Рассмотрены организационно-тактические основы взаимодействия следователя и группы экспертов различных направлений при производстве следственного осмотра зданий, разрушенных взрывом. Эффективное расследование таких преступлений позволит существенно сократить материальный ущерб, причиняемый экономике России.
Анализ правоохранительной практики последних десятилетий наглядно свидетельствует о том, что в структуре преступлений, к сожалению, присутствует, хотя и небольшая по количеству, но весьма весомая по причиняемому ею ущербу экономике РФ группа преступлений, связанная с разрушением зданий и сооружений, вызванных взрывами различной природы.
Это могут быть как взрывы бытового характера, так и криминальные взрывы, являющиеся либо следствием передела сфер влия- ния организованными преступными формированиями, либо террористическими актами. Именно в силу наличия человеческих жертв и крупного материального ущерба эти преступления имеют большой общественный резонанс.
К их числу относятся: взрыв 31 августа 1999 г. в Москве в торговом комплексе «Охотный ряд», где один человек погиб и сорок получили ранения; взрыв 4 сентября 1999 г. в Буйнакске, где были разрушены два подъезда жилого дома, погибли 64 человека, 146 ранены и др. В результате серии террористических актов только в период 4 – 16 сентября 1999 г. 307 человек погибли, 1700 получили ранения различной степени тяжести, был причинен материальный ущерб на сумму более 800 млн. рублей.
Вместе с тем анализ практики раскрытия подобных преступлений свидетельствует о том, что тактика производства отдельных следственных действий по этой категории дел требует серьезного совершенствования. Это положение целиком относится к тактике производства первоначального следственного осмотра по данной категории дел, продиктованной его спецификой. Специфика определяется тем, что объект такого осмотра – развалины жилых зданий и производственных сооружений, поврежденные части строений – носит масштабный по площади характер, трудоемок, требует больших затрат сил, средств и времени. Кроме того, осмотр зачастую сопровождается мероприятиями по тушению пожаров, спасению пострадавших и оказанию им первой помощи, расчисткой завалов и восстановительными работами, которые производятся подразделениями различных ведомств параллельно. Эти особенности не могут не влиять на организацию и тактику производства следственного осмотра, серьезно осложняя его.
Кроме того, анализ практики однозначно свидетельствует и о том, что для эффективного его производства необходимо использование специальных познаний специалистов и экспертов в различных отраслях и областях знания. Следственных групп, участвующих в осмотре, ввиду дефицита времени и большого объема работы должно быть несколько.
Так, анализ протоколов осмотра места происшествия свидетельствует, что без привлечения специалиста в области взрывотехники не всегда возможно целенаправленно проводить поиск следов взрыва, остатков взрывного устройства (ВУ) и начать активный розыск преступников. Это связано с незнанием экспертами-криминалистами тактики проведения осмотра по делам о криминальных взрывах и вызванных ими обрушениях строений и отсутствием практического опыта работы по расследованию дел данной категории. Многими авторами справедливо отмечается, что оптимальным является привлечение к осмотру специалистов взрывотехнической лаборатории экспертно- криминалистических подразделений МВД России [1. С. 29].
Присутствие специалиста-взрывотехника определяется и тем обстоятельством, что эффективность изъятия следов некоторых взрывчатых веществ (ВВ) (летучих или газообразных) с течением времени значительно уменьшается. В первую очередь это относится к водорастворимым ВВ и их компонентам. Большое скопление людей в ряде случаев также уничтожает следы преступления, и специалистам, прибывшим на место с опозданием, очень сложно не только отыскать их, но и ото- брать образцы для сравнительного исследования. С помощью специалиста-взрывотехника следователь выясняет: наличие (отсутствие) на месте взрыва невзорвавшихся ВУ, в том числе замаскированных; устанавливает признаки взрыва, его эпицентр; какое ВВ было применено, его особенности и принцип действия.
Участие других специалистов зависит от вида и характера происшествия. Если на месте взрыва имеются погибшие, то необходимо участие в осмотре трупов судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия – иного врача. Судебно-медицинский эксперт поможет следователю зафиксировать данные о факте наступления смерти, телесных повреждениях, причиненных ВУ. В тех случаях, когда взрыв сопровождается пожаром, на место происшествия вызывается сотрудник испытательно-пожарной лаборатории либо эксперт в области пожарно-технической экспертизы. Специалисты в области пожарной безопасности выполняют главную задачу – исследование места пожара. Они изучают особенности, связанные с пожаром, возникшим после взрыва. При необходимости приглашаются также специалисты, знающие специфику работы и назначение объекта, где произошел взрыв (инженер по эксплуатации оборудования, газовому хозяйству, электрик и т. п.).
Специалист – криминалист поможет следователю обнаружить следы и собрать вещественные доказательства. В отдельных случаях помощь в осмотре может оказать и специалист в области специальной техники, хорошо владеющий поисковыми средствами, фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратурой, иными техническими средствами. Сказанное свидетельствует и о том, что в осмотре такого рода обязательно участие специалиста в области проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Его суждения и мнение уже на первоначальном этапе, еще до назначения судебно-строительной экспертизы помогут решить вопросы о знаниях и компетенции преступников в области строительства: место расположения ВУ и закладки ВВ, его необходимая и достаточная мощность для полного обрушения здания и т. п.
Таким образом, мы проиллюстрировали тот факт, что работа группы специалистов и экспертов в своей основе имеет серьезный организационно-тактический аспект, обеспечивать который для их эффективной работы должен следователь, возглавляющий одну либо несколько оперативно- следственных групп. Инициатором создания этих групп также выступает следователь. Уже на данном этапе исследования можно говорить если не о системе организационно-тактических рекомендаций по взаимодействию, то об отдельных их группах. К ним можно отнести рекомендации о минимизации времени прибытия на место происшествия группы в полном составе и с соответствующими специалистами. По уяснении обстановки их необходимо проинструктировать, при необходимости разбив на группы и установив очередность осмотра объекта этими группами, решающими в рамках общей задачи осмотра свои узкоспециальные задачи. При такой организации работы специалисты не будут мешать друг другу, а очередность гарантирует от уничтожения объектов, содержащих доказательственную информацию и необходимых специалисту одного профиля, другим специалистом. При поступлении первых результатов в процессе осмотра необходим их первоначальный анализ и, по необходимости, внесение корректив в ход осмотра.
Все сказанное позволяет признать, что практика раскрытия подобных преступлений испытывает острый дефицит тактических рекомендаций, несущих в себе и организационно-тактические составляющие. Уже на данном этапе проводящихся исследований можно констатировать, что отдельные приемы подобного характера можно рекомендовать практическим работникам, хотя до создания системы рекомендаций еще далеко. К подобным рекомендациям можно отнести следующие:
- по прибытию на место происшествия следователю необходимо установить личный контакт со старшими групп иных ведомств, задействованных в ликвидации последствий взрыва и координировать работу СОГ с действиями иных ведомств. Например, сразу фиксировать места вывоза и накопления обломков и строительного мусора, что связано с возможной необходимостью в будущем производства и их осмотра, а возможно и изъятием образцов для сравнительного исследования;
- проведя обзорный этап места происшествия, предварительные консультации со специалистами, следователь должен принять решение о целесообразности создания дополнительных СОГ, их численности и составе. Это решение может быть принято следователем и на более поздних этапах осмотра;
- по укомплектованию подобных групп необходимо провести их инструктаж и выделить фронт работ, предварительно поставив ясную задачу;
- принять меры к укомплектованию групп специалистами соответствующего направления в кратчайшие сроки. При этом координация работы СОГ предполагает такую организацию работы, чтобы действия специалиста одного направления не сводили на нет возможность использования специальных познаний другого специалиста;
- организовать работу групп таким образом, чтобы в процессе осмотра значимая информация незамедлительно поступала к следователю и на основе ее постоянного анализа корректировать работу групп. Анализ поступающей информации объективно должен сопровождаться консультациями со специалистом, в данной ситуации они должны носить перманентный характер;
- если уже в процессе осмотра выясняется необходимость изъятия проектной, строительной и другой документации, следователю необходимо определиться с местом ее концентрации и дать отдельное поручение оперативным подразделениям о ее изъятии. При этом следователь в случае необходимости должен проконсультироваться с экспертом или специалистом о том, какая именно документация и в каком объеме подлежит изъятию, имея в виду потребности будущих экспертиз.
Если возникает необходимость, то при изъятии документации либо обыске, проводящемся в тех же целях целесообразно присутствие специалиста, который уже в процессе производства этого следственного действия может проконсультировать следователя о качестве и достаточности (либо недостаточности) изъятой документации.
Зачастую сразу же после первоначального, поверхностного анализа материалов следственного осмотра и иных материалов, полученных в ходе производства комплекса первоначальных следственных действий и оперативных мероприятий, выясняется необходимость производства повторного или дополнительного осмотра, в частности, тех же обломков конструкций и строительного мусора, перемещенных с места происшествия.
Конечно, некоторые из этих рекомендаций не могут быть выполнены следователем в полном объеме самостоятельно, но, тем не менее, они должны быть учтены при разработке комплексных планов взаимодействия различных ведомств для подобных ситуаций и требуют своего дальнейшего изучения и совершенствования.
Проблема существенно осложняется и тем обстоятельством, что, как было показано выше, следователю приходится в подобных ситуациях строить очень сложнокооперированную систему взаимодействия, по крайней мере, в трех плоскостях:
- кооперировать деятельность нескольких СОГ между собою;
- кооперировать и координировать деятельность представителей различных правоохранительных ведомств, как входящих в эти группы, так и функционирующих автономно;
- кооперировать и координировать деятельность с представителями различных служб и ведомств, задействованных в ликвидации последствий масштабных разрушений.
Даже эти, самые общие рекомендации позволят более эффективно использовать знания и опыт специалистов как в ходе производства осмотра, так и в процессе подготовки назначения различных экспертиз.
* * * 1. Дильдин Ю.М., Мартынов В.В., Семенов А.Ю. Место взрыва как объект криминалистического исследования // Теория и практика криминалистических экспертиз и исследований: сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.
Статьи по теме: