Одной из функций криминалистики является интеграция достижений различных технических, естественных, гуманитарных наук в судопроизводство. Наука криминалистика родилась из недр уголовного процесса, поэтому традиционно ее основные положения разрабатываются применительно к сфере уголовного судопроизводства. На современном же этапе многие ученые заявляют о необходимости разработки проблемы внедрения основных положений криминалистики и в другие виды судопроизводства. Причем под судопроизводством традиционно понимается деятельность компетентных органов по судебному разбирательству не только уголовных, но и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, арбитражных споров. В связи с этим начинают исследоваться вопросы об особенностях проявления закономерностей собирания, исследования, оценки и использования доказательств в гражданском, административном, арбитражном и конституционном судопроизводстве.
Нередко в ходе гражданского и арбитражного судопроизводства у юристов появляется необходимость в исследовании доказательств, позволяющих выявить признаки преступлений (обман и злоупотребление доверием при приобретении права собственности, признаки подделки документов и т. д.). В гражданском процессе требует разработки методика исследования доказательств по делам различных категорий (трудовым, семейным, наследственным). На стыке криминалистики и административного процесса следует разрабатывать вопросы тактики и технологии реализации правоотношений, связанных с процедурой использования специальных познаний при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Анализ нового КоАП РФ позволяет выявить необходимость и целесообразность применения криминалистических познаний при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Эта проблема тесно связана с проблемой становления административного процесса. Введение Конституцией РФ 1993 г. в научный оборот нового понятия административного судопроизводства способствовало появлению значительного числа интересных публикаций, посвященных проблемам административного процесса и административной юстиции.1 Далеко не все они бесспорны, в частности, полагаем, следует дифференцировать понятия «административный процесс» и «административная юстиция». Несколько спорной представляется позиция Ю. Н. Старилова, согласно которой «административный процесс (административная юстиция) — это система судебных (или квазисудебных) органов, которые рассматривают дела, возбуждаемые по искам граждан, считающих, что действиями и решениями (административными актами) органов управления и государственных служащих нарушены их права и свободы».2
Такой подход не может не вызвать возражений. Во-первых, административный процесс рассматривается традиционно как совокупность различных административных производств. Во-вторых, административная юстиция (административное судопроизводство) осуществляется только судом. Административный же процесс — более широкое понятие, включающее не только административную юстицию, но и деятельность по рассмотрению административных дел органами исполнительной власти.
В период становления административного процесса для развития его теоретических основ целесообразно обращаться к смежным отраслям права. Поэтому в последние годы появились исследования междисциплинарного характера на стыке административного процесса, с одной стороны, и гражданского и арбитражного процессов — с другой.3
Ввиду наличия ряда общих черт уголовного и административного процессов нам видится большой потенциал в разработке смежных вопросов административного процесса и криминалистики. К сожалению, подобного рода исследований почти нет. Лишь в работах Т. С. Волчецкой, Е. В. Додина, Е. В. Крыгина, Б. В. Российского, Е. Р. Российской рассмотрены отдельные аспекты этой проблемы, связанные главным образом с применением специальных познаний.4 Весь богатый потенциал взаимодействия и взаимообогащения наук административного процесса и криминалистики еще не нашел достаточного отражения в научной литературе.
Необходимость в разработке этих вопросов связана с принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. I В нем, в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР, содержится значительно больше процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях. Одной из особенностей нового Кодекса является широкое использование традиционно криминалистических терминов, таких, например, как «следы административного правонарушения» (ст. 26.6), «идентификационные признаки» (ст. 27.7, 27.8, 27.9, 27.10, 27.14), «назначение экспертизы» (ст. 26.4) и др.
Сближению административного процесса с уголовным и соответственно с криминалистикой, безусловно, способствует включение в КоАП РФ неизвестного прежде административному законодательству понятия административного расследования. Ранее это понятие использовалось исключительно в науке административного права,5 теперь же дефиниция «административное расследование» получила и «законодательную прописку».
К сожалению, КоАП РФ не раскрывает содержания понятия административного расследования, хотя из смысла ст. 28.7 КоАП РФ можно выявить специфические особенности административного расследования:
1) административное расследование проводится лишь по определенным категориям наиболее сложных административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, например, по делам о нарушениях антимонопольного законодательства (ст. 14.9), законодательства о рекламе (ст. 14.3), валютного законодательства (ст. 15.25), законодательства о защите прав потребителей (ст. 14.4—14.8) и некоторых других;
2) административное расследование по указанным делам об административных правонарушениях проводится лишь в том случае, если необходимо назначение экспертизы или проведение иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат;
3) решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается уполномоченными на то должностными лицами, перечисленными в ст. 28.3 КоАП РФ;
4) о возбуждении дела должностными лицами выносится определение, при возбуждении дела прокурором — постановление;
5) административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения;
6) срок административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении; в исключительных случаях указанный срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев;
7) по результатам административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Многие признаки составов административных правонарушений практически идентичны смежным составам преступлений, отличаясь лишь последствиями. Поэтому в ходе административного расследования точно так же, как и при расследовании уголовных дел, целесообразно использовать апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя на практике криминалистические методы и способы, традиционно используемые преимущественно в уголовно-процессуальной сфере. Например, все дорожно-транспортные происшествия (ДТП) делятся на административные правонарушения и преступления. Их составы имеют внешнее сходство и различаются по последствиям. Так, лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные последствия — менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, относятся к дорожно-транспортным преступлениям, т. е. к деяниям, влекущим уголовную ответственность в соответствии с УК РФ. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности. Тем не менее первоначальные действия по обнаружению и сбору доказательств во всех случаях ДТП должны проводиться с использованием аналогичных методов. Таким образом, применение криминалистических методов повысит эффективность административного расследования и в то же время существенно обогатит криминалистическую науку. Учение о криминалистической характеристике того или иного вида преступления расширит свое содержание за счет дополнения его обобщенными данными анализа соответствующих административных правонарушений.
Представляется, что к основным направлениям «взаимодействия» криминалистики и административного расследования можно отнести следующие: положения теории идентифицикации; криминалистическое учение о версии; отдельные положения трасологии, касающиеся закономерностей обнаружения, выявления и фиксации материально-фиксированных следов; особенности использования научно-технических средств в административном расследовании; тактические вопросы назначения экспертиз. Остановимся на каждом из названных направлений подробнее.
Как справедливо указывается в литературе, в настоящее время метод криминалистической идентификации перешел в новое качество и трансформировался в систему универсальных технологий юридического доказывания. Этот метод актуален как в оперативно-розыскной и следственной деятельности по установлению преступников, орудий и средств преступления и опознанию потерпевших, так и в гражданском, арбитражном и административном процессе.6
КоАП РФ открывает большие возможности для использования идентификации в производстве по делам об административных правонарушениях. Например, в ч. 6 ст. 27.9 указано: «В протоколе о досмотре транспортного средства указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства (курсив наш. — Т. В., В. X.)». Статья 16.11. КоАП РФ вводит еще одно понятие — средства идентификации, используемое прежде лишь Таможенным кодексом РФ. В указанной статье предусмотрено, что уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации, примененных таможенным органом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 10 МРОТ; на должностных лиц — от 5 до 20 МРОТ; на юридических лиц — от 50 до 200 МРОТ.
Действующий КоАП РФ не определяет ни понятие идентификационного признака, ни понятие средств идентификации. Представляется, что в этом и нет необходимости, поскольку в теории криминалистики давно разработано понятие идентификационного признака, являющегося одним из центральных в теории идентификации.7 Многие положения теории судебной идентификации вполне могут и должны быть адаптированы к специфике административного процесса.
В процессе административного расследования уполномоченное должностное лицо может выдвигать одну или несколько административных версий об обстоятельствах совершения административного правонарушения. Понятие административной версии в настоящее время пока не исследовано, но, полагаем, в перспективе административная версия как важный элемент административного расследования получит дальнейшее развитие не только в теории, но и на практике. При этом за основу может быть принято криминалистическое учение о версиях, исходя из которого административную версию можно было бы определить как основанное на фактических данных обоснованное предположение лица, уполномоченного вести административное расследование, о сущности исследуемого административного правонарушения, отдельных его обстоятельствах и деталях и их связи между собой, требующее соответствующей проверки.
Новый КоАП РФ уделяет достаточно много внимания вещественным доказательствам. В ст. 26.6 вещественные доказательства определены как орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Таким образом, законодателем введено в оборот новое понятие — «следы административного правонарушения». В связи с этим представляется, что трасология — криминалистическое учение о следах, которое включает только следы преступлений, может «обогатиться» за счет включения в него понятия следов административных правонарушений. Скорее всего учение о следах должно быть единым и включать в себя не только понятие следов преступления, но и следов административных правонарушений.
Часть 2 ст. 26.6 КоАП РФ предусматривает, что вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. Более подробно в Кодексе особенности фиксации вещественных доказательств регламентированы применительно к пробам и образцам товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы. Установлено, что в случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ч. 2 ст. 26.6 КоАП РФ). Необходимо отметить, что указанные способы фиксации вещественных доказательств согласно КоАП РФ могут использоваться в ходе применения некоторых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, таких, как, например, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7); осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8); досмотр транспортного средства (ст. 27.9); арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).
Упоминание в КоАП РФ о фото- и киносъемке, видеозаписи и других способах фиксации вещественных доказательств свидетельствует о стремлении законодателя внедрить в административный процесс современные средства криминалистической техники. Тактическим аспектам использования фотосъемки и видеозаписи посвящены многие работы криминалистов, основные положения которых также с успехом могли бы быть внедрены в административное расследование.
Административный процесс так же, как и уголовный, сегодня немыслим без применения технических средств. Именно поэтому в КоАП РФ включена специальная статья (ст. 26.8), регламентирующая использование показаний специальных технических средств в производстве по делам об административных правонарушениях. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
На применение современных технических средств должностными лицами, ведущими производство по делам об административных правонарушениях, нацеливают и некоторые подзаконные акты. Так, Положение о таможенном досмотре товаров и транспортных средств предусматривает, что для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяются различные виды технических средств таможенного контроля (ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т. п.).8 Сотрудники таможенных органов в ходе таможенного досмотра товаров и транспортных средств могут использовать, например, такие технические средства, как щупы, досмотровые зеркала, рентгеновские установки, металлоискатели и металлодетекторы, средства дозиметрического контроля и др. В производстве по делам об административных правонарушениях может найти применение и иная криминалистическая техника.
В период перехода государства к рыночной экономике экспертизы в сфере государственного управления получили широкое практическое распространение, они назначаются органами и должностными лицами таможенных органов, нотариата, социальной защиты. Новый КоАП РФ содержит специальную ст. 26.4, регламентирующую назначение экспертизы. Так, в случаях, когда при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
К сожалению, эта норма далеко не безупречна: главный ее недостаток заключается в том, что ее применение полностью зависит от административного усмотрения судьи, органа, должностного лица, которые в каждом конкретном случае чисто субъективно будут решать, необходимы ли в данном случае специальные познания.
До принятия ныне действующего КоАП РФ экспертизы по административным делам назначались редко. Подавляющее большинство экспертиз производится по уголовным делам.9 Но и новая норма в ее нынешней редакции вряд ли найдет широкое применение. Ведь назначение экспертизы по этой статье ни по одному из составов административных правонарушений не является обязательным. В сложившейся ситуации, на наш взгляд, следует внести дополнения в ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ, предусмотрев обязательные случаи назначения экспертизы по делам об административных правонарушениях. В пользу такого предложения говорит то, что в КоАП РФ включены такие составы административных правонарушений, по которым назначение экспертизы судьей, органом, должностным лицом не может не быть обязательным. Например, ст. 19.23 предусматривает административную ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт. Совершенно очевидно, что факт подделки документов, штампов, печатей или бланков может быть установлен только в результате проведения экспертизы.
Представляется, что на стыке криминалистики и административной юстиции следует разрабатывать вопросы тактики и технологии реализации правоотношений, связанных с процедурой назначения экспертизы по делам об административных правонарушениях. С тактических позиций процедура назначения судебной экспертизы в административном процессе может быть разбита на следующие стадии:
— поиск и подбор объектов, направляемых на экспертизу;
— при необходимости идентификационного исследования — подготовка образцов для сравнительного исследования;
— выбор экспертного исследования или эксперта по соответствующему направлению в зависимости от специфики требуемых специальных познаний;
— вынесение мотивированного определения о назначении экспертизы;
— исполнение определения — направление его вместе с объектами экспертного исследования в экспертное учреждение или эксперту.
Есть насущная необходимость детального исследования тактической специфики названных стадий применительно к делам об административных правонарушениях.
Однако чтобы предлагаемые новые теоретические разработки нашли свое практическое воплощение в ходе административного расследования, они должны носить адресный характер, быть рассчитаны не на применение «вообще», а к соответствующим типовым ситуациям. В последние годы в криминалистике утвердился ситуационный подход к реализации в практике разрабатываемых ею теоретических положений. В уголовно-процессуальной сфере ситуационный подход позволяет оптимально построить модель имевшего место преступного события. В некоторых случаях именно предкриминальная ситуация, т. е. события, непосредственно предшествующие преступлению, помогают следователю нащупать ту ниточку, за которой потянутся и все остальные детали произошедшего.
Исходные следственные ситуации определяют задачи расследования и соответственно последовательность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, выполняемых на первоначальном этапе расследования.
В самом начале своей практической деятельности следователь довольно часто встречается с новыми, незнакомыми ему следственными и криминальными ситуациями. В силу нетипичности и нестандартности таких ситуаций молодой специалист по причине отсутствия у него ситуационного мышления далеко не всегда оказывается способен самостоятельно разрешить возникающие перед ним нестереотипные задачи. На наш взгляд, в процессе административного расследования использование ситуационного подхода во многом может повысить эффективность используемых должностными лицами теоретических рекомендаций административного процесса.
Представляется, что разрабатываемая ныне криминалистическая ситуалогия способна дать ответы на подобного рода возникающие вопросы.10 В то же время необходимо предостеречь теоретиков от точного копирования положений ряда других процессуальных наук. Несмотря на тесную связь уголовного и административного процесса, нельзя поддержать слепое заимствование терминологии уголовно-процессуального характера. Так, Н. В. Комарова предложила внести и в КоАП, и в учебную и научную литературу понятие «обвиняемый в совершении административного правонарушения» вместо «лицо, привлекаемое к административной ответственности».11 Подобное предложение высказывалось А. Е. Луневым еще в 1962 г., но не встретило поддержки.12
Мы полагаем, что введение такой процессуальной фигуры, как обвиняемый, в административном процессе неприемлемо по следующим соображениям. Во-первых, это противоречило бы Конституции РФ, в ст. 47, 48 и 49 которой говорится об обвиняемом в совершении преступления. Во-вторых, согласно действующему УПК РФ лицу, привлекаемому в качестве обвиняемого, должно быть предъявлено обвинение (ст. 172). Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает предъявления обвинения лицу, привлеченному к административной ответственности.
В нынешних условиях административный процесс немыслим без опоры на научно-технический прогресс, а поэтому в КоАП РФ могут найти широкое применение некоторые современные криминалистические методы. Такой подход, несомненно, открывает широкие перспективы для совместных научных исследований криминалистов и административистов на основе последних достижений криминалистической науки.
* Доктор юрид. наук, профессор, академик РАЕН, зав. кафедрой Калининградского государственного университета.
** Кандидат юрид. наук, доцент, зам. декана юридического факультета Калининградского государственного университета.
© Т. С. Волчецкая, В. Н. Хорьков, 2003
1 См., напр.: Салищева Н. Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001; Старилов Ю. Н. Административная юстиция: Теория, история, перспективы. М., 2001; Хаманева Н. Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.
2 Старилов Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. С. 39.
3 См., напр.: Абсалямов А. В. Проблемы административного судопроизводства в арбитражном процессе: Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 2000.
4 Волнецкая Т. С. Экспертиза в административном процессе: вопросы тактики и процессуальной регламентации //Актуальные проблемы теории права и государства: Сб. науки. трудов / Под ред. А. Н. Соколова. Калининград, 2001; Додин Е. В. Доказательства в административном процессе. М., 1973; Крыгин Е. В. Криминалистическая экспертиза в административном процессе: Автореф. канд. дис. Харьков, 1982; Российская Е. Р. Использование специальных познаний в судопроизводстве // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства: По материалам научно-практической конференции. М., 2001; Российский Б. В., Муратова О. А. Правовые аспекты использования специальных познаний при производстве по делам об административных правонарушениях // закон и право. 1998. № 10. С. 4.
5 Бахрах Д. Н. Административная ответственность. М., 1999. С. 70-72; Лунев А. Е. Вопросы административного процесса// Правоведение. 1962. № 2. С. 47.
6 Колдин В. Я. Судебная идентификация. М., 2002. С. 9; Криминалистика: Учебник / Под ред. Н. П. Яблокова. М., 2000. С. 74-90.
7 Белкин Р. С. Курс криминалистики. Т. 2: Частные криминалистические теории. М., 1997. С. 92; Колдин В. Я. Судебная идентификация. С. 517.
8 Положение о таможенном досмотре товаров и транспортных средств (п. 71), утв. Приказом ГТК РФ от 8 мая 2002 г. № 470 // Российская газета. 2002. 20 июня.
9 Российская Е. Р., Российский Б. В. Статус эксперта и специалиста, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении // Журнал российского права 2000. № 9. С. 34.
10 Волчецкая Т. С. Криминалистическая ситуалогия. М., 1997; Зорин Г. А. Теоретические основы криминалистики. Минск, 2000.
11 Комарова Н. В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел (милиции): Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 2002. С. 8.
12 Лунев А. Е. Вопросы административного процесса// Правоведение. 1962. № 2. С. 48-49.
Статьи по теме:
О необходимости изучения криминалистики студентам гражданско-правовой и государственно-правовой специализации. Россинская Е. Р.