Для успешного выявления и расследования налоговых и иных экономических преступлений необходимо знание характера первичной информации о рассматриваемых преступлениях, средств и приемов ее получения и проверки способов уклонения от уплаты налогов и особенностей их отражения в материальных носителях информации размера материального ущерба, причиненного указанными преступлениями характеристики личности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов условий, способствующих совершению этих преступлений, и других обстоятельств, которые в их совокупности и взаимосвязи составляют криминалистическую характеристику налоговых преступлений.
Способы уклонения от уплаты налогов не существуют изолированно. Их отражение в материальных носителях информации позволяет выявить характерные связи между ними. Каждый способ уклонения от уплаты налогов находит свое отражение в материальных носителях информации и личностных источниках. В частности, А. Ф. Лубин подразделяет источники информации о налоговых преступлениях на три группы: документальные, личностные и вещественные.
Аналогичной классификации придерживается и Е. М. Ашмарина, которая в одном случае считает документы носителями информации, а в другом — источниками. Однако, на наш взгляд, более точной и соответствующей правоприменительной практике является классификация, предложенная Е. П. Фирсовым. Он полагает, что объекты информации можно подразделить на материальные (объединяющие документальные и вещественные носители информации) и личностные (являющиеся источниками информации).
К личностным источникам информации, по мнению Е. П. Фирсова, относятся лица, располагающие сведениями о признаках налоговых преступлений, о времени, способах и других обстоятельствах совершения преступлений. Среди них непосредственные исполнители работ (продавцы, водители, экспедиторы, грузчики и т. д.), покупатели (потребители), заказчики, контрагенты, секретари, работники охраны, а также аудиторы, ревизоры, члены инвентаризационных комиссий, сотрудники налоговых инспекций, полиции и службы БЭП.
Субъектами налоговых преступлений, по классификации Е. П. Фирсова, являются физические лица, имеющие доход, превышающий установленный законодательством предел, а также руководители и бухгалтеры предприятий (организаций, фирм), которые подписывают соответствующие бухгалтерские документы, представляемые в налоговую инспекцию. Нередко роль бухгалтеров выполняют лица из числа родственников руководителя или рядовых сотрудников фирм. Руководители организаций, как правило, лица с высшим образованием, имеющие высокий профессиональный уровень и обширные деловые и личные связи, а также преследующие цели уклонения от уплаты налогов. Изучению свойств личности, совершившей преступление, в криминалистической литературе уделяется весьма существенное значение и внимание. При этом подчеркивается, что личность преступника, находясь во взаимосвязи с остальными элементами преступной деятельности (способом совершения и сокрытия преступления, местом, временем и т. п.), оказывает весьма значительное влияние на механизм преступной деятельности, в том числе и при совершении налоговых преступлений. Поэтому данные о свойствах личности преступника являются непременным элементом криминалистической характеристики любого вида преступлений. В свою очередь криминалистическая характеристика является первым элементом методики расследования конкретных видов преступлений.
Для изучения криминалистической характеристики важное значение имеет сочетание криминалистической модели личности преступника и его криминологического портрета. В связи с этим необходимо отметить полезность и актуальность для правоприменительной практики ряда теоретических работ И. И. Кучерова, посвященных криминологическим аспектам налоговой преступности, где дан криминологический портрет личности налогового преступника.
Однако в правоприменительной практике имеют место случаи, когда возникают затруднительные ситуации по определению криминалистической модели личности налогового преступника и его криминологического портрета. Такие же проблемы очень часто имеют место и при рассмотрении данных вопросов по иным экономическим преступлениям, так или иначе связанным с налоговыми преступлениями. Поэтому надо иметь в виду, что криминалистическая модель личности преступника и его криминологический портрет далеко не одно и то же и имеют существенное отличие и значение в плане добычи и легализации доказательств, изобличения преступника и предупреждения налоговой преступности в целом.
Анализ практики показывает, что при рассмотрении методики расследования налоговых преступлений значительное место отводится анализу психологических свойств лиц, совершивших или совершающих налоговые преступления.
Если криминологи изучают в личности преступника те свойства, которые при взаимодействии со средой или преступной ситуацией порождают преступное поведение, иными словами, все входящее в причинный комплекс преступления, то криминалисты уделяют внимание любому свойству личности, которое можно использовать в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. При этом, конечно, их интересы в определенной степени могут совпадать (например, при разработке типологических характеристик тех или иных групп преступников). Но типологическая криминологическая характеристика преступников и типологическая криминалистическая модель преступников отличаются друг от друга в связи с решаемыми задачами и, соответственно, объемом сведений о свойствах рассматриваемых лиц.
Непременными условиями криминалистического аспекта изучения личности преступника являются классификация его свойств и выделение наиболее значимых из них применительно к той или иной группе преступников.
Следовательно, для построения криминалистической модели личности лиц, совершающих налоговые преступления, необходимо выделить систему их свойств. К системе свойств личности преступника, в том числе и в сфере налоговых преступлений, можно отнести его социальные, психологические и биологические свойства, находящиеся во взаимосвязи и взаимообусловленности. К лицам, совершающим налоговые преступления, применим анализ следующих свойств их личности:
социальных: материальное благосостояние и источники получения доходов, профессия, наличие судимости, семейное положение, связи и вхождение в различные малые социальные группы, положение в иерархической преступной структуре и выполняемые функции, наличие наград и т. д.;
психологических: знания, умения и навыки, способности, черты характера, мировоззрение, свойства, характеризующие эмоциональную, волевую сферу, и т. д.;
биологические: пол, возраст, антропологический тип, состояние здоровья и т. д.
В правоприменительной практике необходимость исследования личности налоговых преступников обусловлена в первую очередь тем, что уголовно наказуемые деяния в сфере налогообложения относятся к категории «интеллектуальные преступления». Эффективная, успешная борьба с данной категорией экономических преступлений невозможна без всестороннего анализа образа мышления и личности злостных нарушителей налогового законодательства.
Кроме того, как было сказано выше, налоговые преступления нередко пронизывают иные экономические преступления, взаимосвязаны с ними, и налоговые преступники, таким образом, как бы аккумулируют совокупность черт, свойств личностей разнообразных экономических преступников. При этом доминируют специфические, принадлежащие только налоговым преступникам криминалистические аспекты личности налогового преступника.
Необходимо заметить, что отечественные криминологи, проводя исследования личностей преступников, совершивших экономические преступления в период так называемой «перестройки» и первоначального этапа развития рыночных отношений в России, в основном ограничивались изучением классических типов экономических преступников — расхитителей и взяточников. За последние десять лет в сфере экономической деятельности произошли радикальные изменения, которые повлекли за собой изменение Конституции РФ и уголовного законодательства. Ряд составов преступлений, вошедших в новый Уголовный кодекс РФ, в прежнем отсутствовал, что не могло не отразиться на правоприменительной практике. Следственные и судебные органы столкнулись с проблемой реализации уголовно-правовых норм, по которым практически отсутствовала необходимая методологическая и научно обоснованная база. При расследовании уголовных дел по налоговым преступлениям и их судебном разбирательстве практическим работникам пришлось анализировать и иные экономические преступления: незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, и т. д.
При проведении анализа субъектов перечисленных экономических преступлений в правоприменительной практике вынужденно использовали метод аналогии. В связи с этим исключительная специфичность преступных нарушений налогового законодательства и личности налоговых преступников требует проведения дополнительного специального исследования.
Правоприменительная практика показывает, что налоговым преступникам присущи те же типичные черты, что и иным лицам, совершающим корыстные преступления. К числу таких черт специалисты относят: полное или частичное уклонение от выполнения важнейших конституционных гражданских обязанностей; удовлетворение преимущественно материальных потребностей, главным образом — за счет общества; отсутствие сдерживающих центров к совершению аморальных и противоправных деяний; явно преувеличенное самомнение как о деловом человеке, умеющем «красиво» жить, которому все дозволено и доступно. Этой категории лиц присущи частнособственническая психология, ярко выраженная корыстная антиобщественная установка, выражающаяся в стремлении получить от общества больше материальных благ, не давая ему ничего взамен.[7] Исходя из этого, определяющим фактором в нравственно-психологическом аспекте налоговых преступников следует признать корыстную мотивацию. Лица, совершившие налоговые преступления, в большинстве своем характеризуются завышенным уровнем материальных притязаний, стремлением к приобретению объектов недвижимости, предметов роскоши и т. п. В настоящее время предприниматель не может пойти на хищение средств и имущества, участвующих в воспроизводственном цикле и обеспечивающих функционирование его бизнеса, однако перспектива «сэкономить» на обязательных налоговых платежах весьма привлекательна для него.[8] Поэтому уклонение от уплаты налогов рассматривается налоговыми преступниками как один из главных способов достижения указанных выше целей.
Анализ правоприменительной практики показывает правильность выводов о корыстной мотивации уклонения от уплаты налогов. Однако совершенно правильно мнение автора ряда научных трудов, посвященных изучению криминологической характеристики личности налогового преступника, И. И. Кучерова о том, что не все налоговые преступления совершаются на основе личной корыстной заинтересованности. В практике имеют место факты, когда сокрытые от налогообложения средства используются руководителями предприятий для модернизации производственного оборудования, погашения кредитов и увеличения оборотных средств, карьеристских устремлений.[10] В составе мотивов совершения налоговых преступлений встречаются иногда и забота о трудовом коллективе, когда сокрытые от налогообложения средства направляются на выплату заработной платы, поощрение сотрудников, приобретение для них жилой площади. Для отдельных лиц мотивом совершения преступления служит нежелание уплачивать налоги, основывающееся на неправильном понимании таких категорий, как добропорядочность, справедливость, честь. Многие преступники, являющиеся приверженцами особой идеологии, имея низкий уровень правовой культуры, считают «делом чести» не уплачивать налоги, полагая, что добросовестное исполнение налоговых обязательств нанесет урон их деловой репутации.
В качестве побуждающих факторов отмечается и необходимость возместить расходы, связанные с содержанием «крыш» или понесенные в результате рэкета. Криминологический портрет личности налоговых преступников включает в себя и элементы криминалистической модели налогового преступника. Анализ правоприменительной практики показывает, что предупредительно-профилактическая деятельность должна быть направлена в первую очередь на повышение правосознания налогоплательщика, налоговой культуры населения.
По мнению первого заместителя руководителя ГНС России В. А. Павлова, «кардинально изменить ситуацию можно только добившись перелома в общественном сознании по отношению к обязанности платить налоги. Мы провели специальный опрос, в результате которого более 2 % опрошенных глав администраций субъектов РФ отметили недостаточную работу ГНС РФ по информированию налогоплательщиков, повышению их налоговой грамотности».
Целенаправленное формирование с использованием всех общественных институтов цивилизованного, лояльного отношения населения к налогам, закрепление в общественной морали норм, поощряющих стремление жить в ладу с законом, вносить свой посильный материальный вклад в укрепление государственных основ, должно быть одной из основных задач государства по воспитанию у наших соотечественников налоговой культуры. И наоборот, уклоняющиеся от этой конституционной обязанности должны осуждаться с точки зрения нравственности.
Таким образом, основной детерминантой «налоговой преступности» является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, включающее в себя следующие аспекты:
негативное отношение к существующей налоговой системе;
низкий уровень правовой культуры;
корыстная мотивация.
Как мы видим, в основе самой детерминанты «налоговой преступности» лежит многообразие характеризующих признаков личности преступника. В зависимости от наличия определенной совокупности признаков личности налогового преступника представляется возможным прогнозировать налоговое правонарушение или преступление, которое способен совершить определенный тип личности при наличии соответствующих условий и обстоятельств.
Например, по данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, экономические формы девиации характерныв основном для мужчин старшей возрастной группы молодежи (от уплаты налогов уклонялись 8,4% молодых людей в возрасте до 20 лет, и 15 % — в возрасте 24—26 лет).[14] Наибольшее же количество совершаемых налоговых преступлений приходится на лиц в возрасте от 31 до 40 лет — 36 % и от 41 до 50 лет — 36 %, что обусловлено наиболее активным участием представителей этих возрастных категорий в предпринимательской деятельности. Специалисты Российского независимого института социальных и национальных проблем также пришли к выводу, что профессиональная деятельность людей является важным фактором экономической девиации. По их данным, молодые предприниматели втрое чаще уклонялись от уплаты налогов, чем, например, гуманитарная интеллигенция, у которой уровень этих форм девиации самый низкий.
Анализ правоприменительной практики подтверждает выводы Российского независимого института социальных и национальных проблем, в частности, проведенные исследования показывают, что в 82 % случаев инициатива совершения налоговых преступлений исходила от руководителей, которые зачастую являлись и владельцами предприятий. Нередко при совершении преступлений руководитель предприятия не ставит в известность бухгалтера о совершенных им финансово-хозяйственных операциях, а денежную выручку, не сдавая в кассу, использует по своему усмотрению. Бухгалтерские работники действуют на основе трудового договора или по совместительству, т. е. не участвуют в распределении прибыли предприятия, а следовательно, в меньшей степени заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения. Поэтому при совершении преступлений бухгалтеры чаще выступают в роли соучастников. Исключение составляют бухгалтерские работники, являющиеся совладельцами предприятий или членами семей, представители которых осуществляют руководство. В этих случаях бухгалтерские работники играют активную роль в совершении преступлений. По изученным уголовным делам в 6 % случаев преступления совершались именно бухгалтерами. Однако состав лиц, совершающих налоговые преступления, не ограничивается руководителями и бухгалтерами. Около 4 % от общего числа налоговых преступлений совершается гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (граждане-предприниматели). Преступления, совершаемые указанными лицами, были преимущественно связаны с нарушением порядка декларирования доходов.
Для совершения налоговых преступлений нетипично создание преступных групп. Групповые преступления составляют менее 10 % от общего числа. По указанной категории уголовных дел практически не встречаются факты создания преступных групп, состоящих из четырех и более лиц, а число преступлений, совершенных с участием трех лиц, составляют лишь 4 %. Обычно число участников совершения преступлений не превышает двух человек; ими, как правило, являются руководитель и бухгалтер. Договоренность между руководителем предприятия и бухгалтером позволяет им использовать самые различные способы сокрытия объектов налогообложения и вносить ложную информацию в любые документы бухгалтерского учета и отчетности. В роли соучастников в ряде случаев выступали заместители руководителя, кассиры, кладовщики, товароведы.
Среди налоговых преступников отличительным признаком является незначительное число ранее судимых. Их доля составляет всего 7 %. В первую очередь это объясняется высоким социальным положением, интеллектуальным уровнем и материальной обеспеченностью лиц данной категории.
Следует согласиться со специалистами, которые отмечают, что образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и досуга и в конечном счете — на образец поведения лица. Налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем, и, как отмечалось выше, преступные нарушения налогового законодательства относятся к категории «интеллектуальных преступлений». Поэтому значительный интерес представляет определение образовательного уровня и интеллектуального развития неплательщиков налогов. Проведенные Федеральной службой налоговой полиции исследования личности налогового преступника показали, что 58 % осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, а 22 % — среднее специальное образование.[15] И это понятно, поскольку лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета, представление отчетности, должны иметь соответствующие специальность и квалификацию. Интеллектуальный характер налоговых преступлений нашел наиболее четкое отображение именно в этом показателе, так как число лиц с высшим образованием среди всех совершивших другие преступления составляет всего 4 %.
В 74 % случаев налоговые преступления совершаются мужчинами. Средний возраст налоговых преступников составляет 38 лет. Следует отметить, что лица, виновные в совершении налоговых преступлений, моложе 20 лет практически не встречаются. Лицами в возрасте от 21 до 30 лет совершено 20 % преступлений данной категории, от 31 до 40 лет — 36 %, старше 51 года — 8 %. То обстоятельство, что среди налоговых преступников лиц моложе 20 лет практически нет, объясняется объективными причинами: в этом возрасте они не имеют соответствующего образования, жизненного и делового опыта, связей. Налоговые преступники отличаются высоким уровнем материального благосостояния, что типично для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В определенной степени это подтверждается также усредненным показателем суммы ущерба, причиняемого государству в результате совершения одного налогового преступления, поскольку известно, что значительная часть сокрытых от налогообложения средств обращалась преступниками в личную собственность. Кроме того, необходимо отметить, что обвиняемые (подозреваемые) по данной категории дел во избежание уголовной ответственности зачастую избирают активную позицию защиты. Налоговые преступники нередко пытаются ввести в заблуждение налоговые органы путем неверного толкования положений налогового законодательства, а в качестве оправданий представляют различные фиктивные договоры и другие документы.[17] Сравнительный анализ типологии личности преступника позволяет сделать вывод, что для налоговых преступников присуща характерная только для них система свойств, включающая в себя как общесоциологические, так и юридические критерии оценки личности. Совокупность личностных качеств, обусловливающих преступление, и ее взаимосвязь с остальными элементами преступной деятельности (способом совершения и сокрытия преступления, местом, временем и т. п.) дают возможность выработать определенную методологию прогнозирования индивидуального преступного поведения, под которым следует понимать возможную вероятность совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом. Важность и значение данной методологии для правоприменительной практики заключаются в предупредительно-профилактической работе как общей налоговой преступности (или экономической преступности в целом), так и рецидивной. В данном случае личность должна изучаться с позиции криминологии и с позиции криминалистики, поскольку определенные свойства личности возможно изучить только в процессе оперативно-розыскных и следственных мероприятий, на основе анализа налоговых и иных связанных с ними экономических преступлений с помощью криминалистической характеристики.
Данный вывод находит свое подтверждение в правоприменительной практике. Состояние и динамика налоговой преступности свидетельствуют о том, что ситуация с криминализацией экономики в стране практически не контролируется государством. Проблема усложняется такими причинами, как высокая степень латентности налоговой преступности, образовательный уровень налоговых преступников, обладающих в том числе достаточными знаниями в области права и экономики, что позволяет им совершать преступления с различными ухищрениями и нередко избегать уголовной ответственности. Кроме того, достаточно высокая криминальная активность налоговых преступников, проявляющаяся в продолжаемом характере преступной деятельности и ее многоэпизодичности, не позволяет на практике реально оценивать состояние и динамику налоговой преступности, своевременно выявлять виновных лиц, привлекать их к установленной законом ответственности и своевременно отрабатывать мероприятия превентивного характера.
По данным исследований Д. И. Беднякова, в материалах оперативно-розыскных подразделений содержится самая разная информация, имеющая ориентирующее значение для собирания доказательств по уголовному делу: о способе совершения преступлений — в 70 % изученных материалов оперативно-розыскных служб; о размере материального ущерба — в 38 %; о лицах, совершивших преступления, — в 74 %; о составе преступных групп — в 60 %; о предметах и документах, могущих быть доказательствами по делу, и их местонахождении — в 79 %; о лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, — в 73 %; о связях проходящих по делу лиц — в 64 %; об ухищрениях, используемых преступниками для сокрытия совершенных деяний, — в 61 %; об избранной подозреваемыми и обвиняемыми линии поведения на следствии — в 40 %; о склонении организаторами преступных групп своих сообщников к даче ложных показаний — в 36 %; о воздействии на свидетелей с целью их склонения к даче ложных показаний — в 37 %. Таким образом, обширная информация о свойствах личности преступника, полученная в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, нередко является необходимой доказательной базой по уголовному делу при соответствующем процессуальном оформлении, позволяет составить полный портрет преступника, спрогнозировать его возможное преступное поведение и спланировать необходимые мероприятия по выявлению и раскрытию преступления, документированию преступной деятельности личности, пресечению и профилактике преступного деяния. Однако, как показывает практика, такая информация, несмотря на ее важность, далеко не полностью и не всегда представляется следователям, в производстве которых находятся уголовные дела по налоговым преступлениям, и не используется ими в полном объеме, что негативным образом сказывается на процессе борьбы с налоговыми и иными экономическими преступлениями. Этому в определенной степени способствовала относительная неурегулированность данного вопроса законодательством РФ и подзаконными нормативными актами, в связи с чем необходимо отметить своевременность и важность для правоприменительной практики научных разработок в указанной области права А. Ю. Шумилова.
Материалы оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в методологии прогнозирования индивидуального преступного поведения путем анализа и обобщения свойств изучаемой личности с учетом специфических условий получения и обработки информации в соответствии с новым оперативно-розыскным законодательством, существенно расширяющим возможности по борьбе с налоговыми преступлениями. Оперативные и следственные материалы содержат элементы криминалистической характеристики в отношении:
граждан РФ, иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих или пребывающих на территории РФ, т. е. информацию по физическим лицам как субъектам налоговых правонарушений и преступлений;
лиц, без вести пропавших (человек, исчезнувший с места постоянного жительства, местонахождение которого неизвестно его родственникам или близким), могущих быть субъектами налоговых правонарушений и преступлений;
должностных лиц (человек, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющий функции представителя власти либо выполняющий организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях);
юридических лиц (организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде).
Таким образом, совокупность получаемых сведений в ходе проведения оперативных и следственных мероприятий содержит необходимую информацию о лицах — объектах уголовно-процессуальных мер воздействия за совершение налоговых преступлений. Она содержит биофизиологические, социально-демографические, психологические, нравственные, социально-ролевые, уголовно-правовые признаки, т. е. то, что составляет структуру личности. Однако необходимо отметить, что эти признаки находятся в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Такое единство при изучении свойств личности с криминалистической точки зрения обозначает характеристику свойств человека как биологического организма и человека как личности (общесоциологическое понятие), совершившего налоговое или иное экономическое преступление. При этом, изучая природу преступного деяния, причины и условия, способствующие совершению преступления, криминалистическая модель личности преступника позволяет глубже изучить все процессы, влияющие на формирование как субъективной стороны преступного деяния, так и объективной стороны в плане анализа способов, методов совершения преступления (уклонения от уплаты налогов или страховых взносов, незаконного предпринимательства и т. д.). Кроме того, криминалистическая модель личности налогового преступника дает возможность более достоверно определить причиненный государству ущерб и пути возмещения ущерба на основе анализа образа жизни, уровня материального благосостояния виновных и его близких родственников, вскрыть реальное состояние налоговой преступности и спрогнозировать мероприятия по ее стабилизации. Без знания и владения необходимой информацией о лицах, совершающих или совершивших налоговые преступления, практически невозможно бороться эффективно с латентной преступностью, к которой относится налоговая и связанная с нею иная экономическая преступность.
К примеру, анализ динамики налоговых преступлений с конца 1992 г. по 1997 г. показывает их резко прогрессирующий рост. Число возбужденных уголовных дел возросло с 147 до 6723, число осужденных за этот период увеличилось с 4 до 1450 человек. Указанные цифры далеко не в полной мере отражают масштабы налоговой преступности. По прогнозам специалистов Федеральной службы налоговой полиции России, основная часть преступлений не выявляется, а количество уголовных дел должно возрасти до 15—20 тыс. в год.[20] И данный прогноз, к сожалению, оправдался. В производстве следственных подразделений налоговой полиции России на конец 1999 г. находилось 21 290 уголовных дел. В первом полугодии 2000 г. федеральными органами налоговой полиции самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами было выявлено 22 200 нарушений налогового законодательства, что в 1,75 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, было также выявлено 10 461 иных правонарушений, материалы по которым направлялись в другие органы для принятия решений. Одновременно анализ статистических данных о результатах деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности показывает постоянный рост преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, либо причинивших значительный ущерб государству. В первом полугодии 2000 г. всеми правоохранительными органами в сфере экономической деятельности было выявлено 27 тыс. преступлений, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего по налоговым нарушениям, выявленным с участием федеральных органов налоговой полиции, установлен ущерб, причиненный государству в размере 26 млрд. рублей, из которых возмещено более 10,4 млрд. рублей.
Таким образом, для успешного выявления и расследования налоговых и иных экономических преступлений важное значение имеет изучение криминалистической характеристики, которая позволяет анализировать динамику, интенсивность, устойчивость и латентность данных преступных деяний, определять реальный экономический ущерб, причиненный государству преступлениями, выявлять условия и причины, способствующие их совершению, группировать и обобщать способы уклонения от уплаты налогов с целью их локализации и пресечения использования в практике налогоплательщиков и, конечно, изучать свойства личности лиц, совершивших указанные преступления.
Криминалистическая модель личности налогового преступника среди прочих элементов криминалистической характеристики требует дальнейшей научно-теоретической проработки с учетом повышенной общественной опасности налоговых преступлений. Безусловно, чрезвычайная ситуация в экономике страны складывалась под воздействием многих неблагоприятных факторов, прямым следствием чего и являются снижение собираемости налогов и рост налоговой преступности. Правительством России в последнее время принят ряд мер для повышения налоговой дисциплины, совершенствования налогового законодательства. Однако кардинально изменить ситуацию можно только добившись перелома в общественном сознании по отношению к обязанности платить налоги. Необходима координация усилий всех федеральных и местных органов власти, науки, средств массовой информации, имеющих те или иные рычаги влияния на формирование надлежащего налогового поведения населения.
Литература:
[1] Криминалистика. Расследование преступлений в сфере экономики/ Под ред. А. Ф. Лубина. Нижний Новгород, 1995. С. 227-228.
[2] Криминалистика / Под ред. В. А. Образцова. М., 1997. С. 651, 656.
[3] Фирсов Е. П. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений. Вопросы квалификации и расследования преступлений в сфере экономики: Сб. науч. ст. Саратов, 1999. С. 91-92.
[4] См., напр.: Жбанков В. А. Концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике: Дис. … доктора юрид. наук. М., 1995.
[5] Жбанков В. А. О свойствах личности членов организованных преступных структур в сфере экономики // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики: Материалы научно-практической конференции. М., 1995.
[6] Жбанков В. А. К вопросу об изучении свойств личности лиц, совершающих налоговые преступления // Материалы Первой межведомственной научно-практической конференции ФСНП России. М., 1998. С. 34-35.
[7] Ляпунов Ю. И. Корыстные правонарушения нетерпимы. М., 1989. С. 8.
[8] Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М., 1996. С. 5.
[9] Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1997. С. 18.
[10] Кучеров И. И., Марков А. Я. Расследование налоговых преступлений. М., 1995. С. 15, 26, 30.
[11] Кучеров И. И. Налоги и криминал. М, 2000. С. 52—53.
[12] Павлов В. А. Формирование налоговой культуры как важнейшее условие финансовой стабильности в стране // Материалы Первой межведомственной научно-практической конференции ФСНП России. С. 5—6.
[13] Алмазов С. Н. Налоговая преступность — угроза экономической безопасности России // Там же. С. 13.
[14] Новая Россия// Независимая газета. 1998. II февр.
[15] Кучеров И. И., Платонов Л. В. Криминологическая характеристика преступлений в сфере налогообложения. Актуальные проблемы совершенствования методов выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений // Материалы научно-практической конференции Академии налоговой полиции РФ. М., 1999. С. 69-70.
[16] Криминальная ситуация в России и ее изменение / Под ред. А. И. Долговой. М., 1996. С. 43.
[17] Кучеров И. И. Налоги и криминал. С. 46—49.
[18] Бедняков Д. И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991. С. 93-94.
[19] Шумилов А. Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М., 1997; Новый оперативно-розыскной закон России: Учебно-практическое пособие. М., 1997.
[20] Кучеров И. И., Платонова Л. В. Криминологическая характеристика преступлений в сфере налогообложения. Актуальные проблемы совершенствования методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений. С. 68.
В. А. Козлов, 2004
Кандидат юрид. наук, помощник заместителя директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Правоведение. -2004. — № 1 (252). — С. 75 — 86
Статьи по теме: