Существующая в настоящее время система профилактики тяжкой насильственной преступности функционирует уже на протяжении многих лет, и, судя по изменениям негативного характера в количественных и качественных характеристиках рассматриваемого вида преступности, нуждается в обновлении. Представляется, что в деле повышения эффективности противодействия тяжкой насильственной преступности существенные резервы заложены именно в виктимологической профилактике.
Между тем, следует иметь в виду, что акцентирование внимания на виктимологической профилактике изолировано от всей системы предупреждения преступлений, может привести к необоснованному переносу криминологических акцентов с преступника на потерпевшего и гиперболизации его роли в механизме преступного поведения.
При этом предупреждение на современном этапе следует рассматривать как единую систему экономического, социального, идеологического и правового обеспечения здорового образа жизни и сокращения моральных и нравственных отклонений, включающую в себя традиционное (криминологическое) и виктимологическое направления, сущность которых сводится в конечном итоге к устранению причин и условий, способствующих существованию данного вида преступности. В связи, с этим виктимологическое направление воздействия на тяжкую насильственную преступность органически входит в общую систему предупреждения преступлений (как на уровне общего, так и специального предупреждения) и базируется на ее основных принципах.
Необходимо отметить, что данное положение основывалось на полученных в ходе проведенного автором исследования результатах, которые выявили, что криминализация и виктимизация от рассматриваемых преступлений представляют собой процессы социального взаимодействия, имеющие одни и те же корни: тождественные социальные условия и сходные личностные характеристики преступника и жертвы (то есть однородность этических, образовательных и общекультурных параметров). Именно поэтому в большинстве случаев воздействие на потенциальных и реальных потерпевших от тяжких насильственных преступлений является одновременно и воздействием на потенциальных преступников, и, напротив, профилактические мероприятия в отношении возможных преступников одновременно будут направлены и на потенциальных жертв: здесь соединяются криминологическое и виктимологическое направления профилактики тяжких насильственных деяний.Исходя из этого, необходимо определить основные направления воздействия на тяжкую насильственную преступность на общесоциальном уровне.
Прежде всего, согласно анализу основных тенденций развития тяжкой насильственной преступности можно констатировать, что решить данную проблему лишь мероприятиями специальной криминологической профилактики в настоящий момент вряд ли удастся, хотя именно это направление предупреждения в настоящее время остается основным средством воздействия на преступность. Соответственно возникает необходимость формирования эффективной системы предупреждения преступлений в целом, в том числе и тяжкой насильственной. При этом в разумных пределах нужно учитывать и использовать позитивный опыт прошлого, но по основным моментам формировать качественно новую систему предупреждения преступлений. Такая система в большей степени должна учитывать экономическую, географическую, социально-культурную, конфессиональную и иную неоднородность страны, ее федеративное устройство.
Таким образом, важность разработки и реализации новой, соответствующей современным требованиям и тенденциям, концепции предупреждения тяжкой насильственной преступности, которая в равной степени бала бы ориентирована как на потенциальных преступников, так и на потенциальных потерпевших от рассматриваемых преступлений очевидна. К основным направлениям этой деятельности следует отнести принятие Федерального закона «О предупреждении (или основах предупреждения) насилия в семье и обществе». Представляется, что с принятием такого нормативно-правового акта предупреждение насильственных преступлений стало бы действительно объектом правового регулирования, упорядочились бы в правовом отношении вопросы взаимодействия между направлениями виктимологического и криминологического воздействия на рассматриваемую преступность.
Неотъемлемым элементом предупреждения тяжкой насильственной преступности является формирование целенаправленной государственной антиалкогольной политики. При этом необходимо отметить, что достижение положительных результатов антиалкогольной политики возможно лишь при условии комплексного подхода к решению такой социальной проблемы, как пьянство и алкоголизм . Исходя из всего вышеизложенного, предупредительное воздействие на тяжкую насильственную преступность на общесоциальном уровне представляет собой многогранную деятельность государства и общества, направленную в целом, на то, чтобы посредством позитивных результатов объективных процессов развития общества, уменьшить риск криминализации и виктимизации от рассматриваемых преступлений. Таким образом, основой профилактики тяжких насильственных преступлений является положение, характеризующееся достаточно широким подходом к определению виктимологического воздействия на преступность, суть которого заключается в рассмотрении процесса виктимологического предупреждения тяжкой насильственной преступности как единой системы, включающей прямое (специально-виктимологическое) и косвенное (общесоциальное) предупредительное воздействие.
Литература:
1. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология: Монография. Н.Новгород, 1998. С. 169.
2. Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. №2. С. 3. 3.Абубакаров А.А. Криминологический анализ и предупреждение пьянства и алкоголизма как негативного социального явления в современной России: Дис…канд. юрид. наук. М., 2002. С. 125.
4. Исаев Н.В. Виктимологическое направление воздействия на преступность: Дис…канд. юрид. наук. С. 73.
Ст. преподаватель кафедры
криминалистики ГОУ ПВО ВСИ МВД РФ, к.ю.н.
капитан милиции Черных Е.В.
Статьи по теме: