Социальные, экономические, психологические и иные преобразования нашего общества в последнее время помимо определенных положительных результатов, имели и значительные негативные последствия, в числе которых резкое обострение криминогенной ситуации. В условиях всеобщего стресса, деморализации общества, значительных материальных трудностей и общего ужесточения нравов, насилие приобрело характер обыденного и весьма распространенного явления. О данном обстоятельстве свидетельствуют количественные и особенно качественные параметры насильственной преступности, а также общий рост её интенсивности и тяжести последствий, которые и определяют значимость исследования проблемы насильственной преступности и борьбы с такими наиболее тяжкими ее составляющими, как убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
При этом уровень тяжкой насильственной преступности в различных регионах страны имеет свою специфику, что и определяет необходимость проведения регионального исследования рассматриваемого вида преступности. Согласно «индикатору криминального неблагополучия», которым является коэффициент преступности, Восточно-Сибирский регион занимает первое место в стране по числу убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.1
Проблема насилия в настоящий момент имеет сложный многоплановый характер и требует комплексного подхода к ее решению. Соответственно необходима разработка эффективной системы мер предупреждения тяжкой насильственной преступности. В числе одного из основных направлений данной системы должно стать проведение сотрудниками ОВД бесед, лекций в различных организациях и учреждениях, взаимодействие их со средствами массовой информации. Используя возможности которых, необходимо повышать правовую культуры общества, информировать население о правовых последствиях насильственных преступлений, типичных ситуациях их совершения, когда убийства и умышленные причинения тяжкого вреда здоровью наиболее вероятны. Важным является и организация виктимологического просвещения, тут следует выделить следующие направления:
1. Разработка сотрудниками правоохранительных органов советов, указаний и рекомендаций по снижению виктимности, информирование о средствах, методах и путях разрешения конфликтных ситуаций, о наиболее виктимогенных местах, и о том, как обеспечить собственную безопасность, безопасность родных и близких. Эти сведения должны доводиться до населения посредством специальных виктимологических передач на местном телевидении с привлечением специалистов — виктимологов, сотрудников правоохранительных органов, лиц пострадавших от насильственных преступлений и их родственников, с использованием сведений о конкретных насильственных преступлениях.
2. Разъяснение гражданам в лекциях, беседах посредствам телепередач сущности института необходимой обороны, ее значения в деле предупреждения преступлений насильственной направленности.
3. Использование возможностей наглядной агитации: памяток, листовок, плакатов, которые также должны содержать советы о том, как избежать виктимизации от насильственных преступлений.
4. Информирование общества о раскрываемости тяжких насильственных преступлений, о видах и сроках наказания, назначенного преступнику.
5. Кроме того, решение данной проблемы должно включать в себя: введение обязательных правовых дисциплин в школе, средних и специальных заведениях, конфликтологии и основ виктимологии, в рамках которой необходимо обучать приемам самозащиты. Также представляется целесообразным открытие сети общественных юридических консультаций для населения; обеспечение доступной правовой помощи малоимущему населению; издание нормативной, учебной, справочно-нормативной, специальной и популярной литературы.
Представляется, что профилактические мероприятия разъяснительного характера главным образом способны оказать воздействие на категорию преступников, характеризующихся незначительно выраженной антиобщественной направленностью личности, которые совершают насильственные преступления при значительном влиянии конкретной жизненной ситуации, а также на потерпевших, виктимное поведение которых, носит ситуативный характер (то есть в целом является нехарактерным для жертвы, численность таких потерпевших по результатам исследования проведенного автором составляет треть от общего количества изученных жертв (34,6%)).
Таким образом, необходимо использовать потенциал данных мер профилактического воздействия для предотвращения совершения тяжких насильственных преступлений. Очевидно, что граждане, обладающие достаточно высоким уровнем правового сознания, имеющие установку на использование только правомерных средств разрешения конфликтных ситуаций даже в экстремальных условиях способны правильно оценить наиболее распространенные общественно опасные посягательства и найти законные средства их разрешения. Именно на это и должны быть ориентированы данные мероприятия.
В настоящее же время подобного рода взаимодействие правоохранительных органов со СМИ ограничивается, как правило, сообщениями о совершенных преступлениях и обращении за помощью в деле розыска преступников, а проведение бесед и лекций можно отнести к исключительным случаям. Нужно отметить, что укрепление и совершенствование связей между такими субъектами профилактической деятельности, как правоохранительные органы и СМИ является чрезвычайно важным и необходимым для успешного решения задач предупреждения тяжкой насильственной преступности, поскольку в нашем обществе СМИ – это не просто источник информации, это прежде всего, важнейший инструмент формирования общественного мнения, регулятор общественного сознания, группового и индивидуального поведения и социальных изменений.2
1 См.: Антонян Ю.М. Насильственная преступность в России. М., 2001. С. 12.
2 См.: Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности: Дис…д-ра юрид. наук. С. 247.