Привлечение врача, особенно специалиста в области судебной медицины, к осмотру трупа на месте его обнаружения имеет большое практическое значение. Поэтому следователь должен обеспечить обязательное участие врача при осмотре трупа во всех случаях насильственной смерти, в том числе и при несчастных случаях. Врач должен участвовать в осмотре трупа и в тех случаях, когда смерть наступила скоропостижно, при неясных обстоятельствах.
Участие судебно-медицинского эксперта в осмотре места происшествия или трупа на месте его обнаружения не препятствует назначению его для судебно-медицинского исследования трупа или для дальнейшего участия в деле как эксперта (ст. 67 УПК).
Такое последовательное участие судебно-медицинского эксперта в одном и том же деле весьма полезно.
Помимо случаев, предусмотренных ст. 79 УПК, судебно-медицинская экспертиза назначается судебно-следственными органами и по многим другим поводам, практически по всем делам, когда возникают вопросы медицинского характера (например, определение половой зрелости, нарушения целости девственной плевы, мужеложства).
Установив необходимость производства судебно-медицинской экспертизы, следователь составляет об этом постановление (ст. 184 УПК), указав в нем основание для производства экспертизы; фамилию судебно-медицинского эксперта или врача, либо наименование учреждения, в котором должна быть выполнена экспертиза; вопросы, поставленные перед судебно-медицинским экспертом; какие материалы предоставляются в распоряжение судебно-медицинского эксперта.
Перед составлением постановления следователь при необходимости может посоветоваться с судебно-медицинским экспертом с целью уточнения вопросов, которые должны быть поставлены ему для разрешения. В свою очередь судебно-медицинский эксперт может рекомендовать следователю включить дополнительно в постановление некоторые не предусмотренные им вопросы.
Следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы (ст. 190 УПК). Его присутствие во время судебно-медицинского исследования трупа весьма желательно, поскольку при этом могут возникать и тут же разрешаться некоторые вопросы, ответить на которые впоследствии бывает затруднительно, а иногда и невозможно. Получив заключение судебно-медицинского эксперта, следователь может допросить его для разъяснения того или иного вопроса или поставить дополнительные вопросы. Эксперт имеет возможность в этих случаях изложить свои ответы собственноручно (ст. 192 УПК).
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает право обвиняемого на ознакомление с постановлением о назначении экспертизы, причем обвиняемый может дать отвод эксперту, просить о назначения эксперта из числа указанных им лиц, задавать дополнительные вопросы, присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы, давать объяснения эксперту и знакомиться с его заключением. Следователь должен оформить протоколом ознакомление обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы, изменить или дополнить свое постановление в случае удовлетворения ходатайства обвиняемого и вынести постановление, предъявляемое под расписку обвиняемому, если последнему отказано в удовлетворении ходатайства (ст. 185 УПК).
После ознакомления с заключением судебно-медицинского эксперта и протоколом его допроса обвиняемый может дать свои объяснения, заявить возражения и просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы (ст. 193 УПК).
Судебно-медицинская экспертиза в процессе судебного следствия может быть назначена при необходимости определением суда независимо от того, было ли заявлено подобное ходатайство обвиняемым, подсудимым и его защитником или потерпевшим (ст. 276 УПК). При этом обычно вызывается тот судебно-медицинский эксперт, который проводил экспертизу на предварительном следствии. Если экспертиза проводилась комиссионно с участием нескольких экспертов, то в суд вызывается председатель комиссии или член комиссии (желательно — докладчик по делу), а по делам о привлечении к ответственности медицинского персонала — дополнительно член экспертной комиссии — врач соответствующей специальности. В суд может быть вызван и весь состав судебно-медицинской экспертной комиссии, а также эксперты, не дававшие заключение на предварительном следствии.
После получения повестки о вызове в суд эксперт имеет возможность просить суд предварительно ознакомить его с имеющимися в деле материалами, необходимыми для проведения экспертизы.
В начале судебного заседания председательствующий разъясняет эксперту его права и обязанности и предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и за отказ от дачи заключения (ст. 275 УПК).
Судебно-медицинский эксперт участвует в исследовании обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы. С разрешения председательствующего он может задавать вопросы подсудимому, потерпевшему и свидетелям об обстоятельствах, имеющих значение для его заключения (ст. 288 УПК), ходатайствовать о затребовании дополнительных материалов.
Допрос эксперта производится обычно после допроса обвиняемого, потерпевшего, свидетелей. Председательствующий предварительно предлагает обвинителю, защитнику, подсудимому, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям изложить вопросы эксперту в письменном виде. Вопросы оглашаются, и по ним заслушивается мнение участников судебного разбирательства и заключение прокурора. Суд может устранить те вопросы, которые не относятся к делу или к компетенции эксперта, задать новые, после чего эксперту предоставляется время для составления заключения. Последнее приобщается к делу.
Эксперт должен давать заключение только в письменном виде. После оглашения заключения эксперту могут быть заданы составом суда, обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком .и их представителями, защитником и подсудимым вопросы для разъяснения или дополнения данного им заключения (ст. 289 УПК). Если он не имел времени ответить на эти дополнительные вопросы в письменном виде, то должен проверить записи в протоколе судебного заседания и внести необходимые исправления.
Эксперт вправе отметить в заключении те обстоятельства дела, относящиеся к его компетенции, о которых ему не были поставлены вопросы. В тех случаях, когда экспертиза в судебном заседании проводится несколькими экспертами, которые приходят к общему заключению, последнее подписывается всеми. При разногласии эксперты, имеющие особое мнение, дают отдельное заключение.
В случае неправильного истолкования заключения кем-либо из участников процесса эксперт обязан сделать соответствующее заявление суду.
Экспертиза в суде чаще всего производится по материалам предыдущих экспертиз с учетом новых данных, выявленных в процессе судебного следствия. Эксперт участвует со всем составом суда в осмотре приобщенных к делу вещественных доказательств, в осмотре местности и помещения (ст.ст. 291, 293 УПК). При необходимости он может произвести во время судебного разбирательства освидетельствование потерпевшего, обвиняемого или судебно-медицинское исследование эксгумированного трупа. В последнем случае судебное следствие прерывается.
В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта может быть назначена дополнительная экспертиза. Если суд находит заключение эксперта необоснованным, сомневается в его правильности, а также если имеются противоречия между заключениями нескольких экспертов, суд может назначить повторную экспертизу, которую поручает другому эксперту пли другим экспертам (ст. 290 УПК).
Судебно-медицинская экспертиза в гражданском прей цессе назначается для определения степени стойкой утраты трудоспособности, но только в случаях, если утрата наступила не в связи с производством, так как постановлением Совета Министров СССР № 921 от 9 октября 1961 г. установление утраты трудоспособности рабочими и служащими на производстве возлагается на вра-чебно-трудовые экспертные комиссии органов социального обеспечения. В связи с экспертизами по поводу утраты трудоспособности экспертам приходится решать иногда вопрос о нуждаемости в постороннем уходе, дополнительном питании, санаторно-курортном лечении.
Cудебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе может производиться также в делах о спорном отцовстве, для определения состояния здоровья, пригодности к физическому труду, способности к оплодотворению и зачатию и по другим поводам.
Суд назначает эксперта для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов. Эксперт может быть вызван и по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Эксперты в гражданском процессе имеют те же права и обязанности, что и в уголовном (ст.ст. 17, 75 — 78, 163, 180, 181 ГПК).
Судебно-медицинская документация
Все судебно-медицинские экспертизы должны оформляться письменным документом, приобщаемым к делу. Статьей 191 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК большинства других союзных республик предусмотрено, что после производства необходимых исследований эксперт составляет заключение согласно УПК Казахской, Азербайджанской и Латвийской ССР — «Акт экспертизы».
В этом документе различают три части (такое подразделение УПК не предусмотрено): вводную, описательную и заключительную.
В вводной части указываются: дата, основание и место производства экспертизы; должностное положение, звание, ученая степень, фамилия, имя и отчество эксперта; фамилия, имя, возраст и место жительства экспертируемого; а при экспертизе вещественных доказательств или при экспертизе по материалам дела — наименование дела, фамилия, имя, отчество, возраст потерпевшего, обвиняемого. Если при экспертизе присутствуют другие должностные лица, то все они перечисляются с указанием их служебного положения. Присутствие понятых при производстве экспертизы УПК не предусмотрено. В этой части приводятся также поставленные перед экспертом вопросы или указывается цель экспертизы.
Следователь вправе присутствовать при экспертизе.
К вводной части относятся и обстоятельства дела, где излагаются данные, полученные от следователя или известные из постановления, протокола осмотра и других следственных материалов, а также данные из медицинских документов, если экспертизе подвергался человек, обращавшийся за медицинской помощью в лечебное учреждение.
Описательная часть может иметь соответствующие подразделения с самостоятельными заголовками. В этой части документа подробно без употребления диагностических терминов и выводов излагаются все те объективные данные, которые эксперт видит и получает при проведении экспертизы; описывается методика и процесс исследования. Полно составленная описательная часть позволяет в последующем при необходимости проверить правильность проведения экспертизы и судить о квалификации эксперта.
Если при производстве экспертизы какие-либо объекты изымаются для дополнительного исследования пли с целью сохранить в качестве вещественного доказательства, музейного препарата и т. д., то об этом делается соответствующая запись в конце описательной части.
При производстве экспертизы трупа или живого человека вводная и описательная части должны составляться тут же на месте, при экспертизе вещественных доказательств они составляются по окончании экспертизы на основании записей, сделанных в рабочем журнале эксперта, и должны полностью им соответствовать.
Заключительная часть документа должна содержать научно обоснованные, мотивированные выводы, вытекающие из результатов произведенной экспертизы, ответы на поставленные вопросы и обстоятельства, установленные в процессе экспертизы, по поводу которых эксперту не были поставлены вопросы.
Заключение подписывается судебно-медицинскнм экспертом, заверяется печатью и иллюстрируется схемами (при наличии повреждений на теле), фотографическими снимками, таблицами и другими материалами, дающими наглядное представление о проведенной экспертизе. К заключению должны быть приложены также результаты киносъемки, если она применялась при производстве экспертизы. Дубликат заключения (акта) остается у эксперта.
Организация судебно-медицинской экспертизы в СССР
Судебно-медицинская экспертиза в Советском Союзе являлась государственной и входила в систему органов здравоохранения.
В 1939 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мерах укрепления и развития судебно-медицинской экспертизы», которым были предусмотрены конкретные мероприятия по улучшению судебно-медицинской экспертизы, установлена ее структура, ведомственная подчиненность органам здравоохранения.
В 1951 году была осуществлена реорганизация службы судебно-медицинской экспертизы, на базе которой созданы бюро судебно-медицинской экспертизы, действующие и в настоящее время.
Бюро судебно-медицинской экспертизы призвано оказывать помощь органам дознания, прокуратуры и суда при разрешении вопросов, требующих специальных судебно-медицинских познаний. Вместе с тем советская судебная медицина помогает органам здравоохранения повышать качество лечебной помощи населению и проводить профилактические мероприятия. Судебно-медицинские эксперты обсуждают с лечащими врачами судебно-медицинские случаи на совместных врачебных конференциях; доводят до сведения органов здравоохранения об имеющихся недостатках лечебной помощи и диагностики; извещают о выявленных случаях острозаразных заболеваний; анализируют материалы скоропостижной смерти, транспортной травмы, промышленных и бытовых отравлений; научно разрабатывают конкретные проблемы патологии человека и специальные судебно-медицинские вопросы.
Бюро судебно-медицинской экспертизы имело следующую структуру:
1) при министерствах здравоохранения союзных и автономных республик, краевых и областных отделах здравоохранения функционируют республиканские, краевые и областные бюро судебно-медицинской экспертизы; 2) при городских отделах здравоохранения Москвы и Ленинграда — городские бюро судебно-медицинской экспертизы.
Во главе бюро судебно-медицинской экспертизы стоит начальник бюро, являющийся одновременно старшим городским (Москва, Ленинград), областным, краевым судебно-медицинским экспертом, республиканским судеб-номедицинским экспертом министерства здравоохранения автономной республики или главным судебно-медицинским экспертом министерства здравоохранения союзной республики.
Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы: городского (Москва, Ленинград), областного, краевого отделов здравоохранения и министерства здравоохранения автономной республики назначается и смещается руководителем соответствующего органа здравоохранения по согласованию с главным судебно-медицинским экспертом министерства здравоохранения союзной республики.
Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики назначается и смещается министром здравоохранения союзной республики по согласованию с Министерством здравоохранения СССР.
При Министерстве здравоохранения СССР состоит Главный судебно-медицинский эксперт Союза, который назначается и смещается министром здравоохранения СССР.
В составе бюро судебно-медицинской экспертизы имеются три отдела: судебно-медицинского освидетельствования живых лиц (амбулатория); судебно-медицинского исследования трупов с судебно-гистологическим отделением (морг); судебно-медицинского исследования вещественных доказательств (судебно-медицинская лаборатория).
Межрайонные судебно-медицинские эксперты обслуживают два-три района, но по усмотрению органов здравоохранения, в зависимости от местных условий, могут устанавливаться штаты районных судебно-медицинских экспертов из расчета одной должности на один сельский район. В городах республиканского, краевого и областного подчинения введена одна должность эксперта на ПО тыс. населения. Количество экспертов лаборатории зависит от объема работы, и в каждом отделении лаборатории установлены для экспертов нормы. С целью широкого внедрения в практику дополнительных методов исследования установлены должности эксперта-гистолога при морге и эксперта физико-технического отделения лаборатории.
Бюро судебно-медицинской экспертизы состояло в ведении органов здравоохранения и в лице своего начальника подчинены в административно-хозяйственном отношении: бюро судебно-медицинской экспертизы союзной республики — министерству здравоохранения союзной республики; бюро судебно-медицинской экспертизы автономной республики — министру здравоохранения АССР или заместителю министра; бюро областной, краевой судебно-медицинской экспертизы — заведующему областным, краевым отделом здравоохранения; бюро городской (Москва, Ленинград) судебно-медицинской экспертизы — заведующему городским отделом здравоохранения.
Помимо административно-хозяйственного подчинения существует еще организационно-методическое подчинение: старшие городские судебно-медицинские эксперты в Москве и Ленинграде, областные, краевые судебно-медицинские эксперты и республиканские судебно-медицинские эксперты министерств здравоохранения автономных республик подчинены главному судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохранения союзной республики; главные судебно-медицинские эксперты министерств здравоохранения союзных республик подчинены главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения СССР.
Районные, межрайонные, городские судебно-медицинские эксперты и эксперты судебно-медицинских лабораторий подчиняются как в административно-хозяйственном, так и организационно-методическом отношении: старшему городскому (Москва, Ленинград), областному, краевому судебно-медицинскому эксперту и республиканскому судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохранения автономной республики, а в республиках, не имеющих областного деления, — главному судебно-медицинскому эксперту министерства здравоохранения союзной республики, т. е. начальнику соответствующего бюро судебно-медицинской экспертизы.
Такая структура судебно-медицинской службы Советского Союза позволяла контролировать деятельность судебно-медицинских экспертов и оказывать им помощь, что способствует повышению качества экспертиз и общему улучшению состояния работы.
судебно-медицинские эксперты вполне самостоятельны в своей деятельности и должны давать заключение только в соответствии с результатами произведенной экспертизы, за которую несут личную ответственность. Если руководитель судебно-медицинского эксперта, проверяя в порядке контроля заключение, найдет, что оно не логично, не вытекает из исследовательской части акта или противоречит ей, он обязан довести об этом до сведения соответствующих судебно-следственных органов, обратив их внимание на то, что выводы эксперта недостоверны.
Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР. Судебно-медицинская экспертиза в СССР осуществляется на основании Инструкции, изданной в 1952 году по согласованию с Прокуратурой СССР и бывшими Министерством юстиции СССР и Министерством государственной безопасности СССР.
Инструкция определяет цели и задачи, стоящие перед судебно-медицинскими экспертами. Она подчеркивает, что судебно-медицинская экспертиза во всех случаях производится только по предложению следственных и судебных органов, на основе уголовного и гражданского, уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства, постановлений и распоряжений правительства, а также положений, правил, приказов и инструкций, издаваемых Министерством здравоохранения СССР.
В Инструкции сказано, что органы прокуратуры принимают активное участие в деле организации и улучшения работы бюро судебно-медицинской экспертизы, оказывая содействие в обеспечении условий для правильного их функционирования. Органы следствия – при вызове судебно-медицинского эксперта для производства судебно-медицинской экспертизы должны предоставлять ему транспортные средства в случае невозможности воспользоваться для проезда транспортом общего пользования (железная дорога, автобус и т. п.), Инструкция категорически запрещает подменять заключение эксперта (акт судебно-медицинской экспертизы) какими-либо краткими справками, выписками или иными документами и употреблять бланки анкетного типа. Заключение эксперта должно быть передано лицу, назначившему экспертизу, не позднее трех дней после ее производства. Этот срок может быть удлинен экспертом при наличии уважительных причин, к которым, в частности, относится необходимость получения результатов дополнительных исследований (судебно-химического, судебно-гистологического и др.). В Инструкции рассматриваются вопросы, связанные с исполнением обязанностей судебно-медицинских экспертов.
Статьи по теме: