Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения

Методика расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью.  Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения.  Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.
Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения.  

Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом и другим механическим транспортным средством.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это — результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий.  Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта.  Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

При расследовании преступных нарушений правил дорожного движения (ДТП) подлежат установлению следующие обстоятельства:

  • имело ли место дорожно-транспортное происшествие — т.е. событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;
  • вид дорожно-транспортного происшествия: столкновение; опрокидывание; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие; наезд на пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт, животных; выпадение пассажира из транспортного средства;
  • факт нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, какие именно правила были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;
  • какие транспортные средства участвовали в происшествии (тип, марка, модель, год выпуска, госномер, принадлежность); техническое состояние транспортного средства (рулевого управления; тормозной системы; осветительных и сигнальных приборов и т. д.) в момент дорожно-транспортного происшествия; какие именно неисправности имеются, время их возникновения (до происшествия, непосредственно перед происшествием, в ходе его, в результате происшествия), причины; общий пробег, в том числе после очередного техосмотра, дата последнего техосмотра;
  • место и время происшествия, дорожные условия (тип и состояние дорожного покрытия, геометрические размеры дороги и ее элементов), соответствие технических данных этого участка дороги предъявляемым требованиям, соответствие эксплуатационного состояния дороги правилам содержания автомобильных дорог; влияние этих несоответствий на безопасность движения; обзорность с места водителя; погодные условия: ясно, пасмурно, дождливо, ветер, туман, снег, метель, гололедица, температура воздуха; маневр, совершаемый водителем транспортного средства, скорость движения автомашины к моменту возникновения опасности, началу торможения и в момент наезда; скорость движения пешехода к моменту возникновения опасности; взаимное расположение транспортных средств в различные моменты (до происшествия, в ходе и после него); производилось ли торможение, если да, то как именно в какой момент;
  • последствия ДТП: гибель одного или более человек, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба;
  • по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира и т. д.), форма вины;
  • данные о лице (водителе), виновном в совершении ДТП (анкетные: наличие судимостей (когда, по какой ст. УК, на какой срок), взысканий (когда, какое), в том числе за нарушение правил дорожного движения, являлся ли ранее участником дорожно-транспортного происшествия; физиологические: наличие заболеваний, острота зрения на левый, правый глаз, ношение линз, очков, острота зрения с коррекцией, острота слуха (нормальный, ослабленный, глухота), использование слухового аппарата; водительский стаж, в том числе на данной автомашине, находился ли в состоянии алкогольного опьянения и какова была его степень (легкая, средняя, сильная);
  • имеется ли причинная связь между нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями;
  • не несут ли ответственность за ДТП работники автопарка, гаража или базы и за что конкретно (выпуск в рейс неисправного транспортного средства, водителя с признаками переутомления и т. д.);
  • обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП (например, поведение пешеходов, не благоприятные погодные условия, скрытая неисправность транспортного средства, усталость водителя, возникновение какой-либо психотравмирующей ситуации, принятие мер к облегчению последствий аварии, обеспечению дальнейшей безопасности для движения либо оставление места ДТП, не оказание помощи пострадавшим, управление транспортным средством в состоянии опьянения, плохое состояние дорожного покрытия);
  • данные о личности потерпевшего: анкетные данные, наличие судимостей (когда, по какой статье УК, на какой срок), взысканий (когда, какое), в том числе за нарушение правил дорожного движения, являлся ли ранее участником дорожно-транспортного происшествия; острота зрения на левый, правый глаз, находится ли в состоянии алкогольного опьянения и какова его степень (легкая, средняя, сильная).

Начальный этап расследования

На начальном этапе расследования ДТП складываются следующие типичные ситуации.

1.  Потерпевший находится на месте происшествия, а водитель и транспортное средство отсутствуют и достоверных сведений о них нет. Эта ситуация характеризуется наличием достоверных сведений о характере происшествия, времени и месте совершения, последствиях.

Наиболее часто, как свидетельствует практика, эта ситуация встречается после совершения дорожно-транспортного происшествия водителем, находящимся в состоянии опьянения. Виновный водитель чувствует свою вину, думает, что факт дорожно-транспортного происшествия никем не замечен, и есть возможность этот факт просто скрыть, либо скрыть свое участие в нем, либо объяснить этот факт объективными причинами. В данной ситуации основной задачей следователя на начальном этапе расследования является розыск транспортного средства, скрывшегося с места происшествия и самого водителя.

Для этого осуществляются поиск и допрос очевидцев и пострадавших, способных давать объяснения о случившемся. У них выясняются индивидуальные и групповые признаки разыскиваемого автотранспорта, приметы водителя, находившегося за рулем, наличие пассажиров в автомашине, их приметы.

При производстве осмотра места происшествия возможно по следам колес транспортного средства, отделившимся деталям, повреждениям на объектах установить тип и марку транспортного средства, участвовавшего в ДТП.

Помимо следственных действий, осуществляются организационные и розыскные мероприятия. По прибытии на место происшествия следователь должен обеспечить блокирование района, в котором может находиться транспортное средство, причастное к расследуемому событию, принять меры к задержанию, организовать превентивные заградительные мероприятия на въездах-выездах из населенного пункта и развилках дорог еще до окончания осмотра места происшествия, и уточнения внешних признаков скрывшейся автомашины. Назначается трасологическая экспертиза. Получив информацию, содержащую необходимые данные о транспортном средстве, работники милиции должны осуществить осмотр гаражей, автостоянок, станций технического обслуживания, автохозяйств с целью выявления транспортных средств с характерными для дорожно-транспортных происшествий повреждениями. В случае необходимости, если существует подозрение о том, что разыскиваемое транспортное средство находится в частном гараже и его владелец препятствует проникновению в него, может быть проведен обыска. На станциях технического обслуживания проверяется учетная документация на автотранспорт, проходящий ремонтные работы. Однако здесь надо иметь в виду, что транспорт может быть отремонтирован и без соответствующего документального отражения, поэтому необходимо подробно опросить лиц, непосредственно занимающихся ремонтом автомашин. При проверке в автохозяйствах, нужно обращать внимание на учетную документацию выхода транспорта на линию (путевые листы, книги учета ухода автомашин из гаража и прихода в гараж, наряды на работу и т.д.), характер работ, график дежурств, журнал проверки технического состояния транспорта, журнал медицинского освидетельствования водителей перед выходом их на линию. Осматривается территория автопредприятия, все автомашины подозреваемого типа или марки, места, отведенные под ремонт транспорта. В обязательном порядке опрашиваются слесари-ремонтники, диспетчера, ответственные и контролирующие выход транспорта на линию, водители транспортных средств подозреваемого типа и марки.

Ценную информацию можно получить и при изучении характера груза, перевозимого транспортным средством, причастного к совершению дорожно-транспортного происшествия. Рассматривая информацию о грузе, можно предположительно установить, где он был получен и куда направлялся. Это даст возможность установить само транспортное средство и поможет выяснить его местонахождение после совершения дорожно-транспортного происшествия.

В целях розыска транспортного средства и установления очевидцев дорожно-транспортного происшествия необходимо и сотрудничество со средствами массовой информации

2.  Потерпевший, транспортное средство находятся на месте происшествия, но отсутствует водитель транспортного средства. В этом случае известны время, место совершения преступления, его последствия и транспортное средство. Нахождение автомобиля на месте происшествия облегчает задачу поиска, так как есть возможность получить сведения о владельце и автомобиле по учетным данным ГИБДД.

Как показывает практика, подобная следственная ситуация характерна в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие совершается на транспортном средстве, находящемся в угоне, либо лицом в состоянии опьянения и влечет за собой, в большинстве случаев смерть потерпевшего. В такой ситуации нередко водитель делает заявление в милицию, после совершения дорожно-транспортного происшествия, об угоне у него транспортного средства, иногда склоняя к даче ложных показаний своих знакомых и родственников.

Основное направление действий следователя в данной ситуации — установление и задержание лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие.

Поставленную задачу можно решить уже на этапе осмотра места происшествия. Необходимо реконструировать обстановку происшествия, чтобы представить себе, как водитель мог выходить из автомобиля, где он должен был оставить следы, какие повреждения могут иметься у водителя. Посредством осмотра кабины, поврежденных частей в салоне можно установить, в каком месте могли остаться следы рук водителя, к каким частям и предметам он прикасался. В салоне машины могут быть обнаружены документы и вещи водителя, волокна его одежды. Значение следов, обнаруживаемых внутри автомобиля, вокруг места водителя, обусловливается потенциальной возможностью их сравнения с тем, что будет найдено на теле и одежде сбежавшего после его задержания.

Следует организовать незамедлительный поиск и допрос очевидцев, так как прежде чем покинуть место происшествия, водитель мог выйти из автомашины, например, чтобы убедиться, что пострадавший мертв или находится в бессознательном состоянии. В этом случае водитель даже может общаться с очевидцами и скрыться под предлогом вызова скорой помощи или милиции. Лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, обнаруженное на месте происшествия допрашивается в качестве подозреваемого, дактилоскопируется. При необходимости у него могут быть получены иные образцы для сравнительного исследования. Назначаются трасологическая, биологическая (если в салоне транспортного средства обнаружена кровь водителя) и иные экспертизы. Кроме того, в целях идентификации водителя, находившегося в момент ДТП за рулем может быть проведено предъявление для опознания.

3.  Потерпевший, водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия, но есть основания предполагать, что обстановка места происшествия видоизменена участниками происшествия, причем во вновь сложившейся обстановке нельзя достоверно установить факт совершения дорожно-транспортного преступления.

Ситуация характеризуется наличием сведений о потерпевшем, водителе и транспортном средстве. Водитель либо выдвигает версию о грубой неосторожности самого потерпевшего, либо отрицает вообще сам факт совершения дорожно-транспортного происшествия. В данной ситуации основным направлением деятельности следователя будет являться восстановление первоначальной обстановки места происшествия, а также установление механизма дорожно-транспортного происшествия. В этих целях следует допросить водителя и потерпевшего об обстоятельствах происшедшего события: что предшествовавших происшествию, каков был механизм его развития, какие обстоятельства, имели место после интересуемого следователя события. Необходимо произвести поиск и допрос свидетелей-очевидцев, которые могли наблюдать данное происшествие, уделяя особое внимание выяснению у них механизма развития происшествия, характера поведения участников и временным рамкам происшествия.

Точное выяснение в процессе допроса временных рамок (когда произошло происшествие, носило ли оно длящийся характер, когда виновный водитель вернулся на место происшествия, сколько времени прошло с момента происшествия до прибытия на место автомашин «Скорой помощи» и ГИБДД и т.д.) позволит по возможности достоверно восстановить механизм происшествия или сокрытия следов, факт нахождения водителя в состоянии опьянения.

В ходе осмотра места происшествия следователь должен установить первоначальное положение транспортных средств и потерпевших по материальным следам, оставшимся на дорожном покрытии, например, по следам торможения или юза, потекам технологических жидкостей, следам волочения, следам крови, по повреждениям, оставшимся на транспортном средстве или на других объектах.

4. В зоне дорожного движения обнаружен потерпевший с телесными повреждениями или без внешних признаков таковых, либо труп, но нет признаков дорожно-транспортного происшествия, транспортное средство на месте происшествия не обнаружено. В этой ситуации программа первоочередных действий следователя будет направлена, в первую очередь, на установление самого факта совершения ДТП. Для разрешения этой ситуации, прежде всего, непосредственно после опроса потерпевшего (если это возможно), необходимо назначить судебно-медицинскую экспертизу по установлению времени и причины телесных повреждений у потерпевшего, которые, вполне вероятно, могли быть причинены и не в результате дорожно-транспортного происшествия. В ходе освидетельствования потерпевшего (или осмотра трупа) и проведения судебно-медицинской экспертизы необходимо установить характер причинения телесных повреждений (в результате чего наступила смерть потерпевшего), их локализацию, установить наличие следов на теле потерпевшего и их совмещение со следами на одежде в целях проверки версии об инсценировке дорожно-транспортного происшествия.

Задачей следователя при проведении осмотра места происшествия является выяснение, совпадает ли место обнаружения тела с местом причинения повреждений. Большое внимание следует уделить отработке версии об инсценировке дорожно-транспортного происшествия с целью сокрытия другого тяжкого преступления, а также версии о некриминальном характере происшествия.

Разновидностью данной ситуации является ситуация, когда сообщение об обнаружении потерпевшего с травмами, характерными для дорожно-транспортного происшествия поступило из медицинского учреждения, куда был доставлен, либо прибыл самостоятельно, пострадавший. Особенностью первоочередных мероприятий является поиск и допрос лица, обнаружившего и доставившего потерпевшего в медицинское учреждение. У него необходимо выяснить где, когда, при каких обстоятельствах был обнаружен потерпевший, находился ли он в сознании, что говорил, как объяснял свое состояние. В этой ситуации необходимо установить и осмотреть транспортное средство, на котором потерпевший был доставлен в медицинское учреждение на предмет поиска следов дорожно-транспортного происшествия.

5.  Потерпевший обнаружен вне зоны дорожного движения (в лесу, парке, овраге), но с признаками повреждений характерными для ДТП. Ситуация характеризуется отсутствием сведений о водителе и транспортном средстве, совершившем преступление, о времени и месте его совершения. На начальном этапе зачастую отсутствуют сведения и о личности потерпевшего. Так, вне зоны дорожного движения может быть обнаружен труп со следами переезда его транспортным средством, следами волочения.

В этой ситуации основной задачей следователя является установление факта дорожно-транспортного преступления, времени и места его совершения, а также личности потерпевшего.

В первую очередь следует установить место причинения повреждений потерпевшему. Для этого при производстве осмотра места происшествия необходимо установить наличие и направление подъездных путей к месту осмотра, следов колес транспортного средства, которое доставило сюда потерпевшего, направление движения этого транспортного средства, место и время его стоянки, возможные следы ног и т.д. Также необходимо, как можно скорее назначить судебно-медицинскую экспертизу для установления времени и причины смерти потерпевшего.

Важно установить свидетелей доставления потерпевшего на место его обнаружения. Необходимо разыскать свидетелей, которые могли видеть одиночное транспортное средство в интересуемом районе, так как подобная ситуация характерна для уединенных мест, вдали от оживленных магистралей и от поселений.

После установления личности потерпевшего необходим подробный допрос близких родственников потерпевшего, для установления маршрута его движения.

6.  Ситуация, при которой достоверно известно, что пострадавший на момент происшествия находился внутри транспортного средства, однако отсутствует достоверная информация о местоположении пострадавшего в транспортном средстве на момент происшествия. При столкновении транспортных средств, либо при наезде транспортного средства на неподвижное препятствие, со времени происшествия до приезда на место аварии сотрудников ГИБДД или следователя проходит определенное время, в течение которого лица, находившиеся внутри транспортного средства, успевают покинуть его, пострадавшего зачастую отправляют в медицинское учреждение. Поэтому ко времени приезда на место аварии сотрудника ГИБДД обстановка места происшествия бывает во многом изменена. В подавляющем большинстве случаев изменения в обстановку вносятся при гибели пассажира транспортного средства. Так, пострадавший пассажир транспортного средства помещается на водительское место с целью создания инсценировки того, что именно он управлял транспортным средством, совершившим дорожно-транспортное происшествие. Первоочередной задачей следствия в этой ситуации будет установление местоположения пострадавшего в салоне (кабине) транспортного средства, а также установление лица, управлявшего данным транспортным средством.

Для решения указанной задачи необходимо немедленное назначение судебно-медицинской экспертизы с постановкой вопроса о характере повреждений, имеющихся у пострадавшего. По данным заключения судебно-медицинской экспертизы можно с достаточной долей вероятности установить местоположение пострадавшего внутри транспортного средства. Лица, находившиеся в момент ДТП в салоне автомашины, дактилоскопируются. Затем назначается дактилоскопическая экспертиза по следам пальцев рук, изъятых с рулевого колеса и рукоятки переключения передач интересующего транспортного средства.

Большое значение для разрешения подобной ситуации имеет розыск и допрос очевидцев. У них необходимо выяснить, наблюдали ли они момент аварии, могут ли опознать лицо, управлявшее данным транспортным средством, не видели ли они, как кто-либо из пассажиров транспортного средства вносил изменения в обстановку места происшествия.

Особенности производства отдельных следственных действий

Расследование ДТП обычно начинается с осмотра места происшествия. Прибывший на место происшествия сотрудник органа дознания (или следователь) в первую очередь должен: оказать помощь раненым, при необходимости направить их в лечебное учреждение; принять меры по ликвидации последствий аварии, наладить дорожное движение; при наличии у водителя или иных лиц, причастных к происшествию признаков опьянения направить их в сопровождении сотрудника милиции на медицинское освидетельствование; опросить очевидцев; если водитель скрылся с места происшествия принять меры для его задержания. После выполнения этих мероприятий начинается общий осмотр места происшествия. Нужно правильно определить границы осмотра места происшествия. Место дорожно-транспортного происшествия не ограничивается только местом непосредственного столкновения или наезда. Необходимо учитывать, что порой водитель, совершивший и скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия, через несколько километров останавливается, чтобы осмотреть свою автомашину, по возможности устранить повреждения, полученные транспортным средством (выбрасывает осколки фар, удаляет поврежденные пластиковые детали, выправляет повреждения кузова автомобиля, замывает следы крови и т.д.).

Если водитель скрылся на транспортном средстве с места происшествия следователь должен установить индивидуальные признаки транспортного средства, определить места, где может находиться или куда направляется разыскиваемый водитель, решить, каким путем разыскиваемый водитель может быть обнаружен, установить вероятный путь дальнейшего движения водителя.

Обследование дорожного полотна во всех случаях проводится в ходе осмотра места происшествия при совершении дорожно-транспортного происшествия, либо при обнаружении трупа с признаками повреждений, характерных для автотравмы, и является составной частью данного следственного действия. При осмотре дороги могут быть обнаружены следы от колес автотранспорта, отдельные части от автомашины, выпавший груз, вещи водителя, пассажиров, пострадавших и т.д. Необходимо описать тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т. п.); состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка или подверженное другой обработке, гололедица и т. д.); равномерна или нет по состоянию проезжая часть, если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части; состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т. д.); наличие отдельных предметов, затрудняющих движение транспортного средства; координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП; размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т. д.); продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или процентах (спуск, подъем в направлении движения транспортных средств либо горизонтальный); наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофоров и т. д.; порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двустороннее, круговое, количество полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т. д.).

Следует установить видимость и обзорность с места водителя элементов проезжей части (с учетом световой обстановки и метеоусловий). Многие характеристики, например: положение солнца в яркий безоблачный день, наличие и характер облачности, силу дождя или снегопада, восстановить впоследствии будет во многом невозможно, а, следовательно, будет утрачена объективность и полнота в расследовании. Фиксация погодных условий имеет большое значение, поэтому в протоколе осмотра места происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях в обязательном порядке необходимо указывать местоположение солнца, наличие облачности, наличие осадков и их интенсивность, направление и силу ветра. Определить общие пределы видимости с места водителя означает установить расстояние впереди машины при ее движении к центральной точке происшествия, на котором достаточно различаются подвижные и неподвижные объекты, расположенные в зоне дорожно-транспортного происшествия или при их приближении к ней, что позволяет водителю увидеть и осознать опасность, с которой нельзя было не считаться при управлении транспортом. Далее устанавливается местонахождение центра происшествия. Для этого изучают расположение пролившегося топлива, тормозной жидкости, стекол, следов колес. Наиболее часто на месте ДТП встречаются следы от колес автомашины. Вместе с тем, следует учитывать, что после совершения дорожно-транспортного преступления водитель мог остановиться, чтобы оценить происшедшее событие, в это время на дороге могли остаться потеки масла, горючего, тормозной жидкости, антифриза, при наезде на которые колеса автомашины оставили отчетливый след. Если же авария произошла на мягком грунте или на снегу, то следы проходящего транспортного средства останутся вне зависимости от применения торможения или остановки.

Следует фиксировать индивидуальные особенности тормозного следа и покрышек автомобиля, локализацию повреждений на транспортном средстве. Изучение следов от колес автотранспортных средств позволит установить местонахождение машин, их взаиморасположение во время движения, расположение движущейся машины по отношению к осевой линии, к пешеходу. По следам транспортных средств устанавливают тип, модель, марку транспортного средства; данные следы помогают в установлении конкретного транспорта, либо элемента транспортного средства (колеса, рассеивателя фары и т.п.); способствуют установлению направления движения и т.д.

Изучая повреждения на неподвижных предметах, можно определить характер и место повреждений на машине, судить о ее типе. Так, например, отщеп на дереве, находящийся на расстоянии двух метров от земли, будет свидетельствовать, что он оставлен грузовой, а не легковой машиной; если есть основание предполагать, что повреждение оставлено бампером автомобиля, то по высоте повреждения можно судить о типе данного транспортного средства. На неподвижных предметах часто остаются частицы краски с транспортного средства или с груза, перевозимого в кузове грузового автомобиля. Наибольшее значение эти следы имеют в том случае, когда машина скрылась с места происшествия.

Следы от выступающих частей машины на дорожном покрытии, как правило, образуются в тех случаях, когда машина с небольшим просветом двигалась по неровной дороге. Эти следы представляют собой короткие, прерывистые полосы на грунте. По следам от выступающих частей автомашины можно примерно определить и тип легковой автомашины.

Осмотр транспортных средств проводится в зависимости от ситуации, сложившейся на начальном этапе, либо в рамках осмотра места происшествия, либо в рамках отдельного следственного действия. Если транспортное средство находится на месте аварии, то осмотр его целесообразно производить на месте происшествия, если же транспортное средство было обнаружено позже, то осмотр его проводится на месте обнаружения.

Осмотр и исследование транспортных средств проводится с целью: выявления следов, образовавшихся в результате ДТП; анализа обстановки для восстановления механизма дорожно-транспортного происшествия; установления технического состояния транспортного средства.

Осмотр транспортного средства на смотровой яме, позволяет обнаружить даже мелкие следы (кровь, мозговое вещество, обрывки одежды, волокна), имеющие отношение к происшествию. Однако вначале следует провести осмотр на месте происшествия (либо месте обнаружения транспортного средства) с тем, что бы исключить возможность образования дополнительных повреждений в процессе перевозки транспортного средства к месту детального осмотра, что значительно осложнит дальнейшее расследование, поскольку установить в таком случае механизм происшествия будет крайне трудно. При осмотре частей транспортного средства, имевших контакт с другими машинами, телом человека или иным объектом фиксируется форма образовавшихся следов, их размеры, высота по отношению к дороге, местоположение по отношению к частям транспортного средства. При наезде на пешехода основное внимание обращают на бампер, облицовку радиатора, фары. Фиксируют их деформацию, отслоение загрязнения, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, наличие следов крови, иных веществ. Осматривая нижнюю часть транспортного средства, нужно зафиксировать наличие отсоединившихся частей, состояние деталей и узлов, которые могли образовать следы на теле человека или дороге. Осматривая салон, следует обратить внимание на состояние зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, ручного тормоза, показания спидометра.

Осмотр трупа является одним из наиболее ответственных этапов при расследовании ДТП. Необходимо установить и зафиксировать местоположение и позу трупа (вне зависимости от того, перемещался ли труп). Осмотреть и описать одежду и обувь, отметив наличие на ней разрывов, разрезов, наложений веществ от частей автотранспортных средств (краска, смазочные материалы, металлическая пыль), осколков стекла, следов протекторов шин, частиц дорожного покрытия и груза, следов волочения. Тщательному осмотру подлежит обувь трупа для обнаружения следов скольжения, значение которых состоит в том, что, во-первых, они позволяют установить факт наезда (удара) автотранспорта на пострадавшего, движущегося или стоящего на месте. Осуществляется поиск и фиксация следов крови, волос, мозгового вещества, волокон одежды.

В плане дорожно-транспортного происшествия должны найти отражение все объекты осмотра. В этих целях в нем отображаются: следы движения или торможения транспорта, размеры следов расположения транспортных средств на дороге, места наезда или столкновения машин, величина углов слияния дорог и улиц, ширина проезжей части, профиль пути и расположение дорожных сигнальных знаков, указателей и светофоров.

При допросе свидетелей необходимо выяснить: направление движения транспортного средства, приблизительную скорость его движения, марку, цвет, номерной знак и иные индивидуальные особенности автомобиля, количество и приметы лиц, находящихся в транспортном средстве, поведение потерпевшего. Выясняя марку транспортного средства, причастного к совершению ДТП, необходимо задать допрашиваемому контрольные вопросы по определению марки транспортных средств, находящихся в данный момент на месте происшествия. Нередко свидетели не могут определить марку транспортного средства и, искренне желая помочь следствию, неумышленно вводят следователя в заблуждение. То же самое можно сказать и о выяснении цвета автомобиля. При допросе пассажиров транспортных средств, участвовавших в ДТП, следует выяснить: как давно они ехали с водителем, кто именно был за рулем, не употреблял ли водитель перед началом движения или во время него спиртные напитки, какие именно и в каком количестве, не отвлекался ли водитель во время движения, какие меры предпринимал водитель, чтобы предотвратить аварию.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства: кто, роме него находился в машине, сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП, когда водитель увидел аварийную ситуацию, в чем она выражалась, какие действия он предпринял, чтобы избежать аварии.

При расследовании ДТП чаще всего назначаются автотехническая, транспортно-трасологическая и судебно-медицинская экспертизы. Автотехническая экспертиза проводится для установления причин, механизма, обстоятельств, последствий ДТП, состояния транспортных средств и т. д. На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы: какова непосредственная причина данного происшествия; не явилось ли причиной происшествия неправильное управление транспортным средством, если да, то в чем это выразилось; исправна ли автомашина (или ее определенная часть), если нет, то в чем заключается данная неисправность; не является ли непосредственной причиной происшествия данная неисправность автомашины; возникла ли неисправность автомашины в результате происшествия или она существовала до него, либо появилась после; какова была скорость движения автомашины перед началом торможения; какими частями данные автомашины ударились друг об друга при столкновении; каков размер материального ущерба, причиненного в результате происшествия и т. д.

Транспортно-трасологическая экспертиза позволяет отождествить транспортное средство, установить его групповую принадлежность, разграничить следы первичного и повторного соударения и т. д. Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы: каков тип (вид, марка, модель) автомашины, совершившей наезд, или модель шины, судя по следам шин (отпечаткам определенных частей автомашины, осколкам фарного рассеивателя и иным отделившимся частям автомашины); не причинено ли повреждение данным транспортным средством; каково было взаимное положение автомашин в момент столкновения, судя по повреждениям на автомашинах и следам на месте происшествия; какое из двух столкнувшихся транспортных средств совершало обгон, результатом которого явилось столкновение.

В рамках комплексной автотехническо-медицинско-трасологической обычно решаются следующие вопросы: каковы тип (вид, марка, модель) автомашины, совершившей наезд на пешехода; где именно каждый из находившихся в автомашине сидел перед происшествием; кто из них находился на сиденье водителя. Кроме того, могут быть назначены трасологическая и металловедческая экспертиза, а так же экспертизы горючесмазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон.

Статьи по теме:

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев