В настоящее время многие достижения наук стали обыденными, общеизвестными широкому кругу людей. Уровень научных знаний столь же высок, как и развитие нашего общества и человеческой цивилизации в целом. Так как человечество и общество в каждом отдельном государстве стремиться к правовому государству, то и наука, особенно правовая и естественные должны быть поставлены на достижение этой цели. Одним из направлений в достижении этой цели и является использование специальных знаний.
В процессе раскрытия и расследования преступлений, для производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, постоянно возникает необходимость привлечения специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства и ремесла. Следователи, сотрудники прокуратуры, судьи при этом обращаются в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел, к лицам, располагающим такими знаниями и могущими на деле их реализовать.
Только хорошо подготовленные специалисты могут эффективно работать в современных условиях, подверженных быстрому изменению условий работы.
История развития, становления и систематизации специальных знаний длительный процесс. На их формирование оказывает влияние не только принятие нового законодательств, новых терминов и определений, но и совершенствование уже имеющегося законодательства и развитие наук.
С изменением сложившихся общественных, экономических отношений в России, изменилась и далеко не в лучшую сторону система отбора, подготовки специалистов для Министерства внутренних дел (работы на практике). Замена подготовленных специалистов в наших учебных заведениях на «специалистов» подготовленных в Министерстве обороны и других народно-хозяйственных вузах ни к чему хорошему не привела. Необходимо готовить свои кадры специалистов-криминалистов.
Данные рекомендации и рассчитаны на тех, кто остался в ОВД и на тех, кто придёт на их смену. Программа проста и требует минимума усилий в её усвоении.
§ 1. Понятие специальных знаний и формы их применения
Практическая деятельность ЭКП регламентируется УПК РФ и ведомственными приказами. Специалисты участвуют в раскрытии и расследовании дел уголовного судопроизводства, хотя возможно их участие в сфере арбитражного, конституционного и гражданского судопроизводства.
В содержание УПК РФ внесены нормы права, которые содержат однообразную правовую регламентацию порядка осуществления процессуальной деятельности, в том числе и распределение процессуальных функций, компетенции и закрепление правового статуса активных участников судопроизводства: следователя, прокурора, защитника, эксперта, специалиста и т.п. Практическая деятельность, каждого из них, жестко регламентирована УПК РФ.
В помощь следователю, который обладает правовыми знаниями в области уголовного и процессуального права, даётся сведущее лицо, которое обладает необходимыми для решения возникающих задач знаниями, умениями и навыками в науке, технике, искусстве и ремесле. В УПК РФ (ст. ст. 57, 58, 195) введено понятие «специальные знания».
Термином «специальные» обычно обозначают сферу профессиональных знаний, которыми оперирует эксперт и которые не относятся к общеизвестным, используемых в повседневном, житейском опыте человека, а также они не являются правовыми. Главный упор здесь делается на то, что специальные знания – это те, которые получены в результате профессиональной подготовки и опыта занятием какой-либо деятельностью.
В уголовном процессе потребность в специальных знаниях (исключая обязательные указания ст. 196 УПК РФ) определяется усмотрением суда.
Специальные знания – это знания (исключая область процессуального и материального права), приобретенные при получении специального образования или в процессе практической работы по конкретной специальности и которые необходимы для разрешения вопросов, возникающих при осуществлении правосудия.
Специалист должен не только обладать специальными знаниями, но и навыками их применения.
Следователь может привлечь специалиста, некомпетентного в решении вопросов криминалистики, но могущего дать показания по расследуемому делу. В УПК РФ не говорится о границах знаний специалиста, в которых он правомочен решать те или иные вопросы, не говорится и о их разносторонности. Обладатели иных областей знаний некомпетентны при работе с вещественными доказательствами. Но, они могут помочь следователю в решении некоторых специфических вопросов, которые встают перед следователем при работе с данными доказательствами. К таким специалистам можно отнести: инженера по технике безопасности, конструктора, энергетика, ювелира, сапожника, химика, ботаника, строителя, художника и т.д.
Специальные знания складываются из знаний, умений и навыков, которые используются в человеческой деятельности. Криминалистические знания составляют лишь незначительную их часть. Основное отличие этих знаний от всех иных состоит в том, что их обладатели специализируются на работе (обнаружении, закреплении, фиксации и изъятии) с изменениями в материальной (вещной) обстановке места происшествия.
Формы применения специальных знаний могут быть (процессуальными и не процессуальными), в частности:
1. Первой процессуальной формой является привлечение специалиста к производству следственных и судебных действий (ст. 58; ч. 5, ст. 164; ст. 168 УПК РФ). При их производстве он использует свои криминалистические знания и навыки для содействия следователю или суду:
а) в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств;
б) обращает их внимание на обстоятельства, связанные с обнаружением и закреплением доказательств;
в) даёт пояснения по поводу специальных вопросов, возникающих при производстве следственных и судебных действий.
Сведения о фактах, установленных специалистом путём непосредственного наблюдения, фиксируются в протоколе следственного или судебного действия.
2. Второй процессуальной формой использования специальных познаний является судебная экспертиза (ст.ст. 57, 195-207, 269, 282 и 283 УПК РФ). Сущность судебной экспертизы состоит в исследовании по заданию следователя, органа дознания или суда сведущим лицом – экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов (в том числе протоколов следственных действий) с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам исследования эксперт составляет заключение (ч. 1, ст. 80 УПК РФ), которое является одним из предусмотренных законом источников доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем, – доказательствами.
Специалисты в ряде случаев (например, при проверке до возбуждения уголовного дела) также проводят исследования, но эти исследования называются предварительными и полученные результаты не имеют доказательственного значения (используются только, как розыскная информация).
В уголовном судопроизводстве возможны и не процессуальные формы использования специальных знаний.
1. Ревизия не является следственным действием, а относится к иным процессуальным действием, при помощи которого производится собирание доказательств. Обычно требование следователя о производстве ревизии рассматривается как разновидность собираемых доказательств. Она может проводиться и до возбуждения уголовного дела. Акт ревизии, в отличие от заключения эксперта, является не самостоятельным видом доказательств, а разновидностью иных документов.
2. Несудебная экспертиза (предварительное исследование) в отличие от судебной назначается не в связи с производством по делу и проводится не в процессуальной форме. Никаких различий между ними нет, методический уровень их может (и должен) быть одинаков.
Предварительное исследование – это криминалистическое исследование различных объектов, проводимое как до, так и после возбуждения уголовного дела в целях выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных подозреваемых, а также для получения быстрой розыскной (ориентировочной) информации по расследуемому преступлению.
Обычно исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД (оперативно-розыскную деятельность), лицами, обладающими специальными знаниями. В некоторых случаях, при наличии стандартизированных методик предварительное исследование может провести и сотрудник оперативного аппарата (экспресс-тест наркотического средства).
Результаты данных исследований оформляются справкой, составленной лицом его производившим. Форма произвольная. К уголовному делу она не приобщается.
3. Справочная деятельность выражается в выдаче справок и иных документов, в которых удостоверяются обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе установленные с применением специальных знаний.
Существует две разновидности таких справок:
1. По вопросам, которые уже разрешены соответствующей организацией (например, справка поликлиники о том, что лицо находилось на излечении с определенным диагнозом);
2. По общим вопросам какой-либо отрасли знания, которые известны только специалистам (например, определение наркотического вещества или отнесение предмета к огнестрельному оружию).
4. Дача консультаций выражается в проведении устной беседы, показе различных объектов, их описание с целью дать дополнительную криминалистически значимую информацию по расследуемому преступлению следователю, дознавателю, работнику оперативного аппарата.
5. Участие в проводимых ОРМ. Среди непроцессуальных действий ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия) занимают особое место. Для участия в них привлекаются проверенные, подготовленные лица, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями.
Без ОРМ невозможно не только расследование преступления, но и выявление преступлений, потому что они носят разведывательно-поисковый характер. При их проведении не только широко привлекаются специальные знания, но и используется терминология, принятая в УПК РФ.
§ 2. Правовое положение специалистов-криминалистов органов внутренних дел при производстве следственных действий
Участие специалиста-криминалиста в СД (следственных действиях) определено нормами УПЗ (уголовно-процессуального законодательства) и ведомственными приказами.
Правовое положение закреплено следующими статьями УПК РФ:
1. Ст. 53. Полномочия защитника.
2. Ст. 58. Специалист.
3. Ст. 61. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу.
4. Ст. 62. Недопустимость участия по уголовному делу лиц, подлежащих отводу.
5. Ст. 69. Отвод переводчика.
6. Ст. 71. Отвод специалиста.
7. Ст. 72. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.
8. Ст. 115. Наложение ареста на имущество.
9. Ст. 131. Процессуальные издержки.
10. Ст. 164. Общие правила производства следственных действий.
11. Ст. 168. Участие специалиста.
12. Ст. 178. Осмотр трупа. Эксгумация.
13. Ст. 179. Освидетельствование.
14. Ст. 184. Личный обыск.
15. Ст. 185. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотри выемка.
16. Ст. 186. Контроль и запись переговоров.
17. Ст. 202. Получение образцов для сравнительного исследования.
18. Ст. 217. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.
19. Ст. 251. Участие специалиста.
20. Ст. 266. Объявление состава суда, других участников судебного разбирательства и разъяснение им права отвода.
21. Ст. 270. Разъяснение специалисту его прав.
22. Ст. 271. Заявление и разрешение ходатайств.
23. Ст. 287. Осмотр местности и помещения.
24. Ст. 288. Следственный эксперимент.
25. Ст. 290. Освидетельствование.
В данных статьях дана четкая регламентация, что должен делать специалист.
Участие специалиста-криминалиста в проведении различных СД. В соответствии со ст. 168 УПК РФ «Участие специалиста» следователь по своему усмотрению может привлечь специалиста-криминалиста к участию в любом СД. Целесообразность такого привлечения определяется с учётом сложившейся следственной ситуации на определённый момент расследования преступления. Следователь привлекает к проведению всех СД специалиста-криминалиста, в ходе которых необходима работа с объектами вещной обстановки, т.е. собирание (обнаружение, фиксация и изъятие) следов, либо использование его специальных технико-криминалистических знаний.
Данное участие является процессуальной деятельностью, регламентированной законом. Специалистом, также как и экспертом, может быть лицо, достаточно компетентное в определенной области и незаинтересованное в исходе дела. Различие между ними заключается в их процессуальных функциях и процессуальном положении.
Вся деятельность специалиста-криминалиста протекает в рамках того следственного или судебного действия, в котором он участвует.
Функции его следующие:
1. Дача совета и консультаций.
2. Техническая помощь в подготовке следственного (судебного) действия.
3. Поиск и обнаружение следов и доказательств.
4. Фиксация с применением научно-технических средств хода и результатов.
5. Изготовление письменных приложений к протоколу (планы, схемы, чертежи и пр.).
Виды следственных действий. Виды СД, в которых участвуют специалисты — криминалисты, перечислены и разъяснены в главах 24, 25 и 26 УПК. К ним относятся:
1. Осмотр (осмотр места происшествия, местности, помещений (организации, жилища), предметов, документов, трупа, эксгумация, почтово-телеграфных отправлений), освидетельствование, следственный эксперимент (ст. ст. 176, 177, 178, 179, 180,181 УПК РФ).
2. Обыск, выемка (ст. ст. 182, 183, 184 УПК РФ).
3. Допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний (ст. ст. 187, 188, 189, 190, 191, 192, 193, 194 УПК РФ).
Организационные вопросы привлечения специалистов-криминалистов – сотрудников ЭКП ОВД определены приказами министра внутренних дел РФ № 261 от 01. 06. 1993 г.: «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности ОВД РФ» и № 334 от 20. 06. 1996 г. «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в раскрытии и расследовании преступлений».
Формы участия специалиста – криминалиста:
1) оператор по проведению фото – видео съёмки;
2) специалист по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств;
3) специалист по применению специальных технических средств (поисковых, измерительных и др.);
4) специалист по проведению иных специфичных действий (звукозаписи, дактилоскопирования, отбору сравнительных образцов и т. д.);
5) специалист в иных процессуальных действиях, например, в суде для дачи пояснений или проведению эксперимента назначенного постановлением суда.
Специалист-криминалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях, в порядке, установленном УПК РФ для содействия:
1) в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов;
2) в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела;
3) для постановки вопросов эксперту;
4) для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
В качестве специалистов могут быть приглашены представители профессий различных отраслей: менеджеры, экономисты и т.д.
Со стороны экспертной практики приглашается специалист – криминалист.
Вызов специалиста-криминалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяется (ст. ст. 168 и 270 УПК РФ).
Ст.168 УПК РФ – следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями ч. 5, ст. 164 УПК РФ.
Для своевременного привлечения сотрудников ЭКП в осмотрах мест происшествий (ОМП) организуется их дежурство в составе следственно-оперативных групп (СОГ) при дежурных частях МВД, ГУВД, УВД, ОВД.
Порядок дежурства определяется руководством МВД, ГУВД, УВД, ОВД с учётом их численности и оперативной обстановки. Сотрудники ЭКП не имеющие экспертно-криминалистической подготовки, получают право участвовать в СД в качестве специалистов-криминалистов только после изучения ими соответствующих теоретических материалов, прохождения стажировки и сдачи экзаменов.
Он выясняет их личность, его компетентность, его отношение к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, разъясняет его права и ответственность в связи со ст. 58 УПК РФ.
Привлечение специалиста к участию в деле не требует вынесения специального постановления. Сведения о специалисте-криминалисте заносятся в протокол СД, с которым он знакомится и подписывает. А также вправе вносить в него замечания и дополнения.
Перед началом СД следователь должен убедиться в компетентности специалиста-криминалиста, поскольку несоответствие его компетенции по отношению к поставленным перед ним задачам может повлечь утрату добытых с его участием вещественных доказательств (ВД) и породить сомнения в их достоверности. По этим же причинам в качестве специалиста-криминалиста следователь приглашает не только компетентное лицо, но и незаинтересованное в исходе дела.
В качестве специалистов-криминалистов, на практике, привлекаются штатные сотрудники ЭКП МВД РФ. Их предыдущее участие по уголовному делу в качестве эксперта в соответствии с УПК РФ не препятствует участию в этом же деле в качестве специалиста-криминалиста. И наоборот (ч. 2, ст. 70 УПК РФ).
Специалист вправе:
1) отказаться от участия в СД, если он не обладает соответствующими специальными знаниями. Однако нигде в законе не оговорено, что такое право у него отсутствует и в других случаях. Специалист-криминалист может быть привлечён к административной ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей (ст. 17.7 КоАП РФ).
2) задавать вопросы участникам СД с разрешения следователя (дознавателя, прокурора и суда);
3) знакомиться с протоколом СД, в котором он участвовал, делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;
4) приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;
5) в соответствии со ст. 131 УПК РФ имеет право на материальное вознаграждение и возмещение расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием. Об этом следователь специально выносит постановление. Выплаченные специалисту суммы включаются в процессуальные издержки.
Специалист не вправе:
1) разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, предусмотренном ст.161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования специалист несёт ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.
2) проводить действия и высказывания (заявления и дополнения) не предусмотренные правилами проведения СД.
Участие специалиста-криминалиста в следственном осмотре. В соответствии со ст. 176 УПК РФ, следователь производит осмотр местности, жилища, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для расследуемого уголовного дела. Следователь привлекает специалиста-криминалиста к проведению следственного осмотра, прежде всего в тех случаях, когда есть реальная возможность обнаружения материально-фиксированных источников информации.
Приступая к работе на месте происшествия специалист-криминалист обязан:
1) уяснить обстановку (изучает обстоятельства преступления; была ли охрана места преступления; уточняет задачи. Которые предстоит решить с его участием и т.д.);
2) предложить план своих действий следователю (лицу, производящему дознание);
3) выполнить предлагаемый план (производит ОМП; обнаруживает, фиксирует, изымает ВД; фото-видеосъёмку и т.п.);
4) оказать содействие в упаковке и сохранении следов и иных ВД, отборе сравнительных образцов;
5) оказывает помощь, по составлению протокола ОМП, в полном и правильном отражении полученной криминалистически значимой информации, а также данных о применении научно-технических средств и методов (НТСМ), описании следов, сообщая следующие основные сведения:
а) место нахождения следов;
б) применявшиеся для их выявления криминалистические средства;
в) количество следов, их тип и вид, размеры, индивидуальные особенности;
г) способы дополнительной фиксации следов.
При описании иных ВД специалист-криминалист предоставляет следователю (лицу, производящему дознание) сведения о них.
По просьбе следователя (лица, производящего дознание) оказывает помощь в надлежащей упаковке ВД (следов, слепков, оружия и т.п.).
Специалист-криминалист по согласованию со следователем (лицом, производящим дознание) проводит на месте происшествия предварительное исследование следов в целях принятия неотложных мер к раскрытию преступления и розыску преступника. Результаты предварительного исследования оформляются в ОВД справкой и доводятся до следователя (лица, производящего дознание) и оперативного работника, а в последующем фиксируются в журнале учёта выездов на места происшествий.
Принимает участие в разработке рабочих версий совершённого преступления.
В срок до 5 суток представляет следователю фото-таблицы к протоколу ОМП и по его требованию видеоматериалы.
Участие специалиста-криминалиста в допросе.
Специалист-криминалист, участвующий в допросе, окажет помощь следователю в уяснении обстоятельств дела, правильно оценить показания допрашиваемого, выявить нестыковки в показаниях, высказать подозрения на неправедность высказываний о механизме следообразования и т.п.
Тщательная подготовка к допросу и консультация со специалистом-криминалистом, перед его проведением, не устраняет возможности совершить какую-либо ошибку в его процессе.
Какую помощь может оказать специалист-криминалист при допросе:
1) лучше, точнее и полнее понять допрашиваемого, употребляющего в речи специальную терминологию;
2) разобраться в действующих специальных правилах, инструкциях и др. документах;
3) собрать материалы для направления на экспертизу;
4) установить способ совершения и сокрытия следов преступления;
5) немедленно пресечь ложные показания, касающиеся специальных вопросов;
6) зафиксировать с помощью НТСМ ход и результаты допроса.
Участие специалиста-криминалиста в осмотре трупа и освидетельствовании.
При осмотре трупа или тела человека могут быть обнаружены нужные доказательства. Для их обнаружения, фиксации и изъятия необходимы помощь специалиста. Изымаемые объекты настолько разнообразны, что для работы с ними нужны специалисты различных отраслей знаний.
Специалиста-криминалиста привлекают для выполнения следующих заданий:
1) обнаружения, фиксации и изъятия следов взаимодействия тела с различными веществами и материалами;
2) определения, совместно с врачом, механизма возникновения тех или иных повреждений на теле человека;
3) фиксации с помощью фото- и видеосъёмки обнаруженных на теле человека повреждений, в том числе при необходимости съёмки на цветные фотоматериалы;
4) обнаружение на теле человека выделений человеческого организма, крови;
5) консультаций по вопросам появления тех или иных веществ, определение их связи с расследуемым событием. Установление возможности дальнейшего экспертного исследования обнаруженных веществ.
В процессе освидетельствования специалист-криминалист при необходимости может провести осмотр одежды и обуви освидетельствуемого.
Участие специалиста-криминалиста в производстве обыска и выемки. Участие специалиста-криминалиста заключается в оказании следователю содействия в отыскании и изъятии орудий преступления, денег и ценностей, добытых преступным путём, предметов или документов, а также следов на них, которые могут иметь значение для дела в выяснении обстоятельств расследуемых событий, обнаружении разыскиваемых лиц и трупов и т.д.
На основе анализа результатов проведённых ранее СД и ОРМ (ОМП, предварительного исследования, ОРМ) составить план обыска. Специалист-криминалист подготавливает НТС для обнаружения отыскиваемых предметов и следов на них, а также других следов преступной деятельности.
Специалист-криминалист может оказать следующую помощь:
1) в отыскании, изъятии орудий преступления, ценностей и денег, добытых преступным путём, документов. Разыскиваемых лиц и трупов, предметов со следами, указывающими на совершение преступления, объектов, которыми могли быть оставлены следы, в поиске свободных образцов (гильз, чернил, почерка и т.п.). Такие объекты напрямую могут быть не связаны с расследуемым событием, но они позволяют проводить идентификационные исследования в тех ситуациях, когда следообразующий объект не найден или уничтожен;
2) в обнаружении, фиксации и изъятии следов, имеющихся на объектах, обнаруженных при обыске в случаях, когда на них могут оказаться следы владельцев или пользователей;
3) в использовании таких НТС, как поисковые приборы, УФЛ, ЭОП и т.д.;
4) в предупреждении и недопущении повреждений предметов, обстановки и следов на них в результате неумелого обращения (порох, патроны, ГСМ).
При производстве выемки специалист-криминалист также может оказать существенную помощь. Выемка производится главным образом для изъятия в учреждениях документов, у частных лиц – денег и ценностей, вещей. Принадлежащих обвиняемому и оставленных на хранение. При выемке почтово-телеграфной корреспонденции разрешается согласно ст. 185 УПК РФ использовать специалиста, в качестве которого чаще всего используются криминалисты.
Их помощь заключается в:
1) отыскании нужного документа в общей массе;
2) изъятии, осмотре и, если необходимо, обнаружении и фиксации следов;
3) составлении ориентировок.
Участие специалиста-криминалиста в следственном эксперименте.
Привлечение специалиста-криминалиста для помощи следователю необходимо для реконструкции обстановки по фотоснимкам, протокольным записям, показаниям очевидцев, в подборе инструментов и предметов, аналогичных использованным для совершения преступления.
Помощь специалиста-криминалиста следователю также необходима:
1) для разработки оптимальной тактики проведения эксперимента;
2) для создания специальных условий, в которых наиболее целесообразно провести эксперимент;
3) в воспроизведении обстановки и обстоятельств для производства опытов, расстановки и инструктажа его участников;
4) в производстве самих опытов с тем, чтобы они были поставлены технически правильно;
5) в фиксации результатов эксперимента;
6) в оценке полученных данных.
Участие специалиста-криминалиста в проведении ОРМ.
Применение криминалистических НТСМ при проведении ОРМ регламентировано приказом министра внутренних дел РФ № 261 от 1 июля 1993 г., раздел 3 которого посвящён применению криминалистических НТСМ по заданиям оперативных аппаратов.
Данные НТСМ применяются на основании письменных заданий руководителей оперативных аппаратов.
Специалист-криминалист, участвуя в проводимых ОРМ, не подменяет оперативного работника и не несёт ответственности за проводимое мероприятие в целом. Действуя самостоятельно, он отвечает за правильность применения специальных знаний. Получив задание, специалист-криминалист может отказаться от оказания требуемой помощи, если решаемые задачи выходят за рамки его компетенции. Если специалист-криминалист включен в оперативную группу для пресечения или предотвращения преступления, он должен получить чёткую информацию (инструкцию) о его действиях. Недостаточность сведений позволяет специалисту-криминалисту воздерживаться от решения поставленных вопросов до получения дополнительной информации. Предоставление нужных данных – прямая обязанность оперативных работников.
Деятельность специалиста-криминалиста при проведении ОРМ, носит непроцессуальный характер, поэтому данные, полученные им, используются только в оперативных целях.
Основными формами применения криминалистических НТСМ являются:
1) исследование различных вещественных объектов в целях выявления криминалистических признаков, имеющих значение для раскрытия и установления преступников;
2) составление разыскных таблиц с использованием криминалистической информации о лицах, предметах, орудиях преступления и т.д.;
3) изготовление субъективных портретов неустановленных преступников;
4) сбор идентификационной информации для отождествления личности неопознанных трупов;
5) оказание помощи в отборе образцов для сравнительного исследования;
6) участие в разработке разыскных версий на основании криминалистического изучения следов и вещественных доказательств;
7) использование экспертно-криминалистических картотек и коллекций.
О результатах применения криминалистических НТСМ специалист-криминалист составляет справку, которая вместе с полученными материалами передаётся в соответствующий оперативный аппарат.
§ 3. Организация подготовки специалистов-криминалистов органов внутренних дел
В настоящее время кафедра криминалистики и судебных экспертиз ТЮИ МВД России и ГУВД Тюменской области обладают достаточным потенциалом практических и научных работников, чтобы обеспечить хорошую подготовку специалистов-криминалистов ОВД.
На прошедшем 8 октября 2003 г. практическом семинаре сотрудники кафедры и практические работники нашли общие точки соприкосновения науки и практики, особенности данного взаимодействие, обсудили примерную программу подготовки специалистов-криминалистов ОВД и многие вопросы, касающиеся особенностей данной подготовки.
Решено практическую и лабораторную подготовку специалистов-криминалистов осуществлять под руководством ЭКЦ ГУВД Тюменской области на базе ГУВД, теоретические знания и новые НТСМ давать на кафедре криминалистики и судебных экспертиз ТЮИ МВД России, с активным участием ведущих специалистов ЭКЦ.
К данной группе подключены слушатели 4-го курса, желающие в последующем работать в ЭКП, которые по окончании ТЮИ МВД России будут сдавать и дополнительные экзамены по ОМП и двум первоначальным допускам на производство экспертиз (холодного оружия и дактилоскопия).
Особенности проводимых занятий.
Лекция, основной вид учебной работы преподавателей кафедры криминалистики и судебных экспертиз ТЮИ МВД России и специалистов ЭКЦ ГУВД Тюменской области при подготовке специалистов-криминалистов. Она должна быть научной по своему содержанию, а также живой, ясной и конкретной во всех своих основополагающих положениях. Во время чтения лекции раскрываются основные теоретические и практические вопросы программы подготовки.
Хотя любая лекция имеет ограничения по времени, и, тем не менее, она призвана раскрыть наиболее существенные положения изучаемых в ней вопросов. Правильно ориентировать начинающих специалистов на решение важных обозначаемых лектором проблем. Необходимо так вести лекцию чтобы она заинтересовала обучаемых и закрепила имеющиеся у них знания по излагаемым в ней теоретическим и практическим проблемам.
Так как лекция читается в соответствии с темами, обозначенными в программе курса подготовки, учебнике криминалистики, в ней излагаются общепринятые в определённый период времени научные взгляды, лектор должен не только ознакомить с ними, но и дать новые достижения. При этом необходимо помнить, что увлечение изложением дискуссионных проблем нецелесообразно, по нескольким причинам:
1) ограничение по времени;
2) у слушателей может появиться сомнение в бесспорности многих теоретических положений криминалистики;
3) лекция, не учебник изложить все положения учебника просто невозможно.
В лекции рассматриваются только те положения, которые являются главными, связующими в каждой разбираемой теме.
Не следует стремиться в одной лекции раскрыть все детали темы, пытаться исчерпать полностью её содержание, потому что:
1) тема всегда шире;
2) опытный преподаватель так должен распределить свой лекционный материал и так изложить его содержание, чтобы не задерживаться на второстепенных рассматриваемых вопросах.
Он должен дать возможность аудитории самим по ходу лекции или после неё домыслить тот материал, который не был им дан, как бы расширить и дополнить свои знания.
Не менее важно умение лектора держать себя в определенных, заранее намеченных пределах, чтобы аудитория почувствовала, что у него есть, что сказать по данной теме.
По каждому вопросу лекции необходимо подвести вывод.
В конце лекции нужно оставлять 3-5 минут для ответов на вопросы, которые возникают у аудитории в процессе чтения лекции. Их нужно рассматривать как не маловажную часть лекции. Если лектор не готов сразу ответить на вопросы, то он просит дать время на них подготовиться и ответить в начале следующей лекции. Но при этом нельзя забывать своего обещания. Во время чтения лекций необходимо постоянно контролировать внимание обучаемых. Здесь могут возникнуть следующие ситуации:
1) интерес аудитории активизируется уже с первых слов лектора, но затем падает;
2) аудитория не особенно заинтересована в начале лекции, но затем их внимание активизируется тем, что лектор приводит интересные примеры практики;
3) повышение и понижение внимания аудитории в процессе чтения лекции.
Активное внимание, заинтересованность аудитории очень важны для успеха лекции, они достигаются не только содержательной частью лекции, но и тем как лектор излагает тему.
В процессе чтения лекции следует очень дозировано обращаться с примерами из практической деятельности следственных и оперативно-розыскных подразделений. Большое количество примеров может вызвать интерес слушателей, но при этом пострадает теоретическая, структурная часть лекции. Целесообразно примеры приводить в двух случаях, таких как:
1) когда излагается сложный теоретический материал, а затем приводится пример, который подтверждает это положение;
2) когда лектор предварительно приводит пример из практики, а затем указывает, что этот пример позволяет сделать выводы теоретического порядка и демонстрирует данное положение в процессе дальнейшего изложения.
Структурно лекцию по криминалистике следует строить по следующей схеме:
1) введение, на которое отводится лектором не более 5-7 минут. Во введение следует включить название темы лекции, вопросы, подлежащие рассмотрению, связь данной темы с предыдущими темами, ее значение в будущей практической деятельности, перечень важнейших нормативных и литературных источников;
2) содержание лекции. Не рекомендуется в лекции по криминалистике в течении двух часов рассматривать более трех вопросов. При этом необходимо стремиться, чтобы вопросы по времени были примерно одинаковыми, но могут быть и некоторые исключения;
3) краткие выводы в конце лекции, подводящие итог. На эту часть лекции также целесообразно выделять 3-5 минут;
4) ответы на вопросы в течение 3-5 минут.
Лектор обязан увязывать основные положения криминалистики не только с особенностями специализации слушателей на практике органов внутренних дел, используя при этом положения Конституции и законодательства Российской Федерации, а также ведомственные приказы и другие нормативные документы МВД.
Практические занятия и лабораторные работы по курсу подготовки специалистов-криминалистов являются одной из важных форм учебной работы. На этих занятиях слушатели впервые реально устанавливают пути приложения теоретических знаний к решению практических вопросов, их закрепление и расширение, оценивают методы и средства современного этапа развития криминалистики.
Практические занятия – это определенный вид практики, связанный с углублением и расширением знаний и навыков на основе содержания лекций и в результате работы на семинаре, а также в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Исходя из того, что практические занятия носят достаточно строгий учебный характер, метод их проведения предусматривает порядок решения конкретных заданий и выполнение их под руководством и контролем преподавателей и экспертов-криминалистов.
Характер занятий, по возможности, должен включать в себя элементы проблемного обучения, т.е. постановку перед слушателями определенных проблемных ситуаций.
Рекомендуется максимально использовать имеющиеся в распоряжении преподавателей и экспертов-криминалистов технические средства обучения.
Цели практических занятий можно представить в виде десяти основных положений:
1) закрепление знаний слушателей путём активного повторения материала темы лекции; конкретизация и расширение этого материала; расчленение его на определённые задания;
2) развитие способности самостоятельно использовать полученные знания для выполнения определенных действий и для получения новых знаний и навыков;
3) установление связи закономерностей, формулировок, понятий с практикой их применения;
4) ознакомление с методами и средствами науки в их практическом применении;
5) приобретение первоначальных экспериментальных навыков;
6) ознакомление с различными средствами анализа и оценки состояний различных объектов в криминалистике;
7) приобретение навыков самостоятельного решения научно-практических вопросов, связанных с криминалистикой;
8) приведение разрозненных криминалистических знаний, полученных из различных источников, в определённую систему;
9) воспитание дисциплины и ответственности учебного и научного труда;
Практические занятия должны проводиться только в подгруппах, состоящих из 12-15 человек. Несколько взаимосвязанных занятий могут объединяться и проводиться в форме криминалистического учения.
Лабораторные работы – одна из форм учебного процесса, главной целью которого является установление связи теории с практикой на основе выполнения практических заданий в специально оборудованных лабораториях. В ходе выполнения лабораторных работ слушатели должны иметь возможность приобретать навыки и умения в обращении с приборами, аппаратами, установками, реактивами, а также проводить непосредственные наблюдения и осмысливать изучаемые явления и процессы.
Перед началом лабораторных работ целесообразно проводить вводное занятие (или посвящать этому некоторое время на первом занятии), на котором обучаемые должны знакомиться с организацией рабочих мест, устройством оборудования, порядком выполнения заданий и, что особенно важно, с правилами обращения и техникой безопасности.
Перед началом лабораторной работы проводится проверка знаний по теории и практике. Целесообразно эту проверку проводить по программированным заданиям.
Лабораторные работы проводятся только по подгруппам в составе 12-15 человек. Это вызвано тем обстоятельством, что каждый обучаемый должен иметь отдельное рабочее место с набором необходимых приборов, средств и удобств.
Помимо приобретения необходимых знаний и навыков, в процессе лабораторных работ у обучаемых должна развиваться творческая инициатива и самостоятельность в решении учебных задач.
Подготовка к проведению практических занятий и лабораторных работ включает в себя те же элементы:
1) разработку и написание рабочего плана проведения занятий;
2) мысленное моделирование его хода;
3) изучение возможных вопросов со стороны слушателей и выработку обоснованных ответов;
4) составление списка лиц, подлежащих вызову по контрольным вопросам и т.д.
Вместе с этим к специфическим особенностям подготовки данных видов занятий следует отнести также приготовление, проверку работоспособности, настройку и возможную регулировку технических средств обучения, приборов и аппаратуры, которые будут использоваться при их проведении, например, микроскопов МБС-1, 2, 9, фотоаппаратов и увеличителей, и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данных методических рекомендациях изложены те основные положения, которые необходимы специалисту-криминалисту при его подготовке к практике.
Даётся понятие специальных знаний и формы их использования на практике ОВД при раскрытии и расследовании преступлений. Разобрано правовое положение специалистов-криминалистов.
Рассматриваются основные положения организации подготовки специалистов-криминалистов, где упор делается на практические и лабораторные занятия. На семинарских занятиях проверяются полученные знания, идёт их закрепление. Также даётся примерный план подготовки специалистов-криминалистов, где изложены те основные темы, знание которых так необходимо на первоначальном этапе подготовки специалистов-криминалистов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. УПК РФ (с образцами процессуальных документов). – М., 2002.
2. Комментарий к УПК РФ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М., 2002.
3. Приказ МВД РФ № 261 от 01.06. 1993 г.
4. Приказ МВД РФ № 334 от 20. 06. 1996 г.
5. Аверьянова, Т.В. Интеграция и дифференциация научных знаний как источники и основы новых методов судебной экспертизы. – М., 1994. С. 110.
6. Арсеньев, В.Д., Заблоцкий В.Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. – Красноярск, 1986. С. 18.
7. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, трактовка, перспективы. Общая и частные теории. – М., 1987. С. 66.
8. Букаев, Н.М., Втюрин, А.В. Криминалистические экспертизы (спецкурс): Курс лекций. – Сургут, 2001. С. 5-15.
9. Втюрин, А.В., Букаев, Н.М. Использование специальных познаний при розыске огнестрельного оружия: Уч. пособие. – Владивосток, 1999. С. 5-17.
10. Давтян, А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М., 1995. С. 16.
11. Исаев, Л.М. Специальные познания в уголовном судопроизводстве. – М., 2003.
12. Орлов, Ю.К. Заключение эксперта и его оценка по уголовным делам. – М., 1995. С. 6.
13. Палиашвили, А.Я. Экспертиза в суде по уголовным делам. – М., 1973. С. 4.
14. Рыжаков, А.П. Краткий курс уголовного процесса (по УПК РФ 2001 г.): Учеб. пособие. – Тула, 2002.
15. Сахнова, Т.В. Судебная экспертиза. – М., 1999. С. 5-17.
16. Селиванова, Н.А. Спорные вопросы судебной экспертизы // Соц. Законность. 1978. № 15. С. 63.
17. Курс криминалистики. Спецкурс «Судебная экспертиза»: Учеб.-метод. комплекс / Под ред. В.Е. Корухова. – Красноярск, 1998. С. 30-35.
18. Корноухов, В.Е. Комплексное судебно-экспертное исследование свойств человека. – Красноярск, 1982. С. 49-50.
19. Мирский, Д.Я., Ростов, М.Н. Понятие субъекта судебной экспертизы // Актуальные проблемы теории судебной экспертизы. – М., 1984. С. 28.
20. Надгорный, Г.М. О понятии предмета судебной экспертизы // Криминалистика и судебная экспертиза. Вып. 18. Киев, 1989. С. 15.
21. Хрусталёв, В.Н., Трубицын Р.Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. – СПб., 2003.
22. Шляхов, А.Р. Процессуальная и организационная основа криминалистической экспертизы. – М., 1972. С. 11.
23. Шляхов, А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. – М., 1979. С. 11.
24. Эйсман, А.А. Заключение эксперта: (структура и научное обоснование). – М., 1967. С. 89.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
стажировки специалиста-криминалиста
Фамилия, имя, отчество ____________________________________________
Образование _____________________________________________________
Начало стажировки _______________________________________________
Окончание стажировки ____________________________________________
Непосредственный руководитель стажировки _________________________
1. Организационные вопросы
1. Понятие и значение криминалистики и её место в процессе раскрытия и расследования преступлений.
2. Соотношение криминалистики с УПК РФ и др. науками.
3. Задачи, структура и функции экспертно-криминалистических подразделений.
4. Нормативные акты, регулирующие деятельность экспертно-криминалистических подразделений.
2. Криминалистическая фотография и видеозапись
1. Понятие, система, значение криминалистической фотографии и видеозаписи.
2. Методы и виды криминалистической фотографии и видеозаписи.
3. Особенности фотосъёмки при проведении отдельных следственных действий, оформление её результатов.
4. Применение видеозаписи при проведении следственных действий, оформление её результатов.
5. Особенности цифровой фото- и видеосъёмки при проведении отдельных следственных действий, оформление её результатов.
3. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия
1. Основание и порядок производства ОМП.
2. Особенности осмотров по делам о кражах, убийствах, грабежах, разбоях и т.д.:
а) обнаружение, фиксация, изъятие следов пальцев рук, определение руки пальца, которым оставлен след;
б) НТСМ, применяемые специалистом-криминалистом.
3. Оформление проведённой работы.
4. Общие положения криминалистического следоведения
1. Понятие следа в трасологии, классификация.
2. Следы рук, ног.
3. Следы обуви, транспортных средств.
4. Следы орудий взлома, инструментов.
5. Следы предметы, следы вещества.
6. Макро- и микроследы.
5. Общие положения дактилоскопии
1. Строение кожного рельефа пальцев руки и ладонной поверхности рук.
2. Основные свойства папиллярных узоров (устойчивость, восстанавливаемость, индивидуальность).
3. Строение папиллярных узоров конечных фаланг пальцев рук.
4. Классификация папиллярных узоров пальцев рук.
5. Обнаружение, фиксация и изъятие следов рук:
а) визуальные методы обнаружения;
б) физические методы обнаружения;
в) химические методы обнаружения.
6. Особенности дактилоскопирования живых лиц и трупов.
7. Понятие и значение дактилоскопических учётов.
8. Дактилоскопические учёты в экспертно-криминалистической службе.
6. Общие положения криминалистического оружиеведения
1. Понятие криминалистического оружиеведения.
2. Криминалистическое исследование огнестрельного оружия, боевых припасов и следов их применения (КИОБС).
3. Криминалистическое исследование холодного оружия и следов его применения (КИХОС).
4. Криминалистическое исследование ВВ, ВУ и следов их применения (КИВВУС).
5. Криминалистическое исследование нетрадиционных видов оружия и следов их применения (КИНОС).
6. Правила обращения с данными объектами, при их обнаружении, упаковка и доставка.