Звуковые следы
Звуковые следы

Звуковые следы и их криминалистическое значение

Статья посвящена анализу механизма образования звуковых следов, определению их криминалистической значимости в процессе расследования преступлений.
Как известно, вся деятельность человека протекает в мире звуков. Не является исключением и совершение преступления, при котором возможны звуки, издаваемые человеком (высказанные в адрес потерпевшего угрозы, его крики о помощи и т.д.), а также звуки, являющиеся результатом какой-либо деятельности (произведенный преступником выстрел из огнестрельного оружия, звон бьющегося стекла при проникновении в помещение через окно и т.п.). В связи с этим возникает вопрос: возможно ли использовать указанные звуки в процессе раскрытия и расследования преступлений, и если да, то каким образом?

Согласно теории отражения, криминалистический смысл которой наиболее четко выразил Р.С. Белкин, событие преступления как материальный процесс действительности находится в закономерной связи и взаимообусловленности с другими процессами, событиями и явлениями, составляющими среду, в которой совершаются противоправные действия.

Как всякий материальный процесс, преступление взаимодействует со средой, и одной из сторон такого взаимодействия служит отражение преступления в окружающей среде, выражающееся в ее изменениях, адекватно отражающих процесс преступной деятельности <2>. В криминалистике указанные изменения рассматриваются в качестве следов в широком смысле слова.

———————————
<2> Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. С. 52 — 53.

Образующиеся на месте происшествия следы как результат отражения преступной деятельности довольно многообразны. Вследствие этого в криминалистике разрабатывались и продолжают разрабатываться различные основания для классификации следов, при этом следует учитывать последствия научно-технического прогресса, к числу которых, по мнению Е.П. Ищенко, относятся «расширение следовой картины совершаемых преступлений, появление новых, нетрадиционных следов, могущих быть использованными в целях раскрытия и расследования преступлений, доказывания виновности злоумышленников»; к таким следам автор, в частности, относит образные следы, запечатлеваемые следящими теле- и видеосистемами наблюдения, способными фиксировать и звуковую картину совершения преступления <3>.

———————————
<3> Ищенко Е.П. О современном состоянии российской криминалистики // Argumentum ad judicium. ВЮЗИ — МЮИ — МГЮА. Труды. Т. II. С. 219.

Таким образом, можно констатировать, что звуковой фон преступной деятельности, взаимодействуя со звуковым фоном окружающего мира, отражается в виде изменений в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами.
Поскольку закономерности установления и фиксации звуковых следов, по справедливому утверждению А.В. Черенкова, находятся в непосредственной зависимости от процессов формирования и распространения звуков, а звуковые следы являются производными последних и состоят с ними в причинно-следственной связи <4>, то логичным представляется краткий обзор понятия звука, механизма его образования и восприятия человеком.

———————————
<4> Черенков А.В. Использование контроля записи переговоров в раскрытии и расследовании преступлений: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.

В широком смысле звук представляет собой физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела. В силу упругости, присущей любому веществу, любой среде, колебания передаются на соседние участки, причем возникают уплотнения и разрежения среды. Так образуются звуковые волны, которые, распространяясь в пространстве, достигают органа слуха и приводят в состояние колебания барабанную перепонку. Последние, в свою очередь, передаются во внутреннее ухо и воспринимаются рецепторными клетками кортиева органа. Под воздействием деформации волосков рецепторных клеток синхронно со звуковыми колебаниями освобождается электрическая энергия, возникают биотоки, которые служат раздражителями тончайших окончаний веточек слухового нерва. В слуховом нерве происходит процесс пространственно-временного преобразования звуковых колебаний в нейронное возбуждение, передаваемое частотной импульсацией. По этому нерву и проводящим путям продолговатого мозга возбуждение передается в кору височных долей головного мозга, где происходят анализ и синтез звуковых раздражений <5>.

———————————
<5> Подробнее см.: Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: ВЛАДОС, 2001; Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: ПЕР СЭ, 2006.

Звук обладает специфическими свойствами, которые имеют в основном физическую природу <6>. К ним относятся:

———————————
<6> Подробнее см.: Морозов И.М. Занимательная биоакустика: Рассказы о языке эмоций в мире животных и человека. М., 1983; Плужников М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. М.: Молодая гвардия, 1991.

а) динамичность (это свойство может быть применимо в криминалистических целях, поскольку, зная скорость распространения звука, можно определить расстояние до источника звука; кроме того, человек обладает высокой способностью определять направление звука с точностью до одного градуса);
б) рассеиваемость (это свойство необходимо учитывать при использовании приемника звуковой информации, например диктофона, применяемого для запечатления разговора интересующих следствие лиц, поскольку на определенном расстоянии от источника звук практически не поддается фиксации);
в) делимость звука (указанное свойство позволяет получить несколько одинаковых по информационному значению отображений звука в разных точках пространства, что в процессе расследования преступлений может способствовать установлению местонахождения конкретного источника звука в определенный, зафиксированный на материальном носителе промежуток времени);
г) дифракция (это свойство заключается в способности звуковой волны огибать препятствия и позволяет, в частности, слышать шум улицы, доносящийся через открытое окно, и т.д.);
д) отражение (указанное свойство состоит в способности звуковых волн отражаться от твердой поверхности и дает возможность передавать звук из одного места в другое с сохранением его информационной сущности; если отражение звука происходит в закрытых помещениях, то в этом случае следует говорить о реверберации; учет данного свойства в процессе расследования преступлений может способствовать установлению обстоятельств события, например, доносившийся из соседней квартиры шум борьбы может свидетельствовать о предполагаемом времени преступного посягательства, возможных свидетелях происшествия и т.п.).

Кратко рассмотрев общее понятие звука, его свойства, процесс образования и восприятия, обратимся к раскрытию понятия «звуковой след». Следует отметить, что в криминалистической науке данному вопросу не уделялось большого внимания, поэтому на сегодняшний день общепризнанного понятия в теории не существует. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать точки зрения отдельных авторов, имеющиеся в литературе, и на их основе сформулировать наиболее точное понятие.
По мнению М.В. Салтевского и Ю.Ф. Жарикова, под звуковым следом понимаются чередующиеся сжатия и разрежения среды, распространяющиеся во все стороны от колеблющегося тела, а с субъективной точки зрения — мысленный образ, след памяти о конкретном источнике звука <7>.

———————————
<7> Салтевский М.В., Жариков Ю.Ф. Предмет, содержание и задачи криминалистической акустики // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1988. Вып. 37. С. 119.

Анализируя данное определение, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в первой его части авторы, говоря о звуковом следе, отождествляют последний с колебательным движением упругих тел, а это, как мы отметили ранее, есть понятие звука в широком смысле. Вторая часть анализируемого определения больше напоминает понятие идеального следа, применяемое в криминалистике. Таким образом, понятие звукового следа, сформулированное указанными авторами, на наш взгляд, не отвечает критериям полноты и четкости.
Коллектив авторов учебника по криминалистике предложил следующее определение: звуковые следы — это изменения, оставляемые в материальной среде устной речью человека <8>.

———————————
<8> Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М.: Норма, 2005. С. 363.

В данном понятии в качестве следообразующего объекта называется устная речь человека, и правильность этого утверждения не вызывает сомнения, но, как отмечалось выше, источниками звука могут быть различные механизмы (например, огнестрельное оружие) и другие объекты. В связи с этим становится очевидной неполнота приведенного определения.
Довольно сходные понятия звукового следа преступной деятельности приводят Д.А. Турчин и А.В. Черенков: это зафиксированное в идеальной и материальной форме изменение звуковой среды, возникшее в результате воздействия на нее преступной деятельности и информационно с этой деятельностью связанное <9>; отраженные в сознании познающего субъекта или зафиксированные на аудионосителе изменения звуковой среды, возникшие в результате противоправной деятельности <10>.

———————————
<9> Турчин Д.А. О закономерностях развития учения о материальных следах в криминалистике // Актуальные проблемы криминалистики и уголовного процесса на современном этапе: Материалы научно-практической конференции 21 мая 2004 года. Владивосток: Медицина ДВ, 2004. С. 14.
<10> Черенков А.В. Использование контроля записи переговоров в раскрытии и расследовании преступлений: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 23.

Изложенная точка зрения, на наш взгляд, наиболее точно отражает сущность и основные характеристики звуковых следов, позволяющие отграничить последние от иных изменений, происходящих в результате совершения преступления. Однако в данном определении не учтено следующее обстоятельство: фиксация изменений звуковой среды, происходящая в идеальной (в памяти людей) и материальной (запись звука на различные носители) формах, может носить как целенаправленный, так и случайный характер.
Например, потерпевший производит аудиозапись телефонного разговора с лицом, вымогающим взятку. В данном случае фиксация изменений звуковой среды (звукозапись) осуществляется с заранее установленной целью — получить объективное подтверждение противоправных действий со стороны преступника.
Рассмотрим иную ситуацию. В распоряжение следователя попадает бытовая фонограмма, изготовленная вне связи с преступлением, но содержащая информацию о противоправном поведении иных лиц. Например, на аудиокассете, содержащей поздравления юбиляру, оказался зафиксированным звук выстрела и шум двигателя автомобиля. Здесь отражение изменений звуковой среды на материальном носителе носило случайный характер.

На основе вышеизложенного представляется возможным предложить следующее понятие звукового следа.
Звуковой след — это целенаправленно или случайно запечатленное в определенной форме (идеальной или материальной) изменение звуковой среды, обусловленное противоправной деятельностью, содержащее информацию о механизме преступления.
Звуковые следы, как и следы в целом, содержат информацию о механизме преступления, поэтому их значение для процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений трудно переоценить. Как справедливо отметил в свое время А.А. Леви, в результате исследования звуковых следов может быть получена значительно большая информация, чем при изучении иных следов, например следов рук, ног, орудий взлома и т.п. Объясняется это тем, что следы такого рода носят статический характер, в них отображается только окончательный результат следообразования, в то время как звуковые следы отражают динамику вызвавшего их явления <11>. Они позволяют воссоздать акустическое состояние места происшествия, создавшуюся атмосферу и эмоциональное состояние участников, их число, установить, кто, что сказал, и т.п.

———————————
<11> Леви А.А. Звукозапись в уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1974. С. 99.

Подводя итог изложенному, следует сказать, что информация, содержащаяся в звуковых следах, имеет различную степень значимости для раскрытия и расследования преступлений и может быть представлена в вербальной (например, разговор жертвы и преступника, зафиксированный на материальный носитель, может использоваться для доказывания факта преступного события и т.д.) и невербальной (например, звуковой фон, отображенный наряду с вербальной информацией, позволит предположительно установить место производства записи, степень его зашумленности и т.п.) формах. Также представляется целесообразным отметить, что звуковые следы, как и иные виды материальных и идеальных следов, при своевременном их обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании позволяют сотрудникам правоохранительных органов получать доказательственную и ориентирующую информацию, способствующую в конечном счете раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Автор: Костикова Н.А.,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Вологде.

Статьи по теме:

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев