Кафедра криминалистики основана в 1972 году.
Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», реализующим образовательные программы высшего и послевузовского образования.
Научно-педагогическая концепция кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России
- Анализ статистических данных о состоянии и динамике преступности за последние годы в России дает основания утверждать:
– происходят качественные изменения механизма деятельности, направленного на подготовку, совершение и сокрытие преступлений вообще и в сфере экономики в частности;
– наблюдается совершенствование криминальных схем деятельности преступных групп и сообществ;
– активизируется использование всего спектра технических средств и возможностей современной науки;
– возрастает значимость нетрадиционных «следов преступления». - Среди иных условий решения практических задач стабилизации, а затем и снижения уровня преступности, условие первостепенной важности – подготовка профессиональных кадров дознавателей, следователей, оперативных работников. В этой связи представляется необходимым наличие дидактических и содержательных ориентиров, учитывая которые педагогический коллектив кафедры криминалистики оказались бы в состоянии реализовать современный курс криминалистической подготовки.
- В качестве методологических оснований педагогической концепции выступает та часть теории деятельности, согласно которой воспитание обучаемого рассматривается как такой процесс, в ходе которого личность человека, ее качества определяются степенью готовности к выполнению творческих видов деятельности. Из этого положения вытекает тот, на наш взгляд, неоспоримый вывод, что подготовка и формирование творческой личности невозможны без ориентации на теорию. В противном случае становится реальной опасность исключительно эмпирической ориентации обучаемого, которая приводит к признанию существующего явления и одновременному непониманию его сущности.
- Структура криминалистики, как научной дисциплины, и модель учебной дисциплины – категории связанные, но все же различные. Призывы к единению усилий в борьбе с преступностью следует понимать однозначно: криминалисты в поте лица своего должны добывать факты науки – объективные закономерности; преподаватели криминалистики обязаны учить только тому, что потребуется в работе следователю, дознавателю и оперуполномоченному. Если отбросить все конъюнктурные соображения, то останется одна незыблемая зависимость: насколько полно выявлены закономерности преступной деятельности, настолько можно рассчитывать на появление эффективных криминалистических рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследования отдельных видов преступлений. Не познаешь первого, не найдешь второго.
- Существующий лимит учебного времени и стандарт типовой учебной программы не соответствуют реалиям устоявшейся практики криминалистической подготовки по курсу криминалистики. Потому нужно принимать довольно сложное решение: либо «всего понемногу» – «как должно», либо делать акцент на «системообразующую» задачу, вокруг которой бы объединялись все темы учебного курса, т.е. «как нужно». Потому кафедра в свое время сделала выбор в пользу общего (универсального) алгоритма или программы криминалистического анализа исходной информации безотносительно: а) к форме деятельности (оперативно-розыскной или следственной); б) к конкретному виду преступлений.
- В целом выбор сделан в пользу:
1) формирования у обучаемых криминалистического стиля мышления;
2) криминалистических обоснований принятия как следственных, так и оперативно-тактических решений;
3) криминалистического анализа исходной информации.
Опыт дидактических поисков и экспериментов подтвердил, что данный выбор не случайный и в общем правильный. Он позволяет объединить конкретные методические разработки, во-первых, «сквозной» учебной задачей, во-вторых, развивать современную педагогическую технологию с ориентацией на формирование структуры практической деятельности обучаемого. - Данная структура, независимо от форм деятельности субъектов расследования, имеет универсальную логику, основанную на условно-вероятностных суждениях по типу «если…, то, вероятно,…»:
а) если исходная информация достоверна, то, вероятно, действующими лицами могут быть такие-то субъекты преступления;
б) если это так, то, по-видимому, они действовали таким-то образом;
в) если это было так, то, скорее всего, последствия этих действий отобразились в таких-то источниках информации (следах);
г) если это так, то, вероятно, с помощью этих источников можно решить такие-то вопросы (установить определенные обстоятельства;
д) если поставлены такие-то вопросы, то их следует решать такими-то средствами (оперативно-розыскными мерами, следственными действиями и организационными мероприятиями);
е) если запланированы процедуры, то, возможно, технические средства и тактические приемы повысят их эффективность.
Содержание каждого этапа расследования раскрывается в целях, задачах и процедурах: на каждом этапе расследования существует определенная цель; каждой цели соответствует система задач; для решения каждой задачи предназначены конкретные процедуры. Однако в целом результаты нацелены на раскрытие, расследование и доказывание по уголовному делу. На прицеле две функции уголовного процесса – функция доказывания и функция принятия решений. - Данная методологическая парадигма позволяет сформулировать систему объяснительных принципов.
Первый принцип – принцип деятельностного анализа преступления. Преступление – понятие только юридическое. В первую очередь не оно должно занимать умы криминалистов. Нужно исходить из того, что преступление – не столько биологическое или юридическое явление, сколько социальное (Лакассаль). Согласно названному принципу в криминалистике исследуется не формальное юридическое понятие преступления, но – и это главное – человеческое проявление, в основе которого два фактора: объективный и субъективный. Эти факторы и «дают равнодействующую – преступную деятельность» [1].
Второй принцип – принцип единства деятельности и отражения. Иначе говоря, данный принцип приводит к пониманию того факта, что стороны преступной деятельности (далее – ПД) должны закономерно запечатляться (отображаться) в измененных состояниях объектов, втянутых в ПД. Их вторичное отражение в деятельности по выявлению, расследованию преступлений (далее – ДВРП) должно закономерно приводить к воссозданию события преступления в идеальной форме.
Третий принцип – принцип системности. В ходе научных криминалистических исследований, так и в ходе проектирования и реализации курса криминалистической подготовки, неизбежно приходится привлекать данные различных наук. И если не задать собственно криминалистическую систему, то неизбежно скатывание к механическому заимствованию методов исследования из разных областей науки и практики. Принцип системности требует строгого выделения объекта и предмета науки криминалистики. - К числу основных задач-следствий, вытекающих из научно-педагогической концепции: относятся:
1) выбор последовательности преподавания разделов учебного курса или от простого к сложному, или от общего к частному («профилограмма»);
2) определение «точки ввода» алгоритма криминалистического анализа информации в общем курсе преподавания;
3) разработка инновационных технологий обучения алгоритму в различных разделах курса (особенно, в разделах техники и тактики);
4) разработка инновационных технологий обучения алгоритму в различных разделах курса (особенно, в разделах техники и тактики);
5) развитие средств доставки, включая дистанционные, при обучении системообразующему алгоритму (структуризация материала, тестовые программы, опорные сигналы, ситуационность, визуализация, персонализация);
6) совершенствование педагогического контроля остаточных знаний по системообразующему алгоритму учебного процесса.
7) формирование адекватного методического обеспечения инновационного учебного процесса. - Кафедральная Концепция предполагает единство понимания и реализации преподавателями постулатов:
Постулат №1: «Сознательное мышление обучаемого протекает в словах. И не иначе».
Постулат №2: «Обучаемый должен верить в свои мысли, ощущать их. И даже видеть».
Постулат №3: «Научи мозг, а мозг научит тело».
Постулат №4: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».
Постулат №5: «Кому Бог отказал в уме, тот понимает на примерах».
[1] Дриль Д. А. Преступность и преступники: Уголовно-психологические этюды. СПб., 1895. – С. 149. Может быть, в этом выражении содержатся истоки современного дуализма: признания двойной – биологической и социальной – детерминации преступной деятельности. (См., напр.: Долгова А. И. Системно-структурный характер преступности // Вопросы борьбы с преступностью. – М., 1984. – Вып. 41. – С. 6.; Кузнецова Н. Ф. Проблемы уголовно-правовой детерминации. – М., 1984. – С. 48–56).
Функции кафедры
Функциями кафедры являются выполнение учебной, методической, научно-исследовательской, административной и воспитательной работы.
Местонахождение: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Анкудиновское шоссе, 3, БОКС – 268
Контактный телефон: 8 (831) 421-73-18
e-mail: press_nnovgorod@mvd.gov.ru
График работы: 08.30 до 17.30