rcl-uploader:post_thumbnail

Криминалистические особенности преодоления противодействия расследованию преступлений (по материалам республики Казахстан)

Криминалистические и криминологические особенности преодоления противодействия расследованию преступлений. Этапы и хронология массовых беспорядков по материалам Республики Казахстан.

Аннотация. Предметом настоящего исследования является описание и исследование массовых беспорядков, прошедших в Республике Казахстан. Исследуется хронология массовых беспорядков, описан механизм совершённых преступлений и их этапов, определены виды и классификация способов противодействия расследованию преступлений, а также методы и средства преодоления противодействия расследованию преступлений.

Ключевые слова: криминалистика, массовые беспорядки, механизм совершения преступления, этапы механизма совершения преступлений, криминалистическое обеспечение, противодействие расследованию преступлений, виды и классификация способов противодействия, преодоление противодействия, методы и средства преодоления противодействия расследованию преступлений.

Развал Советского Союза начался с подписания 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений и 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, документы которых учредили конфедеративный союз большинства бывших Советских республик в форме Содружества Независимых Государств. 25 декабря 1991 года президент СССР М. С. Горбачёв сложил с себя полномочия, и 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик.

Процессы системной дезинтеграции в социальной структуре, народном хозяйстве, общественно-политическом и государственном устройстве страны повлекли за собой массу катастрофических проблем, наращиваемых с каждым днём. Экономический и социальный кризис породили массу конфликтов в республиках, в том числе на почве межнациональной, этнической, религиозной и социальной розни: конфликты в Нагорном Карабахе, Грузино-Абхазский и Грузино-Южно-Осетинский конфликт, конфликт Приднестровья, в том числе на территории Западного Казахстана, так называемого «Младшего Жуза» и др.

Все вышеуказанные действия резко увеличили количество совершаемых преступлений. Наряду с преступлениями против жизни и здоровья граждан серьезнейшую угрозу стали представлять преступления против общественного порядка и безопасности, что в нашей огромной стране практически никогда не происходило, а если это и происходило, это были единичные случаи, и они точно не носили повсеместного и массового характера.

Например, только «на территории РФ в начале ХХI в. за преступления на почве национальной и религиозной вражды, за организацию массовых беспорядков было возбуждено и рассмотрено судами более 3 тысяч уголовных дел, привлечено к уголовной и административной ответственности около 20 тысяч человек» [5].

Исследуемый вопрос является очень актуальной проблемой для государства и общества. Он ставит перед научным сообществом «задачи исследования данных фактов, исследования специфики используемых приемов подготовки, непосредственного совершения, сокрытия таких преступлений, изучения механизмов и форм противодействия расследования преступлений, и соответственно разработки и применения способов преодоления противодействия расследованию данных преступлений» [5].

Рассмотрим и по возможности максимально проанализируем происходящие процессы массовых беспорядков, прошедших в начале текущего года в Республике Казахстан. Рассмотрим этапы и хронологию событий массовых беспорядков, формирование и описание механизма совершённых преступлений, опишем структурные элементы и рассмотрим модель механизма преступлений, определим возможные виды противодействия расследованию преступлений и классифицируем способы противодействия, а также определим методы преодоления противодействия расследованию преступлений.

Республика Казахстан на всём постсоветском пространстве всегда считалась политически стабильным и экономически процветающим государством. Казахстан с общей численностью населения свыше 19 миллионов человек занимает 9 место в мире по территории и второе место среди стран постсоветского пространства после России.

Исторически Казахстан делится на три Жуза (каз. Ұлы Жүз), которые формируются на базе родоплеменных объединений. Жузы являются специфической формой социально-политической организации казахской народности.

Старший Жуз (каз. Ұлы Жүз), — это юг страны, Средний Жуз (каз. Орта жүз) — это центр и Северо-Восточная часть страны и младший Жуз (каз. Кіші жүз), это западная часть Казахстана [18]. К сведению несмотря на достаточно большую территорию и быстрорастущее население младшего Жуза, он практически никак не представлен в органах управления государством, что по мнению многих аналитиков и явилось первыми предпосылками к волнениям и протестам.

Как заявлялось официальными лицами Казахстана, на страну в январе 2022 года было направлено более 20 тысяч вооруженных боевиков, что само по себе вызывает сомнение, но фактом является то, что управление процессами попытки вооруженного переворота осуществлялось именно радикальными исламистами.

При проведении боевых действий на Ближнем Востоке тысячи граждан Казахстана, в основном это Уйгуры [19], участвовали в них на стороне террористов. После разгрома запрещенной на территории России исламистской организации ИГИЛ [20] многие террористы начали возвращаться на свою родину, в том числе и в Казахстан. Более того, с 2018 года на территории республики начала действовать программа «Жусан» с задачей перевоспитания вернувшихся боевиков из ИГИЛ, за последние три года которых насчитывается более 800. На территории Казахстана зарегистрировано и действуют 22 тысячи некоммерческих организаций, из которых две-три напрямую финансируются из-за рубежа. Это, по нашему мнению, и явилось основной причиной и предпосылкой организации и начала проведения массовых беспорядков с целью свержения действующего Президента и Парламента.

«За несколько январских дней (2020 года прим. наше.) Казахстан пережил масштабный кризис. Он стал самым тяжелым за всю тридцатилетнюю историю независимости» [21], так высказался о начале года в государстве Президент Касым-Жомарт Токаев.

В столице начались уличные столкновения, массовые нападения на полицию и военных, мародёры громят всё, что попадается у них на пути, в том числе те магазины и объекты участников массовых беспорядков или кто их поддерживал. Оппозиция берет на себя ответственность за кровавые события на улицах казахстанских городов и попытку государственного переворота. Лидеры данных бесчинств осуществляли управление из-за границы, фактически не находясь на территории страны. Стихийные беспорядки буквально за несколько часов перерастают в абсолютно организованный, вооруженный мятеж. По законам «Украинского майдана» началась война с памятниками и захватом государственных учреждений.

Протестные манифестации в Казахстане проходили регулярно, только за последние три года их было зарегистрировано более полутора тысяч, но все они были абсолютно мирными. Рассматриваемые нами события произошли в абсолютно иной, радикальной форме. Сотни убитых, тысячи раненных и колоссальный экономический ущерб.

Практически синхронно, одновременно, в течение одних суток протесты начались в одиннадцати регионах страны. Довольно убедительно, с одной стороны, и довольно странно для наблюдения и анализа с другой стороны, что только на столицу Казахстана, по официальным заявлениям власти страны, было осуществлено нападение более 20 тысяч вооруженных боевиков. То есть боевиков в составе численностью более 20 мотострелковых пехотных полков? Крайне сомнительно, но внимание наше не к этому вопросу.

Президент РФ В. В. Путин по происходящему в Казахстане заявил, что «реагировать на это было необходимо без промедления» [22].

«Массовые беспорядки — это преступное деяние против общественной безопасности. Их стихийность, непредсказуемость, нанесение материального ущерба различным субъектам права и государства обращают на себя особое внимание. Преступления против общественной безопасности направлены против огромного количества людей, граждан, государственного устройства и имущества. Именно это и определяет важность для правоохранительной системы установления всех элементов составов преступления, этапов формирования механизма совершения массовых беспорядков, способов сокрытия преступлений, механизмов и форм противодействия расследованию преступлений и применения способов преодоления противодействия расследованию данных противоправных деяний» [5].

В Российском уголовном законодательстве отсутствует термин «массовые беспорядки», но, тем не менее, можно обнаружить характеризующие их признаки. Это — нарушение общественной безопасности большой группой людей (толпой), применение насилия против граждан, порча государственного или иного имущества, оказание различного рода (в том числе вооруженного) сопротивления правоохранительным органам, органам государственной власти и управления» [5].

Уголовный Кодекс РФ не определяет понятие или количественный состав толпы, просто даёт характеристику как большой группы людей, что само по себе вызывает вопросы. Что касается законодательства других стран, то следует обратить внимание на США, Великобританию, Францию, Италию.

Так, «Федеральный кодекс США, раздел 18, параграф 2101–2102 [13] определяет массовые беспорядки как нарушение общественного спокойствия с применением или угрозой применения насилия группой лиц не менее трех участников. Закон об общественном порядке Соединённого Королевства Великобритания и Северной Ирландии [14] фиксирует количество лиц — двенадцать и более физических лиц, которые не только реализуют насилие, а даже угрожают применением такового. Статья 431–9 Уголовного кодекса Французской Республики [15] определяет уголовным преступлением организацию акции на любой общественной улице без заявки. Законодательство Итальянской Республики [16] фиксирует «нежелательное скопление народа» как несогласованное собрание людей более чем 10 человек» [5].

Применение или не применение уголовного преследования в различных странах и в нашем государстве согласно ст. 212 УК РФ не является предметом нашего исследования. Нас интересует анализ формирования механизма массовых беспорядков, противодействие расследованию данных преступлений и его преодоление [5].

Несмотря на позицию Администрации Президента РФ, согласно которой зафиксированный рост протестов в РФ «является обычным фоном» и рассматривается как «определенная общественная реакция на те или иные события», следует заметить, что число протестов за последние годы достигли рекордного уровня. По текущим данным ежегодно в России проходит от 1,2 до 1,5 тысяч уличных протестов, за девять месяцев 2019 г. зафиксировано 1443 акции протеста [12].

Необходимо чётко понимать и различать мирные и в установленные законным порядком согласованные к проведению акции протестов и протесты, которые по тем или иным причинам перерастают в массовые беспорядки, несущие за собой тяжёлые последствия для граждан и для страны в целом.

Количество проводимых на данный момент протестов, особенно перерастающих в массовые беспорядки, требует от ученых проработки данных вопросов, из детального исследования и изучения, разработки и применения частных криминалистических методик для расследования преступлений против общественной безопасности.

Криминалистическая методика расследования преступлений массовых беспорядков, её структура в большинстве случаев включает в себя: «обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по конкретному виду преступлений; типовые модели механизма преступления; криминалистическую характеристику массовых беспорядков; особенности первоначального этапа расследования преступлений и тактику неотложных следственных действий; типичные исходные следственные ситуации, типичные криминалистические версии и программы по их разрешению и проверке; особенности последующего этапа расследования преступлений и тактику иных следственных действий; типичные дальнейшие следственные ситуации, следственные версии и программы по их разрешению и проверки; особенности заключительного этапа расследования преступлений» [6].

Анализ следственной практики позволяет обобщить и описать структурные элементы криминалистической методики.

«При производстве предварительного расследования массовых беспорядков подлежат установлению и доказыванию следующие обстоятельства: время, место и способ совершения преступления; характер и размер нанесенного  материального ущерба; личность потерпевшего, личность виновного; обстоятельства, связанные с крайней необходимостью и обороной, а также действия, связанные с причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление; обстоятельства, характеризующие физическое или психическое принуждение, а также стадию осуществления преступления; внутренние и внешние обстоятельства соучастия; формы вины, обстоятельства невиновного причинения вреда; мотивы преступления; вменяемость, невменяемость, психические расстройства, не исключающие уголовную ответственность; обстоятельства, индивидуализирующие виновность субъекта; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность субъекта; обстоятельства, характеризующие личность субъекта; обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений; обстоятельства сокрытия преступления; приёмы и способы сокрытия преступления; приёмы и способы противодействия расследования преступлений; субъекты и объекты противодействия расследования преступлений и т.д.» [5].

С конца 80-х-начала 90-х годов прошлого века массовые беспорядки, как общественно опасное явление, стали представлять особый интерес не только с точки зрения теоретического изучения, но и с точки зрения практического применения разработанных криминалистических методик для правоохранительной и судебной системы в целом. С целью улучшению расследования совершенных преступлений в структуру методики расследования криминальных событий ученые-криминалисты включили криминалистическую характеристику преступлений.

«Криминалистическая характеристика преступлений – это научно разработанная на основе изучения и обобщения следственной и судебной практики система сведений об устойчивых (типичных) и взаимосвязанных криминалистически значимых свойствах (признаках), присущих преступлениям определенного вида» [11].

 «Криминалистическая характеристика преступлений и типовая модель механизма массовых беспорядков содержит в себе значительный объём сведений и информации о способах совершения преступлений, орудиях преступлений, средствах совершения, субъекта и объектах преступлений, их действия и взаимодействия с окружающей средой и обстановкой и т.д. Расследование преступлений имеет максимально результативный вариант, когда у следователя есть чёткое понимание механизма совершённого преступления» [5].

Рассмотрение типовых моделей механизмов преступлений на начальной стадии расследования даёт возможность проработать и определить модель механизма совершенного преступления, при этом обязательно необходимо акцентировать внимание на этапах формирования данного вида преступлений. Так, в нашем исследуемом вопросе рассмотрим модель преступлений, совершённых при проведении массовых беспорядков в начале января текущего года в Республике Казахстан и их поэтапное осуществление.

Модель механизма преступлений при проведении массовых беспорядков опишем следующим образом:

«На начальном этапе определяются причины и условия, которые могли способствовать формированию массовых беспорядков. В недалеком прошлом для донесения определенной информации для своей целевой аудитории организаторы, как правило, использовали все возможные на тот момент средства массовых коммуникаций, такие как листовки, газеты, журналы, телевидение, особенно это касалось телевидения регионального или местного (кабельного) значения, в том числе активно использовалась телефонная и радиосвязь на определенных частотах. В настоящее же время, в связи с ускоренным развитием цифровых технологий, используются интернет-ресурсы, социальные сети (Facebook, Twitter, Instagram, Telegram, TikTok, ВКонтакте, «Одноклассники» и т.д.), а также созданные для определенных целей и целевой аудитории закрытые аккаунты. Если раньше для донесения определенных мыслей, целей и задач, используя средства печатных изданий и всякого рода коммуникации (радиовещание, телевидение), приходилось прилагать немалые силы и средства в виде подкупов, шантажей, угроз, захватов и т.д., то в настоящее время нужную информацию организационного характера для своей аудитории возможно донести мгновенно посредством интернет-ресурсов и социальных сетей. Более того, далее эта информация за очень короткое время распространяется практически в неконтролируемом порядке: друзьям, подписчикам, группам, сообществам, регионам, странам» [5].

В сети интернет в первые дни происходящего появляется так называемое обращение к народу Казахстана, которое в самой сути представляло простую инструкцию как необходимо бороться с режимом. Данная инструкция появляется на известном скандальном по массовым протестам в Белоруссии Телеграм-канале NEXTA. Инструкция, по образу и подобию происходящего в Белоруссии, состояла из простых 8 пунктов как осуществлять уличные бои с силовиками. По понятным причинам раскрывать эти 8 пактов не стоит, да и не к чему.

В это же время всю ответственность за происходящее берет на себя беглый олигарх Мухтар Аблязов, требующий полного свержения «режима Нурсултана Назарбаева». Именно его называют средства массовых информаций организатором и руководителем государственного переворота, бывшего Министра энергетики и торговли и руководителя одного из крупнейших банков страны — БТА. Хотя многие аналитики называют данную информацию не достоверной и считают данные действия Мухтара Аблязова «примазаться к проекту», человека, не имеющего особого уважения и авторитета в стране.

Телеграм-канал NEXTA стал активно продвигать роль Мухтара Аблязова в процессах, производимых в стране, а Аблязов стал рекламировать Телеграм-канал NEXTA, который полностью находится под управлением Польских спецслужб, который после полного провала в Белоруссии переключился на работу по Казахстану.

С целью организации массовых беспорядков организаторы используют информацию различного плана и содержания: «обвинения в адрес местной, региональной или федеральной власти, информация относительно определенных действий или бездействия органов управления и власти, отсутствия реагирования на факты, унижения достоинств человека, нарушения равноправия граждан в различных вопросах; возникновение стихийных собраний, митингов, шествий и иных сборищ людей, не согласованных в установленном законном порядке; распространение провокационных листовок, статей и иной нелегальной литературы, направленные на призывы к изменению или даже свержению существующего порядка или власти; распространение призывов к национальной вражде, вражде к людям другого вероисповедания и т.д. Все данные действия в любом случаем формируют негативную обстановку и эмоциональное напряжение, способствуют подстрекательству, призыву к насильственным действиям, реализации в том или ином виде данных действий. Всё это способствует возбуждению ненависти друг к другу и вражды против законной власти, определенного территориального устройства или группы людей» [5].

Примечательно, что «на начальном этапе формирования механизма массовых беспорядков практически всегда организаторы выставляют всё под благовидным предлогом, всегда находят правильные и нужные для толпы моменты недовольства. Недовольство растёт и вбирает в массы толпы всё новых и недовольных даже другими вопросами людей, к ним присоединяются всякие общественные движения, некоммерческие автономные организации, различного рода мизерные партии, недовольная и негативно настроенная молодёжь, криминальные элементы, посторонние люди, прохожие и вообще зеваки. Каждый под общими лозунгами преследует исключительно свои цели. Характер поведения такого скопления людей непредсказуем» [5].

Результаты проведенных исследований показывают, что «субъектами данных массовых беспорядков могут быть лица, которые организовывают провокацию противоправных действий и не согласованных в установленном законном порядке собраний, лица, которые готовы к противоправным действиям, лица, так называемые наблюдающие и сочувствующие, лица участвующие, в той или иной степени и т.д.» [5].

Организаторы и, в последующем, участники массовых беспорядков на начальном этапе своих действий указывают на всякого рода конкретные ошибки или замечания, сделанные органами государственной власти или управленческой деятельности для большего убеждения толпы. Разжигают ненависть к власти, к какой-либо иной группе людей, лиц другой национальности, иного вероисповедания, ведут провокационные действия нарушения общественного порядка, призывают к массовым беспорядкам.

«На основном этапе формирования данного вида преступлений действия всех участников переходят от призывов к непосредственным беспорядкам. Зачастую массовые беспорядки сопровождаются погромами, грабежами, нанесением тяжкого вреда здоровью гражданам, кровопролитием, другими жестокими преступлениями. Всё это сопровождается активным противодействием органам государственной власти и силам правопорядка.  Провокаторы и особо активные участники массовых беспорядков «раскачивают» обстановку, разбрасывают предметы, камни, применяют против органов правопорядка заранее подготовленные бутылки с зажигательной смесью, различного рода «коктейли Молотова», в ход идёт огнестрельное оружие и даже взрывчатые вещества. Практически всегда осуществляется захват помещений, следственных изоляторов и тюрем, отделов, территориальных управлений и подразделений органов правопорядка. Большинство указанных преступлений для достижения поставленных целей совершаются публично, открыто и демонстративно» [5].

Именно на основном этапе формирования механизма массовых беспорядков, с применением различного рода противозаконных действий и правонарушений, формируются механизмы других преступлений. На основном этапе одновременно и параллельно могут совершаться следующие преступления: «физическое насилие (нанесение телесных повреждений, побои и др.) в отношении представителей местной власти; самоуправство и т.д. [11].

На данном, основном этапе совершения преступлений рассмотрим хронологию событий в Республике Казахстан прямо посуточно и в рамках поэтапного планирования модели механизма совершаемых преступлений.

1 января 2022 года- цена на газ выросла с 60 тенге до 120 тенге, что и явилось для организаторов поводом выставления всего происходящего под благовидным предлогом. Организаторы нашли правильные и нужные слова для толпы в моменты недовольства.

2 января- на Западе страны в городе Женаозене начались мирные протесты.

4 января 2022 года- беспорядки начались в городах Алма-Аты, Актобе, Караганда, Шымкент и Уральск. Президент Казахстана принимает срочные меры к государственному регулированию цен на газ. Однако за это время вполне мирные экономические требования протестующих перерастают в политические, а именно снятия Президента страны и роспуска государственного парламента.

5 января — Президент отправляет Правительство в отставку, однако протесты не только не останавливаются, но и набирают новые обороты. Мирные протесты буквально за несколько часов перерастают в массовые беспорядки практически во всех крупных городах страны, и сразу же начинается вооруженный мятеж. Начинается беспорядочная стрельба, поджог полицейских машин и нападение на сотрудников полиции и силовых структур. Все осуществляется в очень организованном порядке. Начался вооруженный захват полицейских участков, и практически свободный захват здания органов Национальной безопасности. Захват табельного оружия, материалов органов правопорядка и секретных документов. В Алма-Ате начались уличные бои. В других городах начался снос памятников и захват органов государственной власти.

5 января 2022 года по требованию Правительства на всей территории отключается интернет. Боевые группы переходят на передачу информации через радиостанции, излюбленный способ перехода связи в обход мобильной сети и сети интернет.

Боевые группы захватывают органы государственной власти, администрации, телецентры, воинские части, объекты гражданской и военной инфраструктуры. Прослеживается чёткое управление процессом массовых беспорядков. Вооруженные группы не только захватывают объекты городских и областных администраций, но и достаточно профессионально осуществляют оборону захваченных объектов. Основные магистрали, улицы, въезды и выезды в города, перекрестки и все транспортные артерии страны под контролем вооруженных боевиков, четкое и слаженное управление, прослеживается опыт профессионалов тактики уличных боёв.

5 января 2020 года- ситуация управления не только столицей и городами, но и страной в целом полностью выходит из-под контроля.

«На данном этапе формирования механизма преступления уже активно осуществляются меры по сокрытию субъектов криминальных действий: заказчиков, организаторов, посредников, исполнителей, при этом сокрытие орудий преступлений и результатов негативных последствий массовых беспорядков в большинстве случаев не имеет никакого значения, даже наоборот, в данном случае преследуются абсолютно другие цели. В любом преступном замысле всегда есть определенная цель и задачи. На завершающем этапе механизма совершения массовых беспорядков осуществляется фактическое сопротивление установленному порядку, государственной власти и гражданам с использованием различных средств и способов нанесения вреда, ущерба, однако, самое главное заключается в том, что это — открытый и демонстративный вызов общественной безопасности страны. Таким образом, отличительным признаком данных преступлений на третьем этапе является то, что сокрытие следов преступлений и его последствий не осуществляется, поскольку должен быть виден результат нанесения вреда и ущерба для физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти и общественности. С полной уверенностью можно констатировать факт организации и реализации противодействия последующему расследованию преступлений» [5].

На основании 4 статьи договора о коллективной безопасности [23], подписанного 15 мая 1992 года, Президент Республики Казахстана обращается к странам-участникам за помощью.

Соответственно уже 6 января 2022 года в Казахстан прибывают первые самолеты с миротворческим контингентом стран ОДКБ: России, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Незамедлительно освобождён захваченный повстанцами аэропорт Алма-Аты, сводные подразделения стран ОДКБ начинают оказывать помощь вооружённым силам и правоохранительным органам Казахстана в поддержании законности и наведении конституционного порядка с целью нормализации обстановки, наведения порядка, охраны важных инфраструктурных и государственных объектов.

7 января 2020 года в республике продолжаются массовые беспорядки, грабежи и убийства. В городе Талды-Кургане, переодетые в военный камуфляж вооруженные люди безуспешно пытались захватить СИЗО и освободить особо опасных осужденных, в том числе подозреваемых в терроризме. Этого же дня, как и в последующие, в сети появляется видео замаскированных боевиков, требующих свергнуть режим, вооруженным силам присоединиться к ним для борьбы, в том числе с объединенными силами ОДКБ.

Только к 8 января Правительство Казахстана с помощью вооруженных сил ОДКБ смогло взять ситуацию под контроль. В толпах протестующих были вычислены конкретные участники провокаторы, управляющие эмоциями и гневом митингующей толпы. За 4 дня в стране пострадали более тысячи человек, более 100 человек убито, погибло 16 полицейских.

Всех протестующих в Казахстане можно было разделить на три отдельные группы: Первая — это мирные граждане, которые отстаивают свое право на достойную жизнь и тем самым привлекают внимание власти. Вторая – это граждане, которые на фоне протестов осуществляли кражи, грабежи и мародёрства. Третья – это вооруженные люди и боевики, которые четко выполняют поставленную перед ними цель свержения власти.

В любом преступном замысле всегда есть определенная цель и задачи. На завершающем этапе механизма совершения массовых беспорядков осуществляется фактическое сопротивление установленному порядку, государственной власти и гражданам с использованием различных средств и способов нанесения вреда, ущерба, однако, самое главное заключается в том, что это — открытый и демонстративный вызов общественной безопасности страны.

Таким образом, отличительным признаком данных преступлений на третьем этапе является то, что сокрытие следов преступлений и его последствий не осуществляется, поскольку должен быть виден результат нанесения вреда и ущерба для физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти и общественности. С полной уверенностью можно констатировать факт организации и реализации противодействия последующему расследованию преступлений. Противодействие расследованию преступлений необходимо рассматривать как систему действий, направленных на сохранение в тайне обстоятельств совершения преступлений, сокрытия источников криминалистически значимой информации о преступном событии и его участниках.

Ранее в своих работах мы указывали, что в систему действий противодействия входят: «угрозы возможной расправы над следователем, судей или членов их семей; угрозы или подкуп свидетелей или потерпевшего; шантаж или распространение ложных, порочащих слухов; организация негативных публикаций в печати, создание отрицательного общественного мнения и т.д.» [5, C.47].

Некоторые авторы предлагают следующие классификации способов противодействия: «по направленности на воспрепятствование решению тех или иных задач предварительного расследования, по содержанию, по субъектам, по участию в процессе расследования, в зависимости от должного положения субъекта противодействия, по структуре, по времени реализации, по уголовно правовой наказуемости» [10, C.21-31].

Для объективного и всестороннего расследования совершённых преступлений, вне зависимости от объёмов воспрепятствования и противодействия со стороны преступников и иных заинтересованных в «развале» уголовного дела лиц, должна применяться максимальная система действий по преодолению противодействия расследованию преступлений и достижению истины по уголовному делу.

Самыми распространенными методами преодоления противодействия расследованию преступлений следователем необходимо рассматривать метод убеждения с использованием положительных качеств личности, метод внушения через управление следователем поведением лица, метод изобличения через логическое воздействие следователем на лицо и др.

Анализ следственно-судебной практики указывает, что преодоление противодействия расследованию преступлений необходимо классифицировать на уровне следователя (дознавателя), на уровне руководителей следственных подразделений и руководителей подразделений органов дознания, на уровне законодательных органов, на уровне научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.

Понимая особую важность преступления против общественной безопасности, мы специально достаточно детально рассматривали механизм преступлений массовых беспорядков прошедших событий в Республике Казахстан. Массовые беспорядки являются преступлением против общественной безопасности, причиняющие существенный вред или создающие угрозу причинения такого вреда общественным отношениям, которые обеспечивают жизненно важные личные, общественные и государственные интересы.

Детальное рассмотрение вопросов механизма данных преступлений, их этапов, дальнейшее рассмотрение следственных ситуаций, фактов противодействия расследованию и применение системы способов преодоления противодействия расследованию преступлений, в случае необходимости позволит наиболее быстро и эффективно планировать этапы уголовного преследования преступников.

Наличие многочисленных фактов противодействия расследованию преступлений, существующие различные взгляды и подходы к проблематике преодоления противодействия ставят в очередной раз необходимость разработки единой, целостной системы криминалистического учения о преодолении противодействия расследованию преступлений, как полной и единой системы теоретических положений и практических рекомендаций.

Список литературы:

  1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М., 1987, 1997.
  2. Белкин Р.С.  Криминалистика. История, общая и частные теории. Т. 1, М., 1978, 1995.
  3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Учебное пособие. М.: Закон и право, 2001.
  4. Веренич И.В. Методы и средства преодоления и нейтрализации противодействия расследованию преступлений. / Сборник материалов международной научно-практической конференции «Наука и новация: современные проблемы теории и практики права» в рамках IV Международного Фестиваля науки. Издательство: Московский государственный областной университет. Москва, 2019. С.34-38.
  5. Веренич И.В., Кустов А.М. Первоначальный этап расследования массовых беспорядков. Преодоление противодействия расследованию преступлений. [электронный ресурс]/ URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pervonachalnyy-etap-rassledovaniya-massovyh-besporyadkov-preodolenie-protivodeystviya-rassledovaniyu-prestupleniy/viewer (дата обращения 21.02.2022).
  6. Веренич И.В., Кустов А.М., Прошин В.М. Криминалистическая теория механизма преступления. М.: Юрлитинформ, 2014.
  7. Веренич И.В., Кустов А.М., Прошин В.М. Криминалистическая наука и теория механизма преступления. М.: Юрлитинформ, 2016.
  8. Винберг А.И., Шавер Б.М. Криминалистика. IV издание. М.,1950.
  9. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. — Грац., 1882. /Пер. с нем./  — Смоленск, 1896, М., 2002.
  10. Енгибарян В.Г. Расследование массовых беспорядков: теоретические, организационные и методико-криминалистические основы. Дисс…док. наук. – М.: Академия управления МВД РФ, 2012.
  11. Кустов А.М. История криминалистической практики и науки. — М.: Юрлитинформ, 2019.
  12. Кустов А.М. Криминалистическое учение о механизме преступления: диссертация … доктора юридических наук : 12.00.09. — Москва, 1997.
  13. «Кремль назвал «обычным фоном» зафиксированный в России рост протестов» [электронный ресурс] / URL:https://www.rbc.ru/society/25/11/2019/5ddba1e29a7947a64cfd76e1 (дата обращения 10.12.2020).
  14. Title 18 of the United States Code [электронный ресурс] / URL:https://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/part-I/chapter-102 (дата обращения 10.12.2020).
  15. The official home of revised enacted UK legislation [электронный ресурс] / URL:http://legislation.gov.uk.meyu.eu/ (дата обращения 10.12.2020).
  16. République Française droit national [электронный ресурс] / URL:https://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения 10.12.2020).
  17. Codice penale [электронный ресурс] / URL:https://www.polpenuil.it/ (дата обращения 10.12.2020).
  18. Жуз [электронный ресурс] / URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Жуз (дата обращения 20.02.2022).
  19. Уйгуры [электронный ресурс] / URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Уйгуры(дата обращения 20.02.2022).
  20. ИГИЛ [электронный ресурс]/ URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламское_государство(дата обращения 20.02.2022).
  21. Обращение Главы государства Касым-Жомарта Токаева к народу Казахстана [электронный ресурс]/URL:https://www.akorda.kz/ru/obrashchenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-k-narodu-kazahstana-70412 (дата обращения 20.02.2022).
  22. [электронный ресурс]/URL:https://www.pnp.ru/politics/putin-schitaet-chto-v-kazakhstane-ispolzovalis-tekhnologii-maydana.html (дата обращения 20.02.2022).
  23. [электронный ресурс] / URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Организация_Договора_о_коллективной_безопасности(дата обращения 20.02.2022).

Автор публикации

не в сети 4 недели

Веренич Игорь Васильевич

Кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия)
Северо-Западный институт Управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
Комментарии: 0Публикации: 25Регистрация: 10-06-2020
Веренич Игорь Васильевич
Кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербург, Россия) Северо-Западный институт Управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев
X
X