Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Преступления против половой неприкосновенности

Типичные следственные ситуации, возникающие при допросе малолетних потерпевших по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и его тактические особенности

Допрос малолетнего потерпевшего имеет свои особенности в силу возраста допрашиваемого лица, психологических и физических особенностей, так, например, Еникеев М.И. отмечает такие характерные черты психики несовершеннолетних как ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков, особенности эмоционально-волевой регуляции.

Первым кто ввёл в науку термин «следственная ситуация» стал Алексей Никифорович Колесниченко – советский учёный-криминалист, употребив его в своей диссертации 1967 г. — «Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений».

Разумеется, и раннее имелось подобие широко применяющемуся сегодня термину следственная ситуация, так А.В. Шмонин, отмечает в своей научной статье «Первая известная автору настоящей статьи работа, описывающая прообраз следственных ситуаций (а точнее ее виды), принадлежит Петру Раткевичу («Зерцало правосудия», 1805 г.), в которой он писал, что «судебное дело состоит из трех частей: 1) исследование, 2) определение, 3) приговор и заключение». Исследование, по мнению П. Раткевича, есть способ, который начинается «1) от лица, 2) от самого дела, 3) от причины, 4) от места, 5) от способа, 6) от орудий, 7) от времени, 8) от случая, 9) от удобности».

Под следственными ситуациями следует понимать определенное следователем на основе имеющейся у него процессуальной и непроцессуальной информации по расследуемому делу фактическое, объективное положение, складывающееся в конкретный момент проведения следственного действия или расследования в целом, характеризующее криминалистическое своеобразие возникшего момента.

Своеобразная особенность расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности связана с тем, что как правило, в большинстве случаев основанием для возбуждения уголовного дела являются показания потерпевшего, но в силу его малолетнего возраста перед следователем образуются трудности — в виде получения показаний и их оценки.

Первая проблема обусловлена тем, что целью допроса является получение достоверной полной и подробной информации, однако в связи с учётом характера, совершенного в отношении малолетнего лица преступления, а также психотравмирующей ситуации в которую придется погрузиться потерпевшему для детального описания события преступления следователю будет достаточно сложно взаимодействовать с ним. Поэтому обязательное участие психолога, указанное в уголовно-процессуальном законе целесообразно и направлено на оказание помощи следователю при проведении допроса.

Среди преступлений против половой неприкосновенности в большинстве своем распространен высокий уровень латентности в силу того, что потерпевшим является малолетнее лицо, которое либо не осознает опасность действий, совершаемых в отношении него, либо не знает куда и к кому обратиться или же вовсе боится сообщать подобную информацию, так как она касается его интимной жизни.

В основном по таким преступлениям основанием для возбуждения уголовного дела являются

  • заявление самого потерпевшего или его родственников о совершенном деянии;
  • заявление самого потерпевшего или его родственников о совершенном деянии;
  • заявление самого потерпевшего или его родственников о совершенном деянии;
  • заявление самого потерпевшего или его родственников о совершенном деянии;
  • заявление самого потерпевшего или его родственников о совершенном деянии;

Вопрос о принятии заявления от самого малолетнего лица остается открытым, некоторые исследователи отмечают, что на практике сотрудники соответствующих органов обычно отказываются принимать заявление от малолетнего и просят прийти с законным представителем после чего оно будет зарегистрировано, но стоит заметить, что не всегда малолетний находится в доверительных отношениях с законным представителем и поэтому данное обстоятельство является барьером о сообщении преступления, с другой стороны это делается это для того, чтобы убедиться в истинности сведений, изложенных в заявлении.

Рассмотрим типичные следственные ситуации, возникающие на первых двух стадиях допроса. При подготовке к проведению допроса следователь, как правило, владеет:

  • информацией о совершенном деянии и подозреваемый задержан — является наиболее благоприятной для следователя;
  • информацией о возрасте малолетнего;
  • данными о времени совершения преступления, оно произошло либо относительно недавно от момента регистрации сообщения о преступлении, либо же между ними прошел достаточно длительный срок – такая информация при благоприятной ситуации будет указана в заявлении о сообщении преступления, которую следователь в процессе проведения допроса детализирует;
  • сведениями о предполагаемом лице, совершившем преступление – менее благоприятная ситуация, следователю необходимо принять ряд решений, о проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, таких как осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, очевидцев при их наличии и т.д., а также назначении соответствующих экспертиз;
  • сведениями, характеризующими личность потерпевшего, её можно получить путем запроса характеристики в образовательные (воспитательные) учреждения, но в виду того что зачастую характеристики в таких организациях являются типовыми, т.е. одинаковыми практически для каждого воспитанника/ученика, что будет являться преградой к установлению особенностей личности потерпевшего, поэтому рекомендуется произвести соответствующие процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия, например, таких как наблюдение и опрос, в последнем случае информация будет носить лишь ориентирующий характер.
  • данные о субъекте преступления абсолютно неизвестны, или являются достаточно ограниченными – самая неблагоприятная следственная ситуация. Она, к примеру, возникает при разовом совершении преступления, лицом которого ранее малолетний не видел. В таких случаях необходимо провести осмотр места происшествия, допросы потерпевшего, предполагаемых свидетелей и т.д.

В ходе рабочей стадии допроса, т.е. непосредственного его проведения, возникают следующие типичные следственный ситуации:

1) малолетний потерпевший обладает всеми данными о лице, совершившем преступление желает и может изложить их – такая следственная ситуация является бесконфликтной и очень благоприятна для следователя;

2) малолетний потерпевший также имеет в своем распоряжении информацию о лице, совершившем преступление желает, однако не может изложить её, такое происходит, например, в силу возникновения тревоги потерпевшего, наличия у ребёнка проблем с развитием речевого навыка, или же он вовсе в силу возраста не может доступным для следователя языком объяснить её. В практике известны случаи, когда ребенок на фоне стрессового состояния отказывается давать показания, в частности Ломакина А.А. в своей научной работе обозначила данную проблему со ссылкой на материалы уголовного дела, находящиеся в архиве Московского областного суда – «Малолетней потерпевшей (малолетнему потерпевшему) причинен тяжкий вред здоровью в связи с развитием постравматического стрессового расстройства, вследствие этого она (он) временно не может участвовать в допросе, очной ставке и давать показания, которые имеют исключительно важное значение для планирования расследования. По указанным выше причинам, как было установлено при изучении уголовного дела по обвинению Р. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132 УК РФ, потерпевшая была допрошена и смогла дать показания, изобличающие виновного, только через 4 месяца после возбуждения уголовного дела».

Описанные ситуации имеют определённый уровень неблагоприятности для следователя, устранить который в какой-то степени поможет специалист, в данном случае это психолог, а также применение самим следователем тактических приемов.

В ходе подготовки к допросу следователь должен выявить необходимость привлечения к следственному действию лиц, обладающих специальными знаниями, в соответствии с ч. 4 ст. 191 УПК РФ — при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно. Рассмотрим один из аспектов привлечения специалиста, некоторые авторы утверждают, что необходимо, чтобы все лица, принимающие участие в допросе были одного пола с малолетним потерпевшим, более того предлагается внести это условие в ст. 191 УПК РФ, и сделать его императивным. На наш взгляд это недопустимо, т.к. если это малолетний мужского пола, являющийся потерпевшим насильственных действий, однополый с ним специалист может явиться причиной его стеснения и скованности. Разумеется, мнение вышеотмеченного автора имеет место быть в некоторых случаях, но его намерение по внесению изменений, в ст. 191 УПК, которое будет являться обязательным – необоснованно. Данное обстоятельство в очередной раз подчеркивает необходимость индивидуального подхода к тактике следственного действия.

3) малолетнее лицо отказывается давать показания, подробно описывающие событие преступления или целом о совершенном в отношении него деяния, в силу того, что испытывает чувство стыда, боязни, что обстоятельства дела станут достоянием посторонних лиц, осуждения со стороны окружающих и так далее. Если две первых вышеописанных следственных ситуаций являются бесконфликтными, то, изложенная в последнем пункте– конфликтной. По общему правилу конфликтные следственные ситуации при допросе потерпевшего не являются типичными, т.к. цели, интересы следователя и потерпевшего совпадают. Следователю в таком положении необходимо применить все усилия для того, чтобы лицо вышло с ним на контакт и почувствовало, что следователь желает помочь ему, можно применить тактические приемы беседы, на отвлеченные темы, а затем постепенно перейти к предмету допроса, проявить заинтересованность к увлечениям потерпевшего, снять напряжение, и так далее это поспособствует установлению доверительных отношений.

В зависимости от следственной ситуации у следователя возникают типичные следственные версии, которые сложились у него еще как до проведения допроса, так и в процессе, чаще всего возникает предположение о домашнем насилии. Это подтверждается практическими данными, так руководитель ГСУ СК по Московской области Андрей Марков в своем интервью указал, что в 80 процентах случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственниками или знакомыми.

Хотя безусловно, нельзя утверждать, что информация, приведенная на основе статистических данных отражает сто процентную реальность, потому как преступления против половой неприкосновенности имеют высокий уровень латентности.

Таким образом при допросе потерпевшего могут складываться типичные следственные ситуации благоприятного характера, когда он может и желает излагать информацию, и неблагоприятные – желает, но не может в силу различных факторов показать её, реже встречаются конфликтные следственные ситуации – лицо не желает входить в коммуникативную связь со следователем в зависимости от сложившейся следственной ситуации следователь выбирает определённую тактику допроса.

Некоторые авторы справедливо отмечают в своих работах, что перед допросом подростка нужно поговорить с ним в свободной форме на нейтральные темы. Нам данный подход представляется вполне обоснованным, потому как поспособствует положительной предрасположенности малолетнего к лицу, производящему расследование. Установление психологического контакта между допрашиваемым и следователем во многом зависит от последнего, за исключением случаев если малолетний абсолютно отказывается взаимодействовать или не способен в силу определенных особенностей давать показания. Психологический контакт желательно установить еще до непосредственного проведения допроса и поддерживать его в процессе.

Так Васкэ Е.В. подразделяет по возрастным категориям малолетних тактику проведения допроса — допрос потерпевшего дошкольного (4—7 лет) и младшего школьного (8—11 лет) возраста целесообразно начинать с вовлечения ребенка в беседу, не касающуюся существа уголовного дела, при необходимости прибегая к помощи педагога (психолога). Снятию эмоциональной напряженности малолетнего потерпевшего может способствовать:

  1. побуждение его к рассказу на отвлеченные темы путем постановки нейтральных по существу дела, но относящихся к зоне его интереса вопросов («Как зовут твою подружку?», «Вы с ней часто учите уроки вместе?» т. п.);
  1. предложение нарисовать рисунок на нейтральную относительно криминальной ситуации тему с дальнейшим его обсуждением посредством постановки открытых вопросов

После перерыва в допросе разговор с малолетним потерпевшим постепенно переводится на тему,

составляющую основу уголовного дела. При этом, побуждая ребенка к даче правдивых показаний (ч. 2 ст. 191 УПК РФ), целесообразно подчеркивать неизбежность наказания виновного.

Допрос потерпевшего пубертатного возраста (12—15 лет) целесообразно начинать с нейтрального разговора об его учебе, увлечениях и т. д., избегая вопросов, даже косвенно касающихся существа дела .

Во избежание того, чтобы ребенок не относится к проводимому действию несерьёзно, следователю после разговора на отвлеченные с ним темы необходимо задать вопросы, наподобие: знает ли малолетний где он находится, для чего он здесь, по какому поводу предстоит разговор.

Часть свободного рассказа представляет собой изложение лицом информации, относящейся к событию преступления. В общем порядке непринято перебивать рассказывающее лицо, однако показания малолетнего могут быть непоследовательными и неполными особенно если с момента совершения преступления прошёл относительно длительный срок. В таких случаях следователю необходимо задать определенное направление, для того, чтобы малолетний не запутался в своих показаниях, а также при отклонении от предмета допроса, рекомендуется тактично подправить допрашиваемого. До начала свободного рассказа в целях придания ему системности можно задать малолетнему лицу вопросы: когда и в каком месте произошло событие преступления, кто в нем участвовал? Необходимо также указать, что в силу возраста, малолетним гораздо проще перенести стадию свободного рассказа именно путем периодичной постановки вопросов. Со стороны следователя должная проявляться внимательность и заинтересованность, так как дети очень чувствительны и в случае ощущения равнодушия могут замкнуться и тогда цель допроса не будет достигнута.

Особое внимание следует обратить на то, что в большинстве своем следователями являются представители мужского пола, и если малолетним является лицо женского пола, она скорее всего будет испытывать чувство стыда и неловкости при тщательном описании интересующих следователя событий, тут можно предложить потерпевшей самостоятельно зафиксировать ход произошедшего события, если это поможет снять уровень стеснения, путём собственноручного записывания. Если потерпевшим является лицо дошкольного возраста или обучающееся в начальной школе, ему скорее всего непонятно, что в отношении них запретного совершилось, здесь можно предложить сделать зарисовки так сказать воспользоваться тактическим приёмом наглядности, использовать помощь психолога, например, дать ребёнку игрушки.

По завершению допроса следователю рекомендуется заметить, важность данных показаний, поблагодарить потерпевшего за участие в допросе и в целом попрощаться с малолетним на дружественных началах.

Список используемой литературы:

  1. Еникеев М.И. Юридическая психология Учебник. СПб., 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://yurpsy.com/files/ucheb/enik2/040.htm (дата обращения 24.12.2020).
  1. Шмонин А.В. Следственная ситуация: история, проблемы и пути их решения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2014.
  2. 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sledstvennaya-situatsiya-istoriya-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 24.12.2020).
  1. Яблоков, Н. П. Криминалистика : учебник и практикум для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. —Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11035-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 32 — URL: https://urait.ru/bcode/467889/p.32 (дата обращения: 24.12.2020).
  1. Ломакина А.А. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ Вестник КРУ МВД России. 2019. №4 (46). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-rassledovaniya-prestupleniy-protiv-polovoy-neprikosnovennosti-nesovershennoletnih-napravleniya-dalneyshey-detalizatsii (дата обращения: 26.12.2020).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения 24.10.2020. (дата обращения 24.12.2020).
  1. См: Чеботарёва Т.В. Уголовно-процессуальная специфика допроса несовершеннолетних потерпевших по уголовным делам о преступлениях против их половой неприкосновенности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №2 (74). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-protsessualnaya-spetsifika-doprosa-nesovershennoletnih-poterpevshih-po-ugolovnym-delam-o-prestupleniyah-protiv-ih-polovoy (дата обращения: 24.12.2020).
  1. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20140915/1024129043.html (дата обращения 26.12.2020)
  1. Эдилова П.В. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего // Евразийская адвокатура. 2018. №4 (35). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/takticheskie-osobennosti-doprosa-nesovershennoletnego (дата обращения: 24.12.2020).

Автор: Шмелёва А.В., студент 4 курса, Института права, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

Научный руководитель: Файзуллина Алина Анисовна, кандидат юридических наук кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

Вопросы студенческой науки. Выпуск №1 (53), январь 2021.

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев