rcl-uploader:post_thumbnail

Тактика допроса потерпевшего при расследовании краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами

Допрос потерпевших проводится на первоначальном этапе расследования с целью получения данных о происшедшем событии. При совершении кражи автотранспорта потерпевшему наносится большой материальный ущерб и моральный вред. Посягательство на автотранспорт приводит его владельца в состояние сильного нервного потрясения, и это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к проведению допроса. Если пострадавший способен адекватно воспринимать действительность, может спокойно отвечать на вопросы, то в данной ситуации проведение допроса будет целесообразным. В противном случае, основной допрос лучше перенести на другое время.

Анализ полученных на первоначальном этапе расследования сведений по факту краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, в условиях самой неблагоприятной следственной ситуации, когда имеются признаки, указывающие на совершение преступления, однако нет сведений о лицах, совершивших кражу, и не обнаружено автотранспортное средство, указывает на то, что вопросы при допросе потерпевшего должны коррелировать с выдвигаемыми версиями и могут быть представлены в виде отдельных блоков. Для того чтобы допрос был последовательным и эффективным, следователю (дознавателю) необходимо составить план допроса потерпевшего. Несмотря на то, что допрос потерпевшего проводится в условиях бесконфликтной ситуации, план позволит вести допрос более детально, не «перескакивая» с одного блока на другой.

На первоначальном этапе расследования можно и нужно выдвигать версии о способе совершения преступления; о возможных соучастниках (организаторах, пособниках, исполнителях и т.п.); количественном составе преступной группы, ее организованности и устойчивости; профессиональных навыках преступников и т.д. Как показывает анализ практики, наиболее типичными в этом случае являются следующие версии:

— кража совершена в условиях и при обстоятельствах указанных потерпевшим;

— кражи не было, а имело место инсценировка кражи самим потерпевшим с целью получения страховой выплаты;

— к краже могут причастны сотрудники страховой компании, в которой оформлялся страховой полис (КАСКО, ОСАГО и т.п.);

— к краже причастны работники какой-либо автомастерской, автомойки, сервисного центра по установке систем безопасности, шиномонтажа и т.п. в которой могли быть произведены манипуляции в автомобилем, с его электронными узлами и системами безопасности.

— К краже причастны организованные преступные группы, специализирующиеся на кражах дорогих автомобилей с применением специальных технических устройств: кодграбберов, ретрансляторов и т.п.

На более частном уровне, если установлены признаки совершения преступления организованной преступной группой, следователь, помимо решения других задач расследования, во- первых, установление  лиц, совершивших его кражу во-вторых, решать проблемы установления местонахождения автотранспортного средства.

Прежде чем приступить к рассмотрению отдельных блоков вопросов необходимо выяснить у потерпевшего общие сведения об автомобиле, а именно:

Установить (по документам) Ф.И.О.(заявителя), адрес места жительства; Ф.И.О. (собственника автомобиля), Ф.И.О. допущенных к управлению лиц и сведения о них. Время, в течении которого оставлен автомобиль без присмотра. Место, с которого похищен автомобиль (адрес желательно выяснить точный). Марка и модель автомобиля, цвет кузова; год выпуска; государственный регистрационный знак; идентификационный номер кузова (VIN), общий пробег, количество топлива, оставшегося в баке. Должны быть представлены все документы на транспортное средство: ПТС, свидетельство о регистрации, запасные ключи, брелоки и метки. Страховые свидетельства на автомобиль. Истребовать у владельца фотоснимки похищенного автомобиля.

Далее, выясняются индивидуальные признаки автомобиля, по которым его можно выделить среди аналогичных:

Характеристика кузова. Выяснить, имеются ли: следы коррозии, вмятины, царапины, трещины, неравномерность окраски кузова (в каких местах); видимые следы ремонта (шагрень ЛКП), люк, тонировка стекол, сколы и трещины на стеклах, подогрев заднего или переднего стекла, стелоочистителей, дополнительные источники света, индивидуальная подсветка номера, а также имеются ли: дополнительные элементы: фаркоп, кенгурятник, багажник, спойлер и т.п. При отсутствии обязательных элементов (бамперов, фар, подфарников, молдингов, зеркал и т.п.), об этом необходимо узнать дополнительно. Попросить потерпевшего перечислить вещи и предметы находящиеся в багажнике и салоне (их индивидуальные признаки).

Характеристика салона. В протоколе допроса следует указать: цвет чехлов,(цвет обивки кресел и салона), дополнительных аксессуаров в салоне (блокноты, радар-детекторы, видео-регистраторы, навигаторы деодоранты (освежители воздуха и т.п.), наличие аудио,- видео системы, сабвуфера: модель и марка; страна изготовитель. На указанную технику у потерпевшего необходимо истребовать документы и упаковку от перечисленных электронных устройств.

Выяснить наличие и расположение акустических систем, наклеек на стеклах, кузове, салоне, каких именно и их расположение.

Далее вопросы задаются с учетом выдвигаемых версий, которые могут быть частично проверены уже при первом допросе потерпевшего. Перечень предлагаемых вопросов может быть как расширен так и сужен, с учетом сложившейся следственной ситуации.

Версия 1. Кража совершена в условиях и при обстоятельствах указанных потерпевшим.

Перечень вопросов потерпевшему может быть следующий:

— где, у кого и при каких обстоятельствах был приобретен автомобиль;

— сколько времени автомобиль был у потерпевшего в собственности;

— кто имел право на управление автомобилем, не могли ли они воспользоваться автомобилем без ведома владельца;

— при каких условиях хранятся ключи от автомобиля и брелок сигнализации;

— при каких обстоятельствах произошла кража, время в течение которого автомобиль находился без присмотра;

— каковы действия потерпевшего сразу после кражи;

— осматривалась ли им окружающая территория (дворы соседних домов, автостоянки, парковки и т.п.);

— не имело ли место нарушение ПДД в результате которого автомобиль мог быть эвакуированным с места парковки дорожными службами,

— кто проявлял интерес к машине и в чем это выражалось;

— кто, по его мнению, мог совершить преступление;

— известны ли ему похожие случаи в районе его места жительства.

Версия 2. Кражи не было, а имело место инсценировка кражи самим потерпевшим с целью получения страховой выплаты;

Версия 3. К краже могут причастны сотрудники страховой компании, в которой оформлялся страховой полис (КАСКО, ОСАГО и т.п.).

Данные версии объединены, поскольку устанавливаемые обстоятельства схожи:

— когда и при каких условиях был заключен договор страхования, с какой страховой компанией;

— какой вид договора страхования был составлен, какие условия договора (ов)

— как и из каких источников потерпевший узнал об этой страховой компании;

— чем был обусловлен выбор именно этой страховой компании;

— кто (полные сведения) являлся страховым агентом;

— не находится ли потерпевший в родственных или иных отношениях со страховым агентом;

— были ли у потерпевшего финансовые проблемы: долги, кредиты и т.п.;

— может ли он предоставить второй оригинальный ключ на автомобиль;

— изготавливались ли дубликаты ключей, прописывались ли в охранной системе дополнительные ключи, если да, то с какой целью;

Версия 4. К краже причастны работники какой-либо автомастерской, автомойки, сервисного центра по установке систем безопасности, шиномонтажа и т.п. в которой могли быть произведены манипуляции в автомобилем, с его электронными узлами и системами безопасности.

— был ли оборудован автомобиль охранной системой;

— кем, когда производилась установка охранного комплекса (сигнализации);

— каковы особенности ее действия;

— предпринимались ли потерпевшим самостоятельные меры к обеспечению безопасности автомобиля (блокираторы руля, педалей, селектора КПП и т.п., электронные секретки);

— кем и когда проводился ремонт автомобиля, характер выполненных работ, индивидуальные признаки вновь установленных деталей;

— на каких автомойках, шиномонтажных мастерских, сервисных центрах по установке дополнительного оборудования был автомобиль владельца;

— на какое время оставлялся автомобиль без присмотра в перечисленных организациях;

— кто из сотрудников проявлял интерес к автомобилю и в чем это выражалось;

— выяснить на каких из СТО у владельца были истребованы ключи от автомобиля, кем и на какой период времени.

Версия 5. К краже причастны организованные преступные группы, специализирующиеся на кражах дорогих автомобилей с применением специальных технических устройств: кодграбберов, радиоретрансляторов и т.п.

— были ли кражи ключей, меток, брелоков у потерпевшего и когда;

— были ли отказы («странное» поведение) в системе безопасности при постановке на охрану или снятия с охраны автомобиля, если были, то в чем они выражались;

— замечал ли потерпевший подозрительных людей, которые пытались стоять близко нему или к тому месту, где лежит «метка»[1];

— сможет ли он помочь в составлении субъективного портрета этого лица или опознать его.

Перечень устанавливаемых обстоятельств может быть расширен в зависимости от сложившийся следственной ситуации.

[1] Метка транспондер – это устройство, совмещающее в себе приемник и передатчик кодированного сигнала, который не распознается другими устройствами. В пассивном режиме метка только принимает сигнал, а в активном – передает его. В активный режим она переходит автоматически, как только на нее поступает сигнал с головного блока, тогда она в ответ отправляет такой же сигнал. В результате этого обмена происходит разблокировка системы.

Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. Москва, СК РФ, №2. — 2017. — С.117

Доцент кафедры уголовного права и процесса сибирского института управления (ф) РАНХиГС при Президенте РФ к.ю.н, доцент
Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев