Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза – вид экспертизы, проводимой с целью исследования следов, следовоспринимающих и следообразующих объектов для установления механизма следообразования, идентификации объектов, оставивших следы, определения групповой принадлежности объектов.

Трасологическая экспертиза — это процессуальное действие, в результате которого, лицо, имеющее необходимые знания в области техники, науки, искусства и соответствующее образование, производит исследование вещественных доказательств (следов) с целью получения доказательств.

Предметом трасологической экспертизы является фактическая информация (данные), которые необходимо установить, исходя из поставленных перед экспертом задач и вопросов.

В качестве объектов трасологической экспертизы могут выступать практически все предметы материального мира, которые имеют свойства к отображению.

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические.

Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

Виды и подвиды трасологической экспертизы

Виды (подвиды) экспертиз Диагностические задачи
Гомеоскопические
Экспертиза следов рук (дактилоскопическая)
  • имеются ли на представленных объектах следы рук;
  • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
  • что можно сказать о строении кисти человек;
  • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
  • как давно оставлены следы;
  • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обуви)
  • определение вида и размера обуви;
  • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
  • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
  • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов зубов человека
  • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
  • какими конкретно зубами оставлены следы;
  • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
  • оставлены ли следы зубными протезами;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов губ человека
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
Экспертиза следов кожного покрова головы человека
  • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
  • пригодны ли они для идентификации;
  • каким участком кожи головы человека они оставлены;
  • каков механизм образования следов;
  • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
Механоскопические
Экспертиза следов орудий и инструментов
  • имеются ли следы орудий и инструментов;
  • каково направление движения орудия (инструмента);
  • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
  • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
  • какова последовательность образования следов;
  • каков механизм образования следов в целом и т.д.
Экспертиза механических повреждений одежды
  • имеются ли на объекте повреждения;
  • каков механизм образования повреждений;
  • каким предметом (объектом) они образованы;
  • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
Экспертиза узлов и петель
  • имеются ли на объекте узлы и петли;
  • каков механизм их завязывания;
  • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
  • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
Экспертиза замков
  • исправен ли замок;
  • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
  • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
  • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

Возможности трасологической экспертизы

Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

  • оптического (люминесцентного);
  • метода термовакуумного напыления (TBH);
  • выявление следов с помощью клея «Циакрин ЭО», позволяющего выявлять «старые» следы (многомесячной давности).

Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев