взаимодействия милиции и населения. Первое подобное мероприятие в этом году состоялось в Дзержинском районе, где общественники обсуждали с районной администрацией и руководством отдела милиции №5 УВД по г. Новосибирску проблемы обеспечения безопасности граждан. Он отметил, что ключевой фигурой во взаимодействии с населением был и остается участковый. «Помощь общественности необходима для повышения осведомленности органов внутренних дел о криминогенных процессах, происходящих на территории района», – подчеркнул Анатолий Потапов, добавив, что регулярно отчитываться перед населением о своей работе будут и участковые – в соответствии с графиком, с которым могут ознакомиться все желающие. В этом году такие встречи уже начались[9].
Между тем, реалии сегодняшнего дня таковы, что правоохранительным органам Российской Федерации необходимо искать новые формы взаимодействия с гражданами. В последнее время наметилась устойчивая тенденция разделения граждан в предпочтениях способов получения различной информации. Часть аудитории, имеющая возможность выхода в интернет получает информацию именно оттуда, а часть, и чаще всего это те, у кого нет возможности подключения к глобальной сети, довольствуется традиционными средствами массовой информации (радио, газеты, телевидение). Вместе с тем, изучение мнения зрительской телеаудитории, проведенной в интернете показало, что из 11822 респондентов 54% телевизор смотрят редко, а 18% не смотрят совсем[10]. Радио и традиционную прессу вообще можно не рассматривать в качестве источника информирования населения ввиду отсутствия интереса к ним большинства населения. Отсюда следует, что большинство граждан не являются потенциальными помощниками в деле раскрытия и расследования преступлений. Справедливости ради следует отметить, что в некоторых городах несколько лет назад были внедрены способы оповещения о совершенных преступлениях (об угонах, например), через популярные радиостанции, вещающие на частотах FM. К сожалению, данная практика не получила широкого распространения.
По результатам исследований интернет аудитория за 10 лет выросла с 6% до 15%.[11] Причем прирост пользователей осуществляется ежегодно в геометрической прогрессии. Иными словами, по прогнозам, лет через пять возможность доступа в сеть интернет будет иметь практически все население России.
Каким образом можно использовать эти сведения для раскрытия и расследования преступлений? Дело в том, что пока правоохранительные органы решают каким образом эффективно раскрывать и расследовать преступления интернет сообщество само подсказывает варианты решения этих вопросов.
Примером может послужить нашумевшая история с челябинским блогером piligrim-67, который не вставая из-за компьютера, установил личности и адреса преступников, которых уголовный розыск Свердловской области безуспешно разыскивал по местным деревням. По словам пресс-секретаря ГУВД по Свердловской области Валерия Горелых, 31 августа около 16 часов 30 минут на 94-м километре автодороги Екатеринбург–Тюмень автомобиль Toyota Auris догнали три машины – Audi A5, Opel Astra и Volkswagen Passat. Водителя Toyota Auris сначала подрезали, потом заставили остановиться. Вышедшие из машин злоумышленники в золотых цепях с огромными крестами были вооружены битами. Сначала один из нападавших ударом биты разбил лобовое стекло автомобиля Toyota Auris, а потом уже все вместе они стали наносить удары по боковым стеклам. «При этом никаких претензий к водителю нападавшие не предъявляли, самого его не тронули». Разгромив машину, злоумышленники сели в свои авто и скрылись. Потерпевшему удалось связаться с милицией и сообщить о произошедшем. Вскоре патруль ДПС ГИБДД обнаружил злоумышленников, началось их преследование, которое продолжалось с 120-го по 174-й километр трассы. Однако против трех мощных иномарок отечественная машина (милиционеры передвигались на служебном ВАЗ-2114) ничего сделать не смогла – авто злоумышленников неслись со скоростью не менее 160 километров в час. На 174-м километре нападавшим удалось оторваться от преследователей и скрыться в неизвестном направлении, как это описывает autochel.ru –«…я сегодня писал о том, что задержали одного из мальчиков — мажоров скотствоваших в Екатеринбурге» — пишет сам автор. Для начала он отыскал на одном из екатеринбургских форумов пост человека, едва не пострадавшего от той же троицы — из записи следовало, что номера на автомобилях все-таки были и относились они к 72-му региону (Тюмень). В другой записи форума обнаружились и фотографии тех же автомобилей, припаркованных в нарушение правил — причем, в Екатеринбурге, в черте города. На фотографиях вполне четко просматриваются регистрационные знаки. Из дальнейшего изучения публикаций на форуме стало ясно, что преступная троица не прекратила совершать правонарушения, весьма вольготно чувствуя себя в Екатеринбурге, пока правоохранительные органы проверяли область. Установить личности двоих из трех правонарушителей по номерам машин не составило труда. Все участники оказались детьми чиновников Тюменской области
В своем дневнике piligrim-67 (http://piligrim-67.livejournal.com) не только раскрывает личности преступников, но и обращается к Министру внутренних дел Р.Г.Нургалиеву с предложением сократить своих сотрудников и заменить их интернетчиками. «Возьмите меня и еще десяток нормальных блогеров, — пишет piligrim-67. — Мы реально больше раскроем.»[12].
С одной стороны случай этот скорее исключение, чем правило, но по нашему мнению, он наглядно демонстрирует, что в возможности правоохранительных органов люди мало верят и пытаются совершенно добровольно и безвозмездно, лишь анализируя информацию, полученную из открытых источников сети интернет раскрывают преступления и у них это хорошо получается. Видимо необходимо пересмотреть отношение к давно выработанным средствам, приемам и методам с привлечением больших сил и средств, для раскрытия преступлений, применяемые сегодня и разработанные еще в середине прошлого века. В данном случае, один человек, сидя перед экраном монитора, сработал эффективнее, чем целое подразделение ОВД.
На наш взгляд, «прохладное» отношение со стороны правоохранительных органов к возможностям сети интернет, построено на том, что руководители различных уровней, которые привыкли работать по «старинке» или так как их учили лет 10-20 назад просто недооценивают тех перспектив, которые открываются перед оперуполномоченным или следователем. Не секрет, что в подразделениях ОВД зачастую просто нет возможности выхода во всемирную паутину, а иные сотрудники не имеют достаточных знаний для этого.
Каким образом можно использовать интернет, и соответственно пользователей для раскрытия и расследования преступлений. Для начала попытаемся разобраться кто он среднестатистический пользователь сети интернет. Как показывает изучение интернет форумов и блогов пользователь сети — это молодой, социально активный, законопослушный гражданин в возрасте 22-27 лет, имеющий автомобиль, высшее образование, специальность и хорошую работу. Не вдаваясь подробно в полемику по поводу того является ли интернет СМИ, хотелось бы отметить, что для определенной социальной среды интернет стал не только источником получения объективной информации, но и способом общения, развлечений и т.п.
Применение социальных сетей[13]. В последнее время данное направление социальной коммуникации стало очень популярно среди интернет-пользователей. В Российской Федерации среди наиболее популярных социальных сетей, можно отметить: Вконтакте (http://www.vkontakte.ru) Мой мир на майл ру (http://www.mail.ru) Одноклассники.ru (http://www.odnoklassniki.ru) Вспомни ру (http://www.vspomni.ru) Среди зарубежных социальных сетей можно отметить Facebook (http://www.facebook.com/ безусловный лидер, социальная сеть объединяющая уже более 120 миллионов пользователей и не собирающая останавливаться на этом. MySpace (http://www.myspace.com) социальная сеть, долгое время державшая лидерство в мире. MySpace до сих пор остается самой популярной социальной сетью для американцев. В последнее время все большие обороты набирает Twitter (http://www.twitter.com)
Как показывает практика, данные сети уже довольно успешно используются для раскрытия преступлений, для установления местонахождения разыскиваемых лиц, неплательщиков алиментов и т.п. Но вместе с тем, возможности социальных сетей не используются в должной мере. Кроме того, из социальных сетей можно получить конфиденциальную информацию о конкретном человеке, которую, кстати сказать, он выкладывает добровольно, при небольшом анализе сведений можно узнать его связи, информацию о состоявшихся и планируемых событиях и т.п. Для того чтобы иметь возможность пользоваться данными сетями необходимо пройти несложную регистрацию.
Интернет – форумы. Данные ресурсы могут иметь определенное тематическое направление: например, фотография, автомобили, строительство, домоводство и т.п. Также, форумы могут быть организованы по определенному географическому принципу, например городской форум жителей Омска, Новосибирска, Барнаула и т.п. С точки зрения расследования и раскрытия преступлений есть основание полагать, что автомобильные форумы предпочтительнее для взаимодействия с гражданами. Во-первых, люди, посещающие автомобильные интернет форумы имеют автомобили, следовательно, мобильны. Автофорумы[14] хороши еще и тем, что там собираются люди разных возрастов, профессий и соответственно возможностей. Сам факт регистрации на форуме и активное в нем участие в обсуждениях говорит о том, что человек небезразличен ко многим социальным проблемам в обществе. Как показывает приведенный пример с Челябинским блогером, совсем не обязательно давать кому-то поручение на выполнение каких либо действий. Как уже говорилось, представители интернет сообществ люди социально активные и смогут оказать посильную помощь в том числе и с использованием сети интернет. Тема, создаваемая на форуме, как правило, безадресная, т.е. она не относится к кому-то конкретно, а имеет цель привлечь к проблеме как можно большее количество человек. Таким образом, можно создавать темы направленные на розыск похищенных транспортных средств, пропавших без вести, поиск скрывшихся преступников и т.д.
Использование видеохостингов. В последнее время большую популярность стали приобретать различные видеохостинги, на которые любой желающий может разместить видео различного содержания. Наиболее популярными в Российской Федерации являются:
- Видеохостинг известной поисковой системы Google youtube.com, vimeo.com
- Российские хостинги: rutube.ru, jandex.ru
В целях информировании граждан о совершенных преступлениях, разыскиваемых лицах, похищенных транспортных средствах и т.д. правоохранительные органы могут эффективно использовать современные возможности данных интернет-ресурсов.
В качестве источника дополнительной информации о деятельности, связанной с раскрытием и расследованием преступлений правоохранительные органы могут успешно применять интернет-пространство путем создания тематических сайтов. На данных ресурсах можно публиковать открытую информацию о деятельности подразделения, отчеты о работе, информацию о разыскиваемых лицах, оперативную ситуацию и т.д. Для создания таких сайтов уже не требуется наличие оплаты домена и услуг Web-дизайнера, достаточно воспользоваться бесплатными услугами по созданию сайтов (например: narod.ru, ucoz.ru, a5.ru и т.д.). Пользователю предлагаются различные варианты дизайна сайта, необходимо его наполнить только необходимым содержанием. Для такой работы не требуется опытный программист, достаточно навыков опытного пользователя.
Данные выводу не только не противоречат действующему законодательству, но и на прямую служат решению некоторых задач поставленных законодателем перед правоохранительными органами, а именно в ст. 8 Закона «О Полиции», которая регламентирует открытость и публичность деятельности полиции говорится: «Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом».
В соответствии со статьей 9 Закона «О Полиции» — полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Представляется, что открытость деятельности правоохранительных органов будет оказывать позитивное влияние на отношение граждан к правоприменителю и приведет к оздоровлению отношений между обществом и государством.
Литература и ссылки
[1] Интервью с рядовым сотрудником РУВД. Нижегородская область
[2] Интервью с участковым. Республика Адыгея
[3] URL: http://www.levada.ru/miliciya0504.html (дата обращения: 13.02.2011)
[4] Ишин А.М. Использование средств массовой информации при установлении и розыске лиц, совершивших преступления. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. ю. н., – М., 1996 г. Томин В.Т. Взаимодействие органов внутренних дел с населением в борьбе с преступностью – Омск, 1995 г. Шепелева О. Правоохранительные органы — населению: чего граждане ждут и не могут получить от милиции / Неприкосновенный запас, № 42., 2007 Томин В.Т. Привлечение трудящихся к расследованию преступлений – Омск, 1972 г.
[5] Федеральный Закон РФ N 144-ФЗ, 12 августа 1995 года
[6] Российская газета, выпуск №5401 от 8 февраля 2011 г.
[7] Петрова О.С. Опыт участия общественных представителей в деятельности полиции зарубежных стран. / Труды Академии управления МВД России. Вып.14. – 2010
[8] Сотников О. Милиция идет в народ / Известия. 08.04.2011
[9] URL: http://www.nov-mvd.ru/press/Press-relizi?blogs2_id=559 (дата обращения: 08.04.2011)
[10] URL: http://www.drom.ru/poll.php?pollid=414 (дата обращения: 16.02.2011)
[11] URL: http://www.comcon-2.com/, http://monitoring.ru/ (дата обращения: 16.02.2011)
[12] URL: http://inform.miass.ru (дата обращения: 19.02.2011)
[13] Социальная сеть (Интернет) — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть (дата обращения 23.03.2011).
[14] См., напр.: URL: http://www.drom.ru, http://www.pravomsk.ru и т.п. (дата обращения: 13.02.2011)