Любое экономическое преступление направлено на получение преступных доходов, что требует их легализации, т.е. придания им в любых формах видимости законного происхождения. В условиях устранения тотального контроля за экономической деятельностью легальные каналы осуществления финансовых и иных экономических сделок и других операций используются лицами с корыстной антиобщественной ориентацией не только для незаконного получения денежных и других доходов, но и вкладывания таких доходов в легальную экономику, а также для инвестирования этих средств в развитие преступной деятельности. По экспертным оценкам, около 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные
Легализация (отмывание) денежных средств, имеющих незаконный источник происхождения, существенно нарушает финансовые интересы граждан, организаций, общества и государства, главным образом посредством стимулирования искусственной инфляции за счет бесконтрольного вовлечения в оборот необеспеченной денежной массы. Проникновение, а затем и насыщение «грязными» деньгами законного финансового оборота является серьезной угрозой экономической безопасности и политической стабильности любого государства. Указанное обстоятельство требует самого пристального внимания и адекватных комплексных мер противодействия этой проблеме, в том числе нормативно-правового регулирования системы мер предупреждения деятельности, связанной с легализацией незаконных доходов, совершенствования практики выявления, раскрытия и расследования таких преступлений.
Комплексное отечественное законодательство о противодействии легализации незаконных доходов пока еще не вышло из стадии разработки. Единственным реальным средством противодействия легализации незаконных доходов и обеспечения ответственности за эту преступную деятельность является уголовно-правовой запрет, содержащийся в статье 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за совершение финансовых операций, иных сделок и других экономически значимых действий с использованием денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём.
Динамика регистрации рассматриваемых преступных деяний в России в 2004-2012 годах отражена в таблице 1. Анализ абсолютных показателей преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ выявил некоторые колебания численности рассматриваемых деяний за обозначенный период. Однако общей тенденции к снижению выявлено не было. Более того, после некоторого снижения в 2010 году, наблюдается вновь увеличение данной группы преступлений. Усложняет ситуацию и стремительная тенденция к снижению количества уголовных дел направленных в суд. Так, в 2004 году процент направленных в суд уголовных дел от общего количества выявленных преступлений составил 54%, а в 2012 всего 3,4% (см. таблица 1)
Таблица №1.
Количество зарегистрированных преступлений предусмотренных ст. 174 УК РФ на территории РФ.
год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ |
271 |
524 |
631 |
365 |
319
|
374 |
110 |
254 |
265 |
совершенных в крупном и особо крупном размере |
105 |
224 |
319 |
209 |
103 |
106 |
39 |
15 |
19 |
окончены расследованием |
222 |
377 |
582 |
275 |
220 |
281 |
97 |
249 |
227 |
направлены в суд |
145 |
307 |
449 |
246 |
119 |
209 |
52 |
107 |
9 |
совершены группой |
65 |
89 |
275 |
129 |
28 |
59 |
15 |
27 |
4 |
совершены организованным преступным сообществом |
49 |
58 |
220 |
116 |
16 |
10 |
7 |
24 |
6 |
установленная сумма ущерба |
15062 |
18575 |
138195 |
57918 |
47514 |
5076 |
303283 |
6567 |
8545 |
Анализ качественных характеристик данного вида преступности также выявил интересные тенденции. Количество рассматриваемых преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами составило в 2012 году 3,7 % от общего числа, выявленных преступлений, что в 11 раз меньше по сравнению с 2004 годом. Представляется, что вышеобозначенные тенденции объясняются не столько действительным их снижением, сколько несовершенством процесса выявления и расследования, а также сложностями установления некоторых элементов предмета доказывания. Методика расследования указанной группы преступлений находится в стадии формирования и традиционно базируется на криминалистической характеристике. К числу наиболее значимых элементов криминалистической характеристики легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем относятся: способ совершения преступления, личность преступника, механизм следообразования.
Особенно велика роль способа совершения преступления в расследовании преступлений в сфере экономики и более всего по такому деянию, как легализация доходов, полученных преступным путем. По исследуемой разновидности преступлений установление способа криминального деяния позволяет установить информационно-тактические связи с другими, еще неизвестными обстоятельствами, полностью раскрыть и расследовать преступление. Знание типовых способов совершения преступления и использование этой информации по отдельным уголовным делам позволяет эффективно применять одну из наиболее известных и перспективных формул (схем) раскрытия преступлений: «от способа преступления — к лицам (лицу), его совершившим». Способы легализации (отмывания) преступных доходов весьма многообразны, нередко носят многоэтапный и весьма ухищренный характер. Следует специально подчеркнуть, что последовательный рост организованных преступных проявлений, особенно в сфере экономики, стремительное увеличение объема отмываемых денежных средств полученных преступным путем и иного имущества способствовали радикальному усложнению и усовершенствованию способов совершения данной категории преступлений, к появлению новых чрезвычайно эффективных методов и приемов криминальной легализации. Обороты «мировой системы» преступной легализации настолько возросли, что специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (FATF), считает ее третьей по значению «индустрией» (после нефтяного бизнеса и торговли оружием).
Наиболее распространенной является трехфазная модель. По этой динамической модели процесс легализации доходов подразделяется на три фазы. В первой фазе преступного механизма осуществляется предварительное введение денежных средств, главным образом, в наличной форме в финансовый оборот внутри страны. Во второй фазе криминального способа в результате множества разнообразных банковских, финансовых, валютно-обменных, иных операций и сделок происходит отделение преступных доходов от их криминальных источников (породившей их нелегитимной среды). Вследствие совершения этих акций маскируется действительная криминальная природа и, что самое желанное для преступных лидеров, вуалируются следы фактического происхождения исходных капиталов, по которым можно было бы установить конкретные источники преступных финансовых средств и имущества. В третьей фазе происходит окончательная легализация преступных капиталов, они приобретают новый, внешне легальный статус и инвестируются в официальную экономику. Важнейшая особенность способа легализации, а именно — многие, в том числе и основные действия по подготовке и укрытию самого процесса отмывания криминальных капиталов, чаще всего, сливаются, происходят одновременно и параллельно с действиями по непосредственной легализации преступных доходов, по сокрытию их криминального происхождения. В число мер по отмыванию преступных доходов играют методы, связанные с неоднократными покупками и продажами недвижимости и иного дорогостоящего имущества. При этом преступники, покупая роскошные особняки, пятизвездочные гостиницы и другое имущество, пытаются приобрести именно респектабельную собственность, зная особое отношение на Западе к владельцам солидной недвижимости. [1]
Следует отметить, что при большом многообразии видов противоправной деятельности по отмыванию доходов, полученных незаконным путем, все они сходны в принципиальных чертах и с точки зрения их общих признаков, механизма следообразования, круга и характера носителей источников криминалистически значимой информации. Знание данной информации традиционно используется при формировании рекомендаций по выявлению операций по отмыванию преступных доходов.
Литература:
1. Методические рекомендации «По выявлению и пресечению налоговых преступлений, совершаемых на потребительском рынке в сфере легализации доходов, добытых преступным путем» [Текст] // Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям главное управление по налоговым преступлениям. Управление документальных проверок и ревизий. – М., 2006.