Нижегородская академия МВД РФ

Нижегородская академия МВД РФ. Кафедра криминалистики.

Кафедра криминалистики основана в 1972 году.

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», реализующим образовательные программы высшего и послевузовского образования.

Научно-педагогическая концепция кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России

  1. Анализ статистических данных о состоянии и динамике преступности за последние годы в России дает основания утверждать:
    – происходят качественные изменения механизма деятельности, направленного на подготовку, совершение и сокрытие преступлений вообще и в сфере экономики в частности;
    – наблюдается совершенствование криминальных схем деятельности преступных групп и сообществ;
    – активизируется использование всего спектра технических средств и возможностей современной науки;
    – возрастает значимость нетрадиционных «следов преступления».
  2. Среди иных условий решения практических задач стабилизации, а затем и снижения уровня преступности, условие первостепенной важности – подготовка профессиональных кадров дознавателей, следователей, оперативных работников. В этой связи представляется необходимым наличие дидактических и содержательных ориентиров, учитывая которые педагогический коллектив кафедры криминалистики оказались бы в состоянии реализовать современный курс криминалистической подготовки.
  3. В качестве методологических оснований педагогической концепции выступает та часть теории деятельности, согласно которой воспитание обучаемого рассматривается как такой процесс, в ходе которого личность человека, ее качества определяются степенью готовности к выполнению творческих видов деятельности. Из этого положения вытекает тот, на наш взгляд, неоспоримый вывод, что подготовка и формирование творческой личности невозможны без ориентации на теорию. В противном случае становится реальной опасность исключительно эмпирической ориентации обучаемого, которая приводит к признанию существующего явления и одновременному непониманию его сущности.
  4. Структура криминалистики, как научной дисциплины, и модель учебной дисциплины – категории связанные, но все же различные. Призывы к единению усилий в борьбе с преступностью следует понимать однозначно: криминалисты в поте лица своего должны добывать факты науки – объективные закономерности; преподаватели криминалистики обязаны учить только тому, что потребуется в работе следователю, дознавателю и оперуполномоченному. Если отбросить все конъюнк­турные соображения, то останется одна незыблемая зависи­мость: на­сколько полно выявлены закономерности преступной деятельно­сти, настолько можно рассчитывать на появление эффектив­ных криминалистических рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследования отдельных видов пре­ступ­лений. Не познаешь первого, не найдешь второго.
  5. Существующий лимит учебного времени и стандарт типовой учебной программы не соответствуют реалиям устоявшейся практики криминалистической подготовки по курсу криминалистики. Потому нужно принимать довольно сложное решение: либо «всего понемногу» – «как должно», либо делать акцент на «системообразующую» задачу, вокруг которой бы объединялись все темы учебного курса, т.е. «как нужно». Потому кафедра в свое время сделала выбор в пользу общего (универсального) алгоритма или программы криминалистического анализа исходной информации безотносительно: а) к форме деятельности (оперативно-розыскной или следственной); б) к конкретному виду преступлений.
  6. В целом выбор сделан в пользу:
    1) формирования у обучаемых криминалистического стиля мышления;
    2) криминалистических обоснований принятия как следственных, так и оперативно-тактических решений;
    3) криминалистического анализа исходной информации.
    Опыт дидактических поисков и экспериментов подтвердил, что данный выбор не случайный и в общем правильный. Он позволяет объединить конкретные методические разработки, во-первых, «сквозной» учебной задачей, во-вторых, развивать современную педагогическую технологию с ориентацией на формирование структуры практической деятельности обучаемого.
  7. Данная структура, независимо от форм деятельности субъ­ектов расследования, имеет универсальную логику, ос­нованную на условно-вероятностных суждениях по типу «если…, то, вероятно,…»:
    а) если исходная информация достоверна, то, вероятно, действующими лицами могут быть такие-то субъекты пре­ступления;
    б) если это так, то, по-видимому, они действовали та­ким-то образом;
    в) если это было так, то, скорее всего, последствия этих действий отобразились в таких-то источниках информации (следах);
    г) если это так, то, вероятно, с помощью этих источни­ков можно ре­шить такие-то вопросы (установить определен­ные обстоятельства;
    д) если поставлены такие-то вопросы, то их следует решать та­­­кими-то средствами (оперативно-розыскными ме­ра­ми, след­ственными действиями и организационными ме­роприятиями);
    е) если запланированы процедуры, то, возможно, тех­ни­ческие средства и тактические приемы повысят их эффек­тивность.
    Содержание каждого этапа расследования раскрыва­ется в целях, задачах и процедурах: на каждом этапе расследования существует определенная цель; каждой цели соответствует система задач; для решения каждой задачи предназначены конкретные процедуры. Однако в целом результаты нацелены на раскрытие, расследование и доказывание по уголовному делу. На прицеле две функции уголовного процесса – функция доказывания и функция принятия решений.
  8. Данная методологическая парадигма позволяет сформулировать систему объяснительных принципов.
    Первый принцип – принцип деятельностного анализа преступления. Прес­туп­ление – понятие только юри­дическое. В первую очередь не оно должно занимать умы криминалистов. Нужно исходить из того, что преступление – не столько биологическое или юридическое явление, сколько социальное (Лакассаль). Согласно названному принципу в криминалистике исследуется не формальное юридическое понятие преступления, но – и это главное – человече­ское проявление, в основе которого два фактора: объ­ективный и субъективный. Эти факторы и «дают равнодей­ствующую – преступную деятель­ность» [1].
    Второй принцип – принцип единства деятельности и отражения. Иначе говоря, данный принцип приводит к пониманию того факта, что стороны преступной деятельности (далее – ПД) должны закономерно запечатляться (отображаться) в измененных состояниях объектов, втянутых в ПД. Их вторичное отражение в деятельности по выявлению, расследованию преступлений (далее – ДВРП) должно закономерно приводить к воссозданию события преступления в идеальной форме.
    Третий принцип – принцип системности. В ходе научных криминалистических исследований, так и в ходе проектирования и реализации курса криминалистической подготовки, неизбежно приходится привлекать данные различных наук. И если не задать собственно криминалистическую систему, то неизбежно скатывание к механическому заимствованию методов исследования из разных областей науки и практики. Принцип системности требует строгого выделения объекта и предмета науки криминалистики.
  9. К числу основных задач-следствий, вытекающих из научно-педагогической концепции: относятся:
    1) выбор последовательности преподавания разделов учебного курса или от простого к сложному, или от общего к частному («профилограмма»);
    2) определение «точки ввода» алгоритма криминалистического анализа информации в общем курсе преподавания;
    3) разработка инновационных технологий обучения алгоритму в различных разделах курса (особенно, в разделах техники и тактики);
    4) разработка инновационных технологий обучения алгоритму в различных разделах курса (особенно, в разделах техники и тактики);
    5) развитие средств доставки, включая дистанционные, при обучении системообразующему алгоритму (структуризация материала, тестовые программы, опорные сигналы, ситуационность, визуализация, персонализация);
    6) совершенствование педагогического контроля остаточных знаний по системообразующему алгоритму учебного процесса.
    7) формирование адекватного методического обеспечения инновационного учебного процесса.
  10. Кафедральная Концепция предполагает единство понимания и реализации преподавателями постулатов:
    Постулат №1: «Сознательное мышление обучаемого протекает в словах. И не иначе».
    Постулат №2: «Обучаемый должен верить в свои мысли, ощущать их. И даже видеть».
    Постулат №3: «Научи мозг, а мозг научит тело».
    Постулат №4: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».
    Постулат №5: «Кому Бог отказал в уме, тот понимает на примерах».

[1] Дриль Д. А. Преступность и преступники: Уголовно-психологические этюды. СПб., 1895. – С. 149. Может быть, в этом выражении содержатся истоки совре­мен­ного дуализма: признания двойной – биологической и социальной – детер­минации преступной деятельности. (См., напр.: Долгова А. И. Системно-струк­турный характер преступности // Вопросы борьбы с прес­тупностью. – М., 1984. – Вып. 41. – С. 6.; Кузнецова Н. Ф. Проблемы уголовно-правовой детерминации. – М., 1984. – С. 48–56).

Функции кафедры

Функциями кафедры являются выполнение учебной, методической, научно-исследовательской, административной и воспитательной работы.

Местонахождение: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, 3, БОКС – 268
Контактный телефон: 8 (831) 421-73-18
e-mail: press_nnovgorod@mvd.gov.ru
График работы: 08.30 до 17.30


ФОРУМ ВУЗА

Для удобства общения абитуриентов, курсантов и преподавателей ВУЗа создан форум. Присоединяйтесь!

Дополнительная

ИНФОРМАЦИЯ

Информация о кафедре криминалистики была взята из открытого источника, может содержать неточности и быть не актуальной.
Если Вы являетесь сотрудником института или кафедры и желаете поддерживать информацию о вашем ВУЗе или кафедре в актуальном состоянии — направьте запрос на бесплатную регистрацию в качестве автора публикации для предоставления доступа к редактированию.

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев