За последнее десятилетие во многих странах обострилась ситуация с хищениями произведений искусства, что превращает эту проблему в глобальную международную. По данным Российского Бюро Интерпола, если в 1988 г. в СССР было похищено 150 произведений искусства, то в 1991 г. в России эта цифра выросла до 2500. Причем речь здесь идет о хищениях из музеев и частных коллекций тех произведений искусства, которые представляют общекультурный интерес.
Задача исследования состоит в составлении криминалистической характеристики хищений произведений искусства, поиске общих черт в способах их совершения, отличительных особенностей лиц, организующих и непосредственно исполняющих эти преступления и т. п.
Каждый из элементов этой характеристики способен с той или иной степенью вероятности указывать на существенные моменты, облегчающие раскрытие данных преступлений, на конкретные направления расследования, прогнозировать выявление виновных лиц и возвращение произведений искусства их законным владельцам.
Наибольший интерес представляют следующие элементы криминалистической характеристики хищений произведений искусства: 1) предмет преступного посягательства; 2) способ совершения преступления; 3) личность преступников; 4) пути сбыта и реализации похищенного.
Предмет преступного посягательства. Само произведение искусства обычно является либо средством вложения капитала, либо престижным для коллекционеров и пользуется спросом на рынке в силу своего общекультурного значения, известности автора.
Способ совершения преступления включает в себя: предварительную организацию, подготовку на месте будущего хищения, непосредственное изъятие ценностей с места хранения, сокрытие, сбыт и реализацию похищенного произведения искусства. Так, организация преступления зачастую предусматривает участие в ней знатоков искусства («экспертов»), определяющих культурную и материальную ценность конкретного произведения живописи, скульптуры, прикладного и ювелирного искусства. Иногда с их помощью изготавливаются заранее копии этих произведений для дальнейшей подмены. Другим существенным моментом в подготовке этих преступлений является утечка информации (случайная или умышленная) от сотрудников музеев и коллекционеров об имеющихся произведениях, их месторасположении, охране и т. п.
Организаторы данных преступлений чаще всего выступают в роли «заказчиков» и не принимают непосредственного участия в изъятии произведения искусства с места его хранения. Их роль заключается в подготовке, сокрытии, перевозке через границу, дальнейшем сбыте похищенного. Характеристика непосредственных исполнителей зависит от того, была ли кража данного произведения искусства «заказной» или спонтанной.
Сбыт и реализация похищенного произведения искусства, как часть способа совершения преступления, классифицируются в зависимости от того, имело ли место заранее спланированное преступление. В настоящее время основным каналом сбыта похищенных произведений искусства является их контрабанда за границу, что и определяет задачи таможенного контроля. За границей есть несколько путей сбыта: общекультурные ценности, реализация которых легальным путем, например через аукцион, невозможна, поступают по частным каналам в коллекции богатых промышленных магнатов и руководителей групп организованной преступности. Похищенное произведение искусства из частной коллекции, не являющееся общеизвестными за границей, могут попытаться реализовать через аукцион, чем определяются задачи укрепления экспертной службы.
Все данные исследований указывают на то, что хищения произведений искусства приобретают транснациональный характер, имеют связь с организованной и международной преступностью и известным образом координируются. Следовательно, задачи правоохранительных органов в данном направлении должны решаться в международном масштабе. Должна быть создана система международной «безопасности» произведений искусства и система их поиска.
Одним из компонентов указанной системы должен стать Международный Банк данных по отдельным элементам криминалистической характеристики этих преступлений — способам их совершения, личности преступников, местам возможной реализации и т. п. Другой задачей правоохранительных органов является создание экспертной службы из специалистов в различных областях искусства для обнаружения и выявления похищенных произведений, постоянное выявление возможных мест сбыта, реализации и хранения похищенного, международная координация усилий таможенных органов в этом направлении, профилактические мероприятия (обеспечение охраны произведений искусства техническими и иными средствами, их своевременное страхование и т. п.).
Необходима международная координация органов расследования этих преступлений — обеспечение «системы быстрого реагирования» в международном масштабе на кражи произведений искусства, представляющих общемировую культурную ценность, что позволит эффективнее раскрывать эти преступления по горячим следам.
Меркулова, Ю. С.
Кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного процесса и криминалистики С.-Петербургского университета.
Правоведение. -1993. — № 1. — С. 124 — 125
Статьи по теме: