Любое преступное загрязнение водного объекта или атмосферного воздуха представляет собой криминалистическую систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов. К ним относятся: предмет преступного посягательства, загрязняющие вещества, источники загрязнения, место преступления, время преступления, обстоятельства (объективные и субъективные факторы), способствующие загрязнению, способы преступления, вредные последствия загрязнения, субъекты преступления и психическая деятельность виновного.
Ряд названных элементов корреспондируется друг с другом. Между ними существуют самые различные закономерные связи. Из них наиболее важными для расследования являются связи между:
— вредными веществами и источниками загрязнения;1
— вредными веществами и их следами (цветом, запахом воды и воздуха, повреждениями на теле и внутренних органов рыбы, растительности и др.);
размером вредных последствий (количеством пораженной рыбы, заболевших людей, размером загрязненной территории или акватории и др.) и свойствами, количеством вредного вещества, мощностью и другими характеристиками источника загрязнения, гидрометеорологической обстановкой, гидрологическим режимом, рельефом местности, температурными инверсиями, удаленностью места наступления вредных последствий от источника выброса или сброса вредных веществ;
— обстоятельствами (объективными и субъективными факторами), способствующими загрязнению, и способами преступления;
— обстоятельствами, способствующими загрязнению, и источниками загрязнения, а также стадиями и видами производственной деятельности, на которых появляются данные факторы;
— источниками загрязнения и виновными лицами;
— виновными лицами, их социальным статусом (должностные лица, рядовые : работники или третьи лица) и способами преступления (действия или бездействия);
-источниками загрязнения и способами преступления;
— временем сброса или выброса вредных веществ и ослаблением деятельности контролирующих органов в вечернее, ночное время, праздничные, выходные дни, в условиях непогоды, а также окончанием технологического процесса, увеличением производственных мощностей без изменения систем очистки; сезонными работами (например, по переработке сельскохозяйственной продукции); отсутствием или недостаточной мощностью очистного оборудования; авариями, выходами из строя очистного или технологического оборудования;
— мотивами, целями действий (бездействий) виновных и способами преступления.
Знание вышеназванных связей позволяет создать краткую общую криминалистическую программу,2 представляющую собой логически упорядоченный перечень основных типовых задач расследования по делам данной категории. Упорядоченность задач проявляется в их иерархии и связи между собой, когда каждая последующая задача как бы развивает предыдущую. Это позволяет глубже понять преступление как систему, а также дает возможность при оценке информации по каждому вопросу учитывать сведения, полученные по ранее рассмотренным вопросам. В известном смысле можно сказать, что эта программа является основой планирования, развернутым перечнем обстоятельств, подлежащих доказыванию, который по объективным причинам нельзя привести в ст. 68 УПК РСФСР.
В то же время данная программа может быть инструментом анализа содержащейся в уголовном деле информации.
Как инструмент анализа ее можно использовать на любой стадии расследования, при работе по прекращенному уголовному делу, в ходе предварительной проверки. Особенное значение она приобретает при изучении большого массива следственных документов, упорядочивая и делая сбор сведений системным, позволяя отобрать только значимую информацию и исключить «информационные шумы», лучше разобраться в следственной ситуации, наметить основные, промежуточные и частные задачи расследования.
Систематизацию информации, применительно к каждому вопросу программы, целесообразно проводить по следующей схеме:
Вопрос программы |
Что известно по данному вопросу |
Что необходимо установить (какие версии проверить) |
Как установить (какие оперативные следственные действия и мероприятия необходимо провести) |
|
известно достоверно |
известно недостоверно |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Кроме того, указанная программа может быть использована в процессе выполнения отдельных следственных действий, например, осмотра места происшествия. В этом случае она ориентирует следователя на целенаправленный поиск информации, относящийся к предмету доказывания.
Названная программа содержит следующие вопросы:
1.Что подверглось загрязнению: водный объект или атмосферный воздух?
2.В чем конкретно выразилось загрязнение:
— в превышении предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества, обнаруженного в атмосферном воздухе или водном объекте;
— в повышении температуры воды, в потере прозрачности, в наличии у воды запаха, привкуса, цвета, в утрате водой других качеств применительно к каждому виду водопользования, появлении запаха в атмосферном воздухе;
— в сбросе веществ, для которых не установлены ПДК;
— в сбросе сточных вод в водные объекты, объявленные заповедными;
— в спуске сточных вод, содержащих радиоактивные вещества, в пруды и озера, предназначенные для разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также в ручьи и другие водные объекты, вода из которых может поступать в эти пруды?
3.Каковы другие вредные последствия загрязнения: заболевания или гибель людей, рыбы, кормовой базы рыб, сельскохозяйственных животных, гибель плодовых деревьев, урожая, посевов и др.?
4.Какова причина заболевания или гибели людей, рыбы, сельскохозяйственных животных, плодовых деревьев, урожая, посевов и других вредных последствий? Имеется ли причинная связь между загрязнением атмосферного воздуха или водного объекта и наступившими вредными последствиями?
5.Где, на какой территории, акватории наступили вредные последствия сброса вредных веществ в водный объект или выброса данных веществ в атмосферный воздух (загрязнения, заболевания или гибель людей, рыбы, сельскохозяйственных животных, плодовых деревьев, урожая, посевов и др.)?
6.Когда произошло загрязнение водного объекта или атмосферного воздуха, когда наступили другие вредные последствия?
7.Каков путь попадания природоопасного вещества (веществ) к месту наступления загрязнения и других вредных последствий?
8.Где находится источник загрязнения?
9.Что является источником загрязнения?
10.Когда и как долго имел место сброс загрязняющих веществ в водный объект или их выброс в атмосферный воздух?
11.Какие обстоятельства способствовали совершению преступления?
12.Какова техническая причина сброса загрязняющих веществ в водный объект или выброса этих веществ в атмосферный воздух?
13.Какие природоохранные нормы, правила хозяйственной деятельности были нарушены?
14.Каков способ совершения преступления, какие противоправные природоопасные действия были выполнены, какие правомерные, обязательные, закономерно ожидаемые от соответствующих лиц действия не были выполнены?
15.Кто виновен в преступном загрязнении водного объекта или атмосферного воздуха и наступлении других вредных последствий?
16.Когда были выполнены противоправные, природоопасные действия или не были выполнены правомерные, обязательные закономерно ожидаемые от соответствующих лиц действия?
17.Имеется ли причинная связь между данными действиями или бездействиями и загрязнением водного объекта или атмосферного воздуха, а также другими вредными последствиями?
18.Каковы мотивы, цели противоправных, природоопасных действий или бездействий виновного лица или лиц?
19.Каков характер и размер ущерба, причиненного данным преступлением?
20.Каковы смягчающие и отягчающие вину обстоятельства? Каковы иные обстоятельства, характеризующие личность виновного?
21.Какова форма вины субъекта преступления (каждого из субъектов преступления)?
22.Не были ли совершены другие преступления (приписки в государственных отчетах по ф. 2-ТП (водхоз), ф. 2-ТП (воздух), взяточничество, халатность, злоупотребления служебным положением), связанные с соблюдением природоохранного законодательства?
Для эффективного использования этой программы целесообразно воспользоваться следующим алгоритмом, представляющим собой систему правил по ее применению:3
1.Уясните вопрос программы.
2.Выясните, нет ли информации по данному вопросу в материалах уголовного дела.4
3.Если необходимая информация имеется, то оцените степень ее достоверности, сформулируйте ответ на вопрос программы и запишите его в одну из граф предложенной выше схемы. Перечислите там аргументы, обосновывающие сделанный вывод.
4.Если собранная информация носит достоверный характер, то попытайтесь ее «углубить»:
4.1.Сформулируйте конкретизирующие вопросы, попытайтесь проследить связь с последующими вопросами программы. Например, если загрязняющим веществом является нефть, то каким путем, в каком количестве, когда, откуда она могла попасть в водный объект, и т. д.
4.2.Перечислите по данным (конкретизирующим вопросам) все теоретически возможные версии. Используйте для оценки обоснованности выдвинутых версий мысленный эксперимент, а при необходимости и помощь специалиста соответствующего профиля. Занесите оставшиеся версии в графу 4 вышеуказанной схемы.
4.3.Перечислите в графе 5 названной схемы следственные и оперативные действия, которые позволят проверить выдвинутые версии.
5.Если собранная информация носит вероятностный характер, то сформулируйте в графе 4 данной схемы версии и частные задачи, позволяющие получить необходимые сведения. Укажите в графе 5 схемы соответствующие следственные и оперативные действия, с помощью которых можно получить нужную информацию. При необходимости воспользуйтесь соответствующей развернутой типовой криминалистической программой.
6.Если в материалах уголовного дела информация по конкретному вопросу программы отсутствует, воспользуйтесь рекомендациями из п. 5.
7.Перейдите к следующему вопросу программы, используя рекомендации из п. 1—6. При оценке информации по этому вопросу учтите ранее полученные сведения по другим пунктам программы:
7.1.Если ответ по рассматриваемому вопросу является достоверным, а ответ по рассмотренному вопросу носит вероятностный характер, то вернитесь к оценке информации по этому вопросу с учетом достоверных сведений. Подумайте, не позволяют ли эти данные более конкретно сформулировать ответ по предыдущему вопросу.
7.2.Если информация по предыдущему (предыдущим) и рассматриваемому пунктам является достоверной, то выясните, нет ли между этими сведениями противоречий:
7.2.1.Если такие противоречия есть, то подумайте, чем их можно объяснить, не была ли ранее при выводах допущена ошибка.
7.2.2.При необходимости сформулируйте в графе 4 схемы задачи, которые позволят устранить выявленные противоречия. Перечислите в графе 5 схемы необходимые следственные и оперативные действия.
7.2.3.Если устранить противоречия временно не удается, то оцените, по какому пункту программы выводы являются более достоверными.
7.2.4.Вернитесь с учетом этих выводов к оценке сведений, вызвавших противоречие, т. е. к менее достоверной информации.
8.Сформулируйте индивидуальные задачи расследования, вытекающие из материалов уголовного дела и не предусмотренные данной кратной общей типовой программой.
9.Обобщите полученные сведения по всем вопросам, попытайтесь представить картину преступления в целом.
10.Сгруппируйте вопросы, подлежащие выяснению из графы 5 схемы применительно к источникам получения информации, например, перечислите все вопросы к конкретным свидетелям, экспертам и т. д.•
11. Организуйте решение этих задач.
Приведенные программы и алгоритм; безусловно, носят рекомендательный характер. Их задача состоит в том, чтобы освободить следователя от поиска типовых решений, но они не заменяют его творческую деятельность, не ограничивают ее только своими рекомендациями, не снимают со следователя обязанностей расследовать уголовное дело всесторонне, полно и объективно.
Кузьмин С. В.
Кандидат юридических наук, доцент Института повышения квалификации прокурорско-следственных работников Прокуратуры РФ
1 Отражение этой связи можно найти в самых разных документах природоохранных и других организаций, учреждений, предприятий.
2 Названная программа, согласно квалификации В. Я. Колдина и Ф.-Р. Шурмха, является криминологической системой гносеологического типа (см. подр.: Криминалистика социалистических стран / Под ред. В. Я. Колдина. М., 1986. С. 295).
3 В. основе данного алгоритма лежит подход, разработанный в Институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников Прокуратуры РФ доцентом Густовьм Г. А.
4 Эти правила можно использовать и на стадии предварительной проверки.
Статьи по теме: