Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из видов автотехнической экспертизы. Данный вид исследования занимается реконструкцией произошедшего дорожно-транспортного происшествия с восстановлением всех сопутствующих ему факторов и изучением окружающей обстановки. К этой экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо восстановить точную картину произошедшего события, особенно если нет свидетельских показаний, либо показания противоречивы и недостаточно исчерпывающи. Инициатором экспертизы может быть потерпевший, либо виновник дорожно-транспортного происшествия, если он полагает, что его вины в случившейся аварии нет. Исследование также может быть назначено по решению суда.
- Предмет экспертизы обстоятельств ДТП состоит из следующих параметров:
- Объектом данного исследования становятся данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, из которых в обязательном порядке должна быть исключена правовая оценка.
- Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП
- Вопросы, на которые отвечает специалист по экспертизе обстоятельств ДТП в процессе осуществления исследования
Предмет экспертизы обстоятельств ДТП состоит из следующих параметров:
- Фактические данные об особенностях произошедшего дорожно-транспортного происшествия.
- Загруженность и техническая исправность автотранспортного средства.
- Скорость движения участников дорожно-транспортного происшествия.
- Особенности дорожного полотна.
- Прочие показатели.
Объектом данного исследования становятся данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, из которых в обязательном порядке должна быть исключена правовая оценка.
Экспертиза обстоятельств ДТП в большинстве случаев выполняется комиссией экспертов, однако может быть осуществлена и одним специалистом, который по мере необходимости привлекает к ее производству специалистов из других областей знания, например, инженеров, метеорологов и так далее. Выполнение исследования начинается с постановки его цели и задач, а также формирования списка вопросов, на которые предстоит ответить эксперту в ходе производства экспертизы. После подписания договора на проведение исследования, эксперт приступает к изучению переданных ему материалов дела. По мере необходимости специалист запрашивает дополнительные документы и материалы, производит все необходимые анализы и исследования, формирует свое экспертное мнение, отвечает на поставленные вопросы. По запросу эксперта могут быть проведены повторные опросы участников дорожно-транспортного происшествия, потерпевших, обвиняемых, а также свидетелей. На завершающем этапе исследования, специалист приступает к составлению экспертного заключения, которое является основным смыслом и результатом проводимой экспертизы. Экспертное заключение заверяется подписью эксперта и печатью экспертной организации, оно обладает доказательной силой и может быть включено в материалы дела в качестве доказательства в ходе судебного заседания. Если возникает потребность, специалист, производивший экспертизу обстоятельств ДТП, выступает в суде с целью дачи показаний относительно выданного им заключения, разъяснения сделанных им выводов и проведенных экспертных мероприятий. Суд, а также стороны или их представители могут задавать эксперту вопросы, относящиеся к его компетенции.
Экспертиза обстоятельств ДТП представляет собой сложный, многокомпонентный анализ, требующий высокого уровня профессиональной компетенции проводящего его специалиста. Для определения точного хода аварии необходимо изучить все возможные аспекты, а именно:
Установление всех участников дорожно-транспортного происшествия, скорости движения каждого из них, а также восстановление остановочного пути, исходя из анализа следов торможения.
Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с помощью трасологического анализа и технических расчетов.
Восстановление истории действий водителей. Определение соответствия принятых и выполненных им впоследствии решений правилам дорожного движения и техническим требованиям.
Выявление причин технического характера, вследствие которых автотранспортное средство потеряло управляемость и (или) устойчивость.
Диагностика автотранспортного средства с целью установления его технического состояния (было ли оно исправно, или же имелись какие-либо повреждения, поломки, заводской брак).
Проверка достоверности свидетельских показаний, определения соответствия показаний объективно-технической информации, полученной в процессе анализа места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей.
Анализ погодных условий во время дорожно-транспортного происшествия.
Исследование состояния дорожного полотна в месте, где произошла авария.
Определение причин дорожно-транспортного происшествия, а также подробное восстановление его картины.
Анализ других объектов и их перемещения на момент столкновения (в том числе пешеходов).
Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП
Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации. Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы. В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.
Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.
Вопросы, на которые отвечает специалист по экспертизе обстоятельств ДТП в процессе осуществления исследования
- Каковы причины исследуемого дорожно-транспортного происшествия?
- Каков точный механизм данного дорожно-транспортного происшествия?
- По какой полосе перемещался автомобиль непосредственно перед столкновением?
- В каком состоянии находилось дорожное полотно на том участке трассы, где произошло дорожно-транспортное происшествие?
- Какова длина тормозного пути?
- Какова длина полного остановочного пути?
- Какое время понадобилось для того, чтобы данный автомобиль преодолел указанное расстояние?
- Каковы были на момент происшествия дорожно-транспортные условия? Являлись ли они причиной ДТП?
- Соответствуют ли свидетельские показания (показания потерпевших, обвиняемых) произведенным техническим расчетам?
- Находился ли автомобиль в состоянии заноса? Какие внешние обстоятельства могли на это повлиять?
- Являются ли действия водителя и принятые им решения причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия?
- Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
- Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
- Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
- Возникли ли обнаруженные неисправности в момент дорожно-транспортного происшествия либо имели место еще до него?
- Повлияло ли состояние дорожного покрытия на опрокидывание исследуемого автомобиля?
- Кто из водителей автотранспортных средств пользовался правом приоритета в условиях нерегулируемого перекрестка, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие?
- Какие именно положения Правил дорожного движения были нарушены водителем (водителями)?
- Какие еще участники движения находились в непосредственной близости от участников дорожно-транспортного происшествия? Имелась ли у водителя возможность избежать столкновения путем выполнения маневра?
- Является ли остановочный след непрерывным? Имеет ли он пробелы? Какими факторами можно объяснить прерывистость остановочного следа данного автомобиля?
- Какими причинами можно объяснить выявленные различия между тормозными следами, оставленными левой и правой парами колес автотранспортного средства?
- С какой скоростью двигался автомобиль перед столкновением?
- Какое время прошло с момента начала торможения и столкновением?
- Соответствовали ли погодные и дорожные условия тому, чтобы водитель мог своевременно заметить вышедшего на проезжую часть пешехода?
- Была ли у водителя транспортного средства техническая возможность избежать наезда путем своевременного торможения на необходимом для этого расстоянии?