I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Расследуя дело, надлежит достоверно установить:
- личность погибшего
- личностные социально-психологические свойства и иные качества потерпевшего, знание которых взаимосвязано с решением целого ряда важнейших уголовноправовых, процессуальных и криминалистических задач. В частности:
- обнаружение и изобличение преступника
- выбор правильной тактики допроса обвиняемого (подозреваемого)
- установление наличия, формы вины, в том числе решение вопроса, не находился ли виновный в состоянии необходимой обороны или состоянии аффекта
- наиболее полное изучение обстоятельств происшедшего (установление места, времени, орудия, способа, мотива совершения преступления и др.)
- определение характера причиненного преступлением вреда и возмещение ущерба
- выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления
- правильная квалификация содеянного
- правильный выбор наказания виновному
Необходимость изучения личности потерпевшего возникает уже с первых шагов расследования дел об убийствах. Решить эту задачу довольно сложно, особенно если личность потерпевшего неизвестна. И тут важно избежать ошибок, часто встречающихся на практике. Первая — следователь недостаточно активно изучает личность потерпевшего на начальном этапе расследования, изза чего упускается время, возникают невосполнимые пробелы, появляются непреодолимые трудности, и в результате потерпевший остается неизвестным, а преступление, как правило, нераскрытым.
Другая крайность: следователь, сосредоточив внимание на выяснении личности погибшего и рассчитывая на то, что если он узнает, кто убит, легче будет обнаружить и того, кто совершил посягательство, упускает из виду поиск виновного и исследование других важнейших элементов преступления. В итоге тоже провал: потерпевший известен, но возможности для успешного поиска и, главное, изобличения виновного уже упущены, преступление остается нераскрытым.
Неотлагательность установления личности потерпевшего вовсе не означает, что только вслед за этим начинается поиск преступника. Известно немало примеров, когда убийца был обнаружен и изобличен гораздо раньше, чем установлена личность его жертвы. Расследование надлежит организовать так, чтобы решать все перечисленные задачи в комплексе.
Источниками информации о погибшем обычно являются:
люди, знавшие или ранее видевшие потерпевшего;
обнаруженные при нем документы;
его одежда и обувь;
вещи, обнаруженные у погибшего;
обстановка места происшествия и следы на нем;
жилище, рабочее место потерпевшего, находящиеся там вещи, документы, следы;
образ жизни, производственная и общественная деятельность, данные о доходах потерпевшего, отношения с людьми;
труп и признаки внешности, особые приметы (татуировки, следы на теле), папиллярные узоры, формула ДНК, группа крови погибшего;
документы медицинских, правоохранительных органов и иных организаций и предприятий, с которыми была сопряжена жизнь погибшего;
криминалистические учеты;
события, последовавшие за смертью потерпевшего, разного рода слухи и т. д.;
оперативные данные органов дознания.
Ценную информацию о погибшем может дать также моделирование поведения жертвы и виновного на месте происшествия.
Целесообразно выделить следующие этапы изучения погибшего, когда личность его не известна:
1) накопление информации о личности погибшего;
2) выдвижение версий на базе полученных данных о личности погибшего;
3) проверка выдвинутых версий;
4) продолжение изучения личности потерпевшего до полного получения необходимых сведений о нем.
Каждому этапу присущи свои промежуточные задачи и средства их решения. Те и другие стабильны и повторяются при расследовании дел данной категории. Эта закономерность позволяет составить и рекомендовать предлагаемые ниже типовые программы, которые ориентируют следователя на систему конкретных действий. Программы не только помогают в организации всестороннего изучения личности потерпевшего, но одновременно являются средством контроля и самоконтроля за ходом и правильностью решения названной задачи.
Однако следует предостеречь от механического использования программ. Важно прежде всего оценить следственную ситуацию, сложившуюся по данному делу, и применять только те рекомендации, которые ей соответствуют. Такой же рациональный подход должен быть и к выполнению предложенных в программе мероприятий. Выбор соответствующего решения на базе анализа и оценки ситуации принадлежит следователю и зависит от его умения мыслить творчески и инициативно.
II. НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЛИЧНОСТИ ПОГИБШЕГО
Эта задача обычно решается в одной из следующих ситуаций:
1) в благоприятной, когда труп не обезображен и не разложился;
2) в сложной:
а) труп обезображен, но не разложился;
б) обнаружены лишь костные останки трупа либо фрагменты сожженного тела;
3) в очень сложной, когда труп потерпевшего отсутствует.
В предлагаемых ниже программах указаны примерный объем и способы изыскания информации о личности погибшего.
Наряду с рекомендациями по изучению личности погибшего автор оставил свободные строчки (“окна”), позволяющие пополнять программу, привлекая достижения как криминалистической науки, так и передового опыта следственной практики. В результате, своевременно корректируя программы, следователь всегда будет иметь эффективные инструменты организации расследования уголовного дела.
А. Личность погибшего не известна, труп не обезображен
1. Выясните, не знает ли погибшего ктолибо из граждан.
1.1. Незамедлительно организуйте выявление и опрос свидетелей, видевших потерпевшего.
1.2. Дайте соответствующие задания органам дознания.
1.3. Используйте возможности средств массовой информации и помощь общественности.
1.4. Проведите опознание трупа.
1.5. При необходимости организуйте свободный доступ граждан к телу.
1.6.
2. Нет ли у потерпевшего какихлибо документов, указывающих на его личность и отношение к определенной местности.
2.1. Исследуйте имеющиеся документы.
2.2. Исследуйте одежду, вещи погибшего, проверьте, нет ли в них потайных карманов с документами.
2.3. При необходимости организуйте прочесывание местности, поиск документов в районе преступления.
3. Что надето на теле потерпевшего и нет ли возле него одежды, обуви, головного убора, других вещей, предметов. Не указывают ли они на личность погибшего и его отношение к конкретному району:
а) название, отличительные признаки, сезонность вещей;
б) принадлежат ли обнаруженные вещи потерпевшему. В частности, соответствует ли одежда, обувь размерам и санитарному состоянию тела умершего; имеются ли на вещах следы их использования погибшим;
в) нет ли на одежде, в карманах, под подкладкой, в обуви (под стелькой, в каблуках и т. д.), в иных вещах потерпевшего какихлибо предметов, следов грязи, пыли и других следов, по которым можно судить о владельце вещей; личности погибшего, месте его жительства, работе, связях, местах пребывания;
г) где, когда, как (кустарно или промышленно) изготовлены, проданы обнаруженные у потерпевшего вещи;
д) как обнаруженные вещи оказались у потерпевшего: были им изготовлены, от коголибо получены, куплены, похищены, найдены. Не подброшены ли они на место происшествия, не оказались ли там случайно;
е) кому ранее принадлежали вещи. Характеристика владельца;
ж) кто мог видеть обнаруженные вещи у потерпевшего.
з) не ремонтировались ли данные вещи. Какой, в каких условиях, где производился ремонт, как давно и насколько квалифицированно выполнен.
3.1. Осмотрите, сохраните обнаруженные вещи.
3.2. При необходимости организуйте прочесывание местности, сделайте дополнительный осмотр места происшествия.
3.3. Назначьте нужные по данному делу экспертизы: товароведческую, химическую, техническую, судебномедицинскую и т. д. При определении принадлежности обуви потерпевшему используйте рентгенографическое исследование.
3.4. Попытайтесь с помощью специалистов определить слой общества, к которому принадлежал погибший, его национальность, вкусы, привычки, условия проживания.
3.5. Сделайте необходимые запросы, в частности, о местах продажи и изготовления обнаруженных вещей.
3.6. Выявите и допросите лиц, которые могли видеть эти вещи у потерпевшего и узнают их. Проведите опознание вещей, а затем и личности погибшего, в том числе и по посмертной фотографии (если тело уже погребено).
3.7. Дайте соответствующие задания органам дознания.
3.8. Организуйте витрины с фотографиями или аналогами обнаруженных вещей.
3.9. Используйте средства массовой информации, помощь общественности.
3.10. При необходимости выявите и допросите о потерпевшем бывших владельцев вещей, обнаруженных у погибшего.
3.11.
4. Каковы физические данные, признаки внешности потерпевшего. Не указывают ли они на его личность и отношение к определенной местности:
а) пол, возраст, расовый тип, национальность;
б) папиллярные узоры, группа, резуспринадлежность крови, генная характеристика;
в) длина тела, стопы; телосложение (худощавое, среднее, полное, атлетическое);
г) окружность головы, особенности черепа;
д) волосы: прямые, волнистые, вьющиеся, короткие, длинные; по цвету: рыжие, светлорусые, темнорусые, черные, седые, естественный цвет, крашеные; характер прически, квалификация выполнения; облысение: лобное, теменное, макушечное, неполное, общее, залысины;
е) лицо: круглой, ромбовидной, прямоугольной, треугольной, пирамидальной, овальной формы, асимметричное; тип лица (кавказский, монгольский, среднеазиатский, европейский и др.);
ж) лоб: низкий, средний, высокий; наклон лба: скошенный, выступающий, вертикальный; ширина: узкий, средний, широкий; особенности: большие лобные бугры, сильно выступают надбровные дуги;
з) глаза: размер, положение глазных щелей (горизонтальное, скошенное наружу, скошенное внутрь); цвет, наличие линз, накладных ресниц, грима;
и) нос: большой, средний, маленький; по форме спинки: прямой, выпуклый, вогнутый, извилистый; основание носа: горизонтальное, приподнятое, опущенное; раздвоенность кончика носа;
к) рот: большой, средний, маленький; особенности: приподнятые углы, опущенные углы;
л) губы: толстые, средние, тонкие; особенности губ: выступающая верхняя, нижняя, обе, заячья губа и проч.;
м) подбородок: скошенный, прямой, выступающий; особенности: раздвоенность, глубокая подбородочная ямка, поперечная борозда на подбородке;
н) уши: большие, средние, малые; по форме: треугольные, прямоугольные, круглые, овальные; оттопыренность: верхняя, нижняя, общая; мочка: сросшаяся, отделенная, наличие прокола для серег;
о) шея: короткая, длинная, толстая, тонкая; особенности;
п) плечи: горизонтальные, приподнятые, опущенные, широкие, узкие; особенности;
р) грудь: ширина, форма; горб, другие особенности;
с) спина: ширина, горб, сутулость, другие особенности;
т) руки: длина, толщина; развитие мускулатуры; размер кистей и пальцев; размер, форма ногтей; особенности стрижки; наличие лака, накладных ногтей; дефекты рук;
у) ноги: длина, толщина; развитие мускулатуры; размер ног (обуви); дефекты, другие особенности;
ф) цвет кожи на различных частях тела (в т. ч. под одеждой); санитарное состояние тела и его отдельных частей; подногтевое содержимое;
х) наличие татуировок, их содержание (тема), местонахождение, размер, цвет красителя;
ц) наличие родимых пятен и других особых примет; отсутствие и дефекты отдельных частей тела; отсутствие, дефекты, вид зубов (крупные, мелкие, белые, желтые, наличие коронок, пломб, мостов, протезов);
ч) функциональные признаки потерпевшего: хромота, дефекты речи, походка, осанка, жестикуляция, привычки поведения;
ш) нет ли на теле потерпевшего следов ношения украшений, амулетов, других предметов;
щ)
4.1. Незамедлительно с помощью специалистов произведите дактилоскопирование, фотографирование тела и лица в фас, оба профиля и в 3/4 поворота головы; опишите по системе “словесного портрета”.
4.2. При необходимости поручите изготовить рисованный портрет потерпевшего и снять посмертную маску для последующей идентификации.
4.3. Детально опишите и сфотографируйте индивидуальные особенности потерпевшего.
4.4. Опишите, сфотографируйте, сохраните одежду, вещи потерпевшего и предметы, обнаруженные возле тела.
4.5. Назначьте судебномедицинскую экспертизу трупа. Определите антропометрические данные потерпевшего.
4.6. Дайте задание отобрать образцы крови (жидкой и на марле) и волос с головы (с лобной, двух височных, теменной и затылочной областей).
4.7. При наличии на теле татуировок, рубцов, других дефектов, следов ношения украшений поручите изъять с этих мест препараты кожи для последующей экспертизы.
4.8. При необходимости сохраните тело для опознания.
4.9. Незамедлительно организуйте выявление и допрос лиц, возможно, знавших, видевших погибшего или слышавших его речь.
4.10. Используйте данные о внешности погибшего в обращении к общественности, ориентировке соседних регионов и проверке заявлений об исчезновении граждан.
4.11. Проведите проверки по криминалистическим учетам.
4.12.
5. Не страдал ли потерпевший какимлибо заболеванием, не было ли у него опухолей, язв, изменений внутренних органов, переломов; хирургических операций, если да — какие именно, как давно, по какой методике, на каком профессиональном уровне они выполнены. Не указывают ли эти данные на личность потерпевшего.
5.1. Детально опишите и сфотографируйте следы операций, ампутации, физические недостатки, пороки развития, профессиональные особенности.
5.2. Назначьте судебномедицинскую экспертизу по вопросам, указанным в п. 5.
5.3. Произведите рентгенографирование грудной клетки, черепа, позвоночника и конечностей погибшего.
5.4. Изымите костные фрагменты со следами переломов и препараты кожи со следами операций.
5.5. Выясните, где, когда лечился погибший, используйте информацию для установления личности; дайте соответствующее задание органам дознания.
5.6.
6. Каково состояние зубов потерпевшего, не указывают ли их особенности на личность погибшего.
6.1. Осмотрите и с помощью специалиста зафиксируйте и определите внешний вид и состояние зубов потерпевшего:
а) ровные, кривые, редкие; крупные, мелкие;
б) какие зубы отсутствуют, имеют дефекты;
в) наличие пломб, коронок, мостов, протезов.
6.2. Определите, из какого материала, когда, насколько квалифицированно выполнены стоматологические работы.
6.3. При необходимости поручите специалистамстоматологам изготовление моделей челюстей погибшего.
6.4. Выясните, где лечился погибший, заказывал протезы. Дайте соответствующие задания органам дознания. Используйте информацию для установления личности потерпевшего.
7. Каково состояние психики, интеллекта потерпевшего, каковы особенности его речи; нет ли какихлибо изменений, патологий мозга и речевого аппарата. Если да — какие именно, как давно наступили. Как состояние здоровья и психики могло отразиться на внешнем облике погибшего, повлиять на его образ жизни, выбор профессии, поведение в быту, на производстве.
7.1. Назначьте судебномедицинскую и психиатрическую экспертизы.
7.2. Выявите и допросите лиц, общавшихся с потерпевшим.
7.3.
8. Каков род занятий погибшего. Не указывают ли на его профессию:
а) мозоли, характерные следы повреждений, цвет кожи рук (в частности кистей) и других частей тела;
б) татуировки, их местонахождение и содержание;
в) особенности развития отдельных групп мышц;
г) содержимое изпод ногтей или сера из ушей;
д) микрочастицы на ладонях потерпевшего;
е) перенесенные профессиональные заболевания;
ж) специфическое состояние зубного аппарата;
з) состояние дыхательных путей;
и) изменения в суставах и костях скелета погибшего;
к) необычность цвета волос;
л) предметы, вещи, обнаруженные на трупе и возле него;
м) содержимое карманов, пыль, специфические повреждения и загрязнения одежды и вещей;
н)
8.1. Опишите, сфотографируйте названные выше следы на трупе, отразите их локализацию, характер.
8.2. Назначьте судебномедицинскую экспертизу (см. п. 8).
8.3. Поручите судебному медику изъять для последующего исследования содержимое изпод ногтей, серу из ушей, микрочастицы с ладоней и других открытых участков тела погибшего.
8.4. При необходимости назначьте комиссионную экспертизу. Наряду с судебным медиком в состав комиссии включите патологоанатома, стоматолога, специалиста в области промышленной санитарии, акушерагинеколога.
8.5. Изымите и исследуйте содержимое карманов, пыль и иные следы на одежде и вещах потерпевшего. Назначьте необходимые экспертизы.
8.6.
9. В каком состоянии находился потерпевший непосредственно перед наступлением смерти:
а) нет ли алкоголя в желудке, крови, моче. Количество, давность принятия, степень опьянения;
б) нет ли в крови наркотиков, снотворного, иных медицинских препаратов. Давность, количество принятого;
в) не указывает ли состояние потерпевшего на его личность и отношение к определенной местности;
г)
9.1. Назначьте по этим вопросам судебномедицинскую экспертизу.
9.2. Используйте для суждений результаты осмотра места происшествия.
9.3.
10. Какие события в жизни потерпевшего предшествовали его смерти. С кем он общался, какие места посетил. Не позволяют ли эти данные выйти на источники информации о личности погибшего:
а) если принимал алкоголь, наркотики, то когда, где; у кого их приобрел;
б) если ел перед смертью, то какую конкретно пищу, когда, где ее приобрел и потребил;
в) не было ли половых отправлений. Способ сексуального удовлетворения, половая направленность;
г) не выполнял ли гигиенические, косметические, лечебные и иные процедуры. Квалификация, время, место их выполнения;
д) не было ли какихлибо иных событий.
10.1. Осмотрите тело, незамедлительно назначьте судебномедицинскую экспертизу трупа для исследования содержимого желудочнокишечного тракта, крови, мочи; половых органов, других частей тела, используемых для удовлетворения сексуального влечения.
10.2. Осмотрите и исследуйте одежду потерпевшего.
10.3. Изучите район совершения преступления, определите предприятия, учреждения, жилые дома, которые мог посетить перед смертью потерпевший.
10.4. Изучите обстановку в этих местах, выявите и опросите граждан, находившихся там и видевших потерпевшего. Используйте фотографии погибшего. Учтите время совершения посягательства.
10.5. Дайте соответствующее задание органам дознания.
10.6. Организуйте поквартирный (подворный) обход.
10.7.
11. Каким путем, когда, на чем, зачем потерпевший прибыл на место преступления. Не видели ли его при перемещении, не могут ли опознать.
11.1. Определите вероятный путь потерпевшего к месту нападения на него. Используйте информацию о состоянии, в котором он находился, событиях в его жизни, показания свидетелей, видевших потерпевшего. Примите во внимание его субъективные особенности, обстановку в районе преступления, время посягательства.
11.2. Организуйте выявление лиц, находившихся на пути перемещения погибшего, допросите свидетелей, видевших его, проведите поквартирный (подворный) обход.
11.3. Дайте соответствующее задание органам дознания.
11.4.
12. Не было ли в районе происшествия событий, изучение которых может дать информацию о личности потерпевшего:
а) исчезновения граждан (местных и неместных);
б) обнаружения документов, вещей, возможно, принадлежащих потерпевшему;
в) необычного беспокойного поведения домашних животных. Не указывает ли оно на место, где ранее находился труп погибшего и на его личность;
г) юбилеев, торжеств, поминок и т. п., в которых мог участвовать погибший;
д)
12.1. Дайте соответствующее задание органам дознания.
12.2. Используйте помощь общественности.
12.3.
13. Нет ли данных о погибшем в спецучетах. Составьте карту неопознанного трупа. Пошлите запрос.
14. Не указывают ли на личность потерпевшего другие обстоятельства происшествия.
14.1. Проанализировав информацию о происшествии в совокупности (время, место посягательства, поведение жертвы до и в момент посягательства, другие обстоятельства преступления), попытайтесь использовать полученные знания для вывода о качествах жертвы.
15. Составьте обобщенную характеристику погибшего (информационную модель). Синтезируйте все имеющиеся в деле данные о погибшем. Используйте для этого типовую схему криминалистической характеристики жертвы:
пол, возраст, национальность, раса;
папиллярные узоры, группа крови (белка, потожира), генная характеристика;
физическое развитие, рост, телосложение, особенности;
характеристика отдельных частей тела: форма головы, лица, волосы (прическа), глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея, плечи, грудная клетка, живот, верхние и нижние конечности; цвет кожи на открытых и закрытых частях тела;
особые приметы: уродства; шрамы, родимые пятна, татуировки, следы их удаления;
функциональные признаки: походка, хромота, дефекты речи, жестикуляция, мимика;
состояние здоровья, перенесенные заболевания, хирургические операции (время, методика их проведения);
состояние психики, интеллекта, особенности речи;
сексуальная характеристика: направленность полового влечения, формы удовлетворения;
материальное положение погибшего, владение определенными предметами, вещами;
наличие профессиональных, спортивных и иных навыков;
род занятий погибшего (физическая, умственная деятельность);
социальная принадлежность;
наличие судимости;
состав семьи, связи;
отношение к району, где совершено преступление: местный, приезжий;
отношение к виновному: чужой, свой (характер, близость отношений);
события в жизни погибшего, предшествовавшие смерти: прием алкоголя, пищи, наркотиков; половые отправления, гигиенические и иные процедуры; посещение определенных мест, встречи; отсылка, получение корреспонденции и т. д.;
место пребывания до гибели.
16. Используйте информацию о потерпевшем для установления его личности.
16.1. Представьте сведения обо всех признаках личности потерпевшего соответствующим органам. Проконтролируйте составление карты неопознанного трупа, запросите соответствующие кримучеты.
16.2. Выдвиньте и проверьте версии о погибшем (см. раздел III).
17. Изучите социальнопсихологические и психические качества погибшего, используйте эти данные для поиска виновного, установления характера и обстоятельств происшествия (см. разделы IV, V).
Б. Потерпевший не известен, его тело обезображено, но труп не разложился
1. Что конкретно изменено во внешности потерпевшего?
1.1. Осматривая тело, опишите, сфотографируйте обнаруженные повреждения.
1.2.
2. Что послужило причиной этих изменений:
а) гнилостные процессы, высыхание;
б) разрушение трупа насекомыми, птицами, грызунами, дикими или домашними животными;
в) действия преступника. Место, время, орудие, способ воздействия на внешность погибшего.
2.1. Поставьте соответствующий вопрос перед медицинской экспертизой.
2.2.
3. Каким был прижизненный облик потерпевшего.
3.1. Поручите судебному медику сделать “туалет” трупа. После этого сфотографируйте тело.
3.2. Изготовьте с помощью художника рисованный портрет потерпевшего.
3.3. Далее следуйте рекомендациям раздела “А”, используя их в целесообразной с тактической точки зрения последовательности.
В. Тело потерпевшего подверглось глубоким гнилостным изменениям; обнаружен обгоревший или скелетированный труп
1. Где, в каком состоянии находится тело (останки).
2. Если труп сгнил или обгорел:
2.1. Не сохранились ли на пальцах умершего участки кожи с папиллярными узорами.
2.2. Незамедлительно, при наличии возможности, дактилоскопируйте труп.
2.3. В случае необходимости поручите судебномедицинскому эксперту обработать пальцы рук потерпевшего специальными препаратами для дактилоскопирования.
2.4. Запросите спецучеты.
2.5.
3. Если обнаружен скелет:
3.1. Используя помощь специалиста, выясните, все ли его части найдены, назначьте медицинскую экспертизу.
3.2. При необходимости немедленно организуйте поиск недостающих частей, вплоть до самых малых (зубов, ногтей, волос и т. д.) в радиусе нескольких сот метров, поскольку они могли быть растащены животными. Не оставьте без внимания и ветки деревьев. Проведите, если нужно, дополнительный осмотр места происшествия.
3.3.
4. Каковы физические и антропометрические данные умершего:
а) пол, возраст, расовая принадлежность;
б) длина тела, стопы, окружность головы;
в) цвет, длина, особенности волос;
г) группа крови и белка, входящего в состав костной ткани, генная характеристика;
д)
4.1. Для решения названных вопросов используйте помощь специалиста, назначьте медицинскую экспертизу, поручите изъять образцы крови, белка, волос, а также ногти погибшего.
4.2.
5. Нет ли на сохранившихся частях тела татуировок и других примет.
5.1. Поставьте этот вопрос перед медицинским экспертом.
5.2. Детально опишите, сфотографируйте приметы.
5.3. Поручите изъять препараты кожи с индивидуальными признаками (родимыми пятнами, татуировками и т. п.).
5.4. Запросите спецучеты.
5.5.
6. Не обладал ли потерпевший функциональными особенностями (хромота, сутулость, дефекты речи).
6.1. Назначьте для решения данного вопроса судебномедицинскую экспертизу.
6.2.
7. Принадлежат ли останки одному трупу или нескольким. В один ли период времени наступила смерть.
7.1. Используйте возможности медицинской экспертизы для решения названных вопросов.
7.2.
8. Если сохранились зубы, каково их состояние, есть ли следы врачебных вмешательств, в том числе давних.
8.1. Осмотрите и с помощью специалистастоматолога определите и зафиксируйте состояние зубов погибшего. Изымите зубы вместе с челюстью.
8.2. Поручите, если это необходимо, специалистамстоматологам изготовление модели челюстей потерпевшего.
8.3. Выясните, где лечился погибший, при наличии протезов — где они изготовлены. Дайте соответствующее задание органам дознания.
8.4.
9. Не было ли у погибшего заболеваний, травм, хирургических операций. Как давно, по какой методике и на каком профессиональном уровне они выполнены. Нет ли особенностей скелета, связанных с профессией умершего.
9.1. Используйте возможности судебномедицинской экспертизы.
9.2. Назначьте рентгенографирование останков.
9.3. Поручите изъять костные фрагменты со следами переломов и иных травм.
9.4. Выясните, где, когда лечился умерший, используйте информацию для установления личности потерпевшего. Дайте соответствующее задание органам дознания.
9.5.
10. Каков был внешний облик потерпевшего.
10.1. При наличии черепа поручите судебным медикам реставрировать голову потерпевшего.
10.2. Не исключая необходимости в дальнейшем идентификации путем совмещения, вынесите постановление об отделении в условиях морга головы погибшего (черепа с нижней челюстью) и ее консервации.
11. Нет ли на месте обнаружения останков документов, вещей, указывающих на личность умершего. Нет ли на костных останках, внутри них, под ними, рядом частей одежды, обуви, какихлибо иных предметов (медальонов, серег, колец, цепочек и т. д.).
11.1. При необходимости организуйте прочесывание местности, проведите с помощью специалистов дополнительный осмотр места происшествия.
11.2. Воссоздайте прежний вид обнаруженных вещей, подобрав их аналоги. Используйте возможности товароведческой и криминалистической экспертиз.
11.3.
12. Нет ли на сохранившихся частях тела потерпевшего следов ношения какихлибо украшений, амулетов, иных предметов.
12.1. Поставьте соответствующий вопрос перед медицинской экспертизой, при обнаружении таковых поручите изъять препараты кожи с названными следами для последующего исследования.
12.2.
13. Не было ли в районе обнаружения трупа какихлибо событий, совпадающих по времени с наступлением смерти потерпевшего и позволяющих судить о его личности:
а) исчезновения местных жителей;
б) появления и внезапного исчезновения неизвестных;
в) обнаружения документов, вещей, возможно, принадлежащих потерпевшему;
г) беспокойного поведения домашних животных; не указывает ли оно на место, где ранее находился труп;
д) юбилеев, торжеств, поминок, пьянок, в которых мог участвовать погибший;
е)
13.1. Дайте соответствующее задание органам дознания.
13.2. Используйте помощь общественности.
13.3.
14. Не указывают ли на личность потерпевшего другие обстоятельства происшествия.
14.1. Проанализируйте материалы дела. Используйте полученные данные о месте, времени и других обстоятельствах преступления для выводов о личности умершего.
14.2. Продолжите изучение личности погибшего, используя рекомендации раздела II, А, п.п. 11, 13, 15 и др.
15. Составьте обобщенную характеристику погибшего.
16. Используйте синтезированные данные о потерпевшем для установления его личности.
16.1. Ориентируйте соответствующие органы и территории.
16.2. Выдвиньте и проверьте версии о погибшем (см. раздел III).
17. Изучите и используйте эту информацию для поиска виновного, установления характера происшествия (см. разделы IV, V).
Г. Тело потерпевшего отсутствует
Названная ситуация на практике возникает в случаях исчезновения человека. Особенность расследования таких дел в том, что личность возможной жертвы уже известна. Это позволяет сразу приступить к выяснению социальнопсихологических качеств потерпевшего.
Расследуя подобные дела, следователь должен вести поиск трупа, изучать события предполагаемого преступления и одновременно накапливать информацию о потерпевшем, чтобы при обнаружении тела его можно было бы быстро идентифицировать.
Для решения названной задачи целесообразно воспользоваться предлагаемой ниже программой.
1. Допросите лиц, знавших исчезнувшего, и выясните о нем:
1.1. Пол, дату рождения, возраст на вид, национальность.
1.2. Рост, телосложение. Предложите описать исчезнувшего по правилам “словесного портрета”.
1.3. Тембр голоса (звонкий, глухой, сильный); имеет ли дефекты речи (шепелявит, картавит, заикается); говорит быстро, медленно; наличие ярко выраженной мимики.
1.4. Размеры головного убора, обуви.
1.5. Особые приметы:
а) татуировки (месторасположение, содержание);
б) наличие горба, сутулости;
в) отсутствие ноги, руки, пальцев;
г) дефекты конечностей, иных органов;
д) асимметрия лица, отсутствие, протез глаза, бельмо на глазу;
е) состояние, дефекты зубов;
ж) нарушение кожного покрова: шрамы, ожоги, родимые пятна, бородавки;
з) функциональные особенности: хромота, индивидуальность походки (ходит вразвалку и т. п.);
и) привычки, склонности;
к) состояние психического и физического здоровья: когда, где лечился, имеет ли хронические заболевания;
л) психологические особенности: темперамент, своеобразие характера, волевые качества;
м)
1.6. Во что был одет исчезнувший; верхняя, нижняя одежда, головной убор, обувь (фирма, фасон; название пошивочного и подкладочного материала, вид отделки, наличие воротника, заплат, штопок).
1.7. Были ли у него другие вещи, предметы.
1.8. Какие документы имел при себе.
1.9. Привлекался ли к уголовной ответственности.
1.10. Служил ли в армии, не был ли донором.
2. Осмотрите квартиру, рабочие и другие помещения, которые использовал исчезнувший (дачу, гараж, автомашину, помещения знакомых и родственников), попытайтесь найти необходимые для идентификации следы, вещи, документы:
2.1. Отпечатки пальцев и ладоней.
2.2. Фотографии исчезнувшего:
а) в фас, профиль, на 3/4 поворота головы;
б) в полный рост либо с предметами, имеющими стандартные или известные размеры;
в) с обнаженными передними зубами;
г) в такой одежде и с такими предметами, которые были у предполагаемого потерпевшего в момент исчезновения;
д)
2.3. Вещи со следами, пригодными для определения группы, типа крови и генной идентификации.
2.4. Футляры, части тех вещей, которые были у предполагаемого потерпевшего в момент исчезновения.
2.5. Образцы материалов, из которых изготовлены одежда исчезнувшего или какиелибо его вещи.
2.6. Другую одежду, обувь, головной убор, которые носил исчезнувший и по которым можно судить о его антропометрических данных.
2.7. Документы исчезнувшего:
а) удостоверяющие личность (паспорт, пенсионная книжка, военный билет и др.);
б) медицинские (карта амбулаторного больного, выписки из истории болезни, медицинские справки, рецепты, результаты анализов, рентгенограммы и т. п.);
в) квитанции на изготовление одежды, обуви, головного убора, протеза;
г) записные книжки, письма, дневники;
д)
2.8.
3. Соберите в других местах документы, отражающие признаки исчезнувшего.
3.1. В медицинских учреждениях: историю болезни, стоматологическую карту, рентгенограммы, флюорограммы, карту донора, другие.
3.2. В военкомате: материалы военномедицинского освидетельствования при призыве и др.
3.3. По месту работы, учебы.
3.4.
4. По обнаружении трупа используйте имеющиеся сведения для дальнейшего изучения личности погибшего. Обратитесь к рекомендациям разделов II, А, Б, В.
III. ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ВЕРСИИ О ПОГИБШЕМ
В решении названной проблемы важно различать две ситуации:
1. Материалы, собранные на начальной стадии расследования, позволяют выдвинуть конкретную версию о личности потерпевшего.
2. Имеющиеся в деле данные не дают возможности предположить, кто стал жертвой.
В первом варианте целесообразно сразу перейти к разделу III, В, посвященному проверке конкретной версии о личности потерпевшего.
В ином случае, проанализировав материалы дела и двигаясь от общего к частному, нужно последовательно определить:
1. Потерпевший является местным жителем или приезжим.
2. Если местный, организовать поиск в районе, где обнаружено тело.
3. Если приезжий, то:
а) прибыл (привезен) в данный район;
б) оказался там проездом;
в) погиб в пути на этой территории;
г) труп жертвы доставлен в этот район виновным из другой местности;
д) тело доставлено на место обнаружения стихийными силами природы или какимто другим образом.
4. Работая в названых выше направлениях, соберите материалы для выдвижения конкретных версий о погибшем, организуйте их проверку.
Соответственно используйте рекомендации разделов III, А, Б, В.
А. Личность потерпевшего не известна,
но есть основание полагать, что он местный житель
1. Выясните, не знает ли потерпевшего ктолибо из жителей данного района, города? В этих целях:
1.1. Незамедлительно, если это не было сделано ранее, организуйте выявление и опрос граждан, видевших тело.
1.2. Дайте соответствующее задание органам дознания.
1.3. Используйте средства массовой информации и помощь общественности.
1.4. Проведите опознание трупа.
1.5. При необходимости организуйте свободный доступ граждан к телу.
1.6.
2. Не указывают ли на личность потерпевшего обнаруженные у него документы, одежда, вещи; физические данные жертвы, внешность, состояние здоровья, зубов, психики, интеллект, род занятий, события в жизни перед смертью.
2.1. Используйте рекомендации раздела II, А, п.п. 2—14.
2.2.
3. Где, в каких микрорайонах предположительно проживал, работал, учился погибший. Воспользуйтесь рекомендациями раздела II, А.
4. Не относится ли погибший к лицам, которые в данных микрорайонах:
а) числятся без вести пропавшими;
б) обращались в правоохранительные органы, ЖЭК и другие учреждения с жалобами, заявлениями об ограблении, избиении, шантаже, угрозах;
в) высказывали комулибо из граждан свои опасения быть убитыми, избитыми, ограбленными;
г) не явились по вызову в правоохранительные органы, военкомат, на переговоры в междугородный телефонный узел;
д) отсутствуют по неизвестным причинам на работе (учебе), в том числе, не вернулись из отпуска, командировки;
е) не пришли в поликлинику для очередного врачебного контроля за лечением, назначенным по больничному листу;
ж) не явились на регистрацию и посадку в самолет;
з) не получают на почте поступившие им денежные переводы, посылки, бандероли, письма, адресованные до востребования, не забирают корреспонденцию из абонентных ящиков;
и) не обращались в органы социального обеспечения за продлением срока инвалидности;
к) не появляются без объективных причин длительное время на месте своего постоянного проживания;
л) не получили изготовленные по их заказам и оплаченные одежду, протезы, очки, медикаменты и т. п.;
м) не выкупили из ломбарда ценные вещи;
н) не получили сданные на прописку паспорта;
о) были выписаны из домовых книг кемто другим;
п) продали, подарили, завещали свои квартиры или другое ценное имущество;
р)
5. Организуйте выявление лиц, перечисленных в п. 4 данной программы.
5.1. Обратитесь к руководителям организаций, учреждений, предприятий, находящихся в предполагаемом районе проживания, работы потерпевшего.
5.2. При необходимости организуйте изучение документов, отражающих перечисленные выше события (табели выхода на работу, журналы учета выдачи бюллетеней и др.), опросите сотрудников.
5.3. Используйте возможности телевидения, печати, радио, помощь общественности.
5.4. Дайте соответствующее задание органам дознания.
5.5.
6. Используйте результаты поиска для выдвижения конкретных версий о личности погибшего. Организуйте проверку версий, используйте обобщенную характеристику погибшего (см. раздел II, А, п.п. 15, 16).
7. Изучите социальнопсихологические качества погибшего. Воспользуйтесь рекомендациями раздела IV.
8. Используйте данные о потерпевшем для установления характера происшествия, личности виновного и иных обстоятельств преступления (см. раздел V).
Б. Имеются основания полагать, что погибший
не местный житель
1. Попытайтесь определить, как потерпевший оказался на месте происшествия.
2. Если имеются основания полагать, что потерпевший прибыл в данную местность с о п р е д е н н о й ц е л ь ю, з а в л е ч е н о б м а н о м, д о с т а в л е н п р и н у д и т е л ь н о:
2.1. Постарайтесь, анализируя имеющуюся информацию, определить:
а) откуда, вероятно, потерпевший прибыл в данный район, когда, на каком транспорте;
б) зачем: в командировку, на учебу, лечение, экскурсию, юбилей, в гости, на похороны, на работу;
в) к кому: в какую организацию, учреждение, к каким лицам, в частности, не ведущим ли сомнительный образ жизни, ранее судимым, находящимся на учете органов внутренних дел;
г) прибыл один или с кемто;
д) где остановился: в гостинице, общежитии, у частных лиц, у знакомых, родственников и т. д.;
е) что имел с собой, где находятся вещи погибшего;
ж)
2.1.1. Используйте для суждения имеющуюся информацию о потерпевшем (см. раздел II, А—В).
2.1.2. Получите необходимую консультацию у парикмахера, товароведа, модельера и иных специалистов о местности и круге лиц, которые носят такую прическу и обычно пользуются вещами, подобными обнаруженным у умершего.
2.1.3. Изучите обстановку в районе происшествия: транспортную, социальноэкономическую, криминальную.
2.1.4. Используйте для решения названных выше вопросов сведения об иных обстоятельствах данного происшествия.
2.1.5. Дайте задание органам дознания.
2.1.6. Используйте помощь общественности.
2.1.7.
2.2. Выясните, не было ли в данном и соседних районах за период, соответствующий времени происшествия, какихлибо событий, которые могли быть связаны с личностью потерпевшего, его приездом и гибелью;
не видели ли потерпевшего в транспорте, на автобусной станции, вокзале, пристани, в аэропорту;
если есть основания полагать, что потерпевший прибыл в данную местность не один, постарайтесь, анализируя материалы дела, определить приметы попутчика, используйте их для организации поиска;
не находился ли ктолибо из местных жителей или их родственников по различным причинам (например, служил в армии) в той местности, откуда, вероятно, прибыл погибший;
не ожидал ли ктонибудь приезда родных, знакомых из местности, в которой ранее, вероятно, находился потерпевший (проживал, работал, служил);
не получал ли ктолибо из жителей телеграммы, письма из той местности, откуда, вероятно, прибыл потерпевший, не было ли междугородных телефонных переговоров;
не находил кто-либо из граждан документов, возможно, принадлежащих потерпевшему;
не было ли случаев уничтожения кем-либо из граждан документов (паспорта, трудовой книжки и др.), не могли ли это быть документы погибшего;
не было ли случаев невостребования багажа из камеры хранения;
не оставлял ли кто-нибудь в гостинице, общежитии крупные вещи (чемодан и др.);
не было ли случаев внезапного выезда из гостиницы, общежития без оплаты за проживание;
не прерывал ли кто-нибудь внезапно командировку, учебу, лечение;
не поступало ли заявлений о розыске граждан, выехавших в местность, где был обнаружен труп;
не было ли иных событий, в которых мог участвовать потерпевший (юбилеев, похорон, поминок).
2.2.1. Организуйте поиск свидетелей, которые видели потерпевшего в транспорте, на автостанции, вокзале, пристани, в аэропорту; оказывали ему какиелибо услуги. Опросите в названных целях работников транспорта, владельцев частных машин, сотрудников камеры хранения, парикмахерской, буфета, ларьков, палаток, расположенных на территории транспортной организации. Используйте фотографии и запоминающиеся приметы погибшего, снимки его вещей. Организуйте фотовитрины.
2.2.2. Сделайте соответствующие запросы в отделения связи, столы находок, гостиницы, общежития.
2.2.3. Выявите “частный сектор”, в котором останавливаются приезжие при отсутствии мест в гостиницах.
2.2.4. Проведите поквартирный (подворный) обход в районах предполагаемого пребывания погибшего.
2.2.5. Выясните, нет ли у лиц, к котором мог прибыть потерпевший, его документов, вещей и других следов пребывания; не поступали ли в их адрес телеграммы, иная корреспонденция, уведомляющая о его приезде. Изучите личность этих граждан. Если будут основания, проведите обыск.
2.2.6. Используйте возможности общественности.
2.2.7. Пошлите запросы в районы, из которых мог прибыть погибший, выясните, не является ли он жителем данной местности, не выезжал ли оттуда гражданин с аналогичными приметами. Сообщите данные о погибшем, вышлите его фотографию. При необходимости организуйте на месте выявление выбывших из данных районов лиц. Используйте рекомендации раздела III, А, п.п. 6—8.
Проверьте, не был ли потерпевший в данной местности проездом (см. раздел III, Б, п. 3).
2.2.8. Дайте соответствующие задания органам дознания.
2.2.9.
2.3. Используйте всю полученную информацию для выдвижения версий о личности потерпевшего. Организуйте их проверку, при необходимости используйте рекомендации раздела III, В.
2.4. Изучите социально-психологические качества жертвы. Воспользуйтесь рекомендациями раздела IV.
2.5. Используйте данные о потерпевшем для установления иных обстоятельств преступления.
3. Если имеются основания полагать, что потерпевший оказался в данном районе (городе) п р о е з д о м:
3.1. Когда, на каком транспорте (общественном, личном), вероятно, прибыл в данную местность. Откуда, куда следовал этот транспорт:
3.1.1. Изучите транспортную обстановку в районе обнаружения трупа, соответствующую по времени происшествию.
3.1.2. Используйте для суждений данные о личности погибшего (см. раздел II) и других обстоятельствах преступления.
в)
3.2. Следовал ли потерпевший на данном транспорте, по какой причине мог остаться в данной местности:
собирался пересесть на другой транспорт;
сделал временную остановку в данной местности;
был снят с транспорта по каким-либо причинам (болезнь и т. д.);
случайно отстал от рейса, отлучившись по своим делам (в буфет, на телеграф, почту и т. п.):
3.2.1. Для суждений используйте данные о личности потерпевшего и других обстоятельствах преступления;
3.2.2. Используя запоминающиеся приметы, фотографии умершего и его вещей, опросите пассажиров и работников транспорта, на котором, вероятно, следовал потерпевший, и выясните:
не видели ли они погибшего;
не снимали ли кого-либо из пассажиров с транспорта;
как были обеспечены пассажиры в пути продуктами питания и другими необходимыми предметами; не было ли у пассажиров нужды выходить за ними на перрон (пристань);
не выходили ли пассажиры на данной остановке, не отстал ли кто-нибудь из них;
не остался ли в транспорте невостребованный багаж;
иное.
Проверьте, нет ли связи какоголибо из названных событий с личностью погибшего;
3.2.3. Выясните, опросив свидетелей, в том числе работников того транспортного узла, где, по вашим предположениям, вышел потерпевший:
не видели ли они человека с подобными приметами. Используйте запоминающиеся особенности внешности, фотографии погибшего и его вещей;
не сообщал ли ктонибудь из пассажиров, что отстал от транспорта;
не поступали ли телеграммы с просьбой снять багаж на следующей станции;
не просил ли ктолибо сделать отметку о временной остановке в пути;
не остался ли невостребованным чейто багаж;
есть ли на остановке торговые точки, почта, телеграф, междугородный телефон, парикмахерская, буфет, медицинский пункт;
не оказывали ли потерпевшему какиелибо услуги на названных выше объектах, не предлагал ли он чтолибо купить у него;
нет ли поблизости от данной станции остановок общественного транспорта, не видели ли там погибшего.
3.2.4. Изучите документы, в которых могли быть зарегистрированы названные выше события.
3.2.5. Дайте соответствующие задания органам дознания.
3.2.6. При возможности проведите опознание трупа и вещей умершего.
3.2.7. Допросите лиц, общавшихся с погибшим, о нем, его багаже, связях, планах на будущее.
3.2.8.
3.3. Откуда и куда мог следовать потерпевший. Для суждений по этим вопросам используйте имеющиеся данные о жертве (см. раздел II).
3.4. Не знают ли потерпевшего в той местности, откуда он, вероятно, выехал:
3.4.1. Попытайтесь, используя данные об умершем (см. раздел II) определить: был ли он там местным жителем или приезжим; в каком районе, вероятно, проживал, работал, учился.
3.4.2. Проверьте, не находился ли в данном районе человек с приметами потерпевшего; действительно ли он выехал.
3.4.3. Используйте помощь общественности.
3.4.4. Дайте соответствующее задание органам дознания.
3.4.5.
3.5. Не знают ли потерпевшего в той местности, куда он, вероятно, направлялся;
не проживал ли ранее в данной местности человек с приметами погибшего;
нет ли информации о нем в местных учетах;
к кому в данном районе он мог направляться;
не ожидал ли ктолибо в данном районе человека со схожими признаками;
иное.
3.5.1. Попытайтесь, используя имеющиеся сведения о потерпевшем (см. раздел II), определить районы, в которых он мог быть известен гражданам, в правоохранительных органах и других учреждениях.
3.5.2. Организуйте поиск данных о личности погибшего в определившихся микрорайонах. Используйте помощь общественности. Дайте соответствующие задания органам дознания.
3.5.3. Допросите свидетелей. Проведите опознание тела и вещей погибшего.
3.5.4.
3.6. Используйте собранную информацию для выдвижения конкретных версий о потерпевшем. Организуйте их проверку (см. раздел III, В).
3.7. Изучите социально-психологические качества жертвы (см. раздел IV).
3.8. Используйте данные о погибшем для установления иных обстоятельств преступления и поиска виновного (см. раздел V).
4. Есть основания полагать, что потерпевший погиб в п ут и, с л е д у я н а л и ч н о м т р а н с п о р т е через район, в котором и было обнаружено его тело.
4.1. Попытайтесь определить:
откуда и куда он, вероятно, направлялся, следуя через данный район;
на принадлежащем ему или другим лицам транспорте;
один или с кем-либо;
где транспорт, на котором он прибыл в данный район;
иное.
4.1.1. Проанализируйте результаты осмотра места происшествия и трупа. При необходимости сделайте дополнительный осмотр.
4.1.2. Изучите автодорожную обстановку в районе происшествия. Выясните, какой транспорт эксплуатируется в данном районе. Воспользуйтесь помощью ГАИ.
4.1.3. Организуйте выявление граждан и транспорта, находившихся в районе преступления.
4.1.4. Дайте задание органам дознания. Обратитесь к помощи общественности.
4.1.5. Выдвиньте и проверьте версии по перечисленным вопросам.
4.1.6.
4.2. Не знают ли потерпевшего в тех районах, из которых он предположительно мог выехать:
4.2.1. Попытайтесь определить, он был там местным жителем или приезжим; где, возможно, проживал, работал, учился (см. раздел II).
4.2.2. Пошлите запросы в эти районы, выясните, не выезжал ли оттуда гражданин с приметами потерпевшего, не отправился ли он на личной автомашине в командировку, отпуск, лечение, не исчез ли безвестно вместе с транспортом. Сообщите туда данные о погибшем, вышлите его фотографии. При необходимости организуйте там выявление исчезнувших, используйте рекомендации раздела III, А, п.п. 2—8.
4.2.3. Допросите свидетелей, проведите опознание тела и вещей погибшего.
4.2.4.
4.3. Не знают ли потерпевшего в той местности, куда он, вероятно, направлялся.
4.3.1. Попытайтесь, используя данные о личности потерпевшего и приняв во внимание возможную причину выезда, определить район, в который он направлялся и где мог быть известен гражданам, в правоохранительных органах и иных учреждениях.
4.3.2. Организуйте поиск в названных микрорайонах. Соберите сведения о лицах, приезд которых ожидался местными жителями или организациями, и которые по неизвестной причине не прибыли. Проверьте, не совпадают ли признаки коголибо из них с данными потерпевшего.
4.3.3. Установите, не было ли в санаториях, домах отдыха, клиниках этого района не явившихся по назначению граждан.
4.3.4. Используйте помощь общественности. Дайте соответствующее задание органам дознания.
4.3.5. Допросите свидетелей. Проведите опознание трупа и вещей погибшего.
4.3.6.
4.4. Используйте собранную информацию для выдвижения версий о потерпевшем. Организуйте их проверку (см. раздел III, В).
4.5. Изучите социальнопсихологические качества погибшего (см. раздел IV).
4.6. Используйте данные о погибшем для установления иных обстоятельств преступления и поиска виновного (см. раздел V).
5. Есть основания полагать, что т е л о д о с т а в л е н о и з д р у г о й м е с т н о с т и.
5.1. Попытайтесь определить:
когда тело было доставлено на место его обнаружения;
откуда могло быть доставлено;
как было доставлено, не использовался ли какой-либо транспорт; не был ли труп выброшен на ходу.
5.1.1. Проанализируйте результаты осмотра места происшествия и трупа. При необходимости произведите дополнительный осмотр.
5.1.2. Изучите дорожно-транспортную обстановку в районе происшествия. Выясните, какие дороги, подъезды, подходы ведут к месту обнаружения трупа, кто в основном пользуется этими путями, какой транспорт эксплуатируется в данной местности и мог ли быть на нем доставлен труп. Используйте возможности ГАИ.
5.1.3. Организуйте выявление транспорта и лиц, находившихся в районе совершения преступления.
5.1.4. Дайте задание органам дознания. Используйте помощь общественности.
5.1.5. Выдвиньте версии о местности, из которой перевезено тело, и об использованном для этой цели транспорте.
5.1.6.
5.2. Организуйте сбор информации о потерпевшем в той местности, где, вероятно, находился умерший до своей гибели и откуда, скорей всего, доставлено его тело.
5.2.1. Попытайтесь, используя информацию о погибшем (см. раздел II), определить район, в котором он находился (жил, работал, учился, погиб).
5.2.2. Пошлите туда запросы. Сообщите данные о потерпевшем, вышлите его фотографии. При необходимости организуйте выявление исчезнувших там граждан (см. раздел III, А, п.п. 2—6).
5.2.3. Допросите свидетелей. Проведите опознание тела и вещей погибшего.
5.2.4.
5.3. Используйте собранную информацию для выдвижения версий о потерпевшем. Организуйте их проверку (см. раздел III, В).
5.4. Изучите социальнопсихологические качества погибшего (см. раздел IV).
5.5. Используйте данные о погибшем для установления иных обстоятельств преступления и поиска виновного (см. раздел V).
6. Тело неизвестного обнаружено в водоеме (на берегу), и имеются основания полагать, что т р у п д о с т а в л е н с т и х и й н ы м и с и л а м и п р и р о д ы.
6.1. Попытайтесь определить:
как тело оказалось на месте его обнаружения: доставлено ветром, течением, животными;
в каком месте тело попало в воду;
иное.
6.1.1. Проанализируйте результаты осмотра места происшествия и трупа. При необходимости произведите дополнительный осмотр. Примите во внимание:
время и место (на суше или в воде) гибели неизвестного;
причину смерти;
продолжительность пребывания тела в воде;
иное.
6.1.2. Изучите обстановку в районе обнаружения трупа. С помощью специалиста выясните:
глубину водоема, в котором обнаружено тело;
направление и силу ветра в период, соответствующий смерти потерпевшего;
полноводность; есть ли препятствия в русле (на дне, по берегам), которые могли бы помешать перемещению трупа;
наличие, скорость течения (поверхностного, донного).
6.1.3. Используйте собранную информацию для выдвижения версий по всем перечисленным вопросам.
6.1.4.
6.2. Выясните, не знают ли потерпевшего в той местности, где его тело попало в воду.
6.2.1. Попытайтесь определить является ли он приезжим или местным жителем; район, в котором вероятно, проживал, работал, учился (см. раздел II).
6.2.2. Если потерпевший — местный житель, воспользуйтесь рекомендациями раздела III, А.
6.2.3. Если имеются основания полагать, что он — приезжий, обратитесь к разделу III, Б.
6.2.4.
6.3. Используйте собранную информацию для выдвижения конкретной версии о потерпевшем. Организуйте ее проверку (см. раздел III, В).
6.4. Изучите социальнопсихологические качества потерпевшего (см. раздел IV).
6.5. Используйте данные о погибшем для установления иных обстоятельств преступления и поиска виновного (см. раздел V).
В. Данные о потерпевшем имеются
(выдвинута конкретная версия), но их
для достоверного вывода о личности жертвы недостаточно
1. Выясните, соответствует ли время, когда предполагаемую жертву видели последний раз, периоду наступления смерти потерпевшего.
1.1. Сопоставьте данные по названным обстоятельствам. Оцените результат, но учтите возможность ошибки судебных медиков и показаний свидетелей.
1.2. При необходимости назначьте повторную СМЭ.
1.3.
2. Проанализируйте соответствие общих признаков предполагаемой жертвы фактическим данным погибшего (пол, возраст, рост, группа, тип крови, цвет волос, глаз; у женщин — признаки перенесенных родов, состояние и срок беременности, послеродовое состояние и т. д.).
2.1. Соберите, если это не было сделано ранее, данные об общих признаках предполагаемой жертвы. Допросите лиц, владеющих такой информацией (см. раздел II, Г).
2.2. Сопоставьте сведения о предполагаемой жертве с фактическими данными погибшего. Оцените результат. Примите во внимание, что цвет глаз и волос после смерти нередко изменяются. Обратитесь к помощи специалистамедика.
2.3. Используйте данные об общих признаках потерпевшего для “просеивания” списка предполагаемых жертв.
2.4.
3. Проверьте, соответствует ли профессия, род занятий предполагаемой жертвы профессиональным признакам потерпевшего.
3.1. Установите профессию, род занятий предполагаемой жертвы.
3.2. Сопоставьте эту информацию с фактическими данными потерпевшего (см. раздел II, А, п. 8). Оцените результат. Примите во внимание стаж и условия, в которых работал предполагаемый потерпевший.
3.3. При необходимости назначьте комиссионную экспертизу с участием специалиста в области промышленной санитарии.
3.4.
4. Проведите сравнительный анализ событий в жизни предполагаемой жертвы с тем состоянием, в каком находился потерпевший непосредственно перед смертью.
4.1. Выясните, если это не было сделано ранее, какие события имели место в жизни предполагаемого потерпевшего, в каком состоянии его видели последний раз. Выявите и допросите свидетелей.
4.2. Сопоставьте эти данные с фактическими признаками потерпевшего (см. раздел II, А, п.п. 9, 10). Оцените результат.
4.3. При необходимости назначьте повторную СМЭ.
4.4.
5. Выясните, имелись ли у предполагаемой жертвы те вещи, предметы, которые обнаружены у потерпевшего и возле него.
5.1. Допросите, если это не было сделано ранее, лиц, знавших предполагаемого погибшего и видевших его последними, во что он был одет, обут, какие вещи находились при нем.
5.2. Сопоставьте показания свидетелей с данными осмотра места происшествия и трупа. Оцените результат.
5.3. В случае несоответствия предметов, проверьте, не мог ли предполагаемый потерпевший приобрести обнаруженные вещи уже после того, как его видели последний раз (купить, взять у знакомых и т. д.). Найдите источники приобретения, проведите опознание вещей и трупа.
5.4.
6. Проведите сравнение индивидуальных признаков предполагаемой жертвы с фактическими данными погибшего:
а) папиллярных узоров на пальцах и ладонях;
б) генной характеристики;
в) группы, типа крови;
г) состояния зубного аппарата;
д) отдельных примет (татуировок, рубцов, родинок, бородавок, мозолей, уродств);
е) состояния здоровья, перенесенных заболеваний;
ж) изменений внутренних органов, суставов, костей;
з)
6.1. Выявите и допросите, если это не было сделано ранее, лиц, хорошо знавших предполагаемого потерпевшего и владеющих информацией:
о его общих идентификационных признаках (см. п. 2 настоящего раздела);
о профессии и роде занятий, месте работы;
о состоянии, в котором его видели последний раз. Не употреблял ли алкоголь, наркотики, какиелибо сильнодействующие лекарства;
о перенесенных заболеваниях, где, когда лечился (название и местонахождение лечебного учреждения);
о его службе в армии, времени и месте призыва;
был ли он донором, в какие пункты сдавал кровь;
о функциональных признаках (походке, особенностях произношения) и привычках;
о возможности обладания им предметами, вещами, которые были обнаружены на трупе и возле него;
о семейном положении, наличии родных, которые хорошо знают предполагаемого потерпевшего и его вещи, видели умершего последними;
о помещениях, в которых бывал предполагаемый потерпевший и где могут оказаться его следы, необходимые для идентификации;
об отношении предполагаемого потерпевшего к местности, в которой обнаружено тело неизвестного;
иное.
6.2. Проведите опознание трупа свидетелями, знавшими предполагаемую жертву:
по чертам лица потерпевшего;
особым приметам на обычно открытых и закрытых частях тела;
по особенностям передних зубов;
особенностям запломбированных, вставных зубов, зубных протезов;
по фотоснимкам трупа или посмертной маске.
6.3. Проведите отдельно опознание каждого из предметов, обнаруженных на месте происшествия: одежды, обуви, головного убора и иных вещей.
6.4. Осмотрите, если это не было сделано ранее, квартиру и другие использовавшиеся предполагаемой жертвой помещения (рабочее место, дачу, гараж, автомашину, помещения знакомых и родственников), попытайтесь найти там необходимые для идентификации следы, документы, вещи:
а) отпечатки пальцев и ладоней;
б) фотографии предполагаемой жертвы:
в фас, профиль, на 3/4 поворота головы;
в полный рост или рядом с предметами, имеющими стандартные или известные размеры;
с обнаженными передними зубами;
в такой одежде и с таким предметами, которые были обнаружены при осмотре места происшествия и трупа неизвестного.
в) вещи со следами, пригодными для определения группы, типа крови и генной идентификации;
г) футляры, части вещей, обнаруженных возле трупа неизвестного;
д) образцы материала, из которого могли быть изготовлены одежда и другие вещи погибшего;
е) одежду, обувь, головной убор, позволяющие судить об антропометрических данных предполагаемой жертвы;
ж) документы исчезнувшего:
удостоверяющие личность (пенсионная книжка, военный билет);
медицинские (карта амбулаторного больного, выписки из истории болезни, справки, рецепты, результаты анализов, рентгенограммы и т. п.);
квитанции на изготовление одежды, обуви, головного убора;
записные книжки, письма, дневник;
иные;
з)
6.5. Соберите в других местах документы, отражающие признаки предполагаемой жертвы:
в медицинских учреждениях: историю болезни, стоматологическую карту, рентгенограммы, флюорограммы, карту донора, прочее;
в военкомате: материалы военномедицинского освидетельствования при призыве, др.;
по месту работы, учебы;
в других местах.
6.6. При наличии материалов используйте экспертные способы идентификации трупа:
по отпечаткам пальцев (ладоней) предполагаемой жертвы и потерпевшего;
генную идентификацию потерпевшего и предполагаемой жертвы;
портретную идентификацию по фотографиям предполагаемой жертвы и трупа или посмертной маске потерпевшего;
по предметам, украшениям погибшего и фотографиям предполагаемого потерпевшего, на которых последний изображен с подобными вещами;
по его черепу и фотографиям предполагаемой жертвы;
поручите экспертам воссоздать прижизненный облик погибшего (его скульптурный портрет) по черепу, используя метод Герасимова;
по особенностям передних зубов и фотографиям предполагаемой жертвы, сделанным в момент, когда он улыбался, раскрыл рот в разговоре или принимал пищу;
по состоянию его зубов и зубному аппарату предполагаемой жертвы;
по признакам перенесенных им заболеваний, методам лечения, состоянию органов и описанию аналогичных признаков в медицинских документах предполагаемой жертвы;
по предметам или футляру, обнаруженным на месте происшествия, и частями вещей, принадлежащих предполагаемой жертве;
по образцам ткани и иных материалов, принадлежащих предполагаемой жертве, и материалам, из которых изготовлена одежда и другие вещи погибшего.
7. Сделайте вывод о личности потерпевшего по совокупности общих, профессиональных и индивидуальных признаков предполагаемой жертвы. Назначьте комплексное исследование. Оцените результаты. Примите во внимание частоту повторяемости признаков. Используйте помощь математика — специалиста в области теории вероятности.
IV. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОТЕРПЕВШЕГО И ОБСТАНОВКИ ЕГО ГИБЕЛИ
Для обнаружения и изобличения виновного, установления мотива преступления, решения вопроса о наличии состава преступления в действиях подозреваемого, правильного определения характера и степени его ответственности за содеянное недостаточно установить фамилию и другие анкетные данные потерпевшего, необходимо всесторонне изучить личностные качества жертвы. Поэтому, узнав, кто погибший, важно не менее скрупулезно исследовать социальные, психологические, психические, сексуальные стороны его жизни, а также выяснить его роль в событии расследуемого преступления.
Изучение личностных качеств погибшего следует проводить в направлениях, позволяющих установить:
1. Каков был прижизненный облик, внешний вид потерпевшего (привлекательный, отталкивающий, иной). Не было ли названное качество какимто образом связано с посягательством на жертву. В этих целях постарайтесь, если это не было сделано ранее, получить прижизненные фотографии погибшего, допросите лиц, хорошо его знавших.
2. Личностные качества потерпевшего, определявшие его поведение и взаимоотношения в обществе:
а) состояние физического и психического здоровья, сила, смелость, трусость;
б) культурный уровень, образование, интеллект;
в) осторожность, предусмотрительность, способность оценить обстановку;
г) доверчивость, доброжелательность, общительность, замкнутость;
д) отзывчивость, готовность прийти на помощь;
е) злобность, обидчивость, ревнивость, злопамятность, неуступчивость;
ж) жадность, корыстолюбие, завистливость;
з) как обычно вел себя в конфликтной ситуации: был активен или пассивен, осмотрителен, агрессивен, поступал спокойно;
и)
Не связаны ли названные качества с событием преступления, мотивом посягательства, личностью преступника и другими обстоятельствами происшествия. Не было ли у погибшего недругов.
3. Каков состав семьи, круг родственников и лиц, проживавших совместно или рядом с потерпевшим. Характеристика, образ жизни этих людей, взаимоотношения их с потерпевшим и между собой. Не было ли среди этих людей человека, испытывавшего особенную привязанность к погибшему.
4. Его увлечения, привычки: азартные игры, коллекционирование, спорт, охота, рыбалка; употребление алкоголя, наркотиков.
5. Как складывалась сексуальная жизнь потерпевшего (половая, возрастная направленность, способ удовлетворения).
6. Связи погибшего вне семьи, дома (постоянные, случайные):
а) по месту жительства, работы (последнего и предыдущего), отдыха, учебы, службы в армии;
б) по любительским занятиям (спортом, охотой, рыбалкой, коллекционированием), совместному времяпровождению;
в) по признакам землячества;
г) сексуальные связи;
д) в коммерческой, предпринимательской деятельности;
е)
7. Образ жизни, расходы.
8. Материальное положение потерпевшего и его семьи. Жилищные условия. Обладание ценным имуществом.
9. Источники доходов. Деятельность потерпевшего (служебная, общественная), не занимался ли бизнесом, коммерцией, предпринимательством, ростовщичеством. Где, кем работал. Отношение к труду и коллегам. Успехи, провалы, банкротства, штрафы.
10. Преступные связи:
а) не был ли судим, не привлекался ли к уголовной, административной, иной ответственности;
б) не участвовал ли в какихлибо преступлениях;
в) не был ли осведомлен о какихлибо преступлениях, совершенных или готовящихся;
г) не совершал ли преступления ктолибо из окружения погибшего;
д) не вызывался ли он в качестве свидетеля, ответчика, потерпевшего по уголовному или гражданскому делу.
11. Планы на будущее:
а) приобретение, продажа какихлибо ценностей;
б) обмен квартиры;
в) раздел имущества;
г) изменение состава семьи (развод, заключение брака);
д) создание, ликвидация частного предприятия;
е) заключение, отказ от какоголибо контракта;
ж)
12. События в жизни погибшего:
а) кто последним видел погибшего; где, когда, при каких обстоятельствах, с кем; чем он занимался; что имел при себе, во что был одет, та ли это одежда, в которой обнаружен труп. Организуйте поиск свидетелей, допросите их;
б) зачем, когда, с кем прибыл погибший на место происшествия. Учтите возраст, пол, образ жизни, привычки, род занятий, особенности психики, распорядок дня погибшего;
в) с кем общался, какие места посетил, чем занимался потерпевший перед нападением на него:
не принимал ли алкоголь, наркотики, снотворное, другие медицинские препараты. Количество, давность, способ принятия, где приобрел;
не ел ли перед смертью, когда, какую пищу; где приобрел, принимал;
не было ли половых отправлений. Объект, способ сексуального удовлетворения;
не выполнял ли гигиенические, косметические, лечебные и иные процедуры. Квалификация и место их выполнения;
иное;
г) кто посещал потерпевшего перед посягательством на него и ранее;
д) не поступала ли в адрес погибшего почтовая корреспонденция (письма, телеграммы, вызов на междугородную телефонную станцию, извещения о посылках, бандеролях);
е) не интересовался ли ктонибудь номером телефона погибшего не было ли звонков к нему на работу, к соседям, домой;
ж) не выполнял ли потерпевший какиелибо хозяйственные, имущественные операции: строительство, ремонт квартиры, дачи, гаража, автомашины; не вел ли подсобное хозяйство; не продавал (покупал) ли какихлибо ценностей, не давал (получал) ли денег в долг;
з) если нападение сопряжено с разбоем, не интересовался ли ктонибудь временем завоза погибшему товара, появлением крупных денежных сумм, временем сдачи выручки;
и) не приобрел ли потерпевший перед смертью какиелибо вещи, требующие помощи в доставке домой, сборке, настройке;
к) не было ли разговоров об изменениях в составе семьи потерпевшего, которые ухудшили бы чьето имущественное, жилищное или иное положение (женитьба, развод, раздел имущества, квартиры, пая);
л) не предполагалось ли продвижение потерпевшего по службе;
м) не высказывал ли ктонибудь недовольство настоящей или прошлой деятельностью потерпевшего;
н) каково было поведение жертвы накануне убийства: на работе, в семье, среди соседей;
о) не являлся ли потерпевший прежде объектом какогонибудь нападения, как реагировал на посягательство;
п) не было ли в городе, районе какихлибо событий, которые народная молва негативно связывала с личностью потерпевшего (самоубийств, разорений, банкротств, несчастных случаев, смерти при врачевании, преступлений);
р) был ли застрахован; если да — когда, на какую сумму, вид страховки;
с) не сделал ли потерпевший завещания; если да — когда, кому, что завещал;
т)
13. Роль потерпевшего в событии расследуемого преступления:
не оказывал ли сопротивление виновному;
не защищал ли от нападения третье лицо;
если вел себя активно (пассивно), соответствует ли это его состоянию, физическим, волевым, моральным и иным качествам;
не мог ли своим неправильным поведением спровоцировать виновного, в частности, нападением на последнего, оскорблением, угрозами, обманом, причинением обиды виновному или близким ему людям, грубым обращением, неумеренными требованиями, нежеланием считаться с мнением других лиц;
не создал ли обстановку, способствующую совершению преступления, в частности, своим появлением в уединенном месте, нахождением в состоянии опьянения;
иное.
Примите во внимание результаты осмотра места преступления и судебномедицинского исследования трупа, в том числе, наличие (отсутствие) на ладонях потерпевшего следов использования им какоголибо орудия и характер раневого канала; не указывает ли положение тела (конечностей) на то, что погибший получил повреждения, когда пытался напасть на когото (виновного, другое лицо) или защищался.
Учтите психофизические, моральные качества жертвы.
14. Какие события после смерти потерпевшего произошли в жизни его окружения. Не связаны ли названные события с насильственной смертью жертвы, не указывают ли на личность виновного.
В частности:
а) не было ли преждевременного, необоснованного беспокойства по случаю исчезновения потерпевшего;
б) кто был на похоронах. Как участники похорон, близкие потерпевшего, члены семьи и знакомые реагировали на факт его смерти. Не было ли, например, безразличного отношения или наигранной жалости к погибшему, инсценировки душевного расстройства или сердечного приступа;
в) не было ли срочной распродажи имущества, принадлежащего потерпевшему;
г) не произошло ли поспешных изменений в составе семьи;
д) не произведен ли раздел имущества, заключение сделок или отказ от них; не объявлено ли банкротство;
е) не было ли в поведении лиц из окружения погибшего действий, противоречащих здравому смыслу;
ж)
15. Не способствовал ли потерпевший прямо или косвенно формированию у виновного антиобщественной установки и, в конечном счете, решения напасть на него.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКА ПРЕСТУПНИКА ПО ДАННЫМ О ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШЕГО
Организовать поиск преступника по данным о потерпевшем — значит на базе информации о жертве разработать достаточно эффективную, целенаправленную систему “выхода” на виновного и обеспечить ее функционирование. Наибольшие результаты обычно дает комбинированное использование систем: “потерпевший — виновный”, “мотив преступления — виновный”, “место совершения преступления — виновный”, “время посягательства — виновный”, “орудие преступления — виновный”, “способ посягательства — виновный” и т. д.
Поступающие в процессе изучения жертвы данные анализируются на предмет: а) достоверности, б) возможной связи с расследуемым преступлением, в) значимости сведений, в частности, следователь рассуждает, не объясняют ли они причину, по которой потерпевший оказался в данное время в данном месте; почему вел себя именно так, как это установлено материалами дела; не указывают ли известные качества потерпевшего на личность преступника, мотив и иные обстоятельства нападения.
Нередко для суждения о виновном требуется глубокое изучение жертвы (см. раздел IV), создание криминалистического образа, информационной модели потерпевшего.
По сложному делу, когда связь “потерпевший — виновный” не прослеживается, стоит обратиться к логике: сначала по данным о жертве высказать суждение о круге граждан, среди которых может находиться преступник, а затем искать конкретное лицо. Существенную помощь в этом окажет также и метод “типовых версий” .
Бывают ситуации, в которых поиск виновного целесообразно строить на комплексе исходных данных: о личностных качествах потерпевшего и событиях, предшествовавших его гибели. Рассуждениям в этом случае соответствует следующая схема: “Если потерпевший обладал такимито качествами…, его гибели предшествовали такието события…, посягательство на него совершено с целью…, то сделал это, вероятно, такойто гражданин или виновного следует искать среди такихто лиц”.
В ряде случаев “выйти” на преступника помогает изучение событий, последовавших за смертью потерпевшего. Схема рассуждений здесь такова: “Если потерпевший обладал такимито качествами, а после гибели в жизни его окружения произошли такието изменения (события), то убийство, вероятно, совершил тотто или виновного следует искать среди такихто граждан”.
Для всех изложенных ситуаций можно рекомендовать единую программу:
1. Проанализировав поведение потерпевшего во время посягательства на него, определите:
а) какую роль в случившемся сыграл сам потерпевший (см. раздел IV, п. 13);
б) не указывают ли действия жертвы на личность виновного или хотя бы на его качества и среду общения;
в) организуйте проверку суждений.
2. Установив какоелибо качество потерпевшего (см. раздел IV, п.п. 1—12), попытайтесь логически определить:
а) не связано ли оно с посягательством на потерпевшего;
б) если предполагаете взаимосвязь, проанализируйте, не указывает ли это качество на личность виновного. Примите во внимание мотив, место, время и другие известные вам обстоятельства преступления;
в) организуйте проверку суждений.
3. При необходимости продолжите изучение личностных качеств потерпевшего, синтезируйте имеющиеся о нем данные, изучите информационную модель жертвы и попытайтесь определить:
а) не указывает ли совокупная информация о потерпевшем на виновного или его качества и круг лиц, среди которых он находится. Примите во внимание мотив и другие известные обстоятельства происшедшего;
б) организуйте проверку суждений о виновном.
4. Проанализируйте события в жизни потерпевшего, предшествовавшие посягательству (см. раздел IV, п. 12) и последовавшие за его смертью (см. раздел IV, п. 14); попытайтесь определить:
а) не связаны ли названные события с посягательством на потерпевшего;
б) если есть основания полагать, что связаны, не указывают ли они на личность виновного или круг лиц, среди которых он находится. Примите во внимание мотив и другие обстоятельства гибели потерпевшего;
в) организуйте проверку суждений.
5. Проанализируйте информацию в совокупности. Используйте результаты для организации поиска виновного.
Автор: Густов Г. А.
Рекомендуемая литература
1. Руководство по расследованию убийств. М., 1977.
2. Бурданова В. С., Быков В. М. Виктимологические аспекты криминалистики. Ташкент, 1981.
3. Густов Г. А. Программноцелевой метод организации раскрытия убийств. СПб., 1993.
4. Густов Г. А. Комплексный подход к раскрытию убийства. Л., 1988.
5. Густов Г. А Моделирование в работе следователя. Л., 1980.
6. Китаев Н. Н., Тельцов А. П. Проблемы расследования отдельных видов убийств. Иркутск, 1992.
7. Лузгин И. П. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981.
8. Мудьюгин Г. Н. Расследование убийств по делам, возбужденным в связи с исчезновением потерпевшего. М., 1967.
9. Пашкова В. И. Некоторые аспекты судебномедицинской идентификации личности по костям скелета // Следственная практика. Вып. 132. 1981.
10. Селиванов Н. А., СояСерко Л. А. Убийство. Как его раскрыть. М., 1994.
11. Селиванов Н. А., Видонов Л. Г. Типовые версии по делам об убийствах. М., 1989.
12. Справочник следователя. Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор профессор Н. А. Селиванов. Выпуск второй. М., 1990.
13. Справочник следователя. Практическая криминалистика: подготовка и назначение судебных экспертиз: Практическое пособие. Вып. третий. М., 1992.
14. Сергеев Л. А., СояСерко Л. А., Якубович Н. А. Планирование расследования. М., 1975.
15. Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М., 1988.
16. Шиканов В. И. Теоретические основы тактических операций в расследовании преступлений. Иркутск, 1983.
17. Шиканов В. И. Информация к тактической операции “Атрибуция трупа”. Иркутск, 1975.
18. Шиканов В. И. Идентификация трупа по его черепу. Иркутск, 1973.
19. Экспертиза на предварительном следствии / Под ред. Н. А. Селиванова. М., 1980.
Статьи по теме: