Расследование бандитизма

Расследование бандитизма

 Под бандой понимается устойчивая вооружённая группа людей, тесно связанных между собой целями преступной деятельности и специально объединяющихся для совершения одного или нескольких нападений на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц.
О наличии бандитизма свидетельствует совокупность трёх признаков:

  1. участие двух или более лиц
  2. вооружённость хотя бы одного и осведомлённость об этом всех членов банды
  3. сплочённость и организованность участников.

Банда может быть вооружена не только оружием, хранение и ношение которого запрещено законом, но и любым другим оружием, а также предметами, специально приспособленными для нападения и поражения людей (например, кастеты, кистени). Бандитизм считается оконченным преступлением с момента организации вооружённой банды, даже если эта банда и не произвела ни одного нападения, так как сам факт создания вооружённой банды представляет большую опасность. Уголовной ответственности подлежат лица, организовавшие вооружённую банду, а также лица, вступившие в такую банду. К ответственности за бандитизм привлекаются люди, достигшие 16 лет.

Бандитизм (ст. 209 УК РФ) включает в себя следующие действия:

1. Создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации- сговор, приискание соучастников, финансирование, приобретение оружия и т.п.; устойчивость: стабильность состава, тесная связь между членами, согласованность действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность существования и количество совершенных преступлений; вооруженность- наличие хотя бы у одного из ее участников огнестрельного или холодного оружия, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия, о наличии которого должны быть осведомлены другие члены банды. Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось.
2. Руководство такой группой (бандой) — принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, так и с совершением ею конкретных нападений.
3. Участие в устойчивой вооруженной группе (банде)- непосредственное участие в совершаемых нападениях, выполнение членом банды иных активных действий, направленных на поддержание ее функционирования, устойчивости: финансирование, обеспечение оружием, транспортом, подыскание объектов для нападения и т.п.
4. Участие в совершаемых ею нападениях- действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения.

Внешние признаки, по которым можно судить о совершении бандитизма:

1. Дерзость нападения, продуманность деяния по способу, времени и месту совершения, неслучайный выбор объекта посягательства.
2. Четкое распределение ролей, четкая согласованность действий преступников.
3. Предварительная подготовка к совершению нападения (предшествующее наблюдение за объектом посягательства, рекогносцировка местности, прогнозирование путей отхода).
4. Наличие следов и иных материальных последствий деяния, указывающих на устойчивый характер группы (использование заранее подготовленного транспорта, средств маскировки, связи, документов, формы работников правоохранительных и иных органов и т.п.).

Последовательность следственно- оперативных действий:

1. Осмотр места происшествия, который следует проводить в максимально сжатые сроки, предварительно получив информацию от потерпевших и свидетелей -очевидцев о механизме происшествия. Необходимо осмотреть все предполагаемые места предвари-тельного наблюдения преступников за объектом посягательства, засад, пути прибытия к месту совершения преступления и пути отхода, обращая внимание на следы транспорта, обуви, окурков, остатков пищи и упаковок из-под нее, предметов одежды и маскировки, боеприпасов, брошенного оружия. Особенно тщательно нужно фиксировать характерные признаки боеприпасов и их компонентов, оружия и взрывных устройств; приобщить подробную схему расположения оружия и боеприпасов на месте происшествия.
2. Допрос потерпевшего необходим незамедлительно. Следует иметь ввиду, что по делам о нападении на коммерческие организации и коммерсантов потерпевшие, замешанные в совершении некорректных и прямо противозаконных сделок, иной сомнительной деятельности, бывают заинтересованы в сокрытии своих связей, истинного характера взаимоотношений с партнерами, источников получения доходов. Основная нагрузка в таких ситуациях ложится на оперативные подразделения, которые путем проведения ОРМ могут отследить истинное финансовое положение коммерческой организации и бухучет, ориентиры на конкретных лиц.
3. Если криминальная группа, подозреваемая в бандитизме, находилась под оперативным контролем правоохранительных органов, необходимо проанализировать всю имеющуюся информацию и оценить ее с точки зрения возможностей проведения конкретных следственных действий.
4. В ситуации, когда есть задержанные по подозрению в бандитизме, необходимо блокировать все возможные каналы утраты доказательственной базы. Крайне необходимо проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), направленных на предотвращение уничтожения и сокрытия вещественных доказательств (например, наблюдение, прослушивание и т.п.). С подозреваемым параллельно проводятся традиционные следственные действия: допросы, предъявление для опознания, освидетельствование, осмотры одежды, обуви, предметов, изъятых при личном обыске, материальных ценностей, предположительно добытых преступным путем.
В целях пресечения попыток связаться с задержанными лицами, находящимися на свободе (передача записок, информации через третьих лиц и т.п.), для выявления таких контактов и изучения по ним связей подозреваемых, необходимо взять под особый контроль лиц, освобождающихся из мест содержания под стражей, работников охраны, лиц, добивающихся свиданий с задержанными, и др.
5. Исключительное значение имеет проведение обысков. Надо учитывать, что орудия преступления и иные материальные доказательства могут быть рассредоточены по различным местам (адрес постоянного проживания, дачи, дома, гаражи, офисы фирм и т.д.; оружие может храниться и маскироваться в автотранспортных средствах). Необходимо обращать внимание на поиск и обнаружение иных предметов, связанных с незаконным хранением оружия (например, газеты тряпки со следами смазки и др.).Обыски желательно
проводить следователям или поручать их проведение квалифицированным оперативным работникам, предварительно и тщательно проинструктированным.
6. Сразу же после задержания необходимо освидетельствовать подозреваемых для установления на их теле следов преступления или особых примет (обращая внимание на следы, характерные для стрельбы из длинноствольного огнестрельного оружия), получить образцы для сравнительного исследования (смывы с ладоней рук, с лица для выявления следов близкого выстрела; срезы ногтей с пальцев обеих рук и подногтевое содержимое, образцы волос с головы).
При ранении подозреваемого и помещении его в лечебное учреждения, не полагаясь на тяжесть ранения, важно обеспечить его надежную охрану. Нельзя исключать попыток его освобождения соучастниками путем обмана, подкупа, угроз и силовыми методами.
7. Объективную информацию об обстоятельствах нападения могут дать свидетели-очевидцы, случайно оказавшиеся вблизи места совершения преступления. В каждом случае необходимо выяснять причины и обстоятельства нахождения свидетеля в этом месте, выяснять его личность, связи, не исключая, что пребывание там было не случайно.
При допросе необходимо отражать обстоятельства восприятия очевидцем увиденного: место, время, удаленность от объекта, видимость, освещение; состояние опознающего: утомленность, особенности зрения и слуха, опьянение, стресс и т.д
8. Предъявление для опознания. Готовя опознание, надо иметь представление о личности опознающего, быть уверенным в том, что он не откажется от проведения уже начавшегося следственного действия. Статисты по внешнему облику и одежде не должны существенно отличаться от опознаваемого. Если подозреваемые агрессивны и есть опасения в их негативном воздействии на опознающего, допустимо проведение опознания и по фотокарточке, с указанием конкретных причин в протоколе; само опознание целесообразно фиксировать на видеозвукозапись.
9. Большое значение имеет проведение экспертиз. Каждый предмет, приобщаемый к делу в качестве вещественного доказательства, должен быть изучен с точки зрения проведения комплекса экспертных исследований, для чего необходимо моделировать роль, место и механизм участия каждого вещдока в событии преступления. При большом количестве экспертиз, их производство надо планировать так, чтобы назначение было последовательным, сохраняло объекты исследования и имеющихся на них следы.
10. Когда к уголовной ответственности за бандитизм привлекается группа лиц, следователь обязан принять меры к выявлению тех, кто создал банду и осуществлял ее руководство. Один из путей доказывания — тщательное изучение личности каждого обвиняемого, характера его связей, роли и места в преступной группе, совершенных ею преступлений. Для выявления неформального лидера группы можно использовать возможности судебной психологии. Для этого лица характерны следующие признаки: более высокий по сравнению с другими членами банды интеллектуальный уровень;
наличие развитых волевых качеств и организаторских способностей; коммуникабельность; инициативность; настойчивость; эмоциональная устойчивость; терпение и твердость в отстаивании своих позиций; опыт (преступный), знание основ тактики и методики следствия и оперативных служб; находчивость в поисках средств самосохранения; расчетливость; умение оказывать влияние на окружающих, в том числе и на отдельных работников правоохранительных органов.
11. При расследовании должны приниматься меры к установлению источников приобретения бандой оружия, финансирования, информационного обеспечения.
12. Особое значение имеет выявление коррумпированных связей и доказывание квалифицирующего признака, указанного в ч.3 ст. 209 УК РФ – совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, т.е. использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своими служебными полномочиями, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.
Средством разоблачения должностных лиц является фиксация их прямых или опосредованных контактов с членами банды, установление конкретных действий по поддержке банды, что выявляется при проведении ОРМ, результаты которых будут представлены как доказательства. Если действия выражены в финансировании, снабжении оружием, ином материальном оснащении, то необходимо отыскать и закрепить материальные следы таких действий (движение финансовых средств и оружия, каким путем они добыты, из каких источников и каким образом попали к членам банды). Если участие в банде выражено в форме снабжения ее информацией, в прикрытии ее деятельности, то нужно собрать и проверить косвенные доказательства, т.е. определить характер, содержание информации и круга лиц, имеющих к ней доступ.
13. При окончании предварительного следствия необходимо проявить бдительность и готовность к возможному осуществлению со стороны обвиняемых попыток полностью или частично уничтожить материалы дела, затянуть ознакомление в целях освобождения из-под стражи по причине истечения процессуальных сроков. Ознакомление с делом при наличии нескольких обвиняемых и защитников должно планироваться, защитников следует заблаговременно уведомлять о месте и времени выполнения этого следственного действия. При большом количестве обвиняемых и защитников, а также значительного объема материалов дела, следователь вправе своим поручением привлечь для оказания содействия и выполнения некоторых процессуальных действий работников органа дознания. При наличии данных о явном затягивании ознакомления с делом обвиняемого и его защитника следователь в соответствии с ч. 6 ст. 201 УПК РСФСР должен принимать решительные меры по ограничению времени ознакомления с делом.
14. Установление причин и условий, способствующих бандитизму.

Ядро банды в большинстве случаев составляют лица, ранее судимые за посягательства против личности и насильственно-корыстные преступления. По освобождении из мест лишения свободы контроль за ними, как правило, не осуществляется вовсе или носит чисто формальный характер. Следователь должен выяснить, какие формы контроля за их поведением принимались со стороны милиции общественной безопасности, находились ли они в поле зрения криминальной милиции, какова была роль наблюдательной комиссии.

Членами банды нередко становятся лица, потребляющие наркотики. При установлении подобных фактов следствию необходимо выяснить обстоятельства, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, дать им соответствующую юридическую оценку, при наличии оснований выделить дело по обороту наркотиков в отдельное производство с тем, чтобы процессуальным путем более предметно провести расследование в этой части.
Если будет установлено, что несовершеннолетний был вовлечен в банду или совершенную ей акцию, то следователь должен решить вопрос об ответственности взрослых по ст. 150 УК РФ. Отдельно должна выделяться роль: подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, участковых инспекторов, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства.
Следователь не должен оставлять без внимания ни одного нарушения законов и иных нормативных актов со стороны должностных лиц, если эти нарушения способствовали возникновению банды и ее функционированию. Особым случаем здесь является бездеятельность со стороны оперативных подразделений, обязанных принимать меры по выявлению, предупреждению и пресечению преступной деятельности банды, а также факты любых нарушений при учете и регистрации сообщений о преступлениях.
В представлении следует указать конкретных должностных лиц, допустивших нарушения, а в резолютивной части должны содержаться требования об их наказании.
В необходимых случаях следователь должен ставить перед соответствующими должностными лицами вопросы о привлечении виновных лиц к административной и гражданско-правовой ответственности.

Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Просмотр всех комментариев
X
X