В криминалистической литературе высказывалось мнение, что большой надежностью обладает метод идентификации человека по маскам, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в совокупности с традиционными и новыми методами фиксации внешности человека. В то же время на практике посмертные маски (слепки) с лица погибшего (умершего) изготавливаются крайне редко.
Для выяснения причин редкого использования посмертных масок для фиксации признаков внешности трупов был проведен анализ идентификационной информации о внешности человека, фиксируемой с помощью скульптурных масок, сравнение эффективности масок и фотографических методов фиксации внешности (в том числе с использованием цифровой фотографии).
Были изготовлены две прижизненные маски (с лиц мужчины 39 лет и женщины 21 года), а также сигналетические фотоснимки этих лиц. Изготовленные маски и фотоснимки предъявлялись для опознания лицам, заведомо знающим испытуемых, с чьих лиц изготавливались маски. Опознающие были разделены на две группы по пятьдесят человек. Одной группе предъявлялись для опознания маски, другой — фотоснимки. Вследствие того, что опознающим были хорошо известны лица, запечатленные на фотоснимках и скульптурных масках, маски и фотоснимки не предъявлялись в группе сходных объектов. Опознающим предлагалось ответить на вопрос: «Кому из известных им лиц принадлежит изображение на фотоснимке (маске)?».
Во всех случаях предъявления для опознания анфасных и профильных фотоснимков происходило уверенное опознавание лиц изображенных на них как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
При предъявлении другой группе опознающих гипсовых масок уверенное опознание происходило в 40% случаев, в 20% опознающие отвечали неуверенно, 40 % опознающих не смогли опознать по маскам лиц, чьи маски им предъявлялись.
Результаты проведенного эксперимента показали низкую эффективность гипсовых масок по сравнению с фотоснимками.
Следует также отметить, что предъявления для опознания масок с неизвестных умерших, погибших или убитых проводится в соответствии со ст. 193 УПК РФ, устанавливающей процессуальный порядок предъявления личности для опознания.
Количество масок при предъявлении должно быть не менее трех (маска опознаваемого и две маски посторонних лиц). Для этого необходимо создавать массив масок лиц различных антропологических групп с различными признаками внешности (например, выступание лобной, носовой и ротовой областей, крупные черты лица, мелкие черты лица и их сочетание). Создание и хранение такого массива будет вызывать значительные неудобства по сравнению с массивом фотоснимков (цифровые фотоснимки, как известно, можно хранить и в электронном виде).
При предъявлении для опознания масок следует учитывать, что восприятие неокрашенной маски затруднено, а ее окраска является в достаточной степени субъективной. Специалист, раскрашивая маску, привносит новые признаки, которые, по его мнению, «оживляют» маску. С учетом посмертных явлений практически всегда требуется предварительная подготовка головы трупа к изготовлению маски.
Анализом идентификационной информации, фиксируемой с помощью масок, установлено:
- при наложении гипса на лицо происходит деформация мягких тканей под тяжестью используемого материала;
- вследствие образования мелких пузырьков воздуха в ходе заливки и необходимости удаления их отображений на позитивной маске отсутствует возможность достоверной передачи мельчайших деталей строения лица, которые в совокупности формируют группу признаков индивидуального характера;
- при изготовлении маски с лица не отображаются признаки ушных раковин, имеющих ряд ценных признаков;
- формы лица и головы в целом лучше передаются с помощью фотоснимков;
- нет возможности передать цвет волос, отобразить их структуру, седину и т.д.
Таким образом, можно констатировать, что выявляемых с помощью фотографии признаков гораздо больше, чем признаков, фиксируемых с помощью скульптурных масок.
Кроме того, на передачу признаков внешности с помощью масок влияет опыт специалиста, а также качество самой маски. При снятии маски с лица возможны повреждения (различного рода отломы, дефекты при отливке позитива), при удалении дефектов (замазывании, подчистке) признаки внешности могут исказиться.
В процессе производства портретной экспертизы необходимо решить вопрос: «Одно и то же или разные лица запечатлены на посмертной маске и прижизненных фотоснимках?» Однако сравнение абсолютно разных объектов (объемного и плоского) несколько некорректно. Рекомендуется фотографировать маску в том же ракурсе, что и на прижизненном фотоснимке, а уже затем проводить сравнительное исследование по общим правилам портретной экспертизы. Возникает закономерный вопрос: если есть возможность с помощью цифровой фотографии (видеозаписи) запечатлеть голову трупа в разнообразных ракурсах, зачем изготавливать маску?
Все вышеперечисленные причины приводят к недостоверности, к несовершенству, а следовательно — к невозможности использования скульптурных масок как самостоятельного метода фиксации признаков внешности.
Для того чтобы более или менее приблизить внешний вид трупа к естественному, необходим туалет лица трупа. Если туалет лица трупа проведен удачно, то последующая фотосъемка будет гораздо эффективнее, чем изготовление маски. Следует также отметить, что цифровая фотография с последующей обработкой изображений в графическом редакторе позволяет осуществлять «компьютерный туалет лица», что является не более субъективным, чем традиционный туалет лица трупа.
На современном этапе цифровой фотографии следовало бы отдать предпочтение перед фиксацией признаков внешности с помощью скульптурных масок.
С каждым днем возможности цифровой фотографии расширяются, она становится доступна все более широкому кругу потребителей. Сочетание минимальных затрат, высокого качества, экономии времени позволяет довести данный метод фиксации признаков внешности до совершенства. В наше время большинство экспертных подразделений оснащены современной компьютерной цифровой фотовидеотехникой.
В настоящее время для указанных целей могут применяться как программа «Abode Photoshop» версий 4, 5, 6, 8, так и специализированные программы «Cosmopolitan», «Photo fit» (подбор причесок в парикмахерской), «ФРС-3», «Нарисуй свой мир», «Facies English» (канадская версия полицейского фоторобота, позволяющая привести лицо трупа, в том числе обезображенное, со следами насильственной смерти, гнилостными изменениями, к более узнаваемому, адекватно воспринимаемому виду).
Полученные фотоснимки могут быть успешно применены при предъявлении их для опознания. При производстве портретных экспертиз следует представлять в распоряжение эксперта как фотоснимок, подвергшийся компьютерной ретуши, так и неотретушированный снимок.
Портретная экспертиза также может проводиться с использованием компьютерных средств.
Из вышесказанного следует, что метод фиксации признаков внешности с помощью скульптурных масок является недостаточно эффективным. Отказ практики от его использования это косвенно подтверждает. Возможно, в своѐ время данный метод был единственной возможностью фиксации внешности трупов, однако на современном же этапе самым простым, экономичным и удобным во всех отношениях методом является цифровая фотография.
Литература:
- ↑Федосюткин Б.А. Получение идентификационной и розыскной информации о личности погибшего (умершего): Учеб. пособие. М., 1988.
- ↑Дубягин Ю.П. Новые виды фиксации признаков внешности неизвестных погибших с помощью пластических моделей: Учеб. пособие. М., 1990.
- Фиксации признаков внешности неизвестных погибших с помощью пластических моделей: Учеб. пособие. М., 1990.
Авторы:
- А.Н. Вьюнник, Эксперт ЭКЦ при ГУВД Алтайского края.
- М.Н. Шухнин, Начальник кафедры Саратовского юридического института МФД России, канд. юрид. наук, доцент.
Статьи по теме:
Арт-криминалистика: суть и потенциал
Учеты и учетная документация, используемые при расследовании уголовных дел