Психологическая экспертиза
Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза

Ведущим направлением работы является производство судебной психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам.

Содержание:
  1. Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний
  2. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей
  3. Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых
  4. Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших
  5. Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
  6. Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)
  7. Экспертиза по делам о возмещении морального вреда
  8. Экспертиза по делам о признании недействительными сделок
  9. Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей
  10. Предмет и задачи экспертизы
  11. Объекты экспертизы и материалы, необходимые для исследования
  12. Протокол осмотра места происшествия. 
  13. Протокол допроса подозреваемого (обвиняемого, подсудимого).
  14. Акт медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного опьянения подозреваемого. 
  15. Протоколы допросов свидетелей. 
  16. Методы исследования и перспективы развития судебно-психологической экспертизы
  17. Основными методами исследования являются:

Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов (психической деятельности) субъекта, а также об условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки. 
Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются ли они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными. 
Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.

ЛСПсЭ выполняет экспертизы следующих видов:

В уголовном процессе:
1. В отношении обвиняемого

  1. экспертиза аффекта – для возможной судебной квалификации ст.107, 113 УК РФ
  2. экспертиза индивидуально-психологических особенностей и их влияния на криминальное поведение – для индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст.60 УК РФ)
  3. экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации – для квалификации ст.106 УК РФ

2. В отношении свидетеля и потерпевшего
– экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания – для применения ст.196 УПК РФ

3. Экспертиза в отношении потерпевших по половым преступлениям 
– экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации ст.131, 132 УК РФ
4. Экспертиза в отношении потерпевшего, совершившего самоубийство
– экспертиза психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства или изнасилования) – для квалификации ст.110 УК РФ или п. «б» ст.63 УК РФ при квалификации ст.131УК РФ.

В гражданском процессе:

  1. экспертиза способности дееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки – для квалификации ст.177 ГК РФ
  2. экспертиза других видов «порока воли» при совершении сделки – для квалификации ст. 178, 179 ГК РФ
  3. экспертиза по спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей – для квалификации ст.24, 65 Семейного кодекса РФ
  4. экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда – для квалификации ст.151 ГК РФ.
  5. экспертиза (психолого-лингвистическая) по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации – для квалификации ст.152 ГК РФ, и по делам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, унижения национального достоинства – для квалификации ст.282 УК РФ.

Основным объектом судебной психологической экспертизы является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т.е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях.

К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

  1. вещественные доказательства,
  2. документы как особый вид доказательств,
  3. протоколы допросов и следственных действий,
  4. заключения судебных экспертиз,
  5. справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.,
  6. продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.;
  7. фото и видеодокументы.

Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний

Объекты исследованияТиповые задачи (вопросы)
Человек (как носитель психического). Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый).
Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.
Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта? Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность? Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Объекты исследованияТиповые задачи (вопросы)
Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший).
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.
Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)? Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния? Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как … (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость?

Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых

Объекты исследованияТиповые задачи (вопросы)
Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством.
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.
Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях.
Заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.
Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются? С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии? Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий? Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?

Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших

Объекты исследованияТиповые задачи (вопросы)
Свидетель или потерпевший. 
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия.
Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания.   
Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации.
Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.
Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию? Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела? Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах? Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время? Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

Объекты исследованияТиповые задачи (вопросы)
Потерпевший. 
Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства).
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него.  
Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц).  
Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).
Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации? Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?

Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)

Объекты исследованияТиповые задачи (вопросы)
Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения: о психической деятельности погибшего (его действиях, поведении, состоянии, контактах и мн.др.), обстоятельствах гибели, причине смерти, а также материалы, характеризующие погибшего, его социальную среду, условия развития, связи и отношения, данные, раскрывающие индивидуально-психологические особенности, систему ценностей, склонности, интересы, установки и т.д.. Такими источниками информации могут быть: показания свидетелей – близких, родственников, друзей, сослуживцев, очевидцев, прочих; протоколы следственных действий, заключения экспертиз, справки, истории болезни, другая меддокументация, послужные списки, протоколы психологического обследования (для военнослужащих), приобщенные к делу предсмертные записки, письма, дневники, рисунки, иные продукты творчества.В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству? Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Экспертиза по делам о возмещении морального вреда

Объекты исследованияТиповые задачи (вопросы)
Личность потерпевшего (истца).
Ситуация социального взаимодействия потерпевшего с причинителем вреда.
Психическое состояние потерпевшего.
Иск о возмещении морального вреда.
Материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).
Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются? Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного? Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий? Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?

Экспертиза по делам о признании недействительными сделок

Объекты исследованияТиповые задачи (вопросы)
Субъекты спорного правоотношения.
Материалы дела и приобщенные к ним материалы, содержащие сведения о психической деятельности субъектов сделки, а также справки, истории болезни, иная  меддокументация.
Сведения о природе сделки, ее предмете, условиях заключения.
Фактические данные о ситуации спорного правоотношения.
Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими? Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки? Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке? Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения? Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей

Объекты исследованияРекомендуемые вопросы:
Ребенок (дети).
Родители (воспитатели, усыновители т.п.).
Детско-родительские отношения.
Внутрисемейные отношения (мать-отец, ребенок — братья, сестры, прочие члены семьи, отчим, мачеха).
Ситуация развития.
Все материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.
Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка? Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)? Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)? Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)? Принимая во внимание уровень развития и психическое состояние ребенка, могут ли особенности взаимоотношений родителей, их системы ценностей, стилей воспитания, привязанностей оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка в условиях совместного проживания с каждым из родителей (определенных условиях участия родителя в воспитании)? Каково действительное отношение и привязанность каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?

Специфика судебной психологической экспертизы состоит в ее общих и частных объектах и предметах. При назначении экспертизы требуется учитывать как процессуальное основание (необходимость применения психологических знаний), так и специальное (юридическую значимость устанавливаемых данных).
Квалифицированную помощь при назначении экспертизы по конкретным делам, формулировании вопросов можно получить в лаборатории по тел. 917-22-96.

Предмет и задачи экспертизы

Судебная психологическая экспертиза (СПЭ) в современной общей классификации судебных экспертиз представляет собой отдельный класс. Родовыми экспертными дисциплинами являются психологическая, психофизиологическая, психолингвистическая экспертизы.

СПЭ базируется на данных психологической науки, категориях и понятиях общей психологии, использует возможности всех отраслей психологии, располагает многочисленными теоретическими и экспериментальными сведениями. В судебной психологической экспертизе системно используются надежные, положительно зарекомендовавшие себя в экспертной практике методы, заимствованные из общей психологии, клинической психологии, психофизиологии, психолингвистики, психологии речи и других областей, а также специально разработанные для решения конкретных экспертных задач и выяснения обстоятельств, способствующих установлению истины по делу.

Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования. 

Специфику предмета СПЭ составляют фактические данные о результатах влияния на психическое отражение окружающего, рефлексию и регуляцию своего поведения человеком психологических факторов: в том числе эмоционального, личностного, ситуационного, возрастного, которые проявляются в комплексе особенностей и закономерностях динамики психических явлений, процессов, психологических свойств личности и ее состояний.

Круг подобных фактических обстоятельств обширен. К нему относятся все факты, характеризующие субъективную сторону юридически значимого деяния. В настоящее время выделяются два основных направления применения специальных психологических познаний в целях решения задач, стоящих перед правосудием – это экспертиза в уголовном процессе и экспертиза в гражданском процессе. В связи с этим принято разделение судебной психологической экспертизы по процессуальному статусу подэкспертного лица. На этом основании выделяются: экспертиза обвиняемого (подозреваемого), в т.ч. несовершеннолетнего обвиняемого; потерпевшего; свидетеля; гражданского истца; ответчика.

Используя разделение СПЭ по категории объекта, выделяют: экспертизу живых лиц (в ней – экспертизу взрослого человека, несовершеннолетнего 12 – 18 лет, ребенка, лица престарелого или старого возраста), предполагающую очное обследование лица; экспертизу заочную, проводимую в отсутствие лица, либо в отношении умершего лица (называемую посмертной); экспертизу вещественных доказательств (текстов, видео, аудиозаписей, материализованных продуктов деятельности); экспертизу группы (преступной, семейной, формальной, творческой).

Как род судебная психологическая экспертиза может быть разделена на следующие виды (отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих родовых объектов исследования): экспертизу психических (эмоциональных) состояний; экспертизу индивидуально-психологических особенностей;  экспертизу психических процессов; экспертизу групповых отношений и процессов; экспертизу ситуации; экспертизу психологического воздействия.

Возвращаясь к формулировке предмета СПЭ, следует еще раз подчеркнуть, что исследуются психические состояния, процессы и особенности, имеющие юридическую значимость, поскольку исследование названных категорий в иных целях (не связанных с их юридическим значением) является предметом базовой науки (психологии).

Задачи судебной психологической экспертизыскладываются из установления двух основных групп обстоятельств: характера психического состояния лица и юридического значения этого состояния (т.е. влияния на подлежащее правовой оценке поведение). Понятие психического состояния трактуется в этом контексте в самом широком смысле, как интегративный показатель функционирования всех психических процессов во взаимосвязи с психическими свойствами.

Задачи СПЭ конкретизируются вопросами, поставленными перед экспертом, и характеризуют конечную цель исследования и условия ее достижения. Содержание задачи определяется возможностями исследования объекта экспертизы.

Преимущественно судебной психологической экспертизой решаются задачи классификационные, диагностические и задачи на обнаружение. 

Довольно сложно установить и обозначить все задачи, решение которых может понадобиться в ходе расследования,  поскольку к компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и значимые для правосудия. Причем целью проведения экспертизы может быть получение информации по фактам как входящим в предмет доказывания, так и промежуточным, вспомогательным.

Экспертиза психических состояний решает следующие задачи:

  • установление, находился ли обвиняемый в период совершения преступления в состоянии аффекта либо ином эмоциональном состоянии;
  • установление причин возникновения, механизмов и степени влияния психического (эмоционального) состояния на сознание и психическую деятельность обвиняемого в юридически значимой ситуации;
  • установление эмоционального состояния жертвы сексуального преступления и влияния этого состояния на ее способность оказывать сопротивление;
  • установление  состояния суицидента в период, предшествовавший его гибели (покушению) и влияния этого состояния на его психическую деятельность;
  • установление психического состояния оператора (водителя транспортного средства, диспетчера, машиниста, летчика, пр.) в период, относящийся к аварии и влияния этого состояния  исполнения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и его реализацию);
  • установление  психического состояния потерпевшего (свидетеля) в период восприятия важной для дела информации;
  • диагностика влияния простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интересующий следствие (суд) период;
  • установление состояния стороны сделки в момент ее совершения и влияния этого состояния на способность осознавать фактическое содержание своих действий и волевое управление ими (влияния на полноценность волеизъявления);
  • установление психического состояния истца (потерпевшего) в период, последовавший после действий причинителя вреда и обнаружение качественных характеристик изменения состояния (глубины и стойкости). 

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (ИПО), влияющих на юридически значимое поведение, включает исследование познавательных (в том числе интеллектуальных) особенностей, типологических, характерологических  и личностных (Я-концепция, установки, ценностные ориентации, ведущие мотивы) особенностей субъекта. В задачи данного вида входит обнаружение определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта и диагностика их проявления в конкретных условиях и влияния на юридически значимое поведение, в том числе:

  • обнаружение ИПО (например, повышенной внушаемости, склонности к фантазированию, зависимости и др.), которые могли ограничить способность субъекта правильно воспринимать обстоятельства дела, запоминать их и давать показания;
  • установление ИПО субъекта права, способных существенно повлиять на его поведение в интересующий следствие (суд) период и диагностика этого влияния;
  • обнаружение конкретных индивидуально-психологических свойств и качеств лица (например, повышенной враждебности, агрессивности,  возбудимости, авторитарности, внушаемости, подчиняемости, зависимости и пр.) и диагностика их проявления в конкретной ситуации;
  • установление тех индивидуально-психологических особенностей, которые могли повилять на способность жертвы сексуального преступления оказывать сопротивление;
  • установление соответствия психологических и психофизиологических особенностей субъекта (например, водителя транспортного средства, др.) требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (например, ситуации ДТП); 
  • установление особенностей самосознания субъекта;
  • установление ценностей и отношений истца (по делам о возмещение морального вреда), наименее устойчивых к психотравмирующему воздействию, а также особенностей истца, способствующих увеличению глубины и интенсивности его негативных субъективных переживаний (страданий).

Экспертиза психических процессов разделяется на экспертизу

  • способности правильно воспринимать обстоятельства и давать показания;
  • способности понимать характер и значение действий обвиняемого;
  • способности оказывать сопротивление;
  • способности осознавать характер и значение своих действий;
  • способности руководить своими действиями;
  • полноценности волеизъявления;
  • способности противодействовать психологическому воздействию.

Экспертиза групповых, межличностных отношений и процессов, объектами которой могут служить преступная группа, творческий или профессиональный коллектив, семья,  разделяется на экспертизу внутрисемейных (детско-родительских) отношений; структуры (иерархии) группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов; лидерства и его характеристик; особенностей межличностных взаимоотношений в группе, ведущего стиля социального взаимодействия, степени сплоченности коллектива.

Экспертиза ситуации включает исследование характера криминальной ситуации (аффектогенный, стрессогенный, психотравмирующий, экстремальный); ситуации транспортного происшествия с точки зрения требований, предъявляемых к психической деятельности ее участников; обстоятельств, нарушающих адекватность восприятия информации; внешних факторов, влияющих на качество запоминания информации; внешних факторов суицидального риска; причинно-следственной связи между изменением психического состояния потерпевшего и конкретными жизненными обстоятельствами (действиями других лиц); внешних факторов, влияющих на формирование представления о сделке; ситуации и условий развития ребенка; семейного конфликта и его влияния на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка; особенностей обращения и способов воспитания ребенка (пренебрежения, жестокости, насилия, эксплуатации и пр.); ситуационных признаков психологического воздействия, условий, повышающих эффективность воздействия.

В судебной психологической экспертизе проблема психологического воздействия возникает в ряде случаев, в том числе при исследовании: 1) обстоятельств дачи показаний и проведения иных следственных действий; 2) текстов (выступлений, писем, печатных изданий, пр.); 3) взаимоотношений между соучастниками преступления (принуждение); 4) неправомерных действий (мошенничество, обман, шантаж, введение в заблуждение и пр.); 5) отношений «преступник – жертва» (по различным составам); 6) обстоятельств суицида (доведение); 7) полноценности волеизъявления (пороки воли при совершении юридически значимых актов); 8) обстоятельств вступления в секту или иные организации; 9) влияния информационных технологий, др. Основными задачами является установление факта психологического воздействия и раскрытие механизмов воздействия.

Отнесенные к классу судебных психологических экспертиз психофизиологическая и психолингвистическая экспертиза не являются в настоящее время полноценными родами экспертиз. Они проходят стадию своего становления. В связи с этим не имеют разветвленной классификационной структуры. Понятия объекта, предмета и задач этих родов экспертизы требуют своего дальнейшего уточнения. В настоящем пособии приводятся краткие определения объекта и предмета указанных родов.

Так, объектом психофизиологическойэкспертизы является высшая нервная деятельность человека, предметом – физиологические процессы, лежащие в основе высшей нервной деятельности, функциональные состояния, индивидуальные особенности, психофизиологические реакции, имеющие значение для оценки состояния и поведения субъекта в юридически значимых ситуациях. При проведении психофизиологической экспертизы предполагается применение специальных методов – психофизиологических инструментальных и аппаратных. Видами психофизиологической экспертизы являются экспертиза психофизиологических особенностей нервной деятельности и экспертиза психофизиологических реакций и состояний. В настоящее время задачи, связанные с установлением психофизиологических особенностей индивида, их проявления и влияния на психическую деятельность в конкретных условиях, решаются в рамках психологической экспертизы. Преимущественно указанные задачи решаются в рамках экспертного исследования водителя транспортного средства – участника дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Ранее исследование «индивидуальных психофизиологических особенностей водителя  на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происшествия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о ДТС, предшествовавшей ДТП» проводилось в рамках судебной инженерно-психофизиологической экспертизы (как вида САТЭ). Практика показала, что решение вопросов, связанных с эффективностью управления водителем транспортным средством, находящимся в зависимости от его индивидуальных особенностей и психического состояния в конкретный период, целесообразно путем проведения комплексного экспертного исследования с участием эксперта-психолога и эксперта-автотехника.  Основными задачами являются: установление соответствия индивидуальных возможностей познавательной сферы водителя особенностям ДТС (важных для обнаружения, распознания объекта, анализа ситуации и т.д.); диагностика влияния индивидуально-психологических (в том числе психофизиологических) особенностей водителя и особенностей его профессиональной деятельности в целом, имеющих отношение к ДТП, на качество выполнения профессиональных функций; выявление обстоятельств психологического содержания, способствовавших возникновению ДТП и пр.

Объектом психолингвистической экспертизы является речь как форма психической активности, речевая деятельность, психическая деятельность человека в момент речевой коммуникации, процессы производства и восприятия знаков языка. Предметом служат психологические особенности речи, состояние коммуникатора, особенности передаваемой информации (смысловой, целевой, эмоциональный контексты сообщения). Видами психолингвистической экспертизы являются экспертиза речи (текста); экспертиза говорящего лица (состояния, психологических характеристик, коммуникативных функций); экспертиза особенностей восприятия речи (понимания, воздействия).

Объекты экспертизы и материалы, необходимые для исследования

Главным объектом СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика), т.е. психическая деятельность лица в ситуациях, имеющих юридическое значение. К таким ситуациям относятся составы  наказуемых деяний (в рамках уголовного и административного кодекса), а также гражданские сделки или иные юридические действия, спор о которых решается в порядке гражданского судопроизводства. Объектами СПЭ так же могут выступать ситуация социального взаимодействия и межличностные (внутригрупповые и межгрупповые) процессы.

Специфика объекта обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности. Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением адекватных методов. При этом зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования так же становятся материализованными источниками информации.

Объектами судебно-психологической экспертизы могут быть источники информации об обстоятельствах преступления (применительно к уголовному процессу) или об иных важных для правосудия событий – любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.

Материальные источники могут содержать информацию двух типов:

  • общие психологические сведения о субъекте,
  • сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности (в том числе поведения) субъекта в определенный значимый момент.
  • Материалы, содержащие информацию первого типа, раскрывают обстоятельства индивидуального психического развития испытуемого, позволяют получить данные о чертах характера, привычках, реакциях, стереотипах поведения, особенностях взаимодействия с людьми, социальном и профессиональном статусе. В этом отношении ценными для эксперта являются показания родственников и знакомых, неформальные характеристики, трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневниковые записи, пр.), справки, медицинская документация, прочее.

В качестве важных источников информации второго типа могут выступать протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия, заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической).

Специфичность объекта экспертизы трактует необходимость получения информации из максимально возможного числа источников. Изучение и анализ материалов дела является центральным методом судебной психологической экспертизы. В связи с этим предоставляемые для ознакомления экспертам материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа.

В качестве объектов судебно-психологической экспертизы могут выступать различные материалы дела. Остановимся на некоторых из них, их значении и требованиях к форме и содержанию.

Протокол осмотра места происшествия. 

Поскольку эксперт не может самостоятельно собирать материалы, а условия и обстоятельства преступления имеют большое значение при воспроизведении действий подэкспертного, их анализе, исследовании психического состояния, то следствие должно предоставить эксперту максимально полную и объемную информацию о месте происшествия. Более всего эксперта интересуют следующие моменты: место расположения тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления. Чертежи и фотоснимки не являются обязательными, однако, их наличие облегчает задачу воссоздания общего вида места происшествия.

Протокол допроса подозреваемого (обвиняемого, подсудимого).

Эксперту должны быть предоставлены все протоколы показаний подэкспертного, особенно если в ходе следствия показания меняются, уточняются, дополняются. Это позволяет осуществлять, во-первых, психологический анализ содержания показаний в их динамике, во-вторых, проводить анализ мотивов и психического состояния лица, дающего показания на разных этапах следствия. Немаловажным требованием является максимальная точность в изложении показаний (дословность показаний, отражающая особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты поведения, специфику лексики допрашиваемого). Субъективное изложение обвиняемым обстоятельств содеянного и собственных действий – ценный источник информации для эксперта-психолога. С точки зрения психологического исследования важно, что в действительности помнит субъект (поскольку в состоянии эмоциональной захваченности отражение может быть неполным), как описывает свое внутреннее состояние.

Акт медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного опьянения подозреваемого. 

При анализе состояния и действий обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) важным является наличие или отсутствие у него в исследуемый период состояний, изменяющих психическую деятельность (таковыми являются, в первую очередь, алкогольное и наркотическое опьянение). Очевидно, что освидетельствование имеет смысл, когда проводится спустя незначительное время после совершения преступления. В таких случаях, помимо самого факта алкогольного опьянения (а особенно при его отсутствии) протокол освидетельствования содержит важную информацию о вегетативных проявлениях у свидетельствуемого и особенностях его психофизиологического состояния.

Протоколы допросов свидетелей. 

В показаниях свидетелей эксперта-психолога интересуют не только подробные данные о действиях подэкспертного на разных этапах криминальной ситуации, но и сведения о его внешнем виде, мимике, пантомимике, внешней экспрессии. 

Объектами исследования так же являются: протоколы следственных экспериментов; заключения судебно-медицинской экспертизы о характере и тяжести повреждений, причине смерти, локализации повреждений, последовательности их причинения (если такая установлена), особенностях орудия, наличии у жертвы алкогольного (наркотического) опьянения и его степени тяжести; заключение судебно-медицинской экспертизы о наличии, характере, тяжести телесных повреждений у подэкспертного; протокол личного досмотра подозреваемого; протоколы, фиксирующие дачу показаний на месте происшествия; протоколы допросов соучастников преступления; протоколы очных ставок; протоколы допросов свидетелей и потерпевших; тексты; печатная продукция и изображения; аудио- и видеоматериалы; продукты творческой деятельности.

Полнота информации, достаточность исходных данных при назначении судебной психологической экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным. Появление новых исходных данных в таких случаях может вызвать необходимость в дополнительной экспертизе.

Корректность вопросов следствия (и их формулировок) обеспечивает правильность постановки экспертной задачи, придает верную цель исследованию, помогает правильно определять подзадачи и в итоге исследования дать точный мотивированный ответ. В экспертной практике нередки случаи постановки вопросов, либо не относящихся к компетенции судебной психологической экспертизы, либо затрудняющих исследование и нецелесообразных с точки зрения задач следствия. К компетенции СПЭ не относятся вопросы правового характера. Эксперт не дает правовую оценку показаниям, не может ответить на вопрос, соответствуют ли действительности показания подэкспертного, а может (лишь в ряде случаев) осуществить психологический анализ достоверности показаний, а также дать ответ на вопрос, способен ли субъект давать правильные показания. Эксперт не дает правовую оценку деяниям, не устанавливает факт виновности подэкспертного, не может заключить, вменяем он или нет. Эксперт может установить, было ли осознание затруднено, и была ли регуляция ограничена (и в какой степени).

Вопросы психологического характера нередко ставятся перед психиатрами, которые некомпетентны в их решении. Нередко искусственно соединяются психиатрическая и психологическая экспертиза. При назначении комплексной экспертизы следует учитывать, что для комплексного психолого-психиатрического исследования должен иметься специфический объект исследования. Комплексная экспертиза целесообразна только в тех случаях, когда вопрос не может быть решен самостоятельно ни психиатрами, ни психологами, а только совместно специалистами обеих областей знаний.

Методы исследования и перспективы развития судебно-психологической экспертизы

Специфику проведения экспертизы в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности могут быть установлены на основании экспертного исследования методами психологии и судебной психологической экспертизы.

Психологическое экспертное исследование строится по принципам психологической науки, таким, как системность, развитие, детерминизм, единство сознания и деятельности. При проведении судебной психологической экспертизы используются научно-обоснованные, проверенные практикой методы исследования. Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные (экспериментальные) методы (и их совокупность – методики). К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, которые относятся к научно-практическому инструментарию психологии как области знания и присущи любому виду психологической экспертизы, поскольку на их основе строятся конкретные методики исследования. Метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности.

Набор экспериментальных методов исследования не является раз и навсегда данным, жестко очерченным количественно и содержательно, однако он должен быть подобран в соответствии с принципами комплексности изучения особенностей психической деятельности и адекватности целям и задачам исследования.

Основными методами исследования являются:

Анализ материалов уголовного дела (с применением метода психологического анализа и методов герменевтики).

Психодиагностические методы исследования: биографический метод, наблюдение, диалоговые методы – беседа, опрос, структурированное интервью; экспериментальные методы (подразделяются на психометрические тесты (Векслера, Равена, CF-2A Кеттелла, Амтхауэра, пр.); классические патопсихологические методы исследования когнитивных структур и процессов (10 слов, пиктограмма, исключение понятий, классификация предметов, сравнение понятий, толкование пословиц, аналогии, корректурные пробы, таблицы Шульте-Горбова, ассоциативный эксперимент и др.); стандартизированные самоотчеты (MMPI, СМИЛ, 16-PF Кеттелла, ИТО Л.Собчик, ПДО А.Личко, Стреляу, УСК, ШРЛТ Спилбергера-Ханина, ДМО Т.Лири, прочие); субъективное шкалирование (Дембо-Рубинштейн, пр.); проективные и полупроективные методы (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, Цветовой тест отношений А.Эткинда, ТВЦ М.Люшера, тест руки Э. Вагнера, «Незаконченные предложения», графические (рисуночные) методы, проч.); методы исследования самооценки и Я-концепции (репертуарные решетки Дж.Келли, Ценостные ориентации М.Рокича, тест СМО Д.Леонтьева, МИСС).

А также методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа, метод обобщения независимых характеристик, пр.); интерпретационные методы, методы описания результатов наблюдения и исследования; методы исследования документов; методы анализа продуктов спонтанного творчества.

Судебная психологическая экспертиза является относительно новой, перспективной отраслью как психологической науки вообще, так и судебной экспертизы, в частности. Она основывается на закономерностях базовой науки (психологии), теоретических положениях судебной экспертизы и законодательстве, регулирующем основания, порядок и процедуру производства экспертизы.

Развитие судебной психологии и судебной психологической экспертизы в немалой степени детерминируется правовой реформой, совершенствованием уголовного законодательства, гуманизацией правосудия, обусловливающим появление новых целей и задач СПЭ, а также развитием самой науки, расширением ее практических возможностей, в том числе связанных с применением информационных технологий, совершенствованием методологии. Ввиду этого круг доступных для решения задач постоянно пополняется. В настоящее время теория судебной психологической экспертизы обладает достаточным арсеналом средств, позволяющих использовать достижения психологической науки для решения практических задач в различных сферах юридической деятельности.

Наиболее разработанными являются вопросы применения психологических познаний в уголовном процессе. Одновременно с совершенствованием практики СПЭ в уголовном судопроизводстве ежегодно растет практика использования психологической экспертизы в гражданском процессе. В последние годы стала возникать потребность в применении психологических познаний в административном процессе.           

В настоящее время судебная психологическая экспертиза в экспертных учреждениях системы Минюста России выходит на новый качественный уровень развития, приобретает новый статус. В стадии становления находятся психофизиологическая и психолингвистическая экспертиза. Разрабатываются теоретические основы и методики для решения новых задач, в том числе в рамках новых направлений комплексных исследований: психолого-лингвистического, психолого-искусствоведческого. Комплексное психолого-лингвистическое исследование текста становится актуальным по целому ряду категорий дел, наиболее распространенные – по фактам о возбуждении национальной или расовой вражды, унижения национального достоинства, пропаганды, недобросовестной рекламы, ущемления, чести, достоинства и деловой репутации.

К новым направлениям СПЭ относятся также экспертиза порока воли; экспертиза морального вреда, экспертиза психического воздействия и психического насилия (по фактам мошенничества, психического принуждения при совершении противоправных действий, воздействия в ходе дачи показаний и иных следственных действий и др.), экспертиза соответствия психофизиологических особенностей субъекта требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (в первую очередь это относится к делам об авариях на транспорте и производстве).

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев