Организация расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ

Любое экономическое преступление направлено на получение преступных доходов, что требует их легализации, т.е. придание им в любых формах видимости законного происхождения. В условиях устранения тотального контроля за экономической деятельностью легальные каналы осуществления финансовых и иных экономических сделок и других операций используются лицами с корыстной антиобщественной ориентацией не только для незаконного получения денежных и других доходов, но и вкладывания таких доходов в легальную экономику, а также для инвестирования этих средств в развитие преступной деятельности. По экспертным оценкам, около 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности и только около 15 % тратится на приобретение недвижимости и иного имущества.

   Легализация (отмывание) денежных средств, имеющих незаконный источник происхождения, существенно нарушает финансовые интересы граждан, организаций, общества и государства, главным образом посредством стимулирования искусственной инфляции за счет бесконтрольного вовлечения в оборот необеспеченной денежной массы. Проникновение, а затем и насыщение «грязными» деньгами законного финансового оборота является серьезной угрозой экономической безопасности и политической стабильности любого государства. Указанное обстоятельство требует самого пристального внимания и адекватных комплексных мер противодействия этой проблеме, в том числе нормативно-правового регулирования системы мер предупреждения деятельности, связанной с легализацией незаконных доходов, совершенствования практики выявления, раскрытия и расследования таких преступлений. 

  Комплексное отечественное законодательство о противодействии легализации незаконных доходов пока еще не вышло из стадии разработки. Единственным реальным средством противодействия легализации незаконных доходов и обеспечения ответственности за эту преступную деятельность является уголовно-правовой запрет, содержащийся в статье 174 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за совершение финансовых операций, иных сделок и других экономически значимых действий с использованием денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём. Все вышеобозначенное и определяет актуальность данной работы, а борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности, признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.

1. Общая характеристика преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

07.08.2001 года Федеральным Собранием Российской Федерации приняты Федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём», вступившие в силу с 01.02.2002 года, 17.07.2002 года распоряжением Правительства РФ № 983-р утверждены «Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ ст. 174 УК РФ получила новую редакцию.

Указанными законодательными актами закреплены следующие понятия:

  • доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Принципиальное отличие данного понятия состоит в конкретном определении источника происхождения доходов, теперь он может быть получен только в результате совершения преступления, установленного уголовным законом;
  • легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;
  • операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

Операции с денежными средствами в наличной форме;

  1. зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
  2. операции по банковским счетам (вкладам);
  3. иные сделки с движимым имуществом;

Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

Основным объектом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем является установленная законами экономическая деятельность в РФ.

Предметами данных преступлений являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные преступным путем, как в России, так и за ее пределами.

Норма, содержащаяся в ст. 174УК РФ запрещает совершение любых финансовых операций и сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенным путем. Финансовые операции и другие сделки, о которых говорится в статье, это действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ценными бумагами, валютными ценностями, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ, по смыслу закона ответственность по ст. 174 УК РФ (как и по ст. 174.1 УК РФ) наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенным преступным путем имуществом. Легализация (отмывание) предмета состава преступления при этом может быть связана с дарением, обменом и др. движением материальных благ.

В ч.1 ст. 174 и ч. 174.1 УК РФ не определена минимальная стоимость легализируемого (отмываемого) имущества, достаточная для возникновения уголовной ответственности за совершение действий, указанных в данных статьях.

Необходимость придания правомерного вида происхождению (владению), пользованию или распоряжению денежными средствами, иным имуществом или правами на него возникает:

  • при совершении финансовых операций с денежными средствами, ценными бумагами и иными финансовыми инструментами;
  • когда законодательством установлен государственный контроль по регистрации прав и сделок с определенным видом имущества — возникает необходимость в легализации денежных средств, выступающих в качестве средства платежа, либо конкретного вида имущества, полученного незаконным путем и подлежащего государственной регистрации. Причем, применительно к имуществу, не только за объектами, подлежащими налоговому контролю, но иными его видами, для которых установлена обязательная государственная регистрация. Например, для недвижимого имущества, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Субъектами преступлений, предусмотренных ст.ст.174 УК являются физические вменяемые лица, достигшие к моменту его совершения 16-ти летнего возраста, совершающие финансовые операции или иные сделки с имуществом, приобретенным преступным путем, за исключением тех лиц, кто в качестве исполнителя или иного соучастника приобретал данное имущество путем совершения какого-либо первичного преступления и поэтому будет нести ответственность за легализацию (отмывание) по ст. 174.1 УК. Лица, не принимавшие непосредственного участия в совершении финансовых операций и иных сделок с легализуемым имуществом, а лишь оформлявшие либо регистрировавшие их, при доказанности их осведомленности о преступности данной операции несут ответственность как соучастники преступления. В частности, это могут быть работники банков, инвестиционных и иных фондов, иных коммерческих организаций и учреждений, осуществляющих получение, выплату, передачу, перевозку, пересылку, обмен, хранение финансовых средств, а также учреждений, документально удостоверяющих или регистрирующих право на имущество.

Преступления данного вида совершаются умышленно. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

 Динамика регистрации рассматриваемых преступных деяний в России в 2003-2012 годах отражена в таблице 1. Анализ абсолютных показателей преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ выявил некоторые колебания численности рассматриваемых деяний за обозначенный период. Однако общей тенденции к снижению выявлено не было. Более того, после некоторого снижения с 2011 года прослеживается тенденция к увеличению численности данных преступлений. Усложняет ситуацию и стремительная тенденция к снижению количества уголовных дел направленных в суд. Так, в 2003 году процент направленных в суд уголовных дел от общего количества выявленных преступлений составил 97, а в 2012 всего 3,4% (см. таблица 1)

Анализ качественных характеристик данного вида преступности также выявил некоторые интересные тенденции. Так, удельный вес преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами составил в 2012 году 3,7 % от общего числа, выявленных преступлений, что в 14 раз меньше по сравнению с 2003 годом. Представляется, что вышеобозначенные тенденции объясняются не столько действительным их снижением, сколько несовершенством процесса расследования и сложностями доказывания вины.

Таблица №1.

Количество зарегистрированных преступлений предусмотренных ст. 174 УК РФ на территории РФ

 

год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

200

2010

2011

2012

количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ

488

271

524

631

365

 

 

319

 

 

374

110

254

265

совершенных в крупном и особо крупном размере

387

105

224

319

209

103

106

39

15

19

окончены расследованием

474

222

377

582

275

220

281

97

249

227

направлены в суд

368

145

307

449

246

119

209

52

107

9

совершены группой

283

65

89

275

129

28

59

15

27

4

совершены организованным преступным сообществом

273

49

58

220

116

16

10

7

24

6

установленная сумма ущерба

179365

15062

18575

138195

57918

47514

5076

303283

6567

8545

Скачать полный текст методического пособия «Организация расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ»  

 

Шишмарёва Е.В.
доцент кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, к.ю.н.

Методическое пособие предназначено для использования следственными органами и оперативными аппаратами ОВД при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ

 

Статьи по теме:

Уведомление о
0 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев