Происшествия на железнодорожном транспорте
Происшествия на железнодорожном транспорте

Некоторые особенности расследования убийств на железнодорожном транспорте, замаскированных инсценировками

При обнаружении трупа убитого чаще всего нет никаких сомнений в том, что смерть вызвана именно убийством: характер, локализация, а иногда и количество повреждений, окружающая обстановка — все это вместе взятое обычно дает ясное представление о происшедшем.
 В тоже время встречается немало случаев, когда установить, чем был вызвана смерть погибшего — убийством, самоубийством или несчастным случаем, оказывается сложной задачей. Наибольшие затруднения возникают, если не удается установить личность погибшего, а повреждения на трупе могли быть нанесены как посторонним человеком, так и самим потерпевшим. Особенно сложно установить, что произошло, в случаях, когда обстановка на месте происшествия умышленно изменена преступником. 

Созданная им на месте преступления обстановка приходит в соответствие с картиной будто — бы происшедшего события, которое он описывает в своих показаниях, например, с картиной самоубийства, несчастного случая. В таких случаях говорят об инсценировке.

 Под инсценировкой в криминалистике понимается создание преступником ряда искусственных доказательств, в своей совокупности образующих обстановку, характерную для определенного события. Ее цель – подтвердить ложную версию преступника, нейтрально для него объясняющую причину, характер и обстоятельства расследуемого события.

Применительно к делам об умышленном убийстве преступники в зависимости от обстоятельств, инсценируют обстановку:

а) самоубийства,

б) несчастного случая,
в) убийства, совершенного другими лицами,
г) ненасильственной смерти,
д) при бесспорной их причастности к убийству — совершение его в состоянии необходимой обороны или по неосторожности.

В практике расследования убийств на железнодорожном транспорте, как правило, встречаются убийства, совершенные в условиях не очевидности и подозреваемые выявляются значительно позднее, чем при других видах убийств.
Сталкиваясь на месте происшествия с неясной обстановкой, когда, судя по первому впечатлению, смерть погибшего могла наступить, например, от несчастного случая, но возможно, произошла при иных обстоятельствах, следователь должен всегда иметь в виду, что погибший мог быть убит. В подобных ситуациях обстановка на месте происшествия, местоположение и поза трупа, а также характер повреждений на нем могли либо случайно оказаться сходными с наблюдаемыми при несчастном случае, либо быть специально созданными (инсценированными) с целью ввести следователя в заблуждение.

Отсюда ясно насколько важно для следователя уметь распознать признаки, характерные для различных родов насильственной смерти при том или ином способе лишения жизни.
Анализ следственной практики показывает, что инсценировки по делам об убийствах встречаются не так уж и часто.

В большинстве это инсценировки несчастного случая на транспорте. При этом преступник создает обстановку смерти от железнодорожной травмы, значительно реже встречается инсценировка наезда автомашины и совсем редко инсценируются несчастные случаи, вызванные другими причинами связанными с работой транспорта.

Инсценировка как способ сокрытия убийства используется преступником лишь в том случае, когда он знает или предполагает, что ему придется объяснять, почему и как погиб убитый им человек. Давать такие объяснения приходится убийцам, связанным с потерпевшими. У лиц, ранее не знакомых друг с другом или не стоящих в близких отношениях такой необходимости в инсценировке не возникает, так как, совершая убийство, преступник в таких случаях рассчитывает, что подозрение вообще не падет на него и ему не придется объяснять отчего и как наступила смерть.

Основным, исходным фактором, определяющим выбор убийцей такого сложного способа сокрытия, как инсценировка, служит наличие связи между ним и потерпевшим; непосредственным же последствием такой связи оказывается необходимость для преступника объяснить, как и почему погиб близкий или знакомый ему человек. Иногда близкие люди прибегают к более простому способу сокрытия убийства — объявляя об исчезновении жертвы.

Распространенность инсценировок железнодорожной травмы объясняется прежде всего тем, что, двигаясь по рельсам, на которых находится потерпевший или его труп, поезд неминуемо должен на него наехать, если только машинист вовремя не остановит поезд. Сделать же это обычно не удается, во-первых, потому что преступники кладут жертву (или труп) на рельсы в темное время суток и заметить лежащее на рельсах тело невозможно, а во вторых, тормозной путь поезда не позволяет предотвратить наезд.

Практике известны случаи, когда преступники клали на рельсы потерпевшего еще живым, приведя его сначала в бессознательное состояние сдавив горло руками или оглушив ударами тяжелым предметом по голове, либо, непосредственно бросая его под колеса вагонов движущегося поезда. Однако, значительно чаще преступники предварительно убивают свою жертву и помещают на рельсы уже труп.

Иногда труп убитого оставляют около рельсов, это делается в тех случаях, когда телесные повреждения, причиненные жертве при убийстве, по мнению преступника, могут быть приняты за транспортную травму или создается впечатление, что труп выброшен из проходящего поезда.

Наибольшие затруднения для следствия представляют случаи помещения преступниками на рельсы живого потерпевшего. В такой ситуации судебно-медицинский эксперт, разумеется даст заключение о том, что причиной смерти явились повреждения, характерные для железнодорожной травмы. Поэтому крайне важно, чтобы эксперт ограничил повреждения, ранее нанесенные преступником потерпевшему с целью лишить его сознания, от причиненных наездом транспортного средства.
Значительно легче разоблачить инсценировку, если на рельсы был положен труп. В таких случаях эксперту достаточно различить прижизненные повреждения, явившиеся причиной смерти потерпевшего, и посмертные повреждения, характерные для железнодорожной травмы. Однако, если наезд на труп произошел спустя 10-30 минут после смерти потерпевшего, то могут наблюдаться некоторые признаки при жизненности повреждений. В таких случаях требуются специальные методы исследования повреждений (гистологический, гистохимический).

Но как бы ни стремился преступник инсценировать обстановку смерти от несчастного случая, следователь может и должен найти пути его разоблачения.
При расследовании такой категории преступлений следует учитывать, что убийца почти всегда, торопится и может упустить те или иные детали, допустить несообразности, которые не согласуются с навязываемой им следователю версий о том, что смерть последовала в результате несчастного случая. Отсюда вытекает вся значимость тщательного всестороннего осмотра места происшествия. При расследовании дел данной категории особо важное значение имеют, так называемые, негативные обстоятельства. Они могут относиться к характеру телесных повреждений убитого, его позе, времени наступления смерти, состоянию одежды и т.п. На выявление таких обстоятельств должно быть направлено внимание следователя при осмотре места происшествия. При осмотре места происшествия необходимо как и во всех случаях производства данного следственного действия не ограничиваться обследованием железнодорожного полотна необходимо тщательно осмотреть прилегающую с обеих его сторон местность. В ряде случаев при этом удается обнаружить следы волочения (если преступник был один и не имел транспортного средства ) или, наоборот, следы транспортного средства, дорожку пятен крови, выпавшие из карманов потерпевшего мелкие вещи, а иногда и предметы его одежды, обувь, головной убор.

Если опознать такого рода повреждения эксперту не столь уж сложно, поскольку железнодорожные повреждения весьма характерны, как правило, они влекут за собой грубые и обширные разрушения костей и внутренних органов. Кроме того, тело погибшего оказывается размятым и расчлененным на части, а на коже трупа в местах пореза колесами поезда остается след в виде широкой полосы осад нения буровато-коричневого цвета.
Существенную помощь в решении вопроса о наличии убийства могут оказать следователю материалы судебно-медицинского исследования трупа при инсценировке наезда поезда. Поэтому наряду с общими вопросами о причине смерти необходимо поставить вопросы о характере всех обнаруженных повреждений, их детального разграничения. (Какие были нанесены при жизни, а какие после смерти). При этом всегда нужно иметь в виду, что погибший мог быть умерщвлен не только путем нанесения ему телесных повреждений каким-либо орудием, но и путем отравления, удавления и иным способом. Для правильного направления следствия очень важно установить, какой именно вид насильственной смерти имел место в данном случае и каковы причины смерти.

При обнаружении человека или трупа обычно локомотивная бригада останавливает поезд и сообщает об этом дежурному по станции. Если же наезд не был замечен локомотивной бригадой этого поезда и труп обнаружен другими работниками железнодорожного транспорта или посторонними лицами (членами локомотивной бригады встречного поезда, последующего, путевыми обходчиками и др.), необходимо принять все усилия для установления в первую очередь локомотива, с целью выявления следов наезда (брызг и крови, волосы, части тела человека). Установление членов локомотивной бригады необходимо также и потому, что они на первоначальном этапе расследования являются единственными свидетелями происшедшего. Их подробный допрос поможет установить картину события.

Личность потерпевшего устанавливается в территориальных органах милиции, куда родственники обращаются с заявлением о пропаже потерпевшего, а также путем опроса жителей с предъявлением фотографии.
Установив личность убитого, следователь выясняет, где и когда, с кем видели потерпевшего в последний раз, мог ли он и по каким причинам сам оказаться на железнодорожном пути и в данном месте, Желательно наиболее полно выяснить, чем занимался, где бывал и с кем встречался потерпевший в день происшествия, куда он намеривался пойти или уехать. По возможности точно проследить маршрут движения потерпевшего в период, предшествующий обнаружению его трупа.
Для установления личности преступника важно изучить личные связи потерпевшего, круг лиц, с которыми он общался (родственников, знакомых), характер взаимоотношений между ними. Изучение связи между потерпевшим и лицами, с которыми он соприкасался, может помочь выявить среди них лиц, которые в силу определенных побуждений (корысть месть, ревность, ссора и т.д.) могли совершить убийство или участвовать в нем.

Иногда уже в результате осмотра места происшествия и других первичных действий следователю удается установить не только факт инсценировки смерти от наезда поездом, опровергнуть версии о несчастном случае или самоубийстве потерпевшего, но и собрать достаточные данные для постановки и проверки версий о характере преступления, которое стремился скрыть преступник.

К инсценировкам для сокрытия убийства прибегают чаще всего лица, связанные с потерпевшим. Из данной закономерности вытекает необходимость проверки возможности совершения убийства кем-то из «своих».
Если есть основания подозревать в убийстве определенных лиц, надо проверить их поведение до наступления смерти потерпевшего и после обнаружения трупа.

С особой осторожностью нужно относится к выдвижению версий как убийства так и самоубийства потерпевшего со стороны допрашиваемых лиц. Так если большинство родственников полностью исключают возможность самоубийства, а один из них постоянно проводит эту мысль, необходимо тщательно проверить причастность данного лица к совершению убийства. Если же близкие потерпевшего предлагают следователю свое обоснованное объяснение о причине и обстоятельствах смерти погибшего, внимание с первых же следственных действий должно быть сосредоточено на проверке данной версии.

Если версию поддерживают несколько человек, то очень важно выяснить, кто из них поддержал и выдвинул ее первым, чтобы проверить возможную причастность к убийству автора версии, параллельно с этим надлежит выяснить и обстоятельства, прямо указывающие на факт убийства. Однако, далеко не всегда убийца сразу же выдвигает ложную версию, тем самым представляя следователю возможность проверить придуманные им факты и, опровергнув их, изобличить автора версии явной лжи. Нередко убийца занимает пассивную, выжидательную позицию, воздерживаясь от всяких утверждений. Чаще всего так ведут себя лица, совместно с потерпевшим не проживающие, не являющиеся членом его семьи.

Целесообразно всех установленных следствием лиц, связанных с потерпевшим, занести в отдельный список, а затем приступить к проверке причастности их к убийству потерпевшего. Не обязательно всех этих лиц проверять следственным путем. Процесс этот трудоемкий и такой путь может оказаться слишком длительным. Для ускорения проверки следователь наряду с проведением следственных действий дает соответствующие поручения оперативным работникам, которые могут быстро провести необходимую проверку, не спугнув при этом преступника, если он окажется среди проверяемых, а также могут дать иную интересующую следователя информацию.

Оправдательная версия подозреваемого обычно охватывает собой не только причину и обстоятельства смерти погибшего, но и взаимоотношения с последним. Рассказывая о них и понимая, что безмотивное убийство — исключение, преступник из числа «своих», стараясь оправдаться, почти всегда утверждает, что между ним и потерпевшим существовали хорошие, по крайней мере нормальные отношения и что у него не было никакой заинтересованности в смерти, а следовательно, отсутствовали и мотивы к его убийству. Лишь изредка подозреваемый признает, что у него бывали столкновения с потерпевшим, но старается приуменьшить их значение, изображая их как случайные и кратковременные.

При убийстве кого- либо из членов семьи по заранее обдуманному плану преступники нередко перед реализацией замысла специально изменяют свое поведение, чтобы создать у окружающих впечатление прекрасного отношения к будущей жертве, своеобразное «психологическое алиби», и тем самым отвести от себя в дальнейшем возможные подозрения.

Авторы: Абраменкова В. С., Стрелец С. В.

Сибирский Юридический Вестник. — 2001. — № 2.

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев