Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.
Схожей с физиогномией теорией была френология, изучавшая внешние особенности черепа человека, которые, по мнению френологов, являлись показателями его личных черт, свойств и склонностей. Одни выступы на черепе считались индикаторами «нижних» функций мозга (например, агрессивности), а другие представляли «высшие» функции и склонности (в том числе мораль). Считалось, что у преступников «нижние» стремления преобладают над «высшими». Наиболее известным френологом был Франц Йозеф Галль.
Галль считал, что «преступления являются продуктом индивидов, их совершающих, а следовательно, их характер зависит от природы этих индивидов и от тех условий, в которых эти индивиды находятся; лишь принимая во внимание эту природу и эти условия, можно правильно оценивать преступления».
Галль также стал первым, кто предложил классификацию преступников в зависимости от биологических признаков. Он предложил делить их на три категории:
Первая категория — это преступники, которые хотя и совершают преступления, но по своим внутренним качествам способны побороть дурные влечения и бороться с преступными соблазнами.
Вторая категория — люди, которые являются обездоленными от природы и в силу этого легко поддаются преступным влечениям.
Третья категория — промежуточная, эти люди способны встать как на путь исправления, так и на путь дальнейшего совершения преступлений в зависимости от того, какое влияние оказывает на них внешняя
Физиогномика и френология стали предшественницами криминальной антропологии, учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо и его учеников. Ломброзо считал, что преступникам присущи аномалии внутреннего и внешнего анатомического строения, характерные для первобытных людей и человекообразных обезьян.
Чезаре Ломброзо (итал. Cesare Lombroso; 6 ноября 1835, Верона, Австрийская империя — 19 октября 1909, Турин, Италия) — итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека — преступника.
Ломброзо является автором идеи «прирождённого преступника». По Ломброзо, преступник — это особый природный тип. Станет человек преступником или нет — зависит только от врождённой предрасположенности, причём для каждого типа преступлений (убийства, изнасилования, хищения) характерны свои аномалии физиологии, психологии и анатомического строения.
Портреты преступников по Ломброзо
Ломброзо выделял следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам:
Необычно маленький или большой рост
Маленькая голова и большое лицо
Низкий и наклонный лоб
Отсутствие чёткой границы роста волос
Морщины на лбу и лице
Большие ноздри или бугристое лицо
Большие, выступающие уши
Выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей
Высокие скулы
Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами
Кривой или плоский нос
Выдающаяся вперёд челюсть
Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа
Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы
Маленький подбородок
Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди
Длинные руки, тонкие пальцы
Татуировки на теле.
ФРЕНОЛОГИЯ
Френология (по-гречески «phren» — дух, рассудок и «lego» — говорю) — искусство угадывать характер и способности человека по устройству его черепа.
Череп заключает в себе, главным образом, орган разума, т.е. мозг.
Мозг разделяется на участки, причем каждый участок есть центр той или иной наклонности данного субъекта, той или другой способности его, — словом, центр различных форм интеллекта.
От видимого нашим глазом очертания черепа, вдавленного, или, наоборот, выпуклого, зависит нередко меньшее или, наоборот, большее развитие тех или иных участков его мозга.
Так, например, если голова сдавлена выше висков и расширяется у челюсти, то это означает часто животные инстинкты, жадность, материализм, обжорство. (Сжатый с боков мозг не развит в участках-центрах, например, стремления к идеалам, любви к искусствам, поэзии.)
Голова, расширенная над висками, свидетельствует о богатой фантазии данного субъекта и даже его стремлении к мистицизму.
Голова узкая, удлиненной формы — о способности к наукам, любознательности и привязанности.
Сильно выпуклый затылок показывает нередко, что его владелец отличается привязчивостью, иногда математическими способностями и более редко — только чувственностью.
Плоский затылок — верный признак эгоизма.
Выпуклость темени ближе ко лбу говорит о доброте и набожности.
Выпуклость на середине — о силе воли и твердости духа.
Конечно, все вышеприведенные примеры не будут точны и согласовываться с действительностью, если вышеупомянутые наклонности и способности (в связи с их френологическими признаками) будут сглаживаться или затемняться массой других развитых чувств.
По системе основателя френологии Галля (род. в 1758 г. в Германии; в 1805 г. опубликовал свой труд под названием «Новая анатомическая и физиологическая система», в который вошла также его система разделения мозга на известные участки) мозг разделяется на следующие участки, из коих главнейшие показаны на рис. 1 (лоб) и рис. 2 (профиль):
1 — физическая любовь;
2 — инстинкт сохранения вида;
3 — доброта;
4 — дух противоречия;
6 — хитрость;
7 — наклонность к воровству;
8 — гордость;
9 — честолюбие;
10 — осторожность;
11 — приручаемость;
12 — инстинкт местности;
13 — память лиц;
14 — память слов;
15 — способность к членораздельной речи;
17 — чувство, определяющее отношение звуков;
18 — чувство, определяющее отношение чисел;
19 — механический инстинкт;
21 — метафизический ум;
23 — поэтический талант;
25 — подражание;
26 — религиозный инстинкт;
27 — непоколебимость.
Из них способности, обозначенные цифрами 3, 4, 10, 21, 23, 25, 26, 27, свойственны, по мнению Галля, только человеку, причем у человека осторожность усугубляется прозорливостью; остальные способности свойственны как человеку, так и животному.
На рис. 3 и 4 изображен череп спереди и сбоку с френологическими обозначениями того же Галля, проверенными позднейшими френологами.
На рис. 3 показаны участки черепа, характеризующие некоторые человеческие наклонности:
3 — способности к воспитанию;
4 — органы чувства места и направления;
5 — чувства личности (в глазных впалинах);
6 — чувства красок;
7 — чувства звуков;
8 — чувства, определяющие отношение чисел;
9 — способности к членораздельной речи;
10 — способности к языкам;
11 — чувства художественности;
16 — наклонность к воровству;
20 — способности быстрого улавливания сходства;
21 — философское остроумие (соединяется с участком 20);
22 — остроумие;
23 — чувство организаторской способности (объединяется с участками 16, 20 и 21);
24 — добродушие;
25 — интерес к религиозным вопросам;
27 — чувство подражательности (объединяется с участком 24).
Участки черепа человека на виде сбоку охарактеризованы на рис. 4:
3 — способности к воспитанию;
4 — чувства места и направления;
6 — чувства красок;
7 — чувства звуков;
8 — чувства, определяющие отношение чисел;
11 — чувства художественности;
12 — чувства дружбы и зависимости;
13 — чувства задора; драчливости;
14 — наклонность к убийству;
15 — хитрость;
16 — наклонность к воровству;
17 — тщеславие;
18 — славолюбие;
19 — чувства осмотрительности, осторожности;
20 — способности быстрого улавливания сходства;
21 — философское остроумие (соединяется с участком 20);
22 — остроумие;
23 — чувство организаторской способности (объединяется с участками 16, 20 и 21);
24 — добродушие;
25 — интерес к религиозным вопросам;
26 — решительность, твердость;
27 — чувство подражательности (объединяется с участком 24).
Кроме системы Галля, есть еще другие системы, например, Шпурцгейма; есть также и много других трудов по вопросам о френологии. После Галля получили известность френологи: англичанин Лж.Комб, испанец Мариано Куби-и-Солср, затем итальянец Ц.Ломброзо, ученый и френолог, и многие другие.
Здесь приведена система Галля потому, что Галль является основателем френологии, и его система послужила краеугольным камнем для всех последующих сочинений и трудов на этом поприще.
Темперамент
Кроме всего, на характер человека и его проявление влияет, несомненно, и темперамент его.
Темперамент — это физическая и духовная человеческая приспособленность, без искусственного ее давления, к различным занятиям и призваниям.
Темперамент, тот или другой, большей частью зависит от той или другой организации тела человеческого и выражается сложением и наружностью человека.
При определении характера человека необходимо понимать его темперамент и принимать его во внимание, так как многие компетентные в этом вопросе лица того мнения, что он придает нам силу для борьбы с разными препятствиями, болезнями или, наоборот, парализует эту силу, — словом, темперамент влияет на характер постольку, поскольку его общие наклонности, в зависимости от его физической организации, служат или не служат опорой для наклонностей, зависящих от участков способностей и их развития, или, иначе говоря, опорой для его духовного «я».
Физиологическая жизнь человека является в одних случаях тормозом, а в других — рычагом для его духовной жизни. Но не нужно понимать это так, что духовные условия человека управляются только его физиологическими условиями.
Темперамент можно разделить (по мнению людей, занимавшихся этим вопросом) на три определенных вида:
Первый: подвижный темперамент — у мужчин телосложение мускулистое; у женщин правильное телосложение. Черты лица резки и определенны. Такому темпераменту принадлежит ловкость, сила воли, храбрость, внимательное отношение к обязанностям и труду, смелость, самостоятельность. Энергия его и исполнительность могут быть ослаблены или не имеют применения при условии недостаточного духовного развития данного человека.
Второй: жизненный темперамент — выражается в еще большей мускулатуре тела; такому темпераменту свойственно добродушие, откровенность, великодушие, милосердие и живость. Темперамент этот скорее отличается слабостью воли, чем се твердостью.
Третий: духовный темперамент — выражается слабым телосложением, череп, в области расположения в нем большого мозга, отличается величиной, и лоб, конечно, высокий и широкий. Черты лица очень выразительные. Сила, выносливость такого индивидуума находятся в зависимости от развития его мозга и очень быстро поддаются утомлению.
Все три вышепоименованных темперамента являются слишком характерными и крайними и в такой определенной форме редко встречаются.
Чаще встречаются они смешанные из этих трех, причем преобладают в таких случаях признаки того темперамента, который в организме данного субъекта играет преобладающую роль.
Качества и недостатки их в таких случаях зависят от силы или недостатка их воли.
Статья подготовлена по материалам сайтов:
Wikipedia http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%EC%E1%F0%EE%E7%EE,_%D7%E5%E7%E0%F0%E5
Статьи по теме: