Экспертиза маркировочных обозначений производится для установление подлинности маркировочных обозначений, т.е. тождественны ли они маркировочным обозначениям, нанесенным на заводе-изготовителе.
Предмет и задачи экспертизы
В последнее время все большее число изделий массового изготовления подвергаются маркировке – нанесению цифровых и буквенных обозначений (номеров), штрих-кодов, индивидуализирующих изделие. Особенно это стало актуальным в связи с выпуском контрафактной продукции и массовым хищением автотранспортных средств. Кроме нанесения индивидуализирующего номера, в ряде случаев на изделие наносится товарный знак государства, региона, завода-изготовителя и т.п. Номер индивидуализирует, как правило, конкретный экземпляр изделия. В случае изготовления автомобилей, оружия это обеспечивает возможность регистрации и строгого учета конкретных изделий. При маркировке изделий из драгоценных металлов индивидуализируется завод-изготовитель, а также наносятся данные о пробе драгоценного металла. Маркировочные номера могут быть нанесены непосредственно на материал, из которого изготовлены изделия, например, путем штамповки специальными приспособлениями (штампами, клеймами), фрезерованием и т.д., либо прикреплением соответствующих металлических, либо полимерных табличек.
Помимо этого, для маркировки изделий широко используется применение только бумажных носителей информации. В настоящем разделе такой способ маркировки изделий не рассматривается, т.к. решение вопроса о подлинности подобных носителей информации входит в предмет судебно технической экспертизы документов.
Перечень изделий, которые подвергаются той или иной маркировке, весьма велик. К числу наиболее часто встречающихся в следственной и экспертной практике объектов относятся: автомобили, огнестрельное оружие, часы, ювелирные изделия и др. Особую актуальность в последнее время получило исследование маркировочных обозначений автомобилей. Это связано, в первую очередь, с массовостью хищения или незаконного приобретения автомобилей. В дальнейшем в целях сокрытия этих действий и затруднения опознания автомобилей маркировочные обозначения либо полностью уничтожаются, либо изменяются, либо на место уничтоженных номеров наносятся новые маркировочные обозначения.
Предметом рассматриваемого рода судебной экспертизы является установление тождества представленного на исследование объекта (автомобиля, пистолета и т.п.) изделию, изготовленному на соответствующем предприятии и имеющем то же самое индивидуализирующее маркировочное обозначение. Индивидуализация может быть также направлена на установление источника происхождения – завода-изготовителя, участка, на котором изготовлено изделие и т.п.
Объектами исследования в рассматриваемом роде экспертиз являются маркировочные обозначения, дублирующие таблички и наклейки, а также другие носители информации о маркировочных обозначениях исследуемых объектов.
Основными задачами, стоящими перед рассматриваемой экспертизой является установление подлинности маркировочных обозначений, т.е. тождественны ли они маркировочным обозначениям, нанесенным на заводе-изготовителе. В случае если маркировочные обозначения подвергались изменению (уничтожению) необходимо установить, какими были первоначальные маркировочные обозначения. Если не удается установить первоначальные индивидуализирующие маркировочные обозначения, то решается задача об установлении той или иной информации, которая может помочь индивидуализировать исследуемый объект. Например, при исследовании маркировочных обозначений автомобилей такой информацией может послужить комплектация исследуемого автомобиля, год выпуска тех или иных деталей, наличие производственных номеров и т.п.
Вопросы, которые могут быть поставлены эксперту, зависят от конкретного объекта исследования и могут быть сформулированы в следующем виде:
- подвергались ли изменению маркировочные обозначения на представленном на экспертизу изделии;
- если маркировочные обозначения подвергались изменению, то какие маркировочные обозначения были на представленном на исследование объекте первоначально;
- имелись ли на представленном на экспертизу объекте маркировочные обозначения;
- соответствует ли содержание маркировочного обозначения представленного на исследование объекта его комплектации;
- каким способом осуществлялось изменение маркировочных номеров;
- какие инструменты и приспособления использовались при изменении маркировочных номеров?
Помимо приведенных, на разрешение экспертизы могут быть поставлены и иные вопросы, относящиеся к предмету данного рода экспертизы.
Как отмечалось выше, широко распространенным способом нанесения маркировочных обозначений является штамповка. Нередко при осмотре места, где предположительно осуществлялось изменение маркировочных номеров, изымаются клейма. Идентификационное исследование указанных клейм в целях решения вопроса о том, не использовалось ли конкретные клейма для изменения маркировочных номеров, осуществляется в рамках трасологической экспертизы.
Методы исследования
Нанесение маркировочных обозначений осуществляется различными способами. На металлические изделия они наносятся путем штамповки, микрофрезерования либо с помощью лазерной гравировки (при воздействии энергии лазерного луча на поверхности металла образуются микроточки, формирующие изображение цифр и букв). На изделия из пластмасс маркировочные номера могут наноситься в процессе штамповки изделия. В этом случае номер изделия содержится в самом штампе. Как правило, таким способом индивидуализируется не конкретное изделие, а завод, технологическая линия, марка изделия и т.п., а также наносятся сведения об используемых стандартах, названии завода-изготовителя и т.д. Вторым способом маркировки пластмассовых изделий является механическое (штамповка) либо термическое воздействие на материал изделия. На изделия из древесины маркировочные обозначения наносятся как способом штамповки, так и термическим воздействием.
Как показывает следственная и экспертная практика, маркировочные обозначения на изделиях из металлов удаляются путем фрезерования, срубанием слоя металла зубилом либо спиливанием их напильником (надфилем, абразивным инструментом и т.п.) или другими приспособлениями. В отдельных случаях они зачеканиваются ударами острого твердого предмета либо завариваются (заплавляются). Существуют и другие способы изменения маркировочных номеров. С древесины и пластмассы маркировочные обозначения обычно спиливаются.
Помимо непосредственного изменения маркировочного обозначения путем воздействия на материал носитель первичной информации для автомобилей типично полная или частичная замена детали, содержащей информацию о маркировочном номере. Например, на отечественных автомобилях семейства ВАЗ 2101 – ВАЗ 2107 либо вырезается часть воздухопритока содержащая маркировочный номер, либо удаляется воздухоприток целиком. Затем на место удаленной части воздухопритока вваривается (запаивается) соответствующая металлическая пластина (воздухоприток) с другим номером. Встречаются случаи, когда осуществляется замена части кузова автомобиля (при использовании похищенных автомобилей для ремонта автомобилей, побывавших в дорожно-транспортном происшествии).
В большинстве случаев информация об индивидуализирующем номере автомобиля дублируется путем прикрепления дополнительных табличек, содержащих информацию о маркировочном номере автомобиля, заводе изготовителе, марке, годе изготовления и т.д.
На некоторых автомобилях зарубежного производства маркировка осуществляется только креплением металлических табличек, содержащих указанную выше информацию.
Учитывая достаточно большую стоимость автомобилей, помимо маркировки их кузовов, маркируются и некоторые другие их агрегаты и узлы. Так в большинстве автомобилей помимо кузова маркировочные номера ставятся на двигатели, а в некоторых случаях маркируются коробки переключения передач.
Во многих случаях идентификационные номера автомобилей помимо информации о порядковом номере изделия, о фирме, заводе изготовителе, годе выпуска и т.д. содержат, так называемые контрольные цифры, значение которых зависит от информации, имеющейся в других частях идентификационного номера. В этом случае изменение той или иной цифры в номере требует изменения значения контрольной цифры. Это значительно облегчает установление факта изменения маркировочных обозначений.
Наряду с табличками, на многих автомобилях дублирующая маркировочные обозначения информация в виде наклеек наносится на различные (потаенные) части автомобилей. Кроме этого, в современных автомобилях, имеющих компьютерное управление, соответствующая информация заносится также и в компьютер.
Особенности маркировки изделий определяются предприятием производителем. Поэтому для правильной интерпретации результатов исследования эксперту, выполняющему экспертизу маркировочных обозначений, необходимо владеть указанной информацией в полной мере. В частности, при исследовании автомобиля, необходимо знать в каких местах и каким способом наносятся маркировочные обозначения, какой шрифт имеют цифры и буквы маркировочного обозначения, какие дублирующие таблички и наклейки наносятся и в каких местах, какая информация в них содержится и т.д.
Для всестороннего и глубокого исследования металлических изделий, имеющих маркировочные обозначения, в целях решения рассмотренных выше задач, эксперт должен владеть методами трасологического исследования, основами экспертного исследования изделий из металлов и сплавов, знать собственно объект исследования (автомобиль, оружие и т.д.), обладать обширной информацией о маркировках тех или иных изделий, а также хорошо знать способы изменения маркировочных обозначений и владеть методиками их выявления. Отмеченные области знаний относятся к различным областям экспертной деятельности – трасологической, металловедческой, автотехнической экспертиз. В связи с этим исследование маркировочных обозначений может выполняться в рамках комплексной экспертизы, когда для решения поставленных вопросов привлекаются эксперты разных специальностей, либо в рамках единоличной экспертизы. В последнем случае эксперт должен владеть указанным объемом специальных знаний.
На первом этапе экспертного исследования эксперт знакомится с поступившими материалами, определяет объекты исследования и сущность экспертной задачи. На основании этого эксперт устанавливает наличие материалов, сведений и оборудования, необходимых для производства экспертизы. Поскольку объекты, имеющие маркировочные обозначения весьма многообразны, особое значение для производства экспертизы имеет наличие информации о нанесении маркировочных обозначений на конкретный объект исследования. При отсутствии такой информации эксперт не вправе приступать к производству экспертизы, так как приводимые им выводы заведомо недостоверны.
В положительном случае проводится внешний осмотр объекта исследования в целом. При этом изучаются места крепления деталей, несущих информацию о маркировочных номерах, в целях установления факта их возможной замены. Особое внимание уделяется изучению состояния поверхности металла, на которую нанесено маркировочное обозначение. Например, металл кузовов автомобилей, не подвергшихся изменению маркировочных обозначений, должен быть в «состоянии поставки», т.е. не содержать следов воздействия абразивными материалами. Металл двигателей в «нормальном» состоянии также имеет характерные морфологические признаки. Однако при технических осмотрах автомобилей работники регистрационных служб МВД РФ часто сами заставляют водителей зачищать номера абразивными шкурками, чтобы номера были лучше видны. При этом уничтожаются важные морфологические признаки объекта-носителя, используемые экспертом при решении вопроса об изменении маркировочных обозначений. При исследовании окрашенных деталей важную информацию дает исследование лакокрасочного покрытия (ЛКП). В частности выясняется вопрос о том, подвергалось изменению или нет ЛКП. Если ЛКП подвергалось изменению, то какому. Для исследования ЛКП целесообразно привлечение экспертов соответствующей экспертной специальности. Следующий этап предусматривает трасологическое исследование непосредственно маркировочных обозначений. При этом выявляются следы возможного изменения маркировочных обозначений. Цифры и буквы исследуемых обозначений сравниваются с цифрами и буквами маркировочных обозначений, используемых при заводском изготовлении изделий.
В случае если изменение маркировочных обозначений осуществлялось путем забивки первоначального номера либо снятия материала детали с номером, для выявления уничтоженных маркировочных обозначений используются такие методы исследования, как химическое и электрохимическое травление, метод, так называемого ионного травления. Кроме этого, в последнее время широко используются физические методы, основанные на выявлении неоднородности магнитных свойств металла в местах с неоднородной структурой (места, на которые наносятся маркировочные обозначения). Перечисленные методы основаны на том, что физико-химические свойства, структура металлов и других материалов в месте расположения маркировочного обозначения отличаются от свойств этих же материалов на прилегающих к ним участках. По этой причине растворимость металлов, их магнитные и иные свойства в месте маркировочного знака и рядом с ним бывают различными.
Поэтому при химическом или ионном травлении наблюдается различное химическое поведение металла на участке, подвергшемся механическому воздействию (при нанесении маркировочных обозначений), и рядом с ним. Это позволяет фиксировать выявляемые маркировочные обозначения. Особенностью рассматриваемых методов выявления маркировочных обозначений является необходимость очень тщательной подготовки поверхности металла к последующему травлению и необходимость оперативного фиксирования выявляемой информации, т.к. изображение маркировочных обозначений при травлении существует короткое время. При подготовке поверхности к травлению она должна быть тщательно отшлифована и отполирована. При этом необходимо учитывать, что удаляться должен как можно тонкий слой металла, а процесс травления необходимо повторять несколько раз, т.к. в случае зачеканивания маркировочных обозначений информация о них, как правило, находится в более глубоких (не поверхностных) слоях металла.
Грубой ошибкой, допускаемой экспертами при проведении химического травления, является некачественная подготовка поверхности металла. Травление осуществляется поверхности, которая, в лучшем случае, подверглась шлифовке мелко абразивной шкуркой. При такой подготовке поверхность металла остается шероховатой и заметить на фоне шероховатости появляющееся изображение маркировки весьма затруднительно. Второй грубой ошибкой является использование экспертами, в целях убыстрения процесса травления, более концентрированных растворов проявляющих реагентов. В этом случае химические процессы протекают настолько быстро, что не всегда удается зафиксировать появляющееся изображение. К тому же при использовании слишком концентрированных растворов реагентов слой металла, содержащий информацию о маркировочном обозначении, может быть вытравлен полностью, т.е. объект, как носитель полезной информации, уничтожается.
Как отмечалось выше, в процессе травления необходимо осуществлять фиксирование выявляемой информации. Для этой цели используются видеокамеры, цифровые либо обычные фотоаппараты.
В последнее время все более широко для изучения маркировочных обозначений на металле предлагаются физические методы анализа, основанные на определении изменения тех или иных физических свойств металла при нанесении маркировочных обозначений механическим способом – штамповкой. Эти методы имеют одно существенное преимущество по сравнению с методами травления – они не уничтожают информацию, имеющуюся на исследуемом объекте, т.е. те изменения в структуре металла, не уничтожаются и, следовательно, могут быть исследованы неоднократно. Использовавшийся ранее метод магнитной суспензии, состоявший в фиксировании в суспензии, содержащей ферромагнитные микрочастицы, невидимых маркировочных изображений, активированных магнитным полем, в настоящее время модернизирован за счет применения современной техники. Распределение магнитного поля фиксируется не на магнитной суспензии, а на магнитной ленте. В последствии зафиксированная информации вводится в компьютер для обработки. Возможны варианты, когда распределение магнитного поля вводится сразу в компьютер (аналогично считыванию штрих-кодов).
Подготовка материалов, направляемых на экспертизу маркировочных обозначений
Особенность рассматриваемой экспертизы является то, что в процессе исследования невидимая информация о маркировочных обозначениях может быть полностью уничтожена и, следовательно, не всегда имеется возможность проведения повторного исследования объектов. В этой связи при назначении экспертизы следователь должен выбрать такое экспертное учреждение, где исследования будут проведены в полном объеме и в соответствии с методическими рекомендациями. В частности, с обеспечением непрерывной фиксации таких этапов исследования, когда информация о маркировочных обозначениях уничтожается.
Как отмечалось выше, при проведении экспертизы маркировочных обозначений большое значение имеет информационное обеспечение исследований. Эксперты в своей деятельности постоянно накапливают информацию об особенностях нанесения маркировочных обозначений на те или иные изделия, содержанию маркировочных обозначений и т.д. Вместе с тем во многих случаях такая информация о конкретных объектах у эксперта отсутствует. Это связано как с многообразием объектов исследования, так и с постоянными изменениями в условиях нанесения маркировочных обозначений на ранее известные объекты исследования. Например, автомобили одной и той же фирмы могут маркироваться по разному (в зависимости от модели автомобиля, времени маркировки и т.д.). Поэтому следователь должен выяснить у эксперта, имеется ли в экспертном учреждении необходимая информации для экспертного исследования конкретного объекта. В отрицательном случае ему необходимо предоставить эксперту такую информацию либо представить на экспертизу образцы сравнения, имеющие подлинные маркировочные обозначения.
Поскольку некоторые виды маркируемых изделий обладают достаточно крупными размерами, к тому же доступ к местам нанесения маркировочных обозначений нередко затруднителен, следователю перед назначением экспертизы проконсультироваться о возможных вариантах экспертного исследования. Возможен, например, выезд эксперта на место хранения объекта и проведение части исследований там, либо подготовка (разборка) объекта и проведение исследований в месте разборки или в экспертном учреждении.
Многие металлические агрегаты, узлы, детали, имеющие маркировочные обозначения, эксплуатируются в достаточно жестких условиях (например, в автомобилях). Это приводит во многих случаях к корродированию поверхности с маркировочным обозначением. В целях сохранности информации о маркировочных обозначениях нельзя на таких деталях подвергать какой либо чистке места с нанесенными маркировочными обозначениями. В целях предупреждения дальнейшей коррозии достаточно их осторожно обработать жидким минеральным маслом.