Правоохранительные органы в последнее время отмечают тенденцию увеличения нетрадиционных способов совершения тех или иных видов преступлений. Так, получил распространение способ совершения вымогательства и мошенничества посредством фальсификации обстоятельств или инсценировки дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Целью преступников является получение незаконного страхового возмещения по гражданской ответственности владельцев транспортных средств или получение материальной выгоды с физических лиц, путем совершения преднамеренных ДТП.
При расследовании таких преступлений необходимо в качестве первоначального следственного действия осуществлять осмотр места происшествия (ОМП). Значение осмотра в ходе расследования исключительно велико, так как он является важнейшим источником информации об обстоятельствах совершения преступления.
В процессе осмотра обнаруживается и исследуется значительная часть важнейших следов преступления и преступника и иных вещественных доказательств.
ОМП наиболее целесообразен и информативен при непосредственном уличении мошенников или вымогателей на месте фальсификации обстоятельств или инсценировки ДТП.
При ОМП и его обстановки обязательному изучению и фиксации подлежат также: отсутствие необходимых в данной обстановке предметов и следов (например, следов торможения или следов осыпи грунта при ДТП); наличие предметов или следов, сам факт обнаружения которых в данной обстановке необычен. Такие фактические данные относятся к категории так называемых негативных обстоятельств, под которыми понимаются обстоятельства, противоречащие представлению об обычном для подобной ситуации ходе вещей. Эти данные могут позволить выдвинуть версию об инсценировке происшествия (события) или фальсификации некоторых его обстоятельств. Негативные обстоятельства иногда обладают большой доказательственной силой, поэтому их выявление при осмотре весьма важно.
Эффективность ОМП будет определяться в первую очередь знанием признаков данного конкретного способа совершения преступления, а также применением всего арсенала современных технико-криминалистических средств. При этом каждый отдельно взятый признак свидетельствует только о возможности совершения преступления, но не о его совершении. Поэтому выявленные признаки проверяются в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, когда устанавливаются причины их возникновения.
Признаками инсценировки и фальсификации обстоятельств ДТП могут быть как материальные, так и идеальные следы. Материальные следы (признаки), свидетельствующие о фальсификации обстоятельств или инсценировке ДТП, по нашему мнению, целесообразно объединить по месту локализации в 4 основные группы: комплекс следов на проезжей части, комплекс следов на придорожных объектах, комплекс следов на транспортных средствах и отделившихся от них частях транспортных средств и следы повреждения на пострадавших в ДТП.
Проведенные нами исследования позволили выявить основные признаки рассматриваемых в работе способов совершения преступлений, которые обнаруживаются как в ходе ОМП, так и при осмотре транспортных средств. К таким признакам мы относим следующие:
1. Наличие следов взаимодействия автомобиля с преградами, при отсутствии преград на месте происшествия или несоответствие повреждений преграде;
2. Отсутствие следов контактного взаимодействия на обнаруженных на месте происшествия автомобилях;
3. Отсутствие или не соответствие следов наслоения лакокрасочных покрытий (ЛКП) на автомобилях, участвовавших в ДТП;
4. Наличие на поврежденной части автомобиля следов некачественного ремонта (в ряде случаев, многократного некачественного ремонта);
5. Наличие на поврежденной части автомобиля (в месте повреждений) следов коррозии;
6. Несоответствие масштабов, локализации и топографии повреждений на автомобилях, обнаруженных на месте происшествия;
7. Наличие следов — повреждений на придорожных объектах, которые удалены на некотором расстоянии от места столкновения и возникших в результате столкновения с ними транспортного средства;
8. Несовпадение направления движения автомобиля и отделившихся фрагментов деталей и следов, а также тормозного пути реальному направлению движения автомобиля;
9. Отсутствие следов осыпи грунта, указывающих на непосредственное место столкновения;
10. Несовпадение по количеству и элементному составу фрагментов деталей, осколков светотехнической арматуры и т. д., обнаруженных на месте происшествия, тем, которые изъяты при осмотре автомобилей;
11. Отсутствие следов подтекания горюче-смазочных материалов (ГСМ) (бензина, солярки, охлаждающей жидкости, тормозной жидкости, смазочного масла из пробитого при ДТП картера двигателя, коробки передач, трансмиссии и т. п.) при повреждении соответствующих узлов автомобиля;
12. Несоответствие или отсутствие телесных повреждений участника ДТП характерным повреждениям для его расположения в автомобиле, а также отсутствие следов нахождения данного лица за рулем во время ДТП или наличие следов нахождения там другого лица.
Таким образом, проанализированные признаки, выявляемые при ОМП и свидетельствующие о совершении рассматриваемых в работе преступлений, будут способствовать выработке новых следственных версий, а также тактических комбинаций при расследовании.
Из материалов сборника статей молодых ученых, аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.
Статьи по теме: