Статья опубликована в сборнике материалов Международной научно-практической конференции»Криминалистика — прошлое, настоящее, будущее: достижение и перспективы развития». Московская Академия СК РФ,2019. Статья посвящена понятию, содержанию, структуре, предмету и объекту криминалистического учения о преодолении противодействию расследованию преступлений.
Основной и безусловной задачей криминалистической науки и ее разработок, является обеспечение уголовного судопроизводства, и уже на данный момент, хотя и в небольшом объеме, криминалистика обеспечивает арбитражный, административный, гражданский и конституционный процессы.
Человек, как индивидуальная личность, с одной стороны, так и организованное общество, с другой стороны (в виде группы людей, сообществ, организаций, государственных структур и его подразделений), не могут существовать без деятельности, которая порождает определенные процессы взаимодействия с другими субъектами их объектами.
Побуждение человека совершать определенные действия, для удовлетворения его потребностей, интересов, влечений, эмоций, социальных и материальных установок, является мотивом его деятельности, отношений субъекта с иными субъектами и объектами, с предметом, его внешними условиями и процессами.
Любое действие субъекта и объекта приводит к их прямому или косвенному взаимодействию, результатом которого является информация, а именно появление информации, то есть информация о природе действий, о природных материалах, предметах, явлениях и процессах, людях, группах людей, сферах общественной жизни и т.д., что без ложного сомнения вызывает изменения отражающей действительности, в виде материальных и идеальных следов.
Изменения материальных и идеальных следов, а в нашем случае нас интересуют следы совершения преступления, дают возможность исследовать сущность и последствия преступления. Исходя из чего, объектом познания науки криминалистики, с учетом ее специфики, являются отражательные процессы деятельности субъектов.
В 2016 году в научной статье «Этапы развития предмета и объектов криминалистики» известный ученый профессор А.М. Кустов описал два различных взгляда на объекты познания науки криминалистики. Первое, что объектом криминалистического исследования является преступная деятельность и деятельность по расследованию преступлений. Раскрытию данной позиции придерживались также известные ученые криминалисты Р.С. Белкин, В.Г Коломацкий, И.М. Лузгин, Л.Д. Самыгин, Н.П. Яблоков и др. Второе, ученые отраслевого материального и процессуального права указывали, что объектами исследования науки криминалистики являются общественные отношения в результате данных действий.
Изучение судебно-следственной практики и работ ученых криминалистов указывает, что на данный момент ставится вопрос о необходимости расширения границ, а если более корректно сказать, дополнения и изменения предмета и объектов науки криминалистики, как основной цели познания механизмов совершения преступления, возникновения следообразования, возникновения и использования криминалистически значимой информации, а так же включения нового, но актуального элемента как противодействия расследованию преступлений. В последнем положении включена информация о совершении криминальных и иных действий со стороны лиц заинтересованных в «развале» уголовных дел или недопущения его в суд.
Анализ следственной и судебной практики за последние 20 лет показал, что криминальные структуры активизировали свои действия по противодействию расследованию преступлений тяжкого и особо тяжкого характера. Ими выработаны и реализуются различные способы такого противодействия, которые имеют место после возбуждения уголовного дела. Исследования по закономерностям совершенных преступлений и субъектам данных деяний способствовали разработке системы теоретических положений, которые на наш взгляд могут сформулировать положения криминалистического учения по противодействию расследованию преступлений. Данная система будет способствовать, с одной стороны, более эффективному расследованию, а с другой, нейтрализовывать вышеуказанные криминальные действия.
Анализ практики и криминалистической литературы по данной проблематике позволил нам сформулировать и описать структурные элементы данного учения.
Криминалистическое учение о преодолении противодействия – это система положений о механизме противодействия и о путях преодоления противодействия.
На основе анализа литературных источников можно сделать вывод: к концу ХХ века криминалистическая наука сформировалась и подразделяется на четыре раздела: теория (общая) криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика и криминалистическая методика.
Определяя место криминалистического учения о преодолении противодействия, расследованию преступлений мы столкнулись с проблемой, что в начале ХХI в. возник ряд вопросов, связанных с развитием и разделением новых категорий науки.
Ряд ученых криминалистов, описывая основы учения о противодействии расследовании преступлений и преодолении противодействия преступлений, определяли их как частные теории, что на наш взгляд некорректно.
Термин «учение» используется достаточно широко. Учение, на наш взгляд, своеобразная совокупность научных криминалистических знаний, теоретических положений и практических рекомендаций по их применению в следственной и судебной практике. И главная задача, которая ставится перед разработкой учений, это решение конкретных проблем при расследовании преступлений.
Так, криминалистическое учение о преодолении противодействия расследованию преступлений, представляют собой совокупность соответствующих теоретических положений и практических рекомендаций. На сегодняшний день сформировалась вышеописанная нами структура данного учения, состоящая из общей и особенной частей.
В содержании общей части, по нашему мнению, должны включаться:
-история, источники и основные направления развития учения;
-предмет объект понятие и структура учения;
-место учения в системе криминалистической науки.
В особенной части учения излагаются вопросы применения теоретических положений, указанных в общей части учения, для решения конкретных задач практической деятельности по распознаванию (выявлению) деятельности по противодействию расследованию преступлений, а так же практические рекомендации по преодолению противодействия преступлений.
В нашем случае предметом учения являются закономерности деятельности участников преступного события по противодействию расследованию преступлений и система действий уполномоченных лиц по преодолению такого противодействия.
Объектом криминалистического учения являются: преступная деятельность по противодействию расследования и ее механизм (действие субъекта по противодействию расследования преступления, способы и приемы противодействия); деятельность уполномоченных лиц по преодолению такого противодействия (способы распознавания и выявление признаков противодействия, таких как резкое снижение преступной активности, осуществления сопротивления правоохранительной системы, резкое изменение показаний потерпевших и свидетелей, уничтожение материалов уголовного дела и вещественных доказательств, преследование или месть, негативные публикации в СМИ и д.р.), и реализации максимального комплекса мер преодоления противодействия расследованию преступлений.
В 2000 году ученые криминалисты Аверьянова Т.А., Белкин Р.С., Корхов Ю.Г, Россинская Е.Р., в своей работе, учебник криминалистики, определили и описали методы криминалистической науки, с чем мы полностью согласны, и считаем, что они так же являются и методами криминалистического учения преодоления противодействия расследованию преступлений. В частности такими методами являются:
· общие, так называемые общенаучные методы, куда входят чувственно-рациональные общенаучные методы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент и моделирование), логические общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и абстрагирование), математические общенаучные методы, это измерение, вычисление, геометрическое построение).
· специальные методы криминалистики – это методы применения одной или нескольких наук. Данная система методов состоит из криминалистических методов (криминалистическая идентификация, дактилоскопия, одорология, планирования следственных действий, организации расследования) и специальных методов других наук (фотографические, микроскопические, модификация фотографического метода, модификация антропологического метода и др.); и так же
· специальные методы других наук включают: физические, химические и физико-химические методы, антропологические и антропометрические методы, социологические методы, и психологические методы.
Анализ вышесказанного позволил сформулировать понятие описываемого учения. Криминалистические учение о преодолении противодействия расследованию преступлений — это, на наш взгляд, совокупность теоретических положений о закономерностях деятельности по противодействию расследованию преступлений и действий по преодолению такого противодействия и разработанных на их основе система рекомендаций по практическому использованию (реализации) отдельных криминалистических методов и способов в уголовном судопроизводстве.
Данное криминалистическое учение, исследует природу, сущность и содержание функциональной стороны деятельности субъекта преступления и его соучастников по противодействию расследованию преступлений; действий и поступков других – как прямых, так и косвенных – участников преступного события, включая потерпевшего; «следов их отражения в окружающей данное событие среде; описывает, объясняет и предсказывает связанные с этим процессы и явления, а также их материальные последствия».[1]
Описываемое криминалистическое учение, в основном, обеспечивает следственную и экспертную практику, их субъектами являются обучающиеся и практики, то есть учениям обеспечивать следственную и экспертную практику новыми методическими разработками, основанных на теоретических положениях.
Исследуя материалы уголовных дел, деятельность преступников, преступных групп, сообществ и преступных организаций, мы пришли к выводу, что при совершении преступлений, действий различных субъектов и противодействию расследованию преступлений, в том числе и лиц случайно втянутых в преступное событие, формируется механизм противодействия.
Изложенное выше позволило нам сделать следующие выводы.
Криминалистическое учение о преодолении противодействия – это система положений о механизме противодействия и о путях преодоления противодействия.
Данное криминалистическое учение нами определяется в разделе криминалистической науки – криминалистическая методика, в которой отражены положения, связанные с методиками расследования отдельных видов преступлений.
Учение по преодолению противодействия расследования может содержать следующие элементы – предмет и объект учения, закономерности механизма противодействия и его отражение в следах, субъекты и методики преодоления противодействия, система методов способов и тактических приемов преодоления противодействия, а так же программ их реализации.
Механизм противодействия расследованию преступлений – это динамическая система взаимодействия прямых и косвенных участников преступления, связанных между собой и с материальной обстановкой, результатом которой является возникновение криминалистически значимой информации о событии преступления, способе совершения преступления и его результатах.
Список литературы:
- Аверьянова Т.А., Белкин Р.С., Корхов Ю.Г, Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Москва, 2000. С.990.
- Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х томах. М.: Академия МВД СССР, 1978-1981 гг.
- Белкин Р.С. Курс криминалистики. Учебное пособие. М.: Норма, 2001. С.990.
- Веренич И.В., Кустов А.М. Использование специальных знаний в процессе расследования преступлений, совершенных в сфере строительства, эксплуатации зданий и сооружений. М.: Юрлитинформ, 2013. С.232.
- Веренич И.В. Теоретические основы преодоления и нейтрализации противодействия расследованию преступлений. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 256.
- Кустов А.М. Проблемные вопросы предмета и объектов криминалистики (в память профессора Р.С. Белкина) // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3(43).
[1] Кустов А.М. Проблемные вопросы предмета и объектов криминалистики (в память профессора Р.С. Белкина) // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3(43). С.14-17.