Криминалистическая характеристика краж произведений искусства

Криминалистическая характеристика краж произведений искусства

За последнее десятилетие во многих странах обострилась ситуация с хищениями произведений искусства, что превращает эту проблему в глобальную между­народную. По данным Российского Бюро Интерпола, если в 1988 г. в СССР было похищено 150 произведений искусства, то в 1991 г. в России эта цифра выросла до 2500. Причем речь здесь идет о хищениях из музеев и частных коллекций тех произведений искусства, которые представляют общекультурный интерес.
Задача исследования состоит в составлении криминалистической характери­стики хищений произведений искусства, поиске общих черт в способах их совершения, отличительных особенностей лиц, организующих и непосредственно исполняющих эти преступления и т. п. 

Каждый из элементов этой характеристики способен с той или иной степенью вероятности указывать на существенные моменты, облегчающие раскрытие данных преступлений, на конкретные направления расследования, прогнозировать выявление виновных лиц и возвращение произведений искусства их законным владельцам.

Наибольший интерес представляют следующие элементы криминалистиче­ской характеристики хищений произведений искусства: 1) предмет преступного по­сягательства; 2) способ совершения преступления; 3) личность преступников; 4) пути сбыта и реализации похищенного.

Предмет преступного посягательства. Само произведение искусства обычно является либо средством вложения капитала, либо престижным для коллекционеров и пользуется спросом на рынке в силу своего общекультурного значения, известности автора.

Способ совершения преступления включает в себя: предварительную орга­низацию, подготовку на месте будущего хищения, непосредственное изъятие ценно­стей с места хранения, сокрытие, сбыт и реализацию похищенного произведения ис­кусства. Так, организация преступления зачастую предусматривает участие в ней знатоков искусства («экспертов»), определяющих культурную и материальную ценность конкретного произведения живописи, скульптуры, прикладного и ювелирного искусства. Иногда с их помощью изготавливаются заранее копии этих произведений для дальнейшей подмены. Другим существенным моментом в подготовке этих преступле­ний является утечка информации (случайная или умышленная) от сотрудников музе­ев и коллекционеров об имеющихся произведениях, их месторасположении, охране и т. п.

Организаторы данных преступлений чаще всего выступают в роли «заказчиков» и не принимают непосредственного участия в изъятии произведения искусства с места его хранения. Их роль заключается в подготовке, сокрытии, перевозке через границу, дальнейшем сбыте похищенного. Характеристика непосредственных исполнителей зависит от того, была ли кража данного произведения искусства «заказной» или спонтанной.

Сбыт и реализация похищенного произведения искусства, как часть спосо­ба совершения преступления, классифицируются в зависимости от того, имело ли место заранее спланированное преступление. В настоящее время основным каналом сбыта похищенных произведений искусства является их контрабанда за границу, что и определяет задачи таможенного контроля. За границей есть несколько путей сбыта: общекультурные ценности, реализация которых легальным путем, например через аукцион, невозможна, поступают по частным каналам в коллекции богатых промышленных магнатов и руководителей групп организованной преступности. По­хищенное произведение искусства из частной коллекции, не являющееся общеизвест­ными за границей, могут попытаться реализовать через аукцион, чем определяются задачи укрепления экспертной службы.

Все данные исследований указывают на то, что хищения произведений ис­кусства приобретают транснациональный характер, имеют связь с организованной и международной преступностью и известным образом координируются. Следовательно, задачи правоохранительных органов в данном направлении должны решаться в международном масштабе. Должна быть создана система международной «безопасности» произведений искусства и система их поиска.

Одним из компонентов указанной системы должен стать Международный Банк данных по отдельным элементам криминалистической характеристики этих преступлений — способам их совершения, личности преступников, местам возможной реализации и т. п. Другой задачей правоохранительных органов является создание экспертной службы из специалистов в различных областях искусства для обнаружения и выявления похищенных произведений, постоянное выявление возможных мест сбыта, реализации и хранения похищенного, международная координация уси­лий таможенных органов в этом направлении, профилактические мероприятия (обес­печение охраны произведений искусства техническими и иными средствами, их своевременное страхование и т. п.).

Необходима международная координация органов расследования этих пре­ступлений — обеспечение «системы быстрого реагирования» в международном масштабе на кражи произведений искусства, представляющих общемировую культурную ценность, что позволит эффективнее раскрывать эти преступления по горячим следам.

Меркулова, Ю. С.
Кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного процесса и крими­налистики С.-Петербургского университета.

Правоведение. -1993. — № 1. — С. 124 — 125

Статьи по теме:

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев