Методические рекомендации о практике возбуждения и расследования уголовных дел о незаконной добыче водных животных

Методические рекомендации о практике возбуждения и расследования уголовных дел о незаконной добыче водных животных

Нормативными актами, регулирующими отношения в области рыболовства, охраны водных животных и морских промысловых растений, являются нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты субъектов России. К основным из них относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 года (10 января 2002 года) № 7-ФЗ (СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133) Федеральный закона «О животном мире» от 22 марта 1995 года (24 апреля 1995 года) № 52-ФЗ (СЗ РФ. 1995 № 17. Ст. 1462) Водный кодекс РФ (СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4471) Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР от 15 сентября 1958 года с изменениями и дополнениями Типовые правила любительского и спортивного рыболовства от 13 апреля 1983 года Правила промысла морских растений и водных беспозвоночных в водоемах СССР от 17 января 1966 года Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденные постановлением Правительства России от 26 сентября 1995 года № 968 (СЗ РФ. 1995. № 40. Ст. 3820, 3821) и другими законодательными актами.

 Часть 1 ст. 256 УК РФ содержит исчерпывающий перечень признаков, определяющих добычу рыбы в качестве незаконной и уголовно-наказуемой.
Это добыча:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электрического тока, либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

В целях выработки единого подхода к порядку проведения первичных проверок и правильной квалификации содеянного, полагаем необходимым руководствоваться следующим.

Предметом преступления являются водные биоресурсы, имеющие и не имеющие промысловое значение, в частности запасы рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, других водных растений и животных, которые находятся во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, в открытом море, конвенционных районах, территориальном море иностранных государств и прилегающих к нему морских районах.

Водные биоресурсы — это воспроизводящиеся живые ресурсы, неразрывно связанные с акваторией их нахождения.

К водным животным относятся пресноводные и морские рыбы, включая анадромных, т.е. нерестящихся в пресной воде и мигрирующих на нагул в морские воды, катадромных, т.е. нерестящихся в морской воде и мигрирующих на нагул в пресные воды, трансграничные и далеко мигрирующие виды рыб, единым ареалом для которых являются воды Мирового океана.

Под морскими зверями понимаются морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы и проч.).

Иные водные животные — это беспозвоночные (трепанги, кальмары, морские гребешки).

Морские растения должны быть промысловыми в данном месте и в данное время, что устанавливается специальными нормативно — правовыми актами.

Правовое регулирование охраны водных биоресурсов и рыболовства регламентируется многочисленными законодательными и нормативно — правовыми актами (Законом об охране окружающей природной среды, Законом о животном мире, Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений от 26 сентября 1995 г., Постановлением Правительства РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» от 25 мая 1994 г., Положением о порядке проведения работ по акклиматизации рыб, других водных организмов и зарыблению водоемов Российской Федерации, принятым Роскомрыболовства 27 декабря 1993 г., Типовыми правилами любительского и спортивного рыболовства и др.), нормативными актами регионального уровня.
Под добычей необходимо понимать процесс улова, убоя, извлечения и иного изъятия из природной среды водных животных и растений, заканчивающийся фактическим завладением предметом добычи, независимо от объема добытого.
Незаконность добычи имеет место во всех случаях, когда при ее осуществлении лицо нарушает общие запреты на добычу в любом количестве либо не получает специального разрешения (лицензии) в случае, когда это необходимо сделать, либо нарушает условия разрешения (лицензии), устанавливающие предмет, объем, место, время и способы добычи, если получение такого разрешения является обязательным. Разрешения на добычу водных животных и растений выдаются управомоченными органами и могут предоставлять лицу, получившему разрешение, различные правомочия или разрешение действовать при любых условиях.

Разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока, либо иных способов массового истребления, по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации), а также при наличии крупного ущерба.

В ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел названной категории следует в каждом конкретном случае выяснять размер нанесенного ущерба. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.

В случае причинения крупного ущерба незаконной добычей водных животных и растений либо незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями.

Под крупным ущербом понимается добыча ценных пород рыб (ценных в хозяйственном отношении, редких и исчезающих), значительный объем добытого, уничтожение молоди, мест нереста и т.п.

При этом в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического преступления, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Вместе с тем, в пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 14 от 05 ноября 1998 года указано, что при решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом сложившейся правоприменительной практики, полагаем необходимым считать ущерб крупным, вне зависимости от количества, вылов рыбы, занесенной в Красную книгу РФ, а также всех пород осетровых рыб. Крупным также необходимо считать ущерб в случае, если вылов других пород рыб, исчисленный по таксам, установленным Постановлением Правительства РФ, составил сумму не менее пяти минимальных размеров оплаты труда (в настоящий момент в размере 3000 рублей). В случае, если выловленные породы рыб не вошли в перечень рыб, указанных в Постановлении Правительства РФ, необходимо руководствоваться аналогичным Постановлением Главы администрации области.

Под применением самоходного транспортного плавающего средства необходимо понимать любые действия осуществляющего незаконную добычу водных биоресурсов лица, связанные с использованием катеров, моторных лодок и других самоходных транспортных средств.

При этом при применении названного квалифицирующего признака следует иметь в виду, что наряду с самоходными баржами, судами, катерами, моторными лодками, катамаранами, в качестве самоходного транспортного средства могут быть использованы парусники и иные плавающие транспортные средства, использующие в качестве движущей силы энергию ветра.

Применение взрывчатки, химических веществ, электротока есть действия лица, связанные с использованием указанных средств для осуществления добычи, воздействия на предмет добычи, обеспечения его физического изъятия из природной среды, а также совершение иных действий, выражающихся в производстве взрывов, внесении в водный объект химических веществ, глушении рыбы электротоком и проч.

Электроток может применяться как постоянного, так и переменного напряжения, источником которого могут служить аккумуляторы, генераторы, электросеть общего пользования и иные вырабатывающие электроток устройства.

Под применением иных способов массового истребления водных животных и растений понимается использование любых средств физического, химического, биологического и иного воздействия, которое привело или могло привести к гибели значительного числа водных животных и растений.

Поскольку способами массового истребления считаются такие приемы и методы лова, которые ведут к уничтожению водных животных и растений в больших количествах, их калечению, гибельно действуют на всю биофауну, зачастую не безопасно и для людей, то помимо прямо указанных в п. «б» ч. 1 ст. 256 УК РФ запрещенных способов добычи с применением взрывчатых, химических (включая яды) веществ и электротока, к незаконной добычи следует отнести, прежде всего, использование запрещенных орудий лова (то есть не разрешенных правилами рыболовства).

К таковым относятся: красноловные крючья, оханы, жаберные сети, неводы, вентеря всех разновидностей и модификаций (в случаях не промыслового, любительского лова), различные подъемники (пауки, хватки, подсаки), лов рыбы острогой и багром (острожение, багрение), лов рыбы гоном взаброд, лов рыбы при помощи бряцал, ботания и на квок, с применением огнестрельного или пневматического оружия, посредством заграждения протоков.

При этом необходимо включить в понятие иных способов массового истребления незаконную добычу рыб красноловными крючьями, оханами, жаберными сетями в количестве 3-х и более штук.

При этом, для привлечения к уголовной ответственности размер причиненного ущерба должен превышать 5 кратный размер минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.

В случае вылова водных животных разрешенным орудием лова, например, водных беспозвоночных раколовкой, с превышением количества орудий лова, предусмотренных правилами рыболовства или указанных в лицензии, то при отсутствии наличия крупного ущерба (5 МРОТ и более), квалифицирующих признаков, предусмотренных п.п. «а», «в», «г» ч. 1 ст. 256 УК РФ, содеянное следует рассматривать как административное правонарушение. А при наличии ущерба (как уже указывалось выше), превышающего 5 МРОТ, образуется состав преступления, предусмотренный п. «а» ч. 1 ст. 256 УК РФ.

Местами нереста и миграционными путями к ним являются места икрометания рыб и круглоротых, размножения и выведения потомства водных животных и морского зверя, а также пути прохода к ним.

При этом для установления обстоятельств добычи рыбы в местах нереста и на миграционных путях к ним необходимо в ходе проверок и расследования дел указанной категории истребовать и приобщать к материалам соответствующие сведения (справки и т.д.), а в случае необходимости карты-планы из соответствующих научно-исследовательских институтов рыбного хозяйства.

Преступление считается оконченным в формальных составах с момента совершения незаконных действий по добыче, в материальных — с момента наступления указанных в законе последствий.

Данное преступление совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий и их неизбежных последствий и желает их наступления (в случае материальных составов) в виде крупного ущерба, хотя бы они и не были обязательным признаком объективной стороны. При причинении крупного ущерба лицо может не желать его наступления, но сознательно допускать эти последствия либо относиться к ним безразлично.

Субъектом преступления является любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 2 статьи 256 УК РФ, являются котики, морские бобры или иные морские млекопитающие, т.е. особые виды водных животных или морских зверей, находящихся под специальной охраной. В силу специфики объекта данного преступления в Ростовской области данная часть статьи 256 УК РФ распространения не имеет, в связи с чем рекомендации в данной части не комментируются.

Часть 3 ст. 256 УК РФ устанавливает ответственность за квалифицированный состав рассмотренных преступлений, если они совершены лицом с использованием служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

К лицам, использующим свое служебное положение в процессе незаконной добычи рыбы, могут относиться работники различных правоохранительных органов и учреждений (например, инспектора рыбоохраны, сотрудники МВД РФ, ФПС РФ и др.)

Использование служебного положения может заключаться в получении информации, необходимой для добычи, обеспечении ее скрытого характера, приобретении или использовании необходимых технических средств и иных аналогичных действиях.

Разграничение составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, с составами административных правонарушений, сформулированных ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ осуществляется по предмету и объективной стороне деяния, в том числе признакам места совершения преступления, способов и орудий совершения, наступивших последствий, квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 3 ст. 256 УК.

При этом в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, необходимо исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.

К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.

Для правильной оценки причиненного экологического вреда орган предварительного расследования может привлечь соответствующих специалистов.

Следует также иметь в виду, что суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.

Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба.

Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках, в вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.

Таким образом, незаконный вылов и завладение с корыстной целью такого рода продукции – рыбы, образует соответствующий состав хищения чужого имущества и квалифицируется по ст. 158 УК РФ.

При расследовании дел о незаконной добыче водных животных и растений, следует иметь в виду, что орудия, с помощью которых совершался вылов рыбы, а также использовавшиеся при этом транспортные, в том числе плавучие средства, принадлежащие виновным, рассматриваются как вещественные доказательства, что влечет соответствующие юридические последствия.

Материалы, направляемые в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны содержать:

— сопроводительное письмо с изложением данных о нарушителе, существа нарушения, расчета и обоснования суммы причиненного ущерба, перечень прилагаемых документов;

— протокол о нарушении Правил рыболовства, содержащий исчерпывающие сведения: о месте, времени, характере правонарушения – загрязнении, орудиях, способах незаконного промысла, о нарушителе, о количестве биозапасов с описанием их видов, состояния, веса, о транспортных средствах, используемых браконьерами (корабль, катер, лодка, автомашина и т.д.), следы браконьерства, об одежде браконьеров, изъятых орудиях лова и плавсредствах, о свидетелях, а также о нарушенных правилах;

— акт осмотра орудий лова с подробным описанием их внешних признаков (размеры, индивидуальные особенности, пригодность к применению, оснащение грузилами,подборами и т.п., состояние (сухие, мокрые), наличие и характеристики сопутствующих орудий (куканов, садков, якорей, кошек, тычек, разводок и т.д.), остатков водной растительности, грунта, рыбьей чешуи и пр., а при промысле с помощью электрического устройства: сведения об источнике питания, а также других вещественных доказательствах (с приложением, по возможности, фотографий и негативов);

— акт осмотра транспортных средств: вид, марка, государственный номер, отличительные признаки, отличительные признаки указывающие на причастность к незаконному промыслу; нахождение на судах лиц, не включенных в судовую роль или без документов, сверхнормативное содержание маломерных плавсредств, наличие «запрещенных» орудий лова;

— акт осмотра отдельных особей рыбы и морепродуктов с описанием вида, пола, состояния (живая, снулая, потрошенная, соленая, разрезанная на куски, икряная, холостая), наличие характерных повреждений, полученных в процессе добычи;

— накладные о сдаче рыбы и рыбопродуктов на перерабатывающие предприятия, предприятия общественного питания и торговли, определенные решением местной исполнительной власти. В случаях, когда рыба испорчена, или невозможно обеспечить ее сохранность и сдачу, составляются акт об уничтожении;

— накладную (справку) о сдаче на хранение органу рыбоохраны или милиция изъятых орудий промысла, плавсредств, руль-моторов;

— схему места совершения правонарушения с привязкой на местности;

— банковские и другие денежные документы, свидетельствующие о возмещении ущерба;

— постановление руководителя органа рыбоохраны о предъявлении правонарушителю иска о возмещении ущерба, причиненного рыбным запасам;

— письменные объяснения нарушителей и свидетелей по существу совершенных действий, если они отсутствуют в протоколе о нарушении Правил рыболовства;

— письменное объяснение лиц, принимавших участие при обнаружении нарушения с изложением обстоятельств выявленного или пресеченного правонарушения.

В случае неустановления граждан, совершивших правонарушение, материалы, содержащие признаки уголовно-наказуемого деяния, направляются в органы внутренних дел для организации проведения оперативно-розыскных мероприятий и принятия процессуального решения.

Для осмотра места происшествия и выполнения первоначальных следственных действий в случаях задержания браконьеров, причинивших крупный ущерб рыбным запасам, хорошо оснащенных, с большим количеством запрещенных орудий лова, а также при задержании иностранных граждан, необходимо проведение осмотра места происшествия и осмотра вещественных доказательств сотрудниками органа дознания.

 

Управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел, юстиции и УФСКН

 

Статьи по теме:

Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев
X
X